Методические рекомендации по взаимодействию образовательных учреждений с родителями по патриотическому воспитанию детей. Методическая разработка торжественного мероприятия, посвящённого Дню Победы «Поклонимся великим тем годам…»
методическая разработка

Туфатулина Индира Джабраиловна

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС акцентируется внимание на  изучение и реализацию  программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание школьника определяется как  целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.Работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения должна проводиться в тесном взаимодействии семьи и школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_metodrazrabotka1.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по взаимодействию образовательных учреждений с родителями

по патриотическому воспитанию детей.

 Методическая разработка

 торжественного мероприятия, посвящённого Дню Победы

«Поклонимся великим тем годам…»

Автор работы:

Туфатулина Индира Джабраиловна,

учитель МБОУ Школа № 127

городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте.

И такой фундамент – это патриотизм.

Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом,

прочным моральным основанием для нашей страны,

ничего другого всё равно не придумаем.

Это уважение к своей истории и традициям,

духовным ценностям наших народов,

нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту

сосуществования сотен народов и языков на территории России. (…)

Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе.

В.В.Путин

Пояснительная записка

        Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС акцентируется внимание на  изучение и реализацию  программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание школьника определяется как  целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

Целью патриотического воспитания является формирование ценностного отношения к своему Отечеству, развитие устойчивого желания способствовать консолидации общества, процветанию России и готовность к ее защите. Эффективность реализации цели зависит от решения следующих задач:

- привитие уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре России;

- изучение Конституции РФ, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;

- воспитание уважительного отношения к символам государства (гербу, флагу, гимну);

- формирование чувства гордости за свою страну к выполнению социальной роли гражданина России;

- воспитание в духе национального взаимодействия, дружелюбия, интернационализма;

- развитие ценностного отношения к природе, формирования потребности в защите окружающей природной среды;

- воспитание уважения к вооруженным силам России и защитнику Отечества, воину;

- формирование у школьников морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины.

Работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения должна проводиться в тесном взаимодействии семьи и школы.

Семья - основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться гармонически развитая, общественно активная личность. Следовательно, прежде всего родители должны быть образованными в области культуры и традиций страны, владеть знаниями по истории родного края. Чем старше становится ребенок, тем сознательней он воспринимает элементы патриотического воспитания.

Поэтому для достижения поставленных целей педагогический коллектив школы оказывает активную поддержку семье. Создана система целенаправленного культурно-патриотического воспитания детей на основе взаимодействия семьи и школы.

Процесс взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников осуществляется через активные формы организации деятельности.

Традиционные

Инновационные

Родительское собрание

Самоуправление

День открытых дверей

Семинары для родителей

Совместные дела семьи и учреждения

Групповые тренинги

Опосредованное взаимодействие

Семейный клуб

Родительские конференции, сходы, съезды

Родительский клуб 

Консультации (тематические и индивидуальные)

Круглый стол, педагогический треугольник, родительский ринг

Семейные праздники

Социально-психологические тренинги

Посещение на дому

Диспут-размышление

Анкетирования родителей

Творческие встречи педагогов и родителей

Патриотическое воспитание в школе может осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности.

В работе по формированию у обучающихся начальных классов чувств патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины помогают следующие формы и методы работы:

- экскурсии по памятным историческим местам города, республики, страны, в музеи, к памятникам выдающимся личностям;

- праздники, торжественные мероприятия, посвященные памятным событиям истории России;

- классные часы, направленные на изучение жизни и деятельности исторических личностей, на знакомство с историей, традициями, культурой народов России, с государственной символикой;

- изучение истории своей семьи, составление родословной;

- выпуск стенгазет со статьями-сочинениями детей о своих близких, организация выставок рисунков;

- обсуждение книг, фильмов;

- викторины, конкурсы на знание истории страны, жизни и деятельности выдающихся людей;

- поисковая, исследовательская деятельность;

- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и других боевых действий, работниками тыла и другими людьми различных профессий;

Вышеперечисленные формы и методы способствуют:

- углублению знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения;

- более содержательному знакомству с историей своей семьи;

- углублению знаний об истории, традициях, культуре народов России, республики;

- воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам;

- формирование национальной гордости, активной жизненной позиции, потребность сохранять и приумножать культурно-историческое наследие страны;

- развитие понимания учащимися их личной ответственной за будущее страны.

Обязательно вовлечение родителей обучающихся во внеурочную деятельность, направленную, в том числе и на патриотическое воспитание. Одной из форм эффективной работы с родителями является семейный клуб. Такая форма работы может помочь не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным кружком для детей и родителей. В содержание работы семейного клуба входит организация и проведение экскурсий, встреч, выставок, праздников, бесед на различные темы, тренинги, коллективные творческие дела и др. Используемые активные формы организации деятельности с родителями, такие как праздники, практикумы, семинары, мастер-классы для родителей, конкурс «Семейный проект» объединяют и позволяют реально влиять на качество семейного воспитания.

