Памятка для родителей
материал по теме

Ефимова Марина Ивановна

Советы для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx26.27 КБ
Файл roditelskoe_sobranie_nravstvennoe_vospitanie.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

В родительский дневник. 

  • Ребенка хвалят - он учится быть благородным
  • Ребенок растет в безопасности - он учится верить в людей
  • Ребенок живет в понимании и дружелюбии - он учится находить любовь в этом мире
  • Ребенка поддерживают - он учится ценить себя
  • Ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть
  • Ребенок растет в упреках - он учится жить с чувством вины
  • Ребенка высмеивают - он становится замкнутым
  • Ребенок живет во вражде - он учится быть агрессивным

Памятки для родителей.

Если ребенок провинился:

  • Не принимайтесь за воспитание в плохом настроении.
  • Не показывайте готовых решений.
  • Не унижайте его.
  • Не угрожайте.
  • Не вымогайте обещаний.
  • Сразу давайте оценку поступку, ошибке.
  • Оценивайте поступок, а не личность.

Наказывая нужно помнить:

  • Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение поступка, а наказание освобождает от мук совести.
  • Наказание должно быть не нормой, а исключением.
  • Правом наказания в семье должен обладать один человек, наиболее уважаемый, любимый ребенком.
  • Наказывать за проступок.
  • Не читать длинных нотаций.
  • Не напоминать о проступке.
  • Вести разговор о проступке наедине.

Чтобы ребенок вас слушался (советы А.С. Макаренко)

  • Распоряжение не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но оно не должно быть похоже на упрашивание.
  • Оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него слишком трудного напряжения.
  • Оно должно быть разумным, то есть не должно противоречить здравому смыслу.

Если распоряжение отдано, оно должно быть обязательно выполнено. Очень плохо, если, распорядившись, родители забывают о своем распоряжении

 

Советы родителям учащихся среднего и старшего звеньев.

 

Правила борьбы с телеманией учащихся

  • Совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра взрослых и детей на последующую неделю.
  • Обсуждение любимых телепередач взрослых и детей после просмотра.
  • Выслушивание «за» и «против» детей по поводу взрослых передач, и мнения взрослых по поводу детских передач.
  • Телевизор должен быть помощником в созидании, а не в разрушении личности.
  • Среди прочих других форм общения с ребенком в семье телевизор должен занимать последнее место, уступая свои права прогулкам с детьми, беседам, походам, совместной трудовой деятельности, чтению художественной литературы.
  • Необходимо помнить о том, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, свыкается с ними и даже испытывает при этом удовольствие.
  • Обязательно надо исключить их из просмотра для сохранения душевного покоя ребенка.

Как готовить домашние задания?

       Эти правила должны выполнять ваши дети при подготовке домашнего задания.

1.      Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.

2.      Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.

3.      Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.

4.      Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.

5.      Научиться находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера.

6.      Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить.

7.      Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого| можно добиться.

8.      Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.

9.      Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания.

10.  Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.

11.  На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы и кладутся те учебные при надлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.

12.  В процессе приготовления домашнего задания делать перерывы.

13.  Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить.

14.  Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые могут пригодиться.

15.   Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.

16.  Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее.

17.  Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.

18.  Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.

19.  Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.

20.  Надо составлять план устного ответа и проверять себя.

 

О детском одиночестве

Уважаемые папы и мамы!

        Вряд ли простой бумажный лист с памяткой сможет заставить вас по-иному взглянуть на общение с вашим ребенком. Но если вы — человек, который живет не только прошлым, но и настоящим, при этом старается заглянуть в будущее — эта памятка поможет вам сохранить тепло взаимоотношений с вашим ребенком. Повесьте ее в своем офисе, над своим рабочим столом и иногда анализируйте, насколько вы соответствуете требованиям и правилам этой памятки.

       А еще — иногда читайте строчки стихотворения, в котором выражена огромная просьба ребенка, желающего видеть своих родителей, таких родных и близких, хотя бы изредка!

        Не заменяйте живое общение с ним на ваши фотографии на его письменном столе!

1.      Помните, что ваша семья и ваш ребенок-это самая большая ценность вашей жизни!

2.      Не думайте о том, что семья никуда от вас не денется, не оставляйте ее в списке своих «больших и важных» дел на «потом».

3.      Внятно и доступно объясните своему ребенку, почему вы вынуждены работать с утра до ночи.

4.      Познакомьте ребенка со своей работой. Пусть он почувствует, насколько важно и значимо ваше присутствие для многих людей, работающих вместе с вами.

5.      Не жалуйтесь своему ребенку, рассказывая ему о вашей работе. Ожидая вас с работы, он не должен думать о том, как вам там плохо.

6.      Рассказывайте ребенку о своих успехах и достижениях, демонстрируйте ему свою успешность.

7.      Сделайте так, чтобы ваше общение с ребенком после возвращения домой было максимально интенсивным.

8.      Не переносите ваши рабочие неурядицы на общение с собственным ребенком.

9.      Старайтесь сделать вашу беседу с ребенком эмоциональной в положительном плане.

10.  Интересуйтесь не только отметками в дневнике, постарайтесь оценить и узнать его душевное состояние, впечатления от прожитого дня, от общения с друзьями и сверстниками.

11.  Если есть немного свободного времени, потратьте его на то, чтобы познакомиться и пообщаться с его друзьями и товарищами.

12.  Не тратьте вечера на телевизор, необязательные телефонные звонки, уборки и стирки, лучше обнимите своего ребенка и пошепчитесь с ним о самом важном, дорогом и сокровенном и для него, и для вас!

13.  Изучайте своего ребенка, знакомьтесь с его внутренним миром вовремя, бойтесь опоздать!

14.  Не покупайте своего ребенка подарками за позднее возвращение домой; пройдет немного времени, и он будет ждать не вас, а подарок.

15.  Учите вашего ребенка традициям ожидания близких людей домой. Пусть это будет вашим красивым, теплым добрым ритуалом: красивая салфетка на столе, ароматный чай, уютный свет, приятная музыка и родители, которые входят в дом. Пройдет совсем немного времени и родители, заложившие такую традицию, сами будут также ожидать своих повзрослевших детей, чтобы пообщаться с ними...

16.  Не обрывайте своего ребенка на полуслове, не спешите не выслушать его.

17.  Не отталкивайте и не отмахивайтесь от него, дайте ему возможность обнять вас, прижаться к вам. Это дает ему эмоциональный заряд на новый день, новые встречи, дает ощущение счастья и уверенности в завтрашнем дне. Не лишайте ребенка этого ощущения!

18.  Помните! Лишая своего ребенка радости общения с вами сегодня, вы лишаете себя общения с ними в старости!

Помните — бумерангу свойственно возвращаться!

 

Как сохранить здоровье ребёнка?

Уважаемые папы и мамы! Если ваши дети вам дороги, если вы хотите видеть их счастливыми, помогите им сохранить свое здоровье. Постарайтесь сделать так, чтобы в вашей семье занятия физкультурой и спортом стали неотъемлемой частью совместного досуга.

         С раннего детства воспитывайте у своих детей привычку заниматься физкультурой и спортом!

         Уважайте спортивные интересы и пристрастия своего ребенка!

         Поддерживайте желание участвовать в спортивных мероприятиях класса и школы!

         Участвуйте в спортивных мероприятиях класса и школы, это способствует укреплению вашего авторитета в глазах собственного ребенка!

         Воспитывайте в своих детях уважение к людям, занимающимся спортом!

         Рассказывайте о своих спортивных достижениях в детстве и юности!

         Дарите своим детям спортивный инвентарь и снаряжение!

         Демонстрируйте свой пример занятий физкультурой и спортом!

         Совершайте со своим ребенком прогулки по свежему воздуху всей семьей, походы и экскурсии!

         Радуйтесь успехам в спорте своего ребенка и его друзей!

         На самом видном месте в доме помещайте награды за спортивные достижения своего ребенка!

         Поддерживайте своего ребенка в случае неудач, закаляйте его волю и характер!

 

Первые проблемы подросткового возраста.

1.      Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

2.      Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.

3.      Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

4.      Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

5.      Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

6.      Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.

7.      В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам — со стороны пап.

8.      Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

9.      Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

10.  Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

 

Памятка для родителей по использованию компьютера ребенком

          Для того, чтобы родители могли контролировать использование ребенком компьютера, они должны сами хотя бы на элементарном уровне уметь им пользоваться.

         Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном.

         Через каждые 20—30 минут работы на компьютере необходимо делать перерыв.

         Ребенок не должен работать на компьютере более 1,5—2 часов.

         Родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике.

         Если ребенок не имеет компьютера дома и посещает компьютерный клуб, родители должны знать, в каком клубе он бывает и с кем там общается.

         Если ребенок очень увлечен компьютером и пропадает в компьютерном клубе, необходимо побывать там вместе с ним.

         Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль.

 

Физическое воспитание школьников

Уважаемые папы и мамы! Помните!

1.      Уроки физической культуры не менее важны, чем все остальные предметы школьного расписания.

2.      Интересуйтесь успехами своего ребенка по физкультуре.

3.      Не оставайтесь равнодушными к пропускам уроков физкультуры, контролируйте наличие спортивной формы на уроках физкультуры.

4.      Поощряйте занятия спортом вашего ребенка, постарайтесь иметь дома спортивный инвентарь для занятий спортом.

5.      Поощряйте своего ребенка морально за спортивные достижения и учебные результаты по физкультуре.

6.      Контактируйте с учителем физической культуры, если у вас возникли вопросы и проблемы, связанные с его уроками или со здоровьем ребенка.

7.      Посещайте со своим ребенком спортивные мероприятия в школе и вне школы, в которых он участвует.

8.      Рассказывайте ребенку о своих спортивных достижениях, показывайте свои награды.

9.      Не высказывайтесь пренебрежительно о занятиях физкультурой.

10.  Будьте сами примером своему ребенку, пусть занятия физкультурой и спортом станут хорошей традицией вашего дома!

 

Как помочь подростку обрести уверенность в себе.

1.      Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка, как неуверенность.

2.      Не демонстрируйте эту черту характера посторонним людям.

3.      Помните, что педагоги часто ассоциируют неуверенность с плохой успеваемостью школьников.

4.      Поощряйте общение своего подростка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придаст ему уверенность в своих силах.

5.      Если подросток сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать над ним по этому поводу и не мешайте ему.

6.      Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, особенно при ветрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.

7.      Вселяйте в своего ребенка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова «Я в тебе уверен».

8.      Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.

9.      Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.

10.  Не сравнивайте своего ребенка и его качества характера с качествами характера детей, которые бывают у вас дома.

11.  Позволяйте своему ребенку проявить инициативу в преодолении неуверенности, заметьте ее и вовремя оцените.

 

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

1.      Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.

2.      Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.

3.      Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.

4.      Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.

5.      Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.

6.      Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка. Помните, что поведение — это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

 

Как помочь человеку бросить курить?

         Родители должны первыми освободиться от курения.

         Родители должны помочь ребенку отвлечься от привычки курить. Как? (Игры, отдых на свежем воздухе, прогулки, беседы — все это способствует отказу от курения.)

         Не назидать, а поддерживать своих детей, утверждать, что все получится, если человек чего-то хочет добиться.

         Не бояться компании своего ребенка, а помогать и его друзьям бороться с соблазном курения.

 

Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии

         Выбор профессии — важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

1.      Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.

2.      Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.

3.      Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

4.      Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

5.      Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

6.      Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

7.      Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.

8.      Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.

9.      Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.

10.  Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам

Уважаемые папы и мамы!

        Для вас и ваших детей наступила ответственная и волнующая пора — пора сдачи первых государственных экзаменов. От того, насколько серьезно вы к ним отнесетесь, во многом зависит итог участия вашего ребенка в экзаменационном марафоне.

1.      Создайте в своем доме уютную теплую рабочую атмосферу.

2.      Составьте расписание рабочего времени своего ребенка на период экзаменов.

3.      Учтите в расписании 15—20-минутные перерывы после часа работы.

4.      Соблюдайте режим питания в это ответственное время. Не забывайте, что мозгу нужна витаминная пища.

5.      Исключите повышенный тон, нервозность в общении со своим ребенком.

6.      Чутко реагируйте на его просьбы, если он обращается к вам за помощью или советом.

7.      Учтите, что в период подготовки к экзаменам нельзя сидеть взаперти, необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе.

