Тема: «Обучение особых детей коммуникации с внешним миром»
консультация на тему

Кожевникова Ольга Николаевна

 

Аутичным детям очень сложно дается коммуникация с внешним миром, общение с людьми, даже самыми близкими. Сегодня начинаю серию постов о том, как помочь таким детям, научить их беспроблемному общению.
 
Расскажу о проверенных методах, которые помогут в развитии коммуникативных навыков у вашего необыкновенного малыша.

1.   Позвольте ему самому делать выбор
Попробуйте не руководить своим ребенком, а следовать за ним и тем, что ему интересно. Пусть он сам выберет чем заниматься, возьмет материалы, которые ему приглянутся. И вы увидите, что ребенок скорее будет обращать внимание на вас и на то, что вы делаете.

2.   Тише едешь – дальше будешь. «Поспешайте» медленно! 
Не нужно разговаривать с ребенком длинными предложениями, если он лишь учится говорить первые слова. Говорите на его уровне, или на один уровень выше, чем уровень речи ребенка. 
Говорите ему одиночные слова, а не целые предложения. Так он скорее поймет вас.

Вы можете называть игрушки, предметы к которым малыш тянется. Видите его интерес к чему-либо, назовите это и повторите название. 

А когда ребенок научится говорить слова, начинайте говорить ему коротенькие фразы. Сказал «мяч» - отвечаете «да, большой мяч» или «это красный мяч».

Ваша задача – чтобы информация усложнялась постепенно, и ребенок ее успевал усвоить.

3. Секрет успеха – в постоянстве. Уделяйте время обучению ребенка общению ежедневно

Если ребенок никак не может освоить какой-то навык, родителям хочется облегчить ему жизнь и сделать это за него. Они одевают его, кормят с ложечки, подают все, что требуется. И – оказывают медвежью услугу.

 

Ведь именно в ситуациях, когда необходимо сделать что-то новое, ребенок смог бы отрабатывать коммуникативные навыки. А получая все «на блюдечке», он ничему не научится. 

 

Иногда сложно разобраться, что в чем нужно помочь ребенку, а что он мог бы сам.

 

Подумайте о повседневных событиях в жизни ребенка и добавьте к каждому из них всего лишь несколько дополнительных минут. 

Задайтесь вопросом, что ребенок мог бы сказать во время этих событий. Например, если он мог бы попросить вас помочь, не надо бросаться помогать. Подскажите ему лучше, что он может сказать «помоги».

Подождите, если он молчит, подскажите второй раз, и только после этого помогайте ему.

 

4. Повернитесь к ребенку лицом.

В самом прямом, а не переносном смысле. Старайтесь сделать так, чтобы вы видели ребенка постоянно, и он мог наблюдать за вами, видеть ваше выражение лица, когда вы ему что-то говорите. Аутичным детям бывает непросто одновременно воспринимать и речь, и смотреть на вас, воспринимая зрительную информацию. Но при постоянных занятиях он постепенно привыкнет к играм и взаимодействию с вами. И тогда он начнет искать вас, если вас нет рядом, ждать вашего присутствия в играх.

 

А вы, если постоянно видите лицо ребенка, сможете вовремя оценить, насколько он заинтересован в настоящий момент тем, что вы ему предлагаете. И внести коррективы в игру.

 

5. Повторяйте вслед за ним

 

Опыт показывает, что если имитировать действия ребенка, повторять его слова, то больше вероятность, что он будет обращать на вас внимание.

Если он катает машинку, или стучит друг о друга кубиками – сделайте рядом то же самое. Повторяйте и его движения. Например, безобидные стимы, такие как кружение, легкие не травмирующие, похлопывания, вращение кистями рук и др.

 

6. Имитируйте действия ребенка

 

Имитируйте действия и слова ребенка. Например, если он стучит ложкой по столу, вы можете попробовать делать то же самое. В этом случае ребенок скорее обратит на вас внимание. Вы также можете имитировать сенсорное поведение ребенка, например, потрясти кистями рук.

 

Когда ребенок заметит, что вы имитируете его действия, он может попробовать повторять действия за вами. В этот момент вы можете расширить это действие и добавить к нему что-то новое, например, попробуйте не только катать машинку, но и посадить в кузов игрушку, не только стучать кубиками, но и построить из них домик, башню.

 

7. Используйте жестикуляцию и визуальную поддержку

 

В разговоре с ребенком подтверждайте слова жестами.

Например, машите рукой, говоря слова приветствия и прощания. Подчеркнуто кивайте или мотайте головой, когда говорите «да» и «нет». Когда предлагаете ребенку попить, сложите руку так, как будто держите стакан и поднесите ко рту, изображая питье. Когда зовете кушать, имитируйте движения ложкой, как при еде.

Указывайте на предметы или изображения, когда говорите с ребенком. Например, когда говорите «скоро придет папа», покажите фото папы.

 

Чтобы ребенку было проще понять, о чем вы говорите, в качестве методов визуальной поддержки можно использовать расписания из предметов или изображений, рисунки, карточки-подсказки.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_osobyh_detey_kommunikatsii_s_vneshnim_mirom.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Обучение особых детей коммуникации с внешним миром»

Аутичным детям очень сложно дается коммуникация с внешним миром, общение с людьми, даже самыми близкими. Сегодня начинаю серию постов о том, как помочь таким детям, научить их беспроблемному общению.
 
Расскажу о проверенных методах, которые помогут в развитии коммуникативных навыков у вашего необыкновенного малыша.

1.   Позвольте ему самому делать выбор
Попробуйте не руководить своим ребенком, а следовать за ним и тем, что ему интересно. Пусть он сам выберет чем заниматься, возьмет материалы, которые ему приглянутся. И вы увидите, что ребенок скорее будет обращать внимание на вас и на то, что вы делаете.

2.   Тише едешь – дальше будешь. «Поспешайте» медленно! 
Не нужно разговаривать с ребенком длинными предложениями, если он лишь учится говорить первые слова. Говорите на его уровне, или на один уровень выше, чем уровень речи ребенка. 
Говорите ему одиночные слова, а не целые предложения. Так он скорее поймет вас.

Вы можете называть игрушки, предметы к которым малыш тянется. Видите его интерес к чему-либо, назовите это и повторите название. 

А когда ребенок научится говорить слова, начинайте говорить ему коротенькие фразы. Сказал «мяч» - отвечаете «да, большой мяч» или «это красный мяч».

Ваша задача – чтобы информация усложнялась постепенно, и ребенок ее успевал усвоить.

3. Секрет успеха – в постоянстве. Уделяйте время обучению ребенка общению ежедневно

Если ребенок никак не может освоить какой-то навык, родителям хочется облегчить ему жизнь и сделать это за него. Они одевают его, кормят с ложечки, подают все, что требуется. И – оказывают медвежью услугу.

 

Ведь именно в ситуациях, когда необходимо сделать что-то новое, ребенок смог бы отрабатывать коммуникативные навыки. А получая все «на блюдечке», он ничему не научится. 

 

Иногда сложно разобраться, что в чем нужно помочь ребенку, а что он мог бы сам.

 

Подумайте о повседневных событиях в жизни ребенка и добавьте к каждому из них всего лишь несколько дополнительных минут. 

Задайтесь вопросом, что ребенок мог бы сказать во время этих событий. Например, если он мог бы попросить вас помочь, не надо бросаться помогать. Подскажите ему лучше, что он может сказать «помоги».

Подождите, если он молчит, подскажите второй раз, и только после этого помогайте ему.

 

4. Повернитесь к ребенку лицом.

В самом прямом, а не переносном смысле. Старайтесь сделать так, чтобы вы видели ребенка постоянно, и он мог наблюдать за вами, видеть ваше выражение лица, когда вы ему что-то говорите. Аутичным детям бывает непросто одновременно воспринимать и речь, и смотреть на вас, воспринимая зрительную информацию. Но при постоянных занятиях он постепенно привыкнет к играм и взаимодействию с вами. И тогда он начнет искать вас, если вас нет рядом, ждать вашего присутствия в играх.