Система взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников обеспечивает организацию целенаправленного процесса овладения социальными нормами жизнедеятельности человека в социокультурном пространстве. Неоценима роль родителей в развитии социальных и коммуникативных качеств, в раскрытии индивидуальных способностей. Кроме того, процесс взаимодействия позволяет  подготовить ребят к адаптации в будущей социальной, профессиональной и семейной жизни и влиять на их дальнейшую самореализацию. А также снять напряжение в общении с родителями при решении проблем, формировать объективную потребность социального партнерства.

Предложенная работа представляет собой методическую разработку торжественного мероприятия, посвящённого Дню Победы, которое проводится в рамках работы семейного клуба. Мероприятие проходит в форме литературно-музыкальной композиции. Сценарий данного мероприятия можно использовать в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования для возрастной группы детей 10-12 лет.

«Поклонимся великим тем годам…»

Цель: создать условия для формирования патриотических чувств и гражданской ответственности школьников через совместную деятельность учащихся и их родителей.

Задачи:

- расширить и углубить знания детей об истории России, в частности о Великой Отечественной войне;

- способствовать развитию гражданского самосознания и причастности к судьбе своей страны;

- воспитывать уважение к прошлому своего народа, к людям, защищавшим свободу Родины.

Оборудование и оформление:  компьютер, проектор, презентация слайдов с изображением плакатов времён Великой Отечественной войны, фонограммы песен, танцев, гармонь, рисунки и сочинения учащихся, голуби, выполненные из бумаги в технике оригами.

В ходе мероприятия на сцену проецируются слайды с плакатами времен ВОВ, фрагменты боев.

На сцене создана обстановка после боя: вокруг импровизированного костра расположились дети. Мальчики – солдаты, девочки – санитарки. Во время инсценировки солдаты греются у костра, пишут письма родным, чистят оружие, картошку, санитарки перевязывают раненых.

Подготовительная работа (совместная - родители и дети):

- оформление выставки детских рисунков;

- написание сочинений на тему: «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи»;

- изготовление голубей из бумаги способом оригами;

- разучивание стихов, песен, танцев;

- приглашение на праздник ветеранов войны, бабушек и дедушек, родителей учащихся;

- оформление сцены, подготовка костюмов, декораций, оборудования.

Ход  мероприятия

Учитель. 1941-1945гг. Каждый год наш народ проникновенно поклоняется тем великим военным годам. Хотя уже прошло более 70 лет со дня окончания войны. Но время не властно предать их забвению. Есть память, которой не будет конца.

Ученик.

Мы здесь не потому, что дата,

Как злой осколок, память жжёт в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя.

Упал, ни шагу не ступив назад,

И имя есть у этого героя –

Великой Армии простой солдат. (М.Исаковский)

Учитель. Каждый год 9 Мая наша страна празднует День Победы. И сегодня, также как и много лет назад в далёком  45-м, этот праздник остаётся радостным и трагическим: никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую мы за неё заплатили.

Ученик.

Помните!

Через века, через года –

Помните!

О тех, кто уже не придёт никогда, -

Помните! (Р.Рождественский)

Учитель. Более семи десятилетий прошло с того летнего воскресного дня – 22 июня 1941 года, когда началась Великая Отечественная война. Но каждый из нас прочувствовал строки, бьющие прямо в сердце. Из всех репродукторов звучал голос Левитана:

(Звучит запись)

«Внимание! Говорит Москва. Передаём важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза!»

(Звучит запись песни «Священная война». Сл.В.Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова.

На фоне музыкального сопровождения – стихотворение)

Ученик.

Страна цвела. Но враг из-за угла

Свершил налёт, пошёл на нас войною.

В тот грозный час, стальною став стеною,

Вся молодость оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное!

Учитель. Весь наш народ поднялся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками: в военкоматы выстраивались очереди, на фронт уходили порой прямо со школьной скамьи. Поток добровольцев не иссякал всю войну.

        Четыре долгих года шла Великая Отечественная война, 1417 дней и ночей продолжалась гигантская битва с германским фашизмом. И 27 миллионов погибших советских людей. Шёл смертный бой «не ради славы, ради жизни на Земле». Но даже в дни тяжёлых испытаний – в битвах под Москвой, на Волге, под Курском, на Днепре – наши воины верили, что придёт час расплаты с ненавистным врагом.

Ученик.

Война. Жестокая война.

Не первый месяц длится…

Жизнь, как струна, напряжена,

В опасности столица. (Н.Добронравов)

Ученик.

За спиной Москва – столица мира,

За неё в огне лихих годин

Встали насмерть братья –

Сын башкира, русский, и татарин, и грузин.

