Статья "Развитие универсальных родительских действий"
статья (5 класс)

Андреева Светлана Сергеевна

Повышение педагогической культуры родителей – одно из приоритетных направлений в деятельности учителя. Без взаимодействия с семьей, как бы не старался педагог, не получится полноценного воспитательного процесса.

- Как в любом направлении нашей педагогической деятельности мы составляем программу работы, так мы составляем ее и для работы с родителями. Да. Верно, программа есть, но все ли мы реализуем ее на практике, зачастую ставя работу с родителями на второй план, довольствуясь родительскими собраниями и редкими беседами, иногда приглашая поучаствовать родителей в спортивном конкурсе.

Меняется время, меняется поколение учеников и соответственно поколение родителей. Необходим новый, немного нетрадиционный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_andreeva.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №423 Кронштадтского района Санкт-Петербурга


Статья

«Развитие универсальных родительских действий»











Автор программы: учитель искусств

Андреева Светлана Сергеевна


Санкт-Петеребург

2019


Пояснительная записка.

Актуальность программы.

Повышение педагогической культуры родителей – одно из приоритетных направлений в деятельности учителя. Без взаимодействия с семьей, как бы не старался педагог, не получится полноценного воспитательного процесса.

- Как в любом направлении нашей педагогической деятельности мы составляем программу работы, так мы составляем ее и для работы с родителями. Да. Верно, программа есть, но все ли мы реализуем ее на практике, зачастую ставя работу с родителями на второй план, довольствуясь родительскими собраниями и редкими беседами, иногда приглашая поучаствовать родителей в спортивном конкурсе.

Меняется время, меняется поколение учеников и соответственно поколение родителей. Необходим новый, немного нетрадиционный подход.

1 сентября. У детей в глазах радость, немного тревоги и волнения (но это от новизны ощущений), предвосхищение будущей деятельности. А что же в глазах родителей? Конечно это любовь, нежность и если не ужас, то страх. Что дальше, как потом и т.д. И как правило это настроение передается детям.

Мне очень часто приходится встречаться с родителями. Иногда создается впечатление, что они задавая вопрос о своем ребенке, ждут сразу негативного ответа, порицаний, наставлений, но никак не совета, помощи и взаимодействия. И как правило, те же чувства возникают и у детей – неуверенность в своих силах, страх, робость. Родителей можно понять, они так же попали в незнакомую среду, они не знают учителя, они беспокоятся о своих детях, они растеряны.Им в конце- концов нужно помощь.

Представьте себе ситуацию, которую описал Ш.А. Амонашвили

Ребенок заболел. Конечно, будем вызывать не учителя, а врача-специалиста, чтобы посмотреть, что с ним. Врач осматривает горло, заставляет ребенка высовывать язык, слушает легкие, измеряет температуру. Затем пишет свой диагноз о состоянии здоровья ребенка - «2» - и уходит. Что делать маме с этой двойкой? Потому никому и в голову не придет с помощью цифр справляться о состоянии здоровья. После осмотра больного добрый Айболит объяснит родителям, чем болен ребенок, каковы причины этой болезни и как ухаживать за больным, чтобы он скорее поправился. Этот Айболит достанет из кармана своего белого халата бумагу с треугольной печатью, выпишет лекарства и строго разъяснит, в каком количестве, в какое время и сколько раз надо их принимать

Та и мы с вами, уважаемые коллеги, должны стать «Айболитами», чтобы родители не занимались « самолечением».

Поэтому и возникла необходимость пересмотреть программу работы с родителями по всем направлениям. Научить родителей помогать своим детям учиться и развиваться.

В Примерной основной образовательной программе говориться о повышении педагогической культуры родителей (законных представителей), и это направление рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно нравственного развития и воспитания

В связи с переходом на новый стандарт, мы говорим о формировании УУД у школьников. И я подумала, а почему бы не составить программу формирования УРД (универсальные родительские действия), ведь родители нуждаются в формировании коммуникативных, регулятивных, познавательных и личностных результатах, не меньше самих детей.

Сроки реализации 2017-2018 уч.год.

Исполнители мероприятий программы

Родительский , детский и педагогический коллектив 6А класса ГБОУСОШ№423 г.Кронштадта.