 

А вы, если постоянно видите лицо ребенка, сможете вовремя оценить, насколько он заинтересован в настоящий момент тем, что вы ему предлагаете. И внести коррективы в игру.

 

5. Повторяйте вслед за ним

 

Опыт показывает, что если имитировать действия ребенка, повторять его слова, то больше вероятность, что он будет обращать на вас внимание.

Если он катает машинку, или стучит друг о друга кубиками – сделайте рядом то же самое. Повторяйте и его движения. Например, безобидные стимы, такие как кружение, легкие не травмирующие, похлопывания, вращение кистями рук и др.

 

6. Имитируйте действия ребенка

 

Имитируйте действия и слова ребенка. Например, если он стучит ложкой по столу, вы можете попробовать делать то же самое. В этом случае ребенок скорее обратит на вас внимание. Вы также можете имитировать сенсорное поведение ребенка, например, потрясти кистями рук.

 

Когда ребенок заметит, что вы имитируете его действия, он может попробовать повторять действия за вами. В этот момент вы можете расширить это действие и добавить к нему что-то новое, например, попробуйте не только катать машинку, но и посадить в кузов игрушку, не только стучать кубиками, но и построить из них домик, башню.

 

7. Используйте жестикуляцию и визуальную поддержку

 

В разговоре с ребенком подтверждайте слова жестами.

Например, машите рукой, говоря слова приветствия и прощания. Подчеркнуто кивайте или мотайте головой, когда говорите «да» и «нет». Когда предлагаете ребенку попить, сложите руку так, как будто держите стакан и поднесите ко рту, изображая питье. Когда зовете кушать, имитируйте движения ложкой, как при еде.

Указывайте на предметы или изображения, когда говорите с ребенком. Например, когда говорите «скоро придет папа», покажите фото папы.

 

Чтобы ребенку было проще понять, о чем вы говорите, в качестве методов визуальной поддержки можно использовать расписания из предметов или изображений, рисунки, карточки-подсказки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов на тему: Обучение леворуких детей письму

Леворукий ребенок со своими индивидуальными особенностями трудно приспосабливаться к такому сложному и строгому миру школы. Помогите и объясните подробнее сущность его ошибки, а потом отработайте данн...

Методическая разработка по теме: «Обучение плаванию детей начальной школы» (1-4 классы)

Эти методические разработки, адресованны специалистам по плаванию, работающим в общеобразовательных начальных школах и больших бассейнах. Методика, представленная в пособии, успешно апробирована в теч...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами исследовательской деятельности по теме «Песок» для детей дошкольного возраста с ЗПР (второй год обучения, подгрупповое)

Данное занятие предназначено для учителя-дефектолога при работе с  дошкольниками с диагнозом ЗПР. В занятии присутствует исследовательская деятельность: сравнение песка и камня, работа в песочниц...

Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями в 5 и 6 классах общеобразовательной школы

Статья "Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями в 5 и 6 классах общеобразовательной школы"...

Доклад по теме: "Обучение незрячих детей" с использованием приемов технологии критического мышления.

ТЕМА: «Особенности обучения незрячих детей русскому языку и литературе».Осуществляемая в нашей стране реформа общеобразовательной школы на принципах всемерной ее гуманизации, демократизаци...

Тема: «Обучение аутичных детей навыкам коммуникативного общения»

Материал к семинару «Развитие коммуникативных компетентностей обучающихся как средство успешной интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья»...

Образовательная программа «Экологический мониторинг» с параллельным обучением особо одарённых детей по индивидуальной программе

Программа  предусматривает  теоретические  и  практические  занятия. Теоретические  занятия  проводятся  в  виде  лекций, бесед, викторин, игр, конфер...