Технологии создания ситуаций ценностного самоопределения в семейной сфере жизнедеятельности
классный час

Сердюкова Людмила Юрьевна

Данный материал может быть полезен при провдении классных часов и родительских собраний на тему "Семйные ценности и ценность семьи как общности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии создания ситуаций ценностного самоопределения в семейной сфере жизнедеятельности

Создание учителем в педагогическом процессе ситуаций ценностного самоопределения в семейной сфере жизнедеятельности предполагает, прежде всего, создание определенных педагогических, психологических условий, способствующих:

  • ценностному восприятию своей собственной семьи, родителей, других ее членов;
  • ценностному восприятию, осмыслению фактов, предметной сферы семейного бытия (семейные реликвии, семейные фотографии, предметы, имеющие субъективную ценность для членов семьи), осознанию ценностей рода и семейных традиций;
  • ценностному осознанию истории и культуры семьи как части истории и культуры народа, страны, человечества в целом;
  •  ценностному осознанию истории своей семьи как части истории своего народа, своей страны;
  • осмыслению ценности семьи как структурной единицы общества, как среды  развития и становления человека на протяжении почти всей его жизни;
  • осознанию себя как части семьи, рода (осознание своей принадлежности к  семье, роду), осмысление своей роли в семейных отношениях, осознание своего долга перед родителями.

Позиция педагога в ситуации ценностного самоопределения:  

  • высокий уровень ценностного сознания педагога, способность педагога занять личностную позицию;
  • демонстрация педагогом собственных ценностей; педагог выступает как транслятор определенных ценностей, при условии его референтности для большинства учащихся;
  • предоставление учащимся возможности свободного выбора ценностей, целевых ориентиров поступков и поведения; толерантность педагога по отношению к иным ценностям и позициям;
  • отказ от  прямого и непосредственного оценивания ситуаций, поступков.

Технология создания ситуации ценностного самоопределения школьника – это  упорядоченная система действий педагога и учащихся, выполнение которых приводит к созданию условий, побуждающих учащихся к  сопоставлению, сравнению, осмыслению, принятию или отвержению  ценностей,  транслируемых другими (общество, микросоциум), ценностному  видению  оснований собственной жизни, собственных поступков и поступков других людей.

Ниже в таблице представлены технологии и способы создания ситуаций ценностного самоопределения старшеклассников в семейной сфере.

Сферы

ценностных отношений

Технологии, методы  и приемы создания ситуаций

 ценностного самоопределения

Ситуации коллективного осмысления ценностей

Ситуации осмысления ценностей в диалоге со значимым другим

Ситуации индивидуального осмысления ценностей в диалоге с самим собой

«Я – Семья»

Ролевая игра;

ролевая дискуссия;

«Конверт размышлений»; групповая работа («экспедиции», «заочные экскурсии»)

Ролевая игра («Наедине с «Великим»);

встречи-диалоги со значимыми людьми; ценностный анализ литературных произведений; ценностный анализ жизненных ситуаций известных людей; анализ афоризмов.

Индивидуальные сочинения – эссе;

индивидуальные сочинения – размышления; письма значимому другому.

«Я – Моя семья»

 « Я – Родители»

Групповая работа «Мы все богаты» (осмысление семейных ценностей); праздник («Секреты уюта моего дома»);  групповой ценностный анализ ситуаций семейной жизни

Работа со значимыми лицами;

диалог родители – ребенок по ценностному осмыслению ситуаций и проблем семейной жизни.

Индивидуальные исследования («Древо моей семьи», «Что может сказать моя фамилия?»; «Потребности моей семьи», «Летописи моей семьи»); метод незаконченных предложений; «Мы смотрим, но не всегда видим»; сочинения-размышления («Яркие воспоминания моего детства»; «Советы родителям в общении со мной»)

«Я – Моя будущая семья»

Конструирование образа будущей семьи («Наш Домострой»);

ролевая игра («Проблемы молодой семьи»)

Ролевая игра («Семейные посиделки»)

Конструирование образа будущей семьи («Наш Домострой); «Мои афоризмы).

Технология группового анализа семейной ситуации

«Семейный лабиринт»

        Данная технология позволяет создавать ситуации включения  старших школьников в коллективный анализ и осмысление проблемных ситуаций в жизни семьи с ценностных позиций.

1 этап- этап предъявления ситуации.

 Учащимся предъявляется семейная ситуация, содержащая определенное противоречие, в которой охарактеризованы условия и действия ее участников. Предлагаемая ситуация может быть взята из литературных источников или являться реконструкцией событий семейной жизни отдельных учащихся, при условии сохранения анонимности ее участников.

Форма представления ситуации: письменное описание, видеофрагмент, разыгрывание ролей.

Учащимся предлагается проанализировать и  оценить действия участников  события с ценностных позиций:

  • какие ценности столкнулись в этой ситуации;
  • какие ценности лежат в основе позиции каждого из участников этой ситуации,
  • правильно ли действовали участники события, почему они действовали таким образом,
  • какие ценности проявлялись во взаимодействии участников ситуации?

Задание выполняется индивидуально или в микрогруппах, затем следует коллективное обсуждение выводов.

2 этап – этап введения дополнительного  («возмущающего») фактора.

В ситуацию вводится дополнительное условие (например, «у отца «горит» серьезный проект на работе») и учащимся предлагается проанализировать ситуацию с учетом изменившихся условий.

Количество вводимых дополнительных условий определяется сущностью самой ситуации, количеством действующих лиц, сохранением интереса учащихся к этой ситуации.

3 этап – этап трансформации ситуации в ситуационную задачу.

Жизненная ситуация может быть трансформирована в  ситуационную задачу. Ситуационная задача включает в себя не только условия (описание ситуации и действий участников), но и вопрос (задание), на который необходимо ответить. Таким образом учащимся предлагается найти выход из сложившихся обстоятельств.

Можно предложить два варианта решения ситуационной задачи.

Первый вариант (лабиринт действий): учащимся предлагается список возможных способов разрешения ситуаций  (перечень действий участников ситуации) и предлагается,  оценив их с ценностной точки зрения, выбрать тот, который в наибольшей степени отвечает их ценностной позиции.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая. В случае группового обсуждения должна быть предоставлена возможность высказать личную позицию в отношении решения задачи тем учащимся, которые имеют свое отличное  от других мнение.

Второй вариант : формулировка самими учащимися  предполагаемых способов решения ситуации. Обоснование высказанных позиций и на основе общественно признанных ценностей в отношении семьи, и на основе сложившегося индивидуального ценностного отношения к семье.

Презентация выхода из ситуации (словесное описание, ролевое разыгрывание). Задание выполняется в микрогруппах. Каждый участник обосновывает свою ценностную позицию в этой ситуации согласно предложенной роли. Учащимся можно предложить смоделировать возможные варианты решения ситуационной задачи:

  • на основе  традиционных социально одобряемых ценностей;
  • на основе того, как хотелось бы что бы было;
  • на основе того, как скорее всего сложится.

 Далее в случае использования любого  из вариантов решения ситуационной задачи педагог может привести оценочное мнение, решение, предложенное людьми, значимыми для  участников группового обсуждения (экспертами).  

4 этап – этап рефлексии

На этом этапе  происходи отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе анализа и решения ситуационной задачи. Форма проведения – «разговор по кругу».

        Исходя из вышесказанного, в общем виде последовательность действий педагога и учащихся может быть представлена следующим образом:

предъявление учащимся ситуации семейной жизни, содержащей в себе ценностный конфликт  (ценностное противоречие)  осмысление учащимися условий ситуаций, выявление ценностного основания ситуации, определение ценностных позиций участников ситуации, причин возникновения конфликта   анализ  поведения и действий участников ситуации с учетом введения дополнительных факторов  решение ситуационной задачи и  презентация этого решения  рефлексия,  осмысление выхода из ситуации и роли каждого участника с ценностных позиций, сравнение своего решения с решением эксперта.

Технология конструирования образа будущей семьи

«Наш Домострой»

Целевые ориентиры:  

        Характерная черта  юношеского возраста – формирование жизненных планов, которые преимущественно  связываются  с выбором профессии, построением профессиональной перспективы. Представляемая же технология направлена на построение старшеклассниками «идеального», желаемого  образа будущей семьи на основе анализа  литературных источников, исторических сведений, биографий и автобиографий известных людей, событий общественной жизни, собственной жизни.  Разумеется, образ будущей семьи  будет отражать свойственные юношескому возрасту  критичность, некоторый нигилизм, максимализм и наивный догматизм и в то же время мечтательность и романтизм. Тем не менее, совместная работа  позволит школьнику выявить, осознать те ценности, на которые он смог бы  опираться строя свой дом, свою семью, старшеклассники получат положительный опыт объединения личных ценностей.

Данная технология является  сквозной, она включает методы, приемы, формы работы со старшеклассниками в  процесс изучения курса «Культура семьи». При условии четко выстроенной системы взаимодействия классного руководителя, родителей, учащихся  эта технология может использоваться в воспитательной работе классного руководителя.

Этапы реализации:

  1. Вводный этап: мотивация учащихся, настрой на создание ценностного образа будущей семьи; анализ ценностного содержания «Домостроя»;
  2. Целеполагание и планирование:  совместное выявление и постановка  целей коллективной деятельности, определение личной значимости дела для каждого  участника, совместное обсуждение и выбор способов реализации целей.
  3. Основной этап: организация совместной деятельности по выявлению и осмыслению,  эмоциональному проживанию ценностей, принятию или отвержению тех или иных ценностей, регулирующих семейную жизнь человека.  
  4. Анализ коллективной деятельности.    

Характеристика этапов.

1 этап. Вводный.

  • знакомство учащихся с «Домостроем» как памятником  русской литературы XVI века, который представляет свод житейских правил и наставлений и  отражает принципы патриархального быта, организацию домашнего уклада средневековой семьи; «Домострой» как памятник культуры своего времени;
  • выявление и анализ с современных позиций ценностных оснований  семьи, домашнего уклада, домашнего воспитания средневековой Руси; составление социально-нравственного портрета русского человека на основе анализа данного литературного источника; анализ понятий «домострой» и «домостроевщина»;
  • дискуссия  на одну из следующих тем: «Нужны ли правила «Домостроя» сегодня?», «Устарел ли «Домострой»? 

Формы организации дискуссии: «дебаты», «круглый стол», «групповая  проблемная работа», «аквариум».

        2 этап. Целеполагание и планирование:

  • групповое определение целей  работы над созданием свода ценностей, норм,  правил, на основании которых могли бы выстраиваться отношения в будущем при создании собственной  семьи.

Возможная форма организации:  «стартовая беседа», групповое обсуждение.

  • определение возможного содержания, «глав», «страниц» совместного «произведения». В содержании  отражаются ценностные аспекты различных сфер семейной деятельности:  экономической, хозяйственно-бытовой, воспитательной, досуговой, духовного общения и др. Могут быть «философские», «литературные», «психологические», «педагогические» страницы, страницы «Наши афоризмы», «Педагогические максимумы».

Формы организации обсуждения - дискуссия ( «эстафета», «мозговой штурм», «групповая проблемная работа»»).

3 этап. Основной. 

 Старшеклассники включаются в разнообразные виды  совместной деятельности, в которых создаются ситуации, способствующие  ценностному самоопределению в семейной сфере:  

  • ролевые игры («Наедине с «Великим», «Семейные посиделки», «Проблемы молодой семьи», «День именинника», «Моя семья» и др.);
  • дискуссии    («Что дает человеку знание его родословной?», «Можно ли свою жизнь принести в жертву любви?»,  «Есть ли душа  у вашего дома?», «Влияют ли обстоятельства знакомства на будущую семейную жизнь?», «Брак по любви или по расчету – что надежнее?», «Нужна ли сегодня свадьба?», «Все ли дети талантливы?» и др.);
  • мини-исследования («Древо моей семьи», «Что может сказать моя фамилия?», «Летописи моей семьи», «Потребности моей семьи»);
  • написание сочинений в жанре эссе, сочинений-писем, сочинений-размышлений, сочинений-фантазий («Яркие воспоминания моего детства»,  «Какие традиции моей семьи я попытаюсь сохранить». «Советы родителям в общении со мной» и др.);  
  • «заочные экскурсии», «экспедиции»,
  • групповая работа («Мы все богаты», «Мы смотрим, но не всегда видим»);
  • групповой  ценностный анализ ситуаций,
  • ценностный анализ литературных произведений, «диалоги с философами»,
  • инсценирование отрывков литературных произведений,
  • постановка спектаклей  («В гостях у Третьякова», «Я зажгла те заветные свечи…»);
  • праздники («Секреты уюта моего дома»);
  • встречи  («У нас в гостях молодая семья», «У нас в гостях психолог» и др.);
  • практикумы и др.  

Каждое  дело завершается  совместным обсуждением в ходе которого  определяется содержание записей в «книге».  В «книге» могут быть предусмотрены «страницы для сомневающихся», «страницы для несогласных», «страницы вопросов». Записи могут вестись учащимися поочередно, или специальными «летописцами». Для оформления можно использовать иллюстрации, фотографии.  

4 этап. Анализ коллективной деятельности.

В конце учебного года или в конце изучения курса  в день завершения работы проводится  анализ процесса работы над созданием продукта (обсуждение по микрогруппам, «разговор по кругу»), делается заключительная запись в «книге».

Логика коллективного анализа: констатация результатов деятельности → оценка результатов деятельности → выявление причин положительных и отрицательных результатов → определение личного вклада каждого в успех дела → определение значимости дела для понимания, проявления, развития себя как индивидуальности → создание банка положительных идей → определение новых целей, задач совместной деятельности.

Презентация продукта коллективной деятельности.

Требования к педагогу:

  • высокий уровень ценностного сознания педагога, способность педагога занять личностную позицию;
  • демонстрация педагогом собственных ценностей;
  • референтность педагога  для большинства учащихся, положительное отношение старшеклассников к педагогу;
  • предоставление учащимся возможности свободного выбора ценностей, целевых ориентиров поступков и поведения; толерантность педагога по отношению к иным ценностям и позициям;
  • отказ от  прямого и непосредственного оценивания ситуаций, поступков;

Требования к коллективу:

  • благоприятный социально-психологический климат в классе;  
  • наличие определенного  опыта коллективной деятельности.

Дополнительные условия:

  • использование разнообразных приемов эмоционального воздействия;
  • работа со значимыми для старшеклассников лицами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННОГО НА ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИЙ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ

Содержательные аспекты образовательного процесса направленного на ценностное самоопределение школьников: технология создания ситуаций ценностного самоопределения в семейной сфере...

статья "Технология создания ситуации успеха"

Только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями....

Технология создания ситуации успеха как средство формирования универсальных учебных действий

В практике работы обазовательных учреждений уделяется большое внимание современным образовательным технологиям. В статье представлен обзор технологии создания ситуаций успеха у обучающихся и проанализ...

Технология создания ситуации успеха,как стимул личностного развития ученика

Презентация поможет выступить вам на ШМО с данной темой.Здесь вы найдете для себя в чем разница между "Успехом" и "Ситуацией упеха"....

Презентация: "Технология создания ситуации успеха как стимул личностного развития ученика".

Презентация даст практические советы как помочь обучающимся почувствовать себя успешными, приобрести уверенность в себе....

Художественно - педагогические технологии на уроках искусства. Технология «создания ситуации успеха»

Создание ситуации успеха в школе — один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитание интереса к познанию, воспитание сильных черт характера. Другими словами: успех в учебе сегодня &md...