Цель программы - создание единой образовательной среды в школе и семье, формирование УРД

(универсальных родительских действий)

Задачи Программы - повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе; содействие сплочению родительского коллектива, вовлечения родителей в жизнедеятельность классного сообщества; 

- содействие родителям в решении проблем воспитания детей

-формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, как личного примера для детей.- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка; 

- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей. 

Новизна.

Опыт моей работы отличается тем, что с внедрением ФГОС, необходим новый, творческий, креативный подход к работе с родителями.

Одна из целей моего опыта – в процессе совместной деятельности педагога, родителей и учащихся активизировать их познавательную, исследовательскую и творческую деятельность, тем самым, повышая качество знаний учащихся.

В процессе взаимодействия семьи и школы происходит формирование всех компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. От педагога требуется создание необходимых условий, для реализации данного проекта и создание ситуации успеха.

Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно- воспитательному пространству.

Специфика проблем родителей школьника:

Страх перед неудачей своих детей

Незнакомый родительский коллектив

Кто такой учитель?

В какой классный коллектив попал ребенок?

Сложности взаимоотношений ребенка со сверстниками и учителем.

Формы и методы работы с родителями, как условие формирования универсальных родительских действий.

Учебное сотрудничество-педагог воспринимает родителя как равноправного партнера, активного, влиятельного участника учебного процесса, организует взаимообщение, диалог. Участники процесса эмоционально открыты и свободны в своих высказываниях. Родитель свободно пользуется помощью педагога или других родителей.

Родительские собрания - формируют у родителей все виды УРД. Это и коммуникативные- постановка вопросов, умение планировать воспитательный процесс планирования сотрудничества, регулятивные- планирование работы, целеполагание, оценка деятельности родителей, познавательные – формулировать проблемы, структурировать знания, личностные- смыслообразование, нравственно-стетическое оценивание.

Адаптационный период-это период, когда формируются все виды УРД. Родителям необходимо научиться общаться между собой и педагогом, формировать доброжелательный и ( коммуникативные и личностные),уметь организовать свое время и время своих детей, планировать работу и предвидеть результат, контролировать свою деятельность, по отношению к ребенку ( регулятивные), сформировать положительное отношение к учебному процессу, развивать в себе патриотические чувства, интернационализм( личностные), уметь правильно пользоваться полученной информацией, уметь вместе с детьми добывать эти знания( познавательные).

Именно в адаптационный период помощь родителей необходима детям, как никогда, а толь родитель владеющий педагогической культурой, может грамотно помочь ребенку, поэтому формирование УРД так важно но этом этапе

Творческая, проектная, исследовательская деятельность

Совместная с педагогом и детьми проектно- исследовательская работа, помощь детям в создании базы проектов класса. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных результатов. Совместная творческая деятельность детей и родителей при работе над проектами– способствую формированию коммуникативных умений. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Так же для развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий способствуют выставки, конкурсы , тестирование родителей. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.

Трудовая деятельность- совместное проведение субботников и рейдов, формирует у родителей личностные УРД-организованность, дисциплинированность, внимательность. Родители выполняют поручения педагога по оформлению класса, оказывают помощь в оформлении и проведении праздников.

Деятельность по формированию здорового и безопасного образа жизни. Эта деятельность развивает в родителях регулятивные УРД- оценивать и корректировать свой образ жизни, для предъявления примера детям, познавательные УРД- моделировать здоровый образ жизни с помощью различных информационных источников, личностные – ориентировать себя и свою семью на здоровый образ жизни, соблюдения правил безопасного поведения и ПДД.

Совместная деятельность родителей и педагога- формирование коммуникативных УРД- умение строить диалог, планировать учебное сотрудничество. Познавательные УРД -поиск информации, логическое построение выступлений, рефлексия деятельности.

Мероприятия, праздники- формируют у родителей регулятивные УРД- планирование, прогнозирование, личностные- нравственно-эстетическое оценивание.

Дистанционное общение – формирование ИКТ –компетентности родителей, основы овладения электронной почтой, блогами, форумами и чатами.

Индивидуальные тематические консультации – развивают у родителей познавательные, коммуникативные и личностные УРД- т.е умение формулировать проблему, проводить рефлексию, умение разрешать конфликты, выражать свои мысли.

Посещение на дому – формирует личностные, регулятивные и коммуникативные УРД, способствуют более тесному сотрудничеству и взаимопониманию, педагог видит семью « изнутри»

Вовлечение родителей в школьное самоуправление- развивают личностные и коммуникативные ууд, формируют умение высказывать своё мнение и уважать позицию другого.

