Психологические особенности неблагополучных семей
консультация (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Павлова Анна Сергеевна

Неблагополучная семья – это  семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети (В.М. Целуйко).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon neblagopoluchnaya_semya.ppt143.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологические особенности неблагополучных семей Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети (В.М. Целуйко).

Слайд 2

Дисфункциональные семьи с алкогольной зависимостью Дети в алкогольной семье: Оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми (« Этот ужасные секрет семьи» ). Живут в состоянии секретности, уверток, обмана («жизнь в укрытии») Ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации («Что же реально?» ; Испытывают амбивалентное отношение к отцу (внимательный, ласковый, заботливый в трезвом состоянии и злой, агрессивный, жестокий – в пьяном). Наблюдают борьбу, конфликты, ссоры родителей – это вызывает неприязнь детей к пьющим и скандалящим родителям. Испытывают страхи и тревожные предчувствия – страх перед возвращением родителей домой, стремятся уйти из дому.

Слайд 3

Испытывают разочарования – родители не выполняют своих обещаний, дети знают о несбыточности обещанного, не доверяют им. Слишком быстро взрослеют – старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции, заботу о младших и о пьющих родителях. Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей. Испытывают оскорбления и унижения, насилие – пьющие родители теряют контроль над своим поведением. Заброшенность – дети предоставлены сами себе – что приводит к неусвоению элементарных семейных обязанностей и проблемам в будущей семье ребенка. Пониженная самооценка, недостаток самоуважения. Жизнь в мире фантазий, мифов, позволяющих выжить – («Что, если б мой отец был всегда трезвым?») – вплоть до мыслей о смерти родителей.

Слайд 4

Алгоритм работы с семьями больных алкоголизмом Нормализация родительско-детских отношений и снижение их конфликтности. Повышение адекватности реагирования алкогольно- зависимым членом семьи на семейную ситуацию. Повышение ответственности членов семьи за свое внутрисемейное поведение. Участие в разрешении латентного семейного кризиса. Информирование родителей о роли и месте семьи в развитии алкоголизма у подростка. Информирование членов семьи о возможных семейных причинах алкоголизма и о признаках скрытого употребления подростком алкоголя.

Слайд 5

Неполная семья Для любого типа неполной семьи из-за дефицита мужского влияния характерны: нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы; менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек); затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола; становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.

Слайд 6

Ребенок в семье разведенных родителей: Статистика (в период и после развода родителей): у 37,7% снижается успеваемость в школе; у 19,6% страдает дисциплина дома; 17,4% детей требуют особого внимания; 8,7% детей убегают из дома; у 6,5% возникают конфликты с друзьями. Каждый пятый ребенок с логоневрозом пережил развод родителей.

Слайд 7

В семейном воспитании детей без отца можно выделить три типа отношения матери к этой проблеме: 1. Мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было. 2. Мать пытается обесценить отца в глазах ребенка, убедить в том, что отец был плохой. 3. Мать пытается увидеть в отце союзника в воспитании, у которого есть определенные достоинства.

Слайд 8

« Соблазны», подстерегающие мать, оставшуюся без мужа ( Б.И. Кочубей) Жизнь для ребенка – женщина видит смысл своей жизни в воспитании ребенка, для нее не существует личной жизни. Борьба с образом мужа – женщина утрирует отрицательные черты бывшего супруга Наследственность – женщина ищет в ребенке отрицательные черты бывшего супруга, объясняет наследственностью неудачи в воспитании Попытка купить любовь ребенка – поток подарков, вседозволенность.

Слайд 9

Ребенок в осиротевшей семье проходит несколько последовательных реакций: шок – молчаливый уход в себя или взрыв слез, чувство дискомфорта; отрицание смерти; поиск; отчаяние – осознание невозможности вернуть умершего; гнев – ребенок сердится на родителя, который его покинул – истерики, отказ от общения, грубость; тревога и чувство вины – ведут к депрессии; боязнь повторного брака родителя.

Слайд 10

Дети рожденные вне брака Мотивы их появления – самые различные: от корыстных до острой необходимости любить и воспитывать, от сознательной готовности к их появлению и воспитанию до полного отсутствия ее, безответственного отношения к рождению и воспитанию ребенка. Неполная неблагополучная семья. Социально-психологические проблемы мамы : одиночество, нарушение коммуникативной компетентности, эмоциональная депривация, агрессивность, социальная дезадаптация, личностная деградация, регресс, избегание контактов, неустойчивое настроение. Социально-психологические проблемы детей: психологический дискомфорт, дезадаптация, низкий уровень социального и умственного интеллекта, склонность к асоциальному поведению и бродяжничеству.

Слайд 11

Правила, которые являются общими в работе с любым типом неполной семьи Специалист не должен брать на себя роль авторитетного лидера, единственного источника достоверной информации и знатока, способного решить любую семейную проблему. Специалист, к которому обратились за помощью, лишь сообщает информацию об особенностях развития и поведения ребенка, раскрывая зону альтернативных решений проблемы. Право выбора того или иного решения сохраняется за родителем. Специалист не должен интерпретировать и оценивать поведение родителя или ребенка. Его задача – оказание психологической поддержки в продуктивной постановке семейной проблемы, ее анализе и успешном разрешении самими членами семьи.

Слайд 12

Неблагополучная семья, имеющая ребенка-инвалида Типичная первоначальная реакция – отрицание дефекта ребенка, неверие в наличие болезни, надежда на ошибочность диагноза. Вторичная реакция – чувство гнева, беспомощности, безысходности. Часто семья сохраняется лишь формально из чувства долга перед больным ребенком. Родители испытывают необоснованное чувство вины, муки, переживания чувство стыда из-за рождения больного ребенка, боятся осуждения окружающих, иногда - обвинение врачей, педагогов. Проявляют к ребенку гиперопеку. Заключительная реакция – эмоциональная адаптация.

Слайд 13

Социально-психологические проблемы родителей : страх, социальная изоляция, горе, психоэмоциональное напряжение, депрессия, фрустрация, коммуникативные проблемы, расстройства личности, закрытость, аутистические тенденции, алкоголизация. Социально-психологические проблемы детей: чувство неполноценности, эмоциональная депривация, манипуляции, агрессия (аутоагрессия), страх, суицидальный риск.

Слайд 14

Социальный педагог, психолог организует оказание помощи родителям в воспитании детей-инвалидов: встречи и консультации со специалистами (дефектологами, психиатрами, логопедами); обмен опытом обучения и воспитания детей вне школы; создание условий для систематических контактов педагогов и родителей учащихся, между родителями этих детей; создание благоприятных отношений между школой и различными фондами, организациями и родителями, имеющих детей с отклонениями в психологическом развитии.

Слайд 15

Семьи со скрытой формой неблагополучия Недоверчивая семья: повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности; слабые контакты с окружающими; нередки длительные конфликты с родственниками; в любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка. Дети в недоверчивой семье: у детей формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям; подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками; конфликты с учителями и воспитателями; непризнание детьми ошибок и собственной вины; трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха

Слайд 16

Легкомысленная семья отличается беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем; склонна к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у нее неопределенны; семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-нибудь изменить (старая мебель, отсутствие нужных в доме вещей, неумение организовать досуг кроме просмотра ТВ, застолий); семья постоянно находится в состоянии внутреннего разлада, по малейшему пустяковому поводу возникают конфликты. Дети в легкомысленной семье: вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами.

Слайд 17

Хитрая семья: ценит предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей, умение добиться успеха с минимальными затратами; часто обходит законы и нравственные нормы, склонна к авантюрам; стремится использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий круг полезных знакомых; к таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость проявляет пренебрежительное отношение. Дети в хитрой семье: полностью перенимают взгляды взрослых; у них формируется установка – нарушай, но главное - не попадайся!

Слайд 18

Семьи, ориентированные на успех ребенка : ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо); упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов; у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи; срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома).

Слайд 19

Дети в семьях известных людей: Первый тип поведения – многие дети считают с детства себя исключительными, предполагая, что родительские заслуги должны перейти к ним по наследству; испытывают разочарование, огорчение, обиду и злость на окружающих и собственных родителей, если не получают признания; эгоистичны, высокомерны, настраивают сверстников против себя ведут праздный образ жизни. Второй тип поведения – тяжело переживают бремя родительской славы; тяготятся повышенным интересом окружающих; стремятся превзойти своих знаменитых родителей; страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.

Слайд 20

Семьи состоятельных людей: семья живет в состоянии запредельного и хронического стресса; тяжелые семейные сцены и разбирательства тщательно скрываются всеми, включая детей и родственников; родители, делая карьеру, не уделяют времени и внимания детям, перепоручают воспитание детей другим лицам (гувернерам, родственникам). С одной стороны, детям приятно, что их родители занимают высокое положение в обществе, а с другой – они лишены элементарных детских радостей, заключающихся в возможности какую-то часть времени проводить с родителями, обсуждать с ними свои дела и проблемы и т. п. Подобное дисгармоничное воспитании не может не отразиться на психике детей, мешает им чувствовать себя счастливыми и необходимыми.

Слайд 21

Порядок деятельности : определение причин и типа кризисной семьи; оценка своих возможностей и ограничений (список и того и другого); постановка целей и определение задач; распределение ответственности между всеми субъектами сопровождения; прогноз результатов, определение временных этапов; подбор инструментария; реализация индивидуальной программы сопровождения.

Слайд 22

Мониторинг семейной динамики: исследование исходного состояния семейной системы и психологических особенностей детей; выделение функциональных и дисфункциональных характеристик семейной системы; отслеживание изменений функциональных и дисфункциональных характеристик семейной системы. Следующим шагом выступает определение реабилитационного инструментария , необходимого в работе с той или иной семьей. Для каждой категории семей необходимо подбирать адекватные способы воздействия в зависимости от величины реабилитационного потенциала. Категоризация семей приведет к более эффективному распределению и использованию ресурсов различных помогающих служб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Взаимодействие семьи и школы.

Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка - главная роль семьи. Однако не все родители стремятся оказать должное вн...

Особенности работы классного руководителя с неблагополучными семьями.

В данной методической разработке даны рекомендации  по работе классного руководителя с неблагополучными семьями...

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особенными возможностями здоровья а также детей из социально-неблагополучных семей

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особенными возможностями здоровья а также детей из социально-неблагополучных семей...

Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"

краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....

Особенности работы с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Выступление социального педагога на педагогическом совете на представленную тему, выявление типов неблагополучных семей и контроль за детско-родительскими отношениями....

Доклад на тему: « Социально-психологические особенности выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей»

Переход  к  самостоятельной  жизни – важный  момент  в жизни   молодых  людей, которые   покидают  организацию для детей-сирот, и, тех, кто...

Психологические особенности семей, имеющих ребенка с расстройствами аутистического спектра

Самым частым поводом для консультации, является желание родителей понять, что с моим ребенком? Почему? Откуда у него это? К каким специалистам и куда следует обращаться?  Как надо заниматься с ре...