Практический опыт междисциплинарного взаимодействия в коррекции речевых нарушений у детей в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
методическая разработка

Новохацкая Элеонора Эдуардовна

Практический опыт междисциплинарного взаимодействия  в коррекции речевых нарушений у детей в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Мастер-класс в рамках круглого стола «Организационно-методические аспекты и программно-технический инструментарий для реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной организации в рамках Шестой ежегодной практической конференции «Цифровые образовательные ресурсы-2016» (г.Мытищи)

педагог дополнительного образования-логоритмист,музыкальный руководитель МБОУ ЦППМС «Мытищинский» Новохацкая Э.Э.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ «МЫТИЩИНСКИЙ»

141008, Московская область, г. Мытищи, ул. Щербакова, д. 3а,

 (495) 582-0112

Практический опыт междисциплинарного взаимодействия  в коррекции речевых нарушений у детей в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Круглый стол «Организационно-методические аспекты и программно-технический инструментарий для реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной организации в рамках Шестой ежегодной практической конференции «Цифровые образовательные ресурсы-2016» (г.Мытищи)

педагог дополнительного образования-логоритмист,

музыкальный руководитель

ЦППМС «Мытищинский»

                    Новохацкая Э.Э.

31 марта  2016 года

г. Мытищи

В настоящее время наблюдается тенденция к снижению уровня речевого развития у детей. В связи с этим в учебный процесс был введён курс логопедической ритмики. Логопедическая ритмика - это методика обучения и воспитания детей с различными нарушениями развития , в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика воздействует на крупную и мелкую моторику,речь.

Курс логоритмических занятий введён для коррекции и профилактики речевых нарушений в сочетании со словом, музыкой и специально подобранного речевого материала. Именно это сочетание музыки , речи и движения помогает закрепить проводимую учителями –логопедами работу и ни в коей мере не исключает логопедические занятия.

Логоритмика – это система упражнений, заданий , игр и логопедических распевок на основе музыки и движения, музыки и слова или триединства всех трёх видов деятельности, направленные на решение коррекционных, образовательных и воспитательных задач.


Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка. 
Логоритмика – это единство МУЗЫКИ, СЛОВА и ДВИЖЕНИЯ. Логоритмические занятия включают в себя пальчиковые, ритмические, коммуникативные игры, музыкально-ритмические движения, чтение стихов, пение, элементарное музицирование на шумовых инструментах, движение под музыку.
Начинать заниматься логоритмикой рекомендовано со среднего возраста.

Логоритмика предполагает решение:
- оздоровительных;
- образовательных;
- воспитательных;
- коррекционных задач.

Систематически вводя элементы логоритмики в своей работе я убедилась, что синтез слова, музыки и движения помогают воспитывать в детях активность, уверенность в себе, своих силах. Чередование различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. Все выше перечисленное совершенствует умственные процессы ребенка.

Музыкальные занятия с элементами логоритмики, на мой взгляд, стали продуктивнее, проходят на более высоком эмоциональном уровне. Дети ждут их с радостью, активно включаются в игровые действия речевых упражнений.

В результате сочетания слова, музыки и движения дети стали более раскрепощенными, эмоциональными, значительно улучшили свои ритмические способности. У детей повысилась координация движений, они стали собраннее и внимательнее, а также заметна динамика в развитии голоса, дыхания и артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки .

Стихотворения (речевые упражнения)  подбираются так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: --
сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова

Коррекционные задачи - развитие дыхания, голоса, артикуляции. Развитие и совершенствование психомоторных качеств - статической и динамической координации, переключаемость движений, укрепление мышечного тонуса, двигательной памяти и внимания. Всех видов моторной сферы : общей, мелкой, мимической и артикуляционной. Подготовка речевого аппарата - артикуляционная гимнастика, пополнение словарного запаса и активизация речевой активности.

Образовательные задачи - формирование двигательных навыков и умений. Знакомство с разнообразием движений , с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями - темп, ритм, высота, интонация.

Воспитательные задачи - воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения  способность ритмично двигаться под музыку и анализировать свою деятельность.