Направления работы с родителями:

Гражданско –патриотическое и правовое: беседы, род. собрания, совместные встречи с ветеранами, КТД с совместно с детьми, дискуссии, круглые столы. Знакомство с нормативными документами и локальными актами учебного заведения, с правилами поведения в школе, традициями школы, её истории, достижениях в обучении и воспитании учащихся, с содержанием образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе.

Физкультурно- оздоровительное: семейные соревнования, спортивные игры, беседы, консультации, беседы родителей с детьми.

Нравственное и эстетическое: беседы, консультации, совместные поездки в театры, музеи и т.д, КТД совместно с детьми, выставки, фотовыставки

Экологическое: беседы, проектная и исследовательская деятельность, совместные экскурсии с детьми, привлечение в природоохранную деятельность (агитация, уборка мусора вместе с детьми и т.д.)

Трудовое: совместные субботники, генеральная уборка класса, помощь в оформлении кабинета и т.д.

Школьно- семейное: род. собрания, консультации, дистанционное общение, работа с портфолио, семейные праздники, проекты.

Исследовательская деятельность: беседы родителей с детьми, совместная исследовательская деятельность, проектная деятельность.

Диагностическое: изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи (анкетирование, беседы, посещение семьи) Проведение мониторинга удовлетворенности родителей учащихся жизнедеятельностью в классе и школе.

Просветительское: Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики с привлечением специалистов различных направлений: врачей, психолога, соцпедагога, библиотекаря, учителей предметников. Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. Разработка памяток для родителей по взаимодействию с детьми

Организационное направление: Проведение совместных мероприятий по реализации направлений воспитательной работы («День открытых дверей в классе», где демонстрирую родителям достижения

Работа с родителями одаренных детей: Оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении проблемных ситуаций. Индивидуальная коррекционная работа с одарёнными детьми.

учащихся, родителей и педагогов школы).

 Работа с неполными и неблагополучными семьями: удачными формами работы являются занятия общешкольного педагогического всеобуча, переписка с классным руководителем, посещение консультативных пунктов Школа должна стать таким семьям не строгим судьей, а надежной опорой и партнером, активно пропагандировать весь позитивный опыт воспитания в ней.

Принципы реализации программы:

  • добровольности;
  • значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
  • вариативности форм и методов;
  • научности;
  • непрерывности и целостности;
  • комплексности;
  • сотрудничества;
  • постоянства обратной связи;
  • открытости;
  • конфиденциальности.

Планируемый результат.

Первый уровень результатов:

Приобретение родителями знаний, первичного понимания о повседневной жизни в школе, о среде, в которой находится его ребенок. Как и у детей, на этом этапе особое значение имеет значение взаимодействия родителей с учителем.

Второй уровень результатов:

Получение родителями позитивного отношения к базовым ценностям школьного общества. Для достижения этого уровня особое значение имеет взаимодействие родителей между собой, с детьми, с педагогом.

Третий уровень результатов:

Самостоятельные общественные действия родителей, социально приемлемых моделей поведения.

Эффект работы с родителями.

Родители самостоятельно и с желанием принимают участие в жизни школы и класса, следят за учебно - воспитательным процессом, оказывают посильную помощь педагогу, принимают активное участие в праздниках и мероприятиях, вместе с детьми ведут проектную и исследовательскую деятельность, ведут и пропагандируют здоровый образ жизни, являются патриотами своей родины и и прививают это чувство своим детям.

Мероприятия по реализации программы

Мероприятия

Сроки

Название

Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей.

Начало учебного года.

Анкетирование тестирование, беседы.

Род. собрание

1 – 2 раза в четверть

 «Листая страницы нашего альбома», «Воспитание в семье»,

«Агрессивное поведение», «Взаимоотношения в семье- модель поведения ребенка»,

«Каждый ребенок одарен по своему», «Трудовое воспитание в семье»

Встречи с родительским комитетом

1 раз в 2 недели

Организационные вопросы.