О, Москва! Ты в сердце всей России,

Из очей твоих струится свет,

Живы мы, хоть нас свинцом косили,

Без тебя, Москва, нам жизни нет! (М.Карим)

Учитель. Самоотверженно бились наши воины на всех фронтах. В тылу остались только женщины, старики, дети. Они работали на заводах, рыли окопы, строили оборонительные сооружения, гасили на крышах домов зажигательные бомбы, чтобы спасти от пожара свои дома. Десятки тысяч женщин, подростков. Людей пожилого возраста встали к станкам, освоили тракторы, комбайны, автомобили взамен ушедших на фронт мужей, отцов и сыновей.

Ученик.

Да разве об этом расскажешь –

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!

Ты шла, затаив своё горе,

Суровым путём трудовым,

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, метели,

У той у далёкой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву

И встретить готовый её,

Как клятву шептал, как молитву,

Далёкое имя твоё.  (М.Исаковский)

Учитель. Главным девизом всей страны в те годы стало: «Всё для фронта, всё для победы!» В тылу самоотверженно работали для фронта, на фронте сражались за тех, кто остался дома.

(Исполняется песня «В землянке», муз. К.Листова, сл. А.Суркова)

Учитель. В те тяжёлые годы войны наши славные воины умели не только побеждать, постоять за свою Родину, но и в редкие минуты затишья они умели отдыхать.

(Инсценировка глав из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин»)

- У кого гармонь, ребята?

- Да она-то здесь, браток.

Оглянулся виновато на водителя стрелок.

- Так сыграть бы на дорожку!

- Да сыграть – оно не вред.

- В чём же дело? Чья гармошка?

- Чья была, того, брат, нет.

И сказал уже водитель

Вместо друга своего:

- Командир наш был любитель…

Схоронили мы его.

- Так… - С неловкою улыбкой

Поглядел боец вокруг,

Словно он кого ошибкой

 Нехотя обидел вдруг.

Поясняет осторожно,

Чтоб на том покончил речь:

- Я считал, сыграть-то можно,

Думал – что её беречь.

А стрелок:

- Вот в этой башне

Он сидел в бою вчерашнем

Трое – были мы друзья.

- Да нельзя, так уж нельзя.

Я ведь сам понять умею,

Я вторую, брат войну…

И ранение имею, и контузию одну.

Только взял боец трёхрядку,

Сразу видно – гармонист.

Для начала, для порядку

Кинул пальцы сверху вниз.

И от той гармони старой,

 Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

(Исполняется танец «Яблочко»)

- А боец зовёт куда-то,

Далеко, легко ведёт.

- Ах, какой вы все, ребята,

Молодой ещё народ.

(Звучит мелодия песни «Случайный вальс», муз. М.Фрадкина, сл. Е.Долматовского.

Пары кружатся в вальсе)

- Обогреться, потолкаться

К гармонисту все идут.

Обступают.

- Стойте, братцы,

Дайте на руки подуть.

- Отморозил парень пальцы.

Надо помощь скорую.

Знаешь, брось ты эти вальсы,

Дай-ка ту, которую…

(Исполняется песня «Катюша», сл.М.Исаковского, муз. М.Блантера)

Учитель. В те горестные годы войны дети быстро взрослели. В тяжёлое для страны время они в свои 10-14 лет осознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества. Они старались ни в чём не уступать взрослым. Никогда не будут забыты имена пионеров-героев: Лёня Голиков, Володя Дубинин, Валя Котик, Зина Портнова. А сколько их ещё неизвестных.

Ученик.

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись.

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты – рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал всё, что мог.

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг. (М.Исаковский)

(На экране – могила Неизвестного солдата)

Учитель. В годы войны погибло 27 миллионов наших граждан. Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на Земле, за нашу с вами жизнь. Прошу всех встать.

(Минута молчания)

Ученик.

Вечная слава и вечная память

Павшим в жестоком бою!

Бились отважно и стойко с врагами

Вы за Отчизну свою!

Вечная слава героям!

Слава! Слава! Слава! (М.Исаковский)

Ученик.

Не плачьте!

В горле сдержите стоны, горькие стоны!

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами,

Жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханьем

Будьте достойны.

Люди!

Покуда сердца стучатся – помните!

Какою ценой завоёвано счастье, -

Пожалуйста, помните! (Р.Рождественский)

Учитель. Каждый день Великой Отечественной войны и на фронте, и в тылу – это подвиг беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.

(На экране плакат «Всё для фронта, всё для победы!»)

1 вариант. В своих сочинениях на тему «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи» вы рассказали, как ваши родные – бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки и на фронте, и в тылу ковали победу. Сочинения и рисунки представлены на выставке. Заслушаем одно из сочинений.

2 вариант. Сегодня у нас в гостях ветеран Великой Отечественной войны (Ф.И.О., звание). Всем нам очень интересно услышать из первых уст о Великой Отечественной войне и Вашем участии в ней.

