Консультация "Роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей"
план-конспект

Акимова Екатерина Александровна

косультация для родителей

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей»

Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам.

И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, правильно выразить свои мысли, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка.

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает ещё в дошкольном возрасте, причём происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.

     Самый первый и важный для родителей вопрос – почему именно моего ребенка зачислили в логопедическую группу, ведь он произносит все звуки?

      Ответ очень прост. Самым заметным нарушением для родителей является само звукопроизношение их детей. Но они совершенно забывают о таких важных сторонах речи как фонематическое восприятие, состояние словаря ребенка, развитие фразовой и связной речи, а самое главное подготовка к школе.

      Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается произношение слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень развития: ведь наши дети такие разные, и поэтому совершено естественно, что у некоторых из них не все идет так, как бы этого хотелось. Одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, сокращение слов, неправильное ударение и т. д.  В то же время бытует мнение, что со временем ребенок все равно рано или поздно «выговорится», поэтому особых тревог по этому поводу родители зачастую не испытывают. И совершено напрасно, потому что неправильное произношение, - иногда даже забавное – может войти в привычку, а исправить его в более старшем возрасте будет гораздо труднее. 

    Точно могу Вам сказать, что дошкольника не учат, а развивают, учебный процесс — основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.  Играя на занятиях с детьми, мы даем им все те знания, которые ребенку необходимы. Но в виду индивидуальных способностей каждого ребенка, не все дети получают знания в полном объеме. Единого для развития всех детей рецепта нет: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить «по минуточкам» сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему мы научим ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе. Также необходимо, чтобы введение ребенка в школьную жизнь стало общей задачей: специалистов, педагогов детского сада  и родителей!

Какова же роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей?

     При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем.  Поэтому в первую очередь - необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект: не ругать ребенка за неправильную речь; ненавязчиво исправлять неправильное произношение; не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

       Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с детьми следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном.

     Чистое произношение и развитая речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания. Если родители уделяют недостаточное внимание к развитию речи своих детей, то появляются проблемы в виде дефектов произношения, не выговаривания или искажения звуков. Устранить такие дефекты, сформировать и закрепить правильную артикуляцию вашему ребенку помогут  учитель-логопед и воспитатели детского учреждения. Но основную работу в обучении ребёнка правильной речи должны взять на себя его родители.

    Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами. Для повышения результативности в детских садах систематически используется такая форма работы, как тетрадь взаимосвязи для родителей, которая выдается с индивидуальными заданиями  для закрепления знаний и умений детей, полученных в конце каждой недели.

Но, к сожалению,  хочется отметить:

      Работая в детском саду, я столкнулась с проблемой, когда не только воспитанники, но и родители несерьезно относятся к логопедическим занятиям и заданиям логопеда. Очень часто в коррекции речи детей участвует только логопед. А ведь при таком подходе, положительныерезультаты появятся гораздо позднее, и закрепление звука может тянуться месяцами, если не годами. Часто родители воспринимают логопеда, как врача – «Работайте, а мы в стороне». Но ведь у логопеда нет «волшебной таблетки», выпив которую ребенок идеально заговорит.

     Проблема оказания помощи ребёнку совсем не простая. Но главное знать, что все трудности преодолимы. Нужна только доброта и терпение родителей и логопеда, и их совместная работа. У ребёнка необходимо формировать волевое усилие к занятиям. Вначале будет трудно, но потом при систематических занятиях ребёнок сам будет просить позаниматься с ним. В этот момент никогда не отказывайте ему, как бы заняты вы не были. Не забывайте время от времени повторять даже то, что было хорошо усвоено. Для того, чтобы ваша работа с ребёнком была более эффективной, она должна быть систематической, а лучше ежедневной.

      Коррекция звукопроизношения - это труд, в первую очередь труд самого ребенка. Поддержка родителей в этот период очень важна. Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль.

    Помните! Никакие  воспитатели и логопеды не добьются быстрых результатов без эффективной и умелой помощи родителей. Родители должны понимать, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.

     Таким образом, можно сделать вывод, что именно сотрудничество учителя – логопеда, воспитателей  и родителей определяет успешность всей коррекционной работы и способствует скорейшему преодолению речевых нарушений, а также позволяет родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей.

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.

Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;

- весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

- задания должны быть прочитаны ребенку;

- все задания выполняются до конца.

Необходимо учитывать важность  речевого окружения ребенкаРодители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.



Предварительный просмотр:

Речевые игры с ребенком дома.

«Именно в игре ребенок свободно владеет речью,

говорит то, что думает, а не то, что надо.

Не поучать и обучать, а играть с ним,

фантазировать, сочинять, придумывать

— вот, что необходимо ребенку».

Джанни Родари

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

• В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.

• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит

развитие ребенка.

• Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

• Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

• Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, чувств. Поэтому задержка речи влечет за собой и отставание в развитии психики ребенка.

  Речевые игры не требуют много времени и особой подготовки. Играть в слова можно пока вы одеваете ребенка, во время прогулки, когда идёте в детский сад, сидите в очереди на прием к педиатру, готовите обед или ложитесь спать. Переоценить значимость речевых игр для развития ребёнка невозможно. Они развивают не только речь, но и мышление, фантазию, быстроту реакции, память и другие психические процессы. Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

Примеры речевых игр и упражнений, которые могут использовать родители в домашних условиях:

"Отгадай предмет по названию его частей".

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).                                                        

      "Скажи наоборот".
Белый-...(чёрный), светлый-...(тёмный), длинный-...(короткий), день-...(ночь), вчера-...(завтра), тепло-...(холодно) и т.д.
"Кто что делает?"
лает...(собака), мычит...(корова), жужжит...(пчела) и т.д.
 "Кто больше?"
По очереди взрослый и ребенок называют по одному предмету одежды или посуды, насекомых или животных,
фрукты, овощи, растения(цветы, деревья,...), то есть любые обобщающие понятия.
"Загадки".
Придумываем загадки про разные предметы. Сначала придумывает взрослый, ребёнок отгадывает, затем наоборот.
Например: дом охраняет, чужих кусает.
Не обязательно, чтобы загадка была в рифму, главное, чтобы было интересно и вам и ребёнку.                                                                                                        

      "Да и нет не говори".
По очереди задаёте друг другу вопросы, нельзя отвечать словами «да» и «нет». Если сказал «да» или «нет» - проиграл. Например: « Ты сегодня в хорошем настроении?»; « После детского сада мы идём домой?»
 "Что я вижу".
Рассказываете друг другу, что вы видите сейчас.
Например: «Я вижу деревья, покрытые снегом».
«А я вижу, что по дороге едет легковой автомобиль». Главное, чтобы в предложении было несколько слов, а не одно.
 "Чья мама?".
Называете животное, ребёнок должен назвать его детёныша или, наоборот, вы называете детёныша, а ребёнок должен назвать его маму.
Например: телёнок, ягнёнок, цыплёнок, бегемотик, попугайчик, воробьишка, поросёнок, лягушонок, …
 "Кто где живёт?"
Называете животное, ребёнок должен сказать, где оно живёт.
Например: акула ( в море), щука ( в реке), корова ( в хлеву), верблюд ( в пустыне), пингвин ( в Антарктиде),белый медведь ( на севере), лев ( в Африке).                                                                  

          "Что мы видим во дворе?" 

Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте всё увиденное в деталях.                                                                                     Например:"Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий?". Игра способствует развитию связной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?   Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнениюсловарного запаса. Что мы будем делать завтра?                

                         "Профессии"               

    С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой игры, вырабатываться речевая активность. Покажите малышу, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Пусть малыш самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите малыша:"Кто ты?" Малыш назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например:"Я врач". Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны. Чтобы помочь ребенку с рассказом о профессиях необходимо задавать наводящие вопросы об этих профессиях, например такие как: Как называется человек этой профессии на картинке? Как одет человек на этой работе? Носит ли он специальную форму? Чем занимается человек на этой работе? Где он работает?                                   Какие инструменты ему необходимы в этой профессии? Зачем нужна эта профессия? Приносит ли она пользу людям?

Например, можно рассказать о нужной профессии врача. Что врач одет в белый халат это его врачебная форма. Врач работает в больнице и лечит детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужны специальные инструменты, такие как шприц, градусник. Профессия врача нужна для того,чтобы защищать и лечить людей от различных болезней.    

   "Давай поговорим"                             

Является обычной беседой на бытовые темы. Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной? В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы, как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, не контекстные, не связанные с общей темой.              

 "Повтори скороговорку"

 Скороговорки являются эффективным средством развития речи. Они поз-воляют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.                            

   " Выучи стихотворение" Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи. Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.                                                                  

  "А что было дальше?" В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделять формированию самостоятельной связной речи. Например, можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди:            

— Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче. Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам.

— Вдруг слышит — за кустами что-то шуршит и топает!

— Маша спросила "Кто тут?" (Что было дальше?)

"Кто что умеет делать?".

 Ребенку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть.) .

 

  Ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, —и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.



Предварительный просмотр:

Ход  НОД

1. Орг.момент. 

1)Приветствие гостей.

Л: -Ребята, посмотрите у нас сегодня много гостей, давайте с ними поздороваемся.

«Здравствуйте!»- ты скажешь человеку.

«Здравствуй!» - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

2)Посадка детей.

Л: - Пройдите и займите свои места. Сядьте правильно: выпрямите спину, ноги поставьте прямо, руки перед собой.

2. Повторение пройденного материала.

Л:- На занятиях мы изучаем звуки. Давайте вспомним, что такое звук? (отвечает 1 ребенок: звук – это то, что мы слышим и произносим.)

- Какое стихотворение мы знаем о звуке? (все вместе):

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его назвать.

Л: - О каком звуке мы говорили с вами на прошлом занятии?

Д: - Мы говорили о звуке Ш-(согласный, всегда твердый, глухой, шипящий, обозначаем фишкой синего цвета).

3. Сообщение темы занятия.

Л:- Сегодня мы будим повторять звук Ш.

На  экране появляется музык. открытка «С днем рождения!»

Л: - Посмотрите на экран, что вы там видите? (ответы детей: поздравительная открытка)

Л: -Сегодня день рождения у знакомого всем персонажа, догадайтесь у кого? В имени этого героя есть звук Ш. (на экране появляется слайд с мульт. героями: Карлсон, Маша, Баба Яга, Лунтик пчела Майя и тд). (ответы детей: это Маша)

Л: - Молодцы! Вы догадались кто это. Маша приглашает всех к себе на праздник и хочет больше узнать об этом звуке. Тема нашего занятия «Звук Ш» и мы отправляемся  в гости, для этого произнесем слова:

Дружно улыбнись,

На празднике окажись!

4.«Слоговые дорожки». (развитие фонематического слуха и восприятия) 

  Появляется СЛАЙД с мышками.

Л: - Услышали мышки про Машин д/р и зашептались в углу , давайте повторим за ними (проговариваем все вместе):

Ша-шу-ши              аш-уш-иш          иша-оша-уши           шта-шпа-шку

Ше-шо-ша              еш-ош-аш         еша-ошу- ашо           шка-што-шпы

Л: -Мышки пошептались и побежали готовиться к празднику. Вы правильно повторили за ними.

5.«Счёт от 1 до 6» (согласование сущ+числительн.)

Л.:- Гости принесли для именинницы воздушные шары (на слайде связка из 6 воздушных шаров).

Л.:- Чтобы узнать, сколько лет исполняется Маше, нужно посчитать воздушные шары. (6воздушных шаров-1ребенок считает кол-во шаров).

Л.: -Правильно ли, посчитал(а) шары …..? (ответ детей)

Л: - Сколько же лет исполняется Маше? (ответ детей: 6лет)

Л: - Молодцы! Вы правильно посчитали шары и узнали сколько лет Маше.

6. «Фокус»

Л: - Ребята, Маша очень любит фокусы, покажите как вы можете превращать одни слова в другие. Замените первый звук в слове на звук Ш, и назовите получившееся слово: ДАР - ШАР, и тд со словами: маг-шаг, мина-шина, кашка-шашка, мишка-шишка.

Л: - Маше очень понравилось, как вы превращаете одни слова в другие.

7.«Образуй словечко»

Л.:- А сейчас покажем Маше, как мы образовываем слова. Я буду произносить часть слова, а вы назовете его полностью, добавляя слог  

                                                                 шок:          А теперь, добавляя слог   -шка:

                                                                Ме-шок                                                     пу-шка

                                                                Пу-шок                                                      му-шка

                                                                Пету-шок                                             поду-шка

                                                                Гор-шок                                                лову-шка

                                                                Поро-шок                                              лягу-шка

                                                                Реме-шок                                            хлопу-шка

Л:- Вы верно составили все слова, Маша очень рада за вас.