Структура урока строится следующим образом:

Вводная часть: Музыкальное приветствие : Логопедические распевки - артикуляционные упражнения, упражнения для дыхания и пространственной организации.

Основная часть: Разучивание музыкально – ритмических упражнений с элементами танцев, ритимизацией в виде хлопков, притопов, взмахов, прищелкиваний. Игра на шумовых музыкальных инструментах, так называемый ритмический оркестр. Для более старших детей возможны виды ритмопластики и ритмодекламации (чтение стихов, текста под музыку).Вокальная работа – работа над песенным материалом с отработкой артикуляции, интонации, элементарной выразительности. Под влиянием регулярных логоритмических занятий - гимнастики для речи происходит положительная перестройка речедвигательной, моторной , дыхательной, сердечно - сосудистой систем. Необходимиое условие работы логоритмиста - создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества. Яркая музыкальная наглядность устойчивый интерес к музыкально - речевой деятельности, а значит помогает достичь лучшей результативности в обучении и воспитании. Акцент на уроке делается на схему - подсказку знаков - символов.

Заключительная часть: как правило включает в себя самые ярко  эмоциональноокрашенные упражнения, которые дети с удовольствием повторяют, закрепляя пройденный материал.

               

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА «ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ ВСЕХ»

ОБОРУДОВАНИЕ : металлофоны (8 штук), маракасы(16 штук), ложки деревянные (16 штук) ,ноутбук, записи пьесок, стулья по количеству участников

«КРУГ-ПУЗЫРЬ»- организация круга, координация голоса и движения

Приветствие с движением - пропевание имён  с интонацией(кто точнее)Вот иду я вверх

УПРАЖНЕНИЯ на развитие ритмического чувства- Прохлопать ритм (либо повторить за педагогом, либо прохлопать свое имя, название месяца, животного и т.д.)

УПРАЖНЕНИЯ на формирование свободного дыхания «ЛЕГКИЕ ПЕРЫШКИ» «ШАР-НАСОС»

УПРАЖНЕНИЯ на  выработку четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

Это стул. Сиденье, спинка,         

                                           

А на спинке две картинки

А еще четыре ножки

Чтоб сидеть под стулом кошке

  К прямой правой ладони присоединяют согнутую  левую, чтобы получился стульчик

Показывают два пальчика на правой руке.

Показывают по два пальчика на обеих руках.

   

Приседают, делают из ладошек «ушки».

ПЕСНЯ c использованием элементов самомассажа  «СТУЛЬЯ И КОШКА»

Все стулья завидуют кошке ( 3 раза)

Завидуют неспроста:

У стульев есть спинки и ножки( 3 раза)

Но нету у стульев хвоста!Мрр-мяу!

Показывают «усы»(расправленные ладони крест-накрест под носом)

Показывают через плечи на спину и ноги

Помахивают рукой «хвостом»

МУЗЫКАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ( РАБОТА В ПАРЕ) «ЭХО»

Эхо, отзовись, петь со мной, научись

Слушай, не зевай, все за мной, повторяй!

 Все слова пропеваются по два раза в форме вопроса и ответа

ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ- ИГРА НА МЕТАЛЛОФОНАХ (показ на пальчиках)

Кап-кап-кап, тучка. Кап-кап-кап плакучка. Целый день плачет, дождик вниз скачет

           Это я-дождик, кап-кап-кап дождик, погулять вышел по твоей крыше!

УПРАЖНЕНИЯ на совершенствование общей и мелкой моторики (пальчиковая гимнастика «Мальчик с пальчик» «Щи»

РИТМИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР (игра на детских шумовых инструментах) совместно с педагогом

ИГРА «У ЖИРАФА» -на координацию движений, с элементами самомассажа

КОММУНИКАТИВНАЯ  КРУГОВАЯ ИГРА «ПАРОВОЗИК» «НЕЖНОЕ ПРОЩАНИЕ» -круговое прощание ладошками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

Условия реализации междисциплинарного подхода к диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста

В национальных проектах Правительства РФ большое внимание уделяется качеству образования детей и подростков и состоянию их здоровья. Учитывая важность проблемы, Российская академия наук и Российская а...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....