Учитель. И он пришёл этот день – 9 мая 1945 года – День Победы! С каким нетерпением ждали его угнетённые народы Европы. Во имя его были пролиты реки крови и перенесены тягчайшие испытания.

Май 1945 года. Разве можно забыть события тех дней? Они памятны каждому российскому человеку. Особенно тем. Кто встречал великий День Победы, далеко от родной земли, в Берлине.

(Исполняется песня «День Победы», сл.В.Харитонова, муз.Д.Тухманова)

Ученики.

Мы победили! Нами взят Берлин!

Спасли весь мир советские герои!

И вновь маяк стремительных годин

Зажгло для нас Отечество родное!

Победа! Победа!

Во имя Отчизны – победа!

Во имя живущих – победа!

Во имя грядущих – победа!

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребёнок. Мой и твой.

Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

Коснулся их блокадною рукой.

Я не хочу, чтоб доты обнажились

Как раковая опухоль земли.

Я не хочу, чтоб вновь они ожили

И чью-то жизнь с собою унесли.

Хочу, чтобы раскаты канонады

Не слышали мы больше никогда.

Хочу, чтоб пели и плясали дети,

И мирной наша жизнь была всегда.

Лежат в шкафу отцовские медали,

А ваши дети ходят в детский сад,

А мы, признаться, лишь во сне видали,

Как бьёт в броню осколочный снаряд.

Но до сих пор мы слышим звон капели

Победной той и ранней той весны.

Как хорошо, что вновь скворцы запели,

Как хорошо, на свете без войны!

Как хорошо влюбляться и смеяться,

Как хорошо порою погрустить,

Как хорошо встречаться и прощаться,

И просто хорошо на свете жить!

Как хорошо проснуться на рассвете.

Как хорошо, что ночью снятся сны.

Как хорошо, что кружится планета.

Как хорошо на свете без войны!

Мы – дети свободной и мирной страны,

Народ наш великий не хочет войны!

И матери наши, и наши отцы –

За мир, свободу, за счастье борцы!

Мы учимся в школе, растим тополя,

Мы любим походы в леса и поля.

Нам в жизни открыты любые пути,

Под небом спокойным хотим мы расти!

(Исполняется песня «Пусть всегда будет солнце!», сл. Л.Ошанина, муз. А.Островского)

Учитель.  Мы поздравляем всех с Днём Победы! Желаем всем здоровья, счастья, успехов, мирного неба над головой! И пусть символом мира для вас станут голуби, сделанные ребятами. (Поздравление ветеранов и всех присутствующих, вручение сувениров, изготовленных своими руками)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкетирование родителей учащихся по теме:

«Патриотическое воспитание в семье»

  1. Считаете ли Вы себя патриотом?
  2. Какие методы применяете по воспитанию патриотизма у Ваших детей?

- беседы, чтение книг, журналов, просмотр телепередач, фильмов об исторических событиях России;

- посещение музеев, памятников, исторических мест;

- приобретение товаров российского производства;

- личным примером

- другое

  1. Какие традиции и обычаи, способствующие формированию патриотических чувств ребёнка, вы поддерживаете в своей семье?
  2. Знает ли Ваш ребёнок о родственниках, которые воевали?
  3. Знает ли Ваш ребёнок о родственниках, которые работали в тылу?
  4. Какие читали книги, смотрели телепередачи и кинофильмы на военные темы и их обсуждали?
  5. Какие памятные и исторические места своей Родины Вы посетили с детьми?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотический классный час, посвящённый Дню Победы. "Поклонимся великим тем годам"

Классный час «Поклонимся великим тем годам» представлен в виде  четырёх этапов.  С  первой минуты занятия, благодаря музыкальному сопровождению, создается эмоциональн...

Классный час ко дню Победы "Поклонимся великим тем годам"

Классное мероприятие рекомендовано для проведения в группах колледжа. Сценарий подкреплён презентацией и музыкальным сопровождением....

Сценарий музыкально - литературной композиции, посвященный ко Дню Победы "Поклонимся великим тем годам" для учащихся 6-8 классов

Сценарий музыкально - литературной композиции, посвященный ко Дню Победы "Поклонимся великим тем годам" для учащихся 6-8 классов...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы. «Поклонимся великим тем годам….»

Цель:  Формирование  гражданско – патриотических качеств, гордости и уважения к истории своей страны. Задачи: Воспитание любви и уважения к малой Родине, воинам запаса, ветеранам ВОВ, т...

Классный час ко Дню Победы «Поклонимся великим тем годам….»

Классный час ко Дню Победы «Поклонимся великим тем годам….»...

Сценарий мероприятия к Дню Победы "Поклонимся великим тем годам..."

Сценарий праздничного концерта к Дню Победы...