Главные вкладки

    Условия реализации междисциплинарного подхода к диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста
    статья по теме

    Кручинина Ольга Вячеславовна

    В национальных проектах Правительства РФ большое внимание уделяется качеству образования детей и подростков и состоянию их здоровья. Учитывая важность проблемы, Российская академия наук и Российская академия медицинских наук включила в план приоритетных направлений своей деятельности развитие новых медицинских, физиологических и психологических технологий для комплексных скрининговых обследований детей дошкольного и школьного возраста с целью своевременного выявления факторов риска, диагностики, коррекции и профилактики функциональных нарушений. Однако реализация таких комплексных программ охраны здоровья школьников может быть достигнута только при тесном сотрудничестве научных учреждений и дошкольных и школьных образовательных учреждений. В статье представлен пример такого взаимодействия, осуществляющегося с 2009 года сотрудниками Центра психолого-медико-социального сопровождения Василеостровского района г. Санкт-Петербурга и сотрудниками Лаборатории Нейрофизиологии ребенка Института Эволюционной физиологии и биохимии РАН.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kruchininaov_innovacionnyy_podhod.doc51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Кручинина О.В., Иваха И.В., Шахпазова М.В. Условия реализации междисциплинарного подхода к диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста//Логопедическая служба: традиции и ииновации//Под ред. Яковлевой Н.Н., Кудрявцевой С.В., СПбАПППО, 2010, С 71-74.

    Условия реализации междисциплинарного подхода к диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста.

    Кручинина О.В.1,2, Иваха И.В. 2, Шахпазова М.В. 2

    1,Младший научный сотрудник Лаборатории Нейрофизиологии ребенка

    Учреждения РАН Института Эволюционной физиологии и биохимии им. И.И. Сеченова

    2Учитель-логопед высшей квалификационной категории

    ПМС центра Василеостровского района Санкт-Петербурга

    e-mail: kruchinina_ol@mail.ru

    В последнее время большое внимание в национальных проектах, принятых Правительством РФ на ближайшие годы и связанных с укреплением здоровья подрастающего поколения, уделяется качеству образования детей и подростков и состоянию их здоровья. Будущее развитие России во многом зависит от физического и нравственного здоровья, уровня образования и профессионального становления подрастающего поколения, а значит и от эффективности реализации программ образования и охраны здоровья детей и подростков, поддержки семьи.

    К сожалению, в последние десятилетия в стране сложилось кризисное положение с заболеваемостью детей, низкие показатели состояния их физического и психологического здоровья [1], [2], тяжелое положение с системой образования. Согласно данным Научного центра здоровья детей РАМН, наиболее значительный рост частоты нарушений здоровья и развития детей происходит в школьном возрасте. В частности, по данным Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга [3], около 20% детей на момент начала школьного обучения уже имеют выраженные расстройства здоровья, а к моменту окончания школы 70% функциональных расстройству детей перерастают в хронические заболевания. За последние 10 лет изменилась структура заболеваемости детей и подростков. Серьезные опасения специалистов вызывает увеличение частоты нервно-психических расстройств и заболеваний сердечно-сосудистой системы у детей всех возрастных групп.

    Учитывая важность проблемы, Российская академия наук и Российская академия медицинских наук включила в план приоритетных направлений своей деятельности развитие новых медицинских, физиологических и психологических технологий для комплексных скрининговых обследований детей дошкольного и школьного возраста с целью своевременного выявления факторов риска, диагностики, коррекции и профилактики функциональных нарушений. Однако реализация таких комплексных программ охраны здоровья школьников может быть достигнута только при тесном сотрудничестве научных учреждений и дошкольных и школьных образовательных учреждений.

    Постоянное увеличение числа детей с различными видами речевых нарушений давно вызывает тревогу специалистов [4]. Во многих образовательных учреждениях, таких как Психолого-медико-социальные центры, приоритетным направлением является комплексный подход к диагностике и коррекции речевых нарушений, включающий совместную деятельность логопеда, психолога, невропатолога, дефектолога, специалиста по массажу и др [5]. Необходимость такого комплексного подхода обусловлена тем, что речевые нарушения имеют сложную структуру дефекта, которая включает не только неврологические нарушения, но и часто психологические и социальные компоненты [6], [7], [8].

    На протяжении целого ряда лет в Василеостровском районе ежегодного проводится скрининговое логопедическое обследование воспитанников массовых групп ДОУ (с целью выявления детей с речевой патологией и определения их дальнейшего образовательного маршрута) и учащихся первых классов общеобразовательных школ (в рамках программы профилактика трудностей обучения на школьном старте). По результатам данного обследования логопеды выделяют детей с речевой патологией и детей группы риска по возникновению нарушений устной и письменной речи. Например, в 2009-2010 учебном году логопедами Василеостровского района было обследовано 37 ДОУ и 27 ОУ. У 1195 дошкольников были выявлены нарушения речи и 415 первоклассников попали в группу риска по возникновению дисграфии. Всем школьникам было рекомендовано обратиться за логопедической помощью на школьные логопедические пункты или районный ПМС центр, а дошкольникам пройти районную психолого-медико-педагогическую комиссию (РПМПК) для уточнения образовательного маршрута [5]. Однако, к сожалению, далеко не все дети с речевыми нарушениями были охвачены даже логопедической помощью, не говоря уже о неврологическом лечении и психолого-педагогическом сопровождении. Например, в 2009-2010 учебном году только 631 дошкольник прошел РПМПК. Это связано в первую очередь с тем, что очень большое значение имеет отношение родителей к дефекту ребенка. Далеко не все родители понимают сложность данной проблемы и своевременно обращаются за помощью. В связи с этим специалистами ПМС центра активно проводится разъяснительная работа не только с педагогами ДОУ и ОУ, но и с родителями, в форме консультаций и лекций о важности профилактики и своевременной коррекции речевых нарушений.

    После скринингового логопедического обследования в 2009-2010 учебном году по инициативе специалистов ПМС центра Василеостровского района и научных сотрудников Лаборатории Нейрофизиологии ребенка Учреждения РАН Института Эволюционной физиологии и биохимии им. И.И. Сеченова была запланирована и осуществлена комплексная диагностика детей дошкольного возраста, которые попали в группу риска по возникновению речевых нарушений или у которых была выявлена речевая патология. Диагностика включала полное логопедическое обследование, которое осуществлялась учителями-логопедами на базе ПМС центра, а также нейрофизиологическое и психологическое обследования, проведенные высоко квалифицированными специалистами Лаборатории нейрофизиологии ребенка (нейрофизиологами, логопедами, психологами). Всего было обследовано 50 детей одного из ДОУ района четырех возрастных групп. У всех детей с речевой патологией наблюдались особенности изменений ЭЭГ по сравнению с возрастной нормой. При выявлении выраженной патологии дети были направлены на углубленное неврологическое обследование. Специалистами Лаборатории были проведены корреляции между уровнем речевого развития детей, их неврологическим, психологическим статусом и уровнем вербального и невербального интеллекта. В результате такого комплексного междисциплинарного подхода к диагностике речевых нарушений были не только уточнены диагнозы и скорректированы образовательные маршруты многих детей, но и выявлены дети группы риска в неврологическом отношении. В дальнейшем сотрудниками Лаборатории совместно с логопедами ПМС центра планируется повторная диагностика этих детей, для выявления динамики и эффективности коррекционно-педагогического и медикаментозного воздействия.

    Подобная совместная диагностическая работа осуществляется и с детьми школьного возраста, однако, в несколько меньшем объеме. За прошлый учебный год в таком обследовании приняло участие всего 5 школьников района. Это связано в первую очередь с тем, что у школьников менее гибкий график занятости в течение учебной недели, чем у дошкольников. Поэтому очень важно наладить сотрудничество специалистов Лаборатории Нейрофизиологии ребенка непосредственно со школами при создании условий непосредственно на базе ОУ для работы научных сотрудников по диагностике учащихся. Однако это в свою очередь не возможно на чистом энтузиазме педагогов и научных сотрудников. Очень важна поддержка и инициатива со стороны администрации ОУ, района, города и правительства.

    Совместная работа педагогов, медиков, научных сотрудников, а также привлечение родителей, позволит не только своевременно выявлять детей с речевыми проблемами, но и организовывать адекватное в каждом конкретном случае комплексное коррекционно-образовательное воздействие на ребенка. Все это в совокупности позволит исправить первичный дефект, и предупредить проявление разнообразных психологических наслоений.

    Список литературы:

    1. Изучение речевого и психического развития детей группы риска .М.Э. Бернадская, О.Е. Громова. / Актуальные вопросы логопатологии, сб.статей стр.7-11. С-Пб, 2004г.
    2. Фарбер Д. А. Структурно-функциональное созревание мозга ребенка // Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы): практическое руководство/ Под ред. А. А. Баранова. Л. А. Щеплягиной. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. С.7 – 38.
    3. Сайт Администрации Санкт-Петербурга – http://www.homekid.ru/kidinspb2009/kid2009part3.htm
    4. Цицерошин М. Н., Шеповальников А. Н. Становление интегративной функции мозга. – СПб: Наука, 2009. – 249 с.
    5. Иваха И.В. Осуществление комплексного подхода в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в условиях ПМС-центра//Материалы научно-практических конференций 02 ноября и 11 февраля 2010 года/ Под ред. Н.Н. Яковлевой, Е.А. Петровой – СПб,: СПбАППО, 2010, С. 44-46.
    6. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций Методическое руководство. СПб: «ИМАТОН», 2000
    7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.РГПУ им.Герцена. 2000 г.
    8. Диагностика и коррекция речевых нарушений. СПб. СПбГУ. 2001 г.
    9. Фарбер Д. А., Мачинская Р. И. Функциональная организация мозга в онтогенезе и ее отражение в электроэнцефалограмме покоя. // Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. – 432 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.

    Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

    Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей с билингвизмом.

    Предлагаемый материал может быть использован логопедами в работе с детьми с билингвизмом. Материалы для диагностики и коррекции....

    Песочная терапия как инновационная форма работы учителя - логопеда в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

    В данном материале представлены упражнения песочной терапии и их значение для коррекции речевых нарушений  у  детей дошкольного  возраста....

    Практический опыт междисциплинарного взаимодействия в коррекции речевых нарушений у детей в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

    Практический опыт междисциплинарного взаимодействия  в коррекции речевых нарушений у детей в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Мастер-класс в рамках круглого стола «Организаци...