8.«Подарки» (определение места звука в словах)

Л: -Гости подарили много подарков. Поможем Маше расставить их на полки: на первую полку поставим предметы, в названиях которых звук Ш слышится в начале слова, на вторую полку предметы в названиях которых звук Ш слышится в середине слова и на третью полку предметы в названиях которых звук Ш слышится в конце слова (шарф, карандаш, лошадка, шары, мишка, ковш).

Д:- Шарф мы поставим на первую полку, т.к. звук Ш в этом слове слышится вначале. И тд.

Л:- Молодцы! Вы умеете не только правильно произносить звук Ш, но и слышать его в словах, а также помогли нашей героине разобрать подарки по местам.

9.Физминутка.

Л:- А сейчас пришло время немного отдохнуть. Выйдите из-за столов и выполните зарядку:

Маша другу Мишке

Шила новые штанишки,

Шила шубу, шила шарф,

Для Мишутки шалуна.

А на Мишиной рубашке

Шёлком вышила кармашки.

Наш Мишутка так хорош –

Лучше Миши не найдешь!

Он шагает по дорожке

В шитой Машею одежке.

Сшил Мишутка шубки мышкам,

Чтоб не мерзли мышки слишком.

Л: -Займите свои места. Сядьте правильно: спина прямая, ноги вместе, руки перед собой.

10. «Звуковой анализ и синтез»

Л: - Медведь приготовил для Маши подарок и вкусный торт, который украсил шоколадом, апельсинами, пряниками, курагой (проводится словарная работа:  

-Как вы думаете, что такое курага? курага- это сушеные абрикосы без косточек)  и ананасом(на экране появляются изображения ингредиентов). А какой подарок приготовил Мишка вы узнаете, выделив в каждом из этих слов первый звук .

Д:- Шоколад. Первый звук Ш.

      Апельсин. Первый звук А.

       Пряники. Первый звук П.

       Курага. Первый звук К.

       Ананас. Первый звук А.

Л:- Составьте слово из этих звуков. Что у вас получилось? (дети - шапка). Вот мы и узнали, что подарил Маше Медведь.

Л: - Возьмите звуковые пеналы и  составьте схему слова ШАПКА. (Дети составляют звуковые схемы на столах, один ребенок работает у доски). (Затем провожу фронтальную работу по анализу слова)

Л:- Правильно ли составила схему …….? (дети сравнивают и отвечают)

Л: -Сколько всего звуков в слове ШАПКА?

Р: -В слова ШАПКА 5 звуков.

Л:- Сколько гласных звуков в слове ШАПКА?

Д: -В слове ШАПКА 2 гласных звука.

Л:- Сколько слогов  в слове ШАПКА?

Д: -В слове ШАПКА 2 слога.

Л: -Какое правило вы знаете?

Д: - Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Л: -Назовите первый слог в слове ШАПКА

Д: - Первый слог ШАП.

Л: -Назовите второй слог в слове ШАПКА.

Д:- Второй слог КА.

Л:- Какой первый звук слышится в слоге ШШШАП?

Д:-В слоге ШАП первым слышится звук Ш- согласный, всегда твердый, глухой шипящий, обозначим синей фишкой

Л:- Какой второй звук слышится в слоге ШАААП?

Д: -Вторым слышится звук А-гласный, обозначим фишкой красного цвета

Л:- Какой третий звук в слоге ШАП?

Д: -В слоге ШАП третьим слышится звук П -согласный, твердый глухой. Обозначим фишкой синего цвета.

Л: -Назовите второй слог в слове ШАП-КА.

Д:- В слове ШАПКА второй слог КА.

Л:- Сколько звуков слышится в слоге КА?

Д: - В слоге КА 2 звука.

Л: -Назовите первый звук в слоге КА

Д: -Первый звук К- согласный, твердый, глухой, обозначим синей фишкой

Л:-Назовите второй звук в слоге КА?

Д:-Второй звук А -гласный, обозначим фишкой красного цвета.

Л:- Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием. Соберите звуковые пеналы и уберите их на край стола.

11.«Плюшевый мишка»    (согласование прилаг + сущ в косвен падежах)

Л: - Маша предлагает нам поиграть в игру «Доскажи словечко». Я скажу начало предложения, а вы закончите его словами  плюшевый мишка.

Маше подарили……. Она  любуется….. Маша завяжет бант..…Ей очень понравился ….Она мечтала о …..(Дети повторяют начало предложения и дополняют его словами плюшевый мишка.)

Л:- Молодцы! Вы правильно выполнили это задание.

12.«Сюрприз от Маши»

Л: - Маша приготовила для вас подарки. Возьмите со стола карточки  и карандаши, обведите  предмет, в названии которого слышится звук ш. Скажите, какой подарок получил каждый из вас от нашей именинницы?(ответы детей: Маша подарила мне… тд)

Л:- Все справились и получили подарки от Маши, молодцы!

13. «Деформированная фраза»

Л.:- Поблагодарим Машу и составим о ней предложения :

Маша, хорошая, девочка, очень.

У, сегодня, нее, день рождения.

Друзья, поздравить, Машу, пришли.

Получила, именинница, подарков, много. 

Л:-Что вы составили? (дети: мы составили предложения.)

Л:- Что можно составить из предложений? (дети отвечают -рассказ)

Л:- У нас получился рассказ, придумайте ему название. (дети:- «Д/р Маши»)

(Приглашаю ребенка к доске, он повторяет весь рассказ с помощью графического плана)

Маша

торт

гости

подарки

Л:- Маше очень понравился ваш рассказ.

М:- Спасибо, ребята, с вами я весело и с пользой провела время и узнала много интересного.  До свидания, друзья!

Л: -До свидания, Маша! А мы возвращаемся в д/с . Подойдите все ко мне, встаньте в круг и произнесите слова:

Вокруг себя повернись,

В детском саду окажись.

14.Подведение итогов.

Л:- Где мы сегодня побывали? О каком звуке говорили? Понравилось ли вам в гостях у Маши? Что вам понравилось больше всего?

Л:- Молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня отвечали, правильно выполняли задания. А сейчас попрощаемся с гостями (дети говорят «До свидания!»). Можете быть свободны.

Цель – продолжить знакомство детей со звуком Ш.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закрепить знания детей о характеристике звука Ш и его обозначении.
  • Продолжать автоматизировать звук Ш в слогах, словах и предложениях.
  • Закреплять навык звукового анализа и синтеза.
  • Упражнять в выделении звука Ш в словах.
  • Закреплять умение определять место звука ш в словах.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Обогащать словарный запас дошкольников.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать память, внимание, мышление.
  • Развивать общую и мелкую моторику детей.
  • Развивать связную речь.

Коррекционно-развивающие:

  • Вызвать положительный настрой детей на занятие.
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности, доброе отношение друг к другу.
  • Воспитывать культуру речевого общения.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, звуковые пеналы, магнитная доска, предметные картинки.

        

Методическое объединение учителей-логопедов

Рузаевского муниципального района

Конспект открытого фронтального логопедического

 занятия по обучению грамоте:

«День рождения Маши».

Подготовила и провела:

учитель-логопед

СП «Детский сад №5

комбинированного вида»

Акимова Е.А.

Рузаевка 2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

Коррекция речевых нарушений у детей и рекомендации по их преодолению.

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ, учителям начальных классов, логопедам и дефектологам. Рассмотрены причины речевых нарушений как в устной, так и в письменной речи, задачи школьного лого...

Условия реализации междисциплинарного подхода к диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста

В национальных проектах Правительства РФ большое внимание уделяется качеству образования детей и подростков и состоянию их здоровья. Учитывая важность проблемы, Российская академия наук и Российская а...

Доклад на тему: «Специфика коррекции речевых нарушений у детей с недостатками слуха»

Доклад на тему: «Специфика коррекции речевых нарушений у детей с недостатками слуха»...

Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей.

Памятка для воспитателей по приминению Су-Джок терапии в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук....

Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей с билингвизмом.

Предлагаемый материал может быть использован логопедами в работе с детьми с билингвизмом. Материалы для диагностики и коррекции....

Родительское собрание "Роль семьи в коррекции речевых нарушений".

Данное собрание проводится в начале учебного года и нацелено на установление контакта с родителями и  ознакомление их с особенностями в развитии речи детей....