8.      Не позволяйте своему ребенку впустую тратить время. В день сдачи учеником экзаменов не забудьте:

         вовремя его разбудить;

         приготовить одежду для этого торжественности случая;

         положить необходимые учебные принадлежности;

         пожелать ему удачи и успехов.



Предварительный просмотр:

родительское собрание на тему:

Роль родителей в нравственном воспитании своих детей

1

В настоящее время переход к рыночной экономике меняет систему человеческих взаимоотношений. Поэтому так важно не растерять душу подрастающего поколения. В этих условиях забота о воспитании детей становится важнейшим делом родителей, педагогов, всех членов общества.

Школа играет важную роль в воспитании подрастающего поколения и ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка, дает ему первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.

Тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.

2. Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение. Эрих Фром

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Для ребенка семья - это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

3.«Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал». 
В.А.Сухомлинский

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. 

4. «Наши дети - это наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной»

А.С. Макаренко

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания.

     

5. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка

влияют:

Семья - 50%

СМИ, телевидение  - 30%

школа - 10%

улица -10%.

Поэтому сегодня поговорим о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье. Воспитание должно строиться на основе неразрывного единства взглядов, убеждений и действия слова и дела. Что же представляет собой нравственное воспитание?

6. Нравственное воспитание это- систематическое целенаправленное формирование личности, тех ее моральных качеств, которые определяют отношение человека к обществу, к другим людям, к труду.

Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности , духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

7. «Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и все же, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребенка внесете в его душу страшный вирус, вирус безнравственности»

8. Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период.

В детстве закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности

Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща.

Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом.

Важна структура семьи. Лучше, если в семье не один ребенок. Даже если он один, не надо делать его центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи.

9. Ребёнок ждёт от родителей:

ЛЮБВИ ТЕПЛА ОДОБРЕНИЯ ЗАБОТЫ ПОДДЕРЖКИ ПОХВАЛЫ ПОНИМАНИЯ НЕЖНОСТИ УЛЫБКИ

Очень часто родители жалуются на своих детей и недовольны ими, особенно часто это происходит, когда ребёнок достигает подросткового возраста, и в нём заостряются некоторые черты характера и проявляется бунтарство и протест против родителей, школы или всего мира в целом. Типологию поведения ребёнка в подростковом возрасте можно прогнозировать заранее в зависимости от стиля воспитания, который применят родители. Можно даже предположить какой тип личности будет у ребёнка, когда он вырастет.

Как правильно дать то, чего ждут от нас дети? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще быть воспитание не правильным?

Лев Толстой сказал: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!».

Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательные черты характера, которые мешают нам быть лучше. Полезно взглянуть на себя со стороны.

Существует несколько типов семейного воспитания. Некоторые я сейчас перечислю. А вы задумайтесь, какой из этих типов используется Вами.

10. СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

1 Авторитарный стиль

2 Гиперопека

воспитание ОПЕКОЙ

3 Кумир семьи

4 Гипоопека

воспитание РАВНОДУШИЕМ

5 Хаотический стиль

противоречивый

6 В КУЛЬТЕ БОЛЕЗНИ

7 ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

воспитание доверием

11 стиль воспитания АВТОРИТАРНЫЙ

  • Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются
  • Внушают лишь подчинение
  • Ребенок не знает ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь
  • Родители убеждены, что имеют все « права на ребенка», они могут наказывать его по своему усмотрению, ограничивать его свободу, навязывать ему свои вкусы, контролировать все его действия.
  • Родители не уделяют ребенку необходимого внимания и заботы, чрезмерно придирчивы к нему, требуют от него жесткого соблюдения порядка, беспрекословного послушания, подчинения семейным традициям.
  • 12 . Они наказывают ребенка за несоблюдение порядка, за плохие отметки, за невыполнение их требований. Мало заботятся о воспитании нравственных качеств, уделяя внимание воспитанию послушания. Готовя с ребенком уроки, родители принимают назидательный тон, стараются «выжать» из него самостоятельные действия.
  • Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста

Авторитарный стиль (диктатура)— все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Слишком много строгости «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная»

Мнение родителей: Дети должны слушаться взрослых беспрекословно – это самый важный в воспитании принцип. Неважно, сколько ребенку – 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

Совет родителям: Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости.

Можно сказать: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим – почему и зачем».

13 Нельзя воспитывать щенков

Посредством крика и пинков.

Щенок, воспитанный пинком,

Не будет преданным щенком.

Ты после грубого пинка

Попробуй, подзови щенка!

Где раздают щенкам пинки,

Там воспитатели- пеньки!

С.Михалков

14. ГИПЕРОПЕКА

воспитание ОПЕКОЙ

  • Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых
  • Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем
  • Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда
  • Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей
  • Родители тепло и заботливо относятся к ребенку, но контролируют каждый его шаг, не позволяют ему ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых.
  • Они вмешиваются в его взаимоотношения со сверстниками и навязывают свои пути выхода из детских конфликтов.

  • 15. Они запрещают все, что с их точки зрения может представлять хотя бы малейшую угрозу его здоровью, вплоть до катания с крутых горок.
  • Все действия ребенка проходят под неусыпным взором взрослых.
  • Домашние задания выполняются вместе с детьми. Как правило, решения подсказывают взрослые.

  • зависимость
  • трудности в общении
  • неприспособленность к жизни
  • привычка, что за них все решают
  • эгоцентризм

Жизнь по подсказкам — существование. Такие дети уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников, им очень трудно жить в коллективе. Довольно часто гиперопека, не прекращающаяся и в подростковом возрасте, приводит к бурной реакции протеста.

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

16. КУМИР СЕМЬИ

  • Ребенок обожаем и любим. Это может быть «поздний» ребенок в семье.
  • Отсутствие запретов
  • Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты»
  • Освобожден от всех обязанностей
  • Родители выполняют все его требования и малейшие капризы. Порой, отказывая себе, они покупают ему дорогие вещи и игры.
  • Часто родители делают за него то или иное домашнее задание только потому, что ребенок сам не хочет его сделать.
  • 17. эгоизм
  • безответственность
  • желание получать всё и сразу
  • потребительское отношение к окружающим
  • упрямство
  • непонимание запретов

Главная цель мам и пап – дать детям всё самое лучшее . Неважно, если детям этого не очень – то хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.

Совет родителям: К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока ребенок еще маленький и слушается взрослых, но затем… Желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами – это может быть прием наркотиков, алкоголя. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

18 ГИПООПЕКА

воспитание РАВНОДУШИЕМ

  • Ребенок не получает в семье должного тепла и внимания, он предоставлен сам себе, родители практически не контролируют его времяпрепровождение и занятия
  • Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым
  • Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания
  • Вынужден сам думать о себе, завидует всем детям
  • Родители считают, что в их обязанности входит лишь кормить и одевать ребенка
  • 19 Родители не формируют у него целенаправленно навыки социальной жизни, не обучают его пониманию «что такое хорошо, а что такое плохо», не следят за выполнением домашних заданий, не знают , что происходит у него в школе.
  • Их не интересуют детские проблемы, ребенок не может получить от родителей добрый совет.
  • Формируется комплекс неполноценности
  • Вовлечение в «дурную» компанию
  • Склонность к правонарушениям

Итак, ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Принцип «Делай что хочешь, мне все равно»

Мнение родителей: Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то ребенку, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет взрослым.

Совет родителям: Никогда не надо показывать ребенку, что вам все равно, чем он занимается. Он, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». Проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».

20. ХАОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Противоречивый

  • Это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями, или между родителями и бабушками, дедушками, приводящие к семейным конфликтам.
  • У родителей, особенно у матери не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно ласковых проявлений, неосознанные поступки, когда родители говорят одно, а делают другое, что приводит к потере родительского влияния на детей.


  • 21. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. 
  • При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка, неумение доводить до конца начатое.
  • Со временем ребенок становится неуправляемым, пренебрегающим

мнением старших, родителей. 

Ребенок предоставлен сам себе, следствием чего не редко являются проявления негативного поведения, правонарушений, чрезмерные, а порой и неприемлемые развлечения, плохая учеба и т.п. Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому.

При таком стиле воспитания проявляется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

Все часто зависит от настроения.

Неприятности на работе, плохие отношения в семье, и часто взрослые «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного.

Совет родителям: Родители должны показывать ребенку, что их радует его хорошие поступки, и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание непоколебимости ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у родителей настроение. Однако если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое – постарайся быть ко мне снисходительным».

Слишком мало времени для воспитания ребенка. Многие слишком загружены работой.

Совет родителям: Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Ребенок, который все время слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) поговорите с ним, обсудите события за день, а малышам можно рассказать сказку или почитать книжку. Ребенку это необходимо.


22. В КУЛЬТЕ БОЛЕЗНИ

  • Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием
  • Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания
  • Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и злоупотребляет им.
  • Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем
  • Такой ребенок- маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего. Он хорошо усвоил все свои права, не думая, что есть еще обязанности.
  • Ждет сочувствия и сострадания ото всех
  • С трудом приспосабливается к действительности

Такие дети, лелея лишь самих себя и не привыкнув ничем жертвовать, нередко выбирают путь приспособленцев или подхалимов. Их участь — участь слабовольных и изнеженных людей.

 

23ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

воспитание доверием

  • Родители предоставляют ребенку определенную самостоятельность, уважают его человеческое достоинство, позволяют часто самому регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь.
  • Они всерьез заинтересованы в том, чтобы ребенок самостоятельно принимал решения, для этого создают ситуации выбора и помогают ему самому принять то или иное решение.
  • Родители снисходительны к ошибкам ребенка и признают свои. Ошибки обсуждаются вместе с родителями и совместно ищутся пути их исправления.
  • Родители контролируют учебную деятельность ребенка, доверяя ему и помогая по мере необходимости советом.
  • Выражают ребенку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы.
  • 24. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют  твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.
  • Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.

  • Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за близких ему людей.

Демократический  стиль воспитания, как утверждают многие психологи,  является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.

Задумайтесь, какой из этих типов используется Вами. Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь на всего росточек, который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие их.

Конечно, нельзя говорить, что рассмотренные нами сегодня стили воспитания ребенка в семье строго определены. Встречается и смешение стилей воспитания. Часто случается, что мама использует один стиль, а папа другой и в результате возникают конфликты между родителями, а дети очень быстро приспосабливаются к тому стилю, который им наиболее выгоден.

25. Дети – свидетели, они учатся жить у жизни

Сотрудничество в семейном воспитании принесет свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы и мужество каждый день учиться быть настоящей Матерью и настоящим Отцом. Пусть эти родительские истины помогут вам в воспитании ваших детей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к вам!

26 СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

  • Главное средство воспитания – это пример родителей, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах, радостях.
  • Сделайте жизнь ребенка интересной и много образной
  • Уделяйте ему больше свободного времени
  • Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных и личных делах
  • 27 Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах
  • Слушая ребенка следите за его мимикой и жестами, анализируйте их
  • Разговаривайте друг с другом, если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга
  • Не старайтесь спрятать ребенка от трудностей
  • Обсуждайте с детьми свою жизнь, считайтесь с их мнением в решении семейных проблем
  • Дети должны чувствовать ответственность за все, что они совершают в жизни
  • 28. Эффективным способом сплочении семьи, установлением дружеских взаимоотношений является проведение совместного досуга.
  • Туристические походы в лес, горы, плавание, лыжи
  • Важно не место, где проводишь время со своим ребенком, а впечатление от совместно пережитых испытаний. Именно в таких ситуациях ребенок учиться доверять Вам свою жизнь, тайны, делится секретами, своими успехами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Черты родителей, усугубляющие трудности ребенка"

Часто трудности  адаптации ребенка в школе, особенности его поведения связаны с негативными проявлениями семейного воспитания.Данная памятка знакомит родителей с особенностями характера род...

Памятка для родителей "Принципы отношений родителей с детьми"

Памятку для родителей классные руководители могут использовать при проведении родительских собраний....

Памятка для родителей. Рекомендации родителям от учителя - логопеда

Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях....

Памятка для родителей "Родителям, которые хотят научить ребенка петь"

Памятка для родителей "Родителям, которые хотят научить ребенка петь"...

Наши родители. Памятки для родителей.

Советы родителям: как помочь детям подготовиться к ЕГЭØ     Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Окажите...

«ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ РОДИТЕЛЬ! » ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Материал предназначен родителям, содержит логопедические упражнения и рекомендации....

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности...