ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка (9 класс)

Методическая разработка для учителей, классных руководителей и специалистов по профессиональной ориентации школьников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Скуратова Светлана Евгеньевна Методист ГБОУ СОШ №51 Петроградского района г . Санкт-Петербурга Значение семьи в профессиональном самоопределении школьников

Слайд 3

Профессиональный выбор 90-е гг. ХХв . 2000-е гг. сейчас

Слайд 4

Почему я (не) хочу выбрать профессию родителей? Невысокая зарплата Не хватает времени на семью Не хватает времени и финансов на хобби … Невозможность карьерного роста Работа не приносит удовлетворения

Слайд 5

зарплата сайты superjob.ru, hh.ru, Росстат Реальность?

Слайд 6

зарплата Школьники 9-х классов: «Достойная зарплата» - от 70 тысяч рублей Реальность: superjob.ru вакансии «шеф-повар» г. Сочи 100-150 тысяч рублей на руки (1 вакансия) г. Санкт-Петербург от 22 до 100 тысяч рублей «Повар» г. Санкт-Петербург от 15 до 45 тысяч рублей

Слайд 7

ХОББИ / УВЛЕЧЕНИЯ

Слайд 8

Выбор пути: ВУЗ vs ПТУ

Слайд 9

Выводы: Недооценка роли семьи; Негативное отношение родителей к своему месту работы; Отношение семьи к увлечениям ребенка; Отсутствие у детей информации о реальной зарплате и стартовых условиях (сразу после обучения); Отсутствие понимания реальных расходов семьи.

Слайд 10

Литература Выбор профессии : оценка готовности школьников: 9-11 классы / С.О. Кропивянская , П.С. Лернер , О.Д. Пало и др.; под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: ВАКО, 2009.- 168с Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 2006. – 160с. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2005. Емекеев А.А. Роль семьи в выборе профессиональной деятельности: Социология профессий и социальных групп: Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008 Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Академия, 2008.- 220с. Махаева О.Л., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М.: УЦ «Перспектива», 2005 Хоменко И.А. Система работы образовательного учреждения с семьей. Книга 1. Информирование. – М.: Сентябрь, 2009. – 160с.

Слайд 11

Спасибо за внимание! Скуратова Светлана Евгеньевна seskuratova@gmail.com



Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Скуратова С.Е.

Методист ГБОУ СОШ №51 Петроградского района

        Говоря о профессиональной ориентации школьников, чаще всего делают акцент на самом учащемся и на учебных заведениях следующей ступени обучения, однако, оказывается, что это лишь верхушка айсберга и основные проблемы профессионального самоопределения школьников тянутся из семьи. Проведенная нами диагностика позволяет посмотреть на проблему профессиональной ориентации с этой стороны.

        Следует отметить, что в настоящее время институт семьи, de facto, отсутствует, как и отсутствуют типовые модели современной российской семьи (или их такое количество, что систематизация по данному виду бессмысленна). Казалось бы, какое это может иметь значение в профессиональном самоопределении школьника? Однако, при детальном рассмотрении, мы можем увидеть, что это напрямую формирует картину мира будущего специалиста: является ли семья полносоставной? Какое отношение в семье между поколениями? (Есть ли у школьника бабушки/дедушки и другие родственники? Какие отношения в семье между родственниками? Играет ли роль материальная обеспеченность?) При полносоставной семье – какие функции выполняют члены семьи? Работают ли все члены семьи? Каковы карьерные успехи всех членов семьи? Мы видим, что как только мы начинаем отвечать на вопросы, возникает новая лавина вопросов (и это только вариант традиционной полносоставной официально зарегистрированной семьи).

Одна из проблем современной профориентации – увеличение скорости жизни в связи с возросшей скоростью поступления и обработки информации. Современные родители учащихся 9-11 классов выбирали свою профессию в 90-егг. ХХ века в абсолютно других условиях, нежели современные школьники. Именно 20 лет назад стали популярными экономисты, лингвисты и юристы – в момент пика развития малого и среднего бизнеса и его выхода на международный уровень. В момент санкций и спада экономики «хлебность» специальности определяется возможностью гарантированного трудоустройства на государственное предприятие и получение стабильной достойной заработной платы. Это понимают взрослые, однако они, с одной стороны, рассуждают категориями прошлого, с другой стороны – ориентируются на опросы и статистику сайтов трудоустройств, которые регулярно публикуют статистику самых высоких зарплат (вакансий) месяца, в которой фигурируют топ-менеджеры, ведущие программисты, юристы (по данным hh.ru, superjob.ru). Конечно, каждый родитель желает для своего ребенка перспективной профессии и высокой зарплаты, но при просмотре объявлений требуется и обращать свое внимание и внимание ребенка, что за данной зарплатой кроется многолетний кропотливый опыт и старт с невысокой должности. Опрос учащихся 9-х классов (58 человек) показал, что почти все не рассматривают зарплату ниже 70 тысяч рублей как «достойную» и не рассматривают вакансии с низкой зарплатой как стартовые.

Мы предложили школьникам 9-х классов анонимный опрос - написать почему они хотят (не хотят) выбрать профессию родителей. Порядка 80% учащихся написали, что не хотят получить профессию родителей, т.к. у них невысокая зарплата, не хватает времени на семью и увлечения. Среди остальных мотивов выбора другой профессии были: большая загруженность (сменная работа), работа не приносит удовлетворения, невозможность роста.

Довольно распространенной «семейной» проблемой является непринятие семьей увлечений ребенка и принижение его способностей. Неприятие может выражаться как в резкой форме («фигней страдает»), так и в виде ухода от решения проблемы (нет времени на обсуждение увлечений). Недостаточная оценка способностей и желания самовыражения приводит к подчинению воле родителей и их выбору «перспективной профессии» для ребенка. Как результат – учащиеся бросают выбранный для них родителями профессиональный путь в середине – конце первого года обучения (особенно, если достигли возраста 18 лет).  Недооценка успеваемости и устаревшее отношение к системе СПО приводит к тому, что у учащегося сужается круг возможностей и падает самооценка. Дело в том, что в последнее десятилетие количество поступающих с систему СПО растет, появился конкурс аттестатов, платное обучение. Данная тенденция обусловлена сокращением бюджетных мест в вузах и высокой стоимостью обучения, особенно при расчете бакалавриат+магистратура. Именно поэтому семья должна позаботиться не только об отметках в аттестате, но и указать ребенку на различные возможности получения специальности. Так же получение среднего специального образования может стать как ступенью к высшему образованию (особенно, если речь идет о колледжах при вузах, с возможностью перезачета предметов), так и пониманию ошибочности выбора и дальнейшей смены направления обучения. Необходимо помнить, что школьники 9-х классов, с одной стороны, абсолютно уверены, что «родители пристроят», с другой стороны, подвержены коллективным увлечениям (сетевые игры, чаты и пр.), отнимающим время и ограничивающим возможности. Так истинность увлечений играми можно проверить довольно простым способом: ознакомить учащихся с возможностью поступления на отделение киберспорта. Сначала учащиеся потирают руки в предвкушении того, что будут только играть, однако при выяснении требований к физической (нормативы) и интеллектуальной подготовке, ажиотаж пропадает и подтверждается игромания (компьютерная зависимость). Отсутствие увлечений, с одной стороны, типично для современных школьников (в роли увлечения выступает Интернет), с другой – должно вызывать обеспокоенность семьи.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы: роль семьи в выборе учащимися профессии сильно недооценена, как с точки зрения социального института, так и с точки зрения обучения. Негативное отношение родителей к своей профессии воспринимается детьми очень остро, поэтому родителям следует очень внимательно следить за своими высказываниями и объяснять детям причины выбора именно этой профессии и этого места работы. Отношение семьи к успеваемости, увлечениям ребенка, а особенно к отсутствию увлечений, должно стимулировать мотивацию к дальнейшему выбору профессии. Именно увлечения могут стать профессией или помочь разобраться с готовностью сделать свое хобби профессией, реально разобраться в желаниях и возможностях. Недостаточный контакт между родителями и детьми, отсутствие информации о реальной работе и доходах семьи приводят к ошибочному восприятию профессиональной сферы и завышенным зарплатным ожиданиям начинающих специалистов.

Литература

  1. Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9-11 классы/ С.О. Кропивянская, П.С. Лернер, О.Д. Пало и др.; под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: ВАКО, 2009. - 168с.
  2. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 2006. – 160с.
  3. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2005.
  4. Емекеев А.А. Роль семьи в выборе профессиональной деятельности: Социология профессий и социальных групп: Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008
  5. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Академия, 2008. - 220с.
  6. Махаева О.Л., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М.: УЦ «Перспектива», 2005
  7. Хоменко И.А. Система работы образовательного учреждения с семьей. Книга 1. Информирование. – М.: Сентябрь, 2009. – 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы профессионального самоопределения школьников

Презентация авторской программы на педагогическом совете....

Элективный курс "Профессиональное самоопределение школьников" 9 класс

Курс «Профессиональное самоопределение школьников» предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса отводится 20 часов, 1 час в неделю.. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческо...

Галантер Л.И. МОУ СОШ № 2 г.Горячий Ключ "Профессиональное самоопределение школьников" (из опыта работы).

Профессиональное самоопределение – это процесс, который является очень важным и достаточно трудным для подрастающего поколения. Будущая профессия часто выбирается неосознанно, без учета личностн...

Классный час "Всему начало - отчий дом: роль семьи в профессиональном самоопределении школьника"

Классный час в 9 классе направлен на создание в семье условий для сознательного выбора профессии школьниками 15-16 лет. На воспитательном мероприятии присутствуют ученики, родители, психолог и консуль...

Урок по технологии в 8 классе "Значение темперамента в профессиональном самоопределении".

План урока в 8 классе по теме "Значение темперамента в профессиональном самоопределении и презентация к нему"....