Предупреждение оптической дисграфии путем развития пространственных представлений
методическая разработка

Калинина Светлана Анатольевна

Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, фонематических процессов нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению нарушений  письменной речи – оптической дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preduprezhdenie_opticheskoy_disgrafii.docx711.79 КБ

Предварительный просмотр:

Предупреждение оптической дисграфии

путем развития пространственных представлений

        

   В настоящее время увеличилось число детей, испытывающих проблемы при усвоении школьной программы. Пристальное внимание учителей, психологов и логопедов привлекает проблема обучения детей-левшей, детей со скрытым левшеством в общеобразовательном учреждении.

   Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, фонематических процессов нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению нарушений  письменной речи – оптической дисграфии.

   Младшие школьники - левши требуют более тщательного психолого-педагогического сопровождения, состоящего в грамотном понимании их особенностей, профессиональном контроле за их развитием, и в своевременно оказываемой помощи.

   В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

   Так, если ребёнок не научился в своё время отличать длинную ленту от короткой, то ему будет трудно заметить, что у письменной буквы и палочка короткая, тогда как буквы у — длинная; если он не усвоил, что предметы могут располагаться слева и справа друг от друга, то ему будет трудно понять, что овал у буквы Ю располагается справа, а не слева. Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

    Поэтапная коррекционно-профилактическая работа с использованием

специально подобранных приемов и заданий по улучшению зрительного восприятия и способности ориентироваться в пространстве с помощью зрения, развитие зрительно-моторной координации помогают сформировать у леворуких школьников навыки оптически грамотного письма и значительно повышают у них шансы на успех обучения в школе.

     С целью повышения эффективности коррекционной работы мной было собрана подборка игр и упражнений по профилактике оптической дисграфии, где были упорядочены по определенным направлениям основные виды заданий и упражнений, направленные на предупреждение оптической дисграфии у леворуких обучающихся.

   Достижение положительных результатов возможно при хорошей организации коррекционного сопровождения профилактики нарушений чтения и письма у детей-левшей. В результате внедрения в практику предлагаемых ниже заданий и упражнений достигается коррекционный эффект преодоления «скрытых» дефектов, у детей формируются полноценные психологические структурно-динамические механизмы внутренней готовности к овладению процессами чтения иписьма.

    Таким образом, профилактика оптических нарушений значительно повышает шансы леворуких школьников на успешное обучение в школе.

 

   Итак, я хочу предложить Вашему вниманию, различные приёмы для профилактики и устранения оптической дисграфии через развитие пространственных представлений. Работа начинается с развития зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса).

   Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса).

С целью развития зрительного гнозиса предлагаются следующие задания:

1. Назвать предметы по их контурам:

hello_html_m35d78101.png

2. Назвать недорисованные предметы:

hello_html_38d30c91.jpg

3. Назвать перечёркнутые изображения:

hello_html_5259af0f.jpg

4. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга:

hello_html_m4079d1dd.jpg

hello_html_2a062cb0.png

Развитие зрительно-моторных координаций (узнавание букв по нескольким элементам, дописывание их)

hello_html_5de7cda2.jpg

Распознавание букв, наложенных друг на друга

Реконструирование букв, «переделка» одной буквы в другую

hello_html_m6973b371.jpg

Дифференциация правильно и зеркально написанных букв

hello_html_mfdb553d.jpg

Работая над проблемой, профилактика оптической дисграфии у школьников-левшей, я  изготовила пособие «Волшебный планшет», а также комплект игровых заданий. Используя это пособие, работа проводится в следующих направлениях:

Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).

 Расширение объёма и уточнение зрительной памяти.

 Формирование пространственных представлений.

 Развитие зрительного анализа и синтеза, зрительно-моторных координаций.

 Развитие буквенного восприятия: цвета, формы, размера и величины. Развитие зрительной памяти: запоминание формы предмета, цвета, последовательности элементов букв и предметов.

 Дифференциация расположения элементов букв.

 Закрепление связи между буквой и звуком.

 Автоматизация и дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

 

hello_html_m438c416f.jpg

    Пособие «Волшебный планшет» используется в коррекционной работе с детьми-левшами, имеющими трудности в усвоении графем. Данное пособие развивает пространственные представления, зрительный анализ и синтез, мелкую моторику и конструктивный праксис. Последовательность усвоения графемы включает следующие виды заданий:

- построение буквы по словесной инструкции с одновременным показом педагогом;
- сравнение буквы на «планшете» с образцом;
- предложение ребёнку построить букву по словесному указанию без образца;
- предложение ребёнку построить букву самостоятельно без зрительного образца;
- рассмотрение предложенного варианта буквы (ребёнок строит свой вариант буквы по возможностям и уровню развития воображения);
- отгадывание буквы, построенной другим ребёнком.

    Данные упражнения позволяют не только закрепить оптический образ буквы, но и являются средством предупреждения возникновения оптической дисграфии у леворуких младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Этапы и содержание работы по формированию графомоторных навыков и развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

Данная методическая разработка может быть полезна учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям и родителям, воспитывающим детей с нарушением речи. Использование представленных материалов по...

Развитие пространственных представлений младших школьников

Представлены различные виды игр, заданий и упражнений на развитие пространственных представлений....

Развитие пространственных представлений на уроках черчения

Методы обучения, виды задач и упражнения, способствующие развитию пространственных представлений учащихся....

«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и у детей подготовительной группы с ОНР »

Отчет по самообразованию за 2015-2016 учебный год по теме:«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста  и у детей подготовительной группы с ОНР »...

Игры и упражнения, направленные на развитие пространственных представлений

В данном документе представленны игры и упражнения, направленные на развитие:-ориентировки в схеме собственного тела;- представлений о пространстве относительно себя;-умения ориентироваться в про...

Развитие пространственных представлений у детей

Недостаточная сформированность у детей зрительно-пространственных представлений   зрительного анализа и синтеза является предпосылкой оптической  диcграфии....

Игры для развития пространственных представлений у детей

Формирование пространственных представлений у детей          Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерн...