Проект психолого-педагогического сопровождения леворуких младших школьников.
проект

Калинина Светлана Анатольевна

Проект направлен на повышение компетентности педагогов и родителей  в вопросах обучения и воспитания  леворуких младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛЕВОРУКИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Проект направлен на повышение компетентности педагогов и родителей  в вопросах обучения и воспитания  леворуких младших школьников.

Актуальность

   В настоящее время увеличилось число детей, испытывающих проблемы при усвоении школьной программы. Пристальное внимание учителей, психологов и логопедов привлекает проблема обучения детей-левшей, детей со скрытым левшеством в общеобразовательном учреждении.

   Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, фонематических процессов нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению нарушений устной и письменной речи.

   Младшие школьники - левши требуют более тщательного психолого-педагогического сопровождения, состоящего в грамотном понимании их особенностей, профессиональном контроле за их развитием, и в своевременно оказываемой помощи.

    Это воздействие будет эффективным при согласованности учителя, логопеда, психолога  и участия родителей, их терпеливом отношении к особенностям леворукого ребенка. 

Востребованность

Совместная работа педагогов и родителей  в вопросах обучения и воспитания  леворуких младших школьников необходима, но эффективные технологии взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению отсутствуют.

Участники проекта: педагог-психолог, учитель-логопед, обучающиеся младшего школьного возраста, учителя начальных классов, родители.

Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, творческая, проектная.

По времени: долгосрочный (сентябрь-май).

По характеру контактов проект: групповой, в контакте с семьёй, с педагогами школы.

Форма представления проекта: презентация.

Цель проекта: повышение компетентности педагогов и родителей  в вопросах обучения и воспитания  леворуких младших школьников с ОВЗ.

Задача проекта: 

- разработать и апробировать систему методических мероприятий по взаимодействию педагогов и родителей леворуких младших школьников.

Описание проекта:

Работа по взаимодействию  педагогов и родителей  в вопросах обучения и воспитания  леворуких младших школьников проходит в 3 этапа.

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

- анализ проблемы и определение стратегических целей (педагогическое моделирование);

- изучение особенностей леворуких младших школьников.

- приобретение новых знаний;

- анкетирование родителей обучающихся;

- диагностика речи, психических процессов детей.

2 этап — основной (практический).

Задача:

- проведение совместной работы с педагогами и родителями леворуких младших школьников.

3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

- анализ результатов реализации проекта, корректировка содержания, подведение итогов;

- трансляция педагогического опыта.

Ожидаемые результаты: повышение компетентности педагогов и родителей  в вопросах обучения и воспитания  леворуких младших школьников.

Перспективный план реализации проекта

Этапы

проектирования

Содержание

Сроки

выполнения

Ответственный

Подготовительный этап

Подбор методической литературы для реализации проекта.

Определение актуальности и значимости проекта, изучение и анализ  методической литературы.

сентябрь

педагог-психолог,

учитель-логопед

Родительское собрание.

Знакомство с родителями.

Первоначальное ознакомление родителей с работой психолого-логопедической службы  в школе.

сентябрь

педагог-психолог,

учитель-логопед

Анкетирование родителей.

Изучение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания леворуких школьников.

Сбор анамнестических  данных о ходе развития ребенка.

сентябрь

педагог-психолог,

учитель-логопед

Психологическая диагностика.

Диагностические мероприятия по выявлению леворуких обучающихся среди школьников.

Анализ психологических особенностей леворуких обучающихся.

сентябрь

педагог-психолог

Логопедическая диагностика

Диагностические мероприятия по выявлению леворуких обучающихся среди школьников.

Анализ речевых особенностей леворуких обучающихся.

сентябрь

учитель-логопед

Основной этап

Проведение индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий.

Логопедическое сопровождение леворуких младших школьников.

Психологическое сопровождение леворуких младших школьников.

октябрь-май

педагог-психолог,

учитель-логопед 

Индивидуальные консультации для родителей.

Ознакомление родителей с результатами логопедической и психологической диагностики детей.

октябрь

педагог-психолог,

учитель-логопед

Консультирование педагогов начальных  классов.

Ознакомление педагогов начальных  классов с результатами диагностики леворуких обучающихся.

октябрь

педагог-психолог,

учитель-логопед

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

Информирование  учителей начальных классов о задачах

и содержании работы педагога-психолога и учителя-логопеда.

Подготовка рекомендаций для учителей по обучению леворуких младших школьников.

октябрь

педагог-психолог,

учитель-логопед

Родительское собрание.

Особенности коррекционно-развивающей работы с леворукими детьми.

Памятки для родителей «Мой ребенок-левша».

октябрь

педагог-психолог,

учитель-логопед

Организация родительского сообщества «Мой ребенок-левша»

в  социальной сети

«В Контакте». 

Особенности воспитания  леворуких младших школьников.

октябрь

педагог-психолог,

учитель-логопед

Форум обратной связи в  социальной сети «В Контакте». 

«Вопрос-ответ»

октябрь-май

педагог-психолог,

учитель-логопед

Взаимопосещение занятий (уроков):

педагога-психолога, учителя-логопеда,

учителей начальных классов

Выбор индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с леворукими обучающимися.

Улучшение качества коррекционной работы.

октябрь-май

педагог-психолог,

учитель-логопед

Оформление информационного стенда.

Психологические и речевые особенности леворуких школьников.

октябрь

педагог-психолог,

учитель-логопед

Тематическая консультация для родителей.

«Развитие мелкой моторики леворуких школьников».

ноябрь

педагог-психолог,

учитель-логопед

Родительское сообщество в «ВК» «Мой ребенок-левша»

Особенности воспитания  леворуких младших школьников.

ноябрь-май

педагог-психолог,

учитель-логопед

Открытые занятия для родителей.

Развитие зрительной памяти

и зрительно-моторной координации.

ноябрь

педагог-психолог

Открытые занятия для родителей.

Развитие фонематических процессов.

ноябрь

учитель-логопед

Мастер-класс

Кинезиологические упражнения для левшей.

декабрь

педагог-психолог

Мастер-класс

Упражнения для развития звуко-буквенного анализа и синтеза.

декабрь

учитель-логопед

Обновление информационного стенда.

Трудности леворуких школьников при обучении.

декабрь

педагог-психолог,

учитель-логопед

Утренник для левшей и их родителей.

«Знаю, умею, делаю».

январь

педагог-психолог,

учитель-логопед

Обновление информационного стенда.

Предупреждение школьной неуспешности леворуких обучающихся.

февраль

педагог-психолог,

учитель-логопед

Круглый стол для родителей. 

Предупреждение оптической дисграфии путем развития пространственных представлений.

февраль

педагог-психолог,

учитель-логопед

Открытые занятия для родителей.

Развитие внимания у школьников-левшей.

март

педагог-психолог

Открытые занятия для родителей.

Коррекция оптической дисграфии у детей.

март

учитель-логопед

Обновление информационного стенда.

«Эти гениальные левши»

апрель

педагог-психолог,

учитель-логопед

Заключительный этап

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников.

«Если ваш ребенок левша.

 Что делать?»

май

педагог-психолог

учитель-логопед

Психологическая диагностика.

Результаты коррекционной работы с леворукими младшими школьниками.

май

педагог-психолог

Логопедическая диагностика.

Результаты коррекционной работы с леворукими младшими школьниками.

май

учитель-логопед

Анкетирование родителей.

Выявление уровня компетентности родителей  в вопросах воспитания  леворуких младших школьников.

май

педагог-психолог

учитель-логопед

Трансляция педагогического опыта.

Презентация «Проект психолого-педагогического сопровождения леворуких младших школьников».

май

педагог-психолог,

учитель-логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старших школьников

Существование проблемы профессионального самоопределения связано с противоречием между системой внешних стимулов, характеризующих современную практику работы школ, и системой реально действующих мотив...

Психолого - педагогические основы формирования умственных способностей школьника

Влияние процесса обучения на становление личности учащегося...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

Педагогический проект "Психолого - педагогические условия коррекции концертной тревожности учащихся ДШИ во время публичного выступления".

Внедрение данного проекта в учебный процесс позволяет дифференцированно и индивидуально подходить к концертному выступлению  каждого ребенка, совершенствовать и оптимизировать его исполнительскую...

Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старших школьников

Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старших школьников...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...