Индивидуальные

Беседы по мере возникновения проблемы

Индивидуально

Консультации

В течении года

«Почему они….», « Учися играя», « Как отношения в семье отражаются на поведении ребенка»,

«Соблюдайте ПДД вместе с детьми», «Чем увлечь ребёнка», «Доверяй, но проверяй», «Организация досуга детей», «Агрессивный ребенок», « Организация летнего досуга», «Как помочь ребенку с домашним заданием», « Мы на дорогах- пример для детей», «Воспитание Сознательной дисциплины»,« Внешний вид ребенка», «Аккуратность-залог здоровья»

Ознакомление родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса.

В течении года

Знакомство родителей с результатами диагностик, контрольных срезов. Консультации по интересующим вопросам. Знакомство с результатами детей и др.

Проектная деятельность

В течении года

Род. собрание.

Создание банка проектов, совместно с детьми.

Выставки и конкурсы

В течении года

Фотовыставка « Город в котором мы живем», Конкурс эссе «Мой ребенок в будущем», «Бабушкин сундук».

Спортивно- оздоровительные мероприятия

В течении года

Соревнования:

Выпуск агитационных стенгазет, пропаганда здорового образа жизни, совместные походы, проведение совместных детско- родительских дней здоровья.

Трудовая деятельность

В течении года

Совместные субботники, оказание помощи в организации оформления кабинета.

КТД

В течении года

«Я расскажу о своей профессии»- встречи и беседы родителей с детьми о профессиях.

« Поможем ветеранам»

Посещение на дому

В течении года

Совместные мероприятия и праздники

В течении года

Осенняя ярмарка, Новый год, День моей семьи, Папин день, Мамин день, Посмеемся вместе( вечер юмора к 1 апреля), Прощание с 6 классом, Выпускной бал, День матери, «Не перевелись еще богатыри»-интеллектуальная игра для пап, День Земли.

Поездки и экскурсии

В течении года.

«Семейные вечера»

В течении года

«Какие книги читают в нашей семье»- вечер литературного чтения.

Викторина «Зеленая поляна», КВН среди семейных команд, турниры знатоков, вечера за круглым столом.

Анкетирование, диагностика

В течении года.

Мероприятия по ПДД

В течении года

Родительское собрание «Дети и дорога», Разработка памяток, буклетов и рекомендации по ПДД для родителей и учащихся, «Мы изучаем ПДД с мамой и папой», «Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге»

Участие родителей в подготовке и организации классного конкурса–фестиваля «Безопасное колесо», Участие родителей в подготовке и организации бесед с обучающимися «Ты и безопасность!».

Дистанционное общение

В течении года

Рассылка информации различного характера

(объявления, консультации, поздравления и т.д), личное общение с родителями.

Работа с родителями одаренных детей.

В течении года.

Беседы, консультации («Что такое одаренность», « Мой ребенок одаренный, что делать?», «Одаренный- вундеркинд??» ,

«Особенности одаренных детей». Встречи со школьным психологом.

Работа с «трудными» и неполными семьями.

В течении года.

Посещение на дому, оказание помощи и поддержки .

Предполагаемый результат работы по программе:

1. Сформирован позитивный жизненный стиль семьи.

2. Сформированы доверительные отношения между детьми и родителями.

3. Выросло количество родителей, активно участвующих в различных мероприятиях, КТД, экскурсиях и т.д.

4. Расширено информационное поле родителей в области психолого–педагогического просвещения.

Для отслеживания результатов работы по программе используется метод наблюдения, анкетирование родителей, опрос родителей по результатом анкетирования работы.

Используемая литература :

http://festival.1september.ru/articles/subjects/23

http://sch49.mosuzedu.ru/node/70

http://class-15.jimdo.com

http://vashpsixolog.ru/working-with-parents/156-programs-for-parents

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=801


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий учащихся в свете требований ФГОС на уроках биологии ».   

«Универсальные учебные действия» (УУД):Øв широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыт...

Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий на примере конструкторских умений

Одной из основных задач на данный момент в образовании- это развитие УУД. Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью, учащиеся развивают свои универсальные учебные действия и у них формир...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Родительский практикум «Знакомство с универсальными учебными действиями и их значение в повседневной жизни ребенка»

Современные подходы к организации взаимодействия учреждения образования и семьи обусловлены тенденциями развития системы образования Российской Федерации, в связи с введением и  реализ...

Универсальные учебные действия. От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий

Виды УУД.Личностный (Л.Р.): внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности  Регулятивный (М.Р.): организация, планирование, контроль, коррекцияПознавательный (М.Р.): восприятие, анализ, модел...

Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий....