Родительское собрание "Роль семьи в коррекции речевых нарушений".
консультация

Карякина Наталия Васильевна

Данное собрание проводится в начале учебного года и нацелено на установление контакта с родителями и  ознакомление их с особенностями в развитии речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание№1 (сентябрь)

 «Роль семьи в процессе коррекции речевых нарушений»

Учитель-логопед Карякина Наталия Васильевна

учитель-логопед МБДОУ №52

План проведения


1. Содержание логопедической работы по коррекции речи детей с тяжелым нарушением речи.
2. Ознакомление родителей с адаптированными образовательными программами (раздел по коррекции речи).

3. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
4. Мастер - класс для родителей «Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков»

5. Рефлексия.

Содержание.

1 вопрос

     Дети с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) имеют недоразвитие всех компонентов речевой системы и требуют организации работы по следующим направлениям:

- формирование правильного звукопроизношения, включает в себя:

  • развитие мышц артикуляционных органов (языка, губ, мягкого неба)
  • развитие речевого дыхания
  • формирование правильных артикуляционных укладов
  • формирование правильного изолированного произношения звуков

- совершенствование просодической стороны речи, включает работу по:

  • выработке четкой дикции
  • развитию выразительности речи
  • развитию правильного дыхания
  • формированию правильного ударения
  • отработке темпа речи (по необходимости)

- совершенствование фонематических процессов, это:

  • развитие умения различать речевые звуки на слух
  • определять последовательность звуков в слове и слов в предложении
  • определять место звука в слове
  • различать понятия звук, слог, слово, предложение

 - совершенствование грамматического строя речи

  • правильно изменять слова по числам, родам и падежам
  • правильно использовать предлоги в речи

- обогащение, активизация словарного запаса по лексическим темам

- развитие слоговой структуры слов (сложность зависит от уровня недоразвития)

  • проговаривание слов по слогам (вместе, после называния взрослым, по картинкам называет самостоятельно) с отхлопыванием, шаганием и т.п. (с демонстрацией)
  • отстукивание ритмических рисунков по повтору, по схематичному рисунку (демонстрация различных ритмов)


- развитие связной речи, обучение  

  • умению составлять рассказы (по сюжетной картинке, серии картин, на заданную тему)
  • навыку пересказывать тексты (по опорным вопросам и без них).

     Вся перечисленная работа проводится логопедом в форме подгрупповых и индивидуальных  занятий. Кроме того, воспитатели в течении недели выполняют с детьми задания на закрепление, разработанные логопедом.

2 вопрос

     В сентябре мною было проведено обследование речи детей. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке на индивидуальных консультациях. На основании данных диагностики мной был разработан для каждого ребенка индивидуально раздел по коррекции речи в адаптированных образовательных программах. Предлагаю вам ознакомиться с их содержанием.

Вопросы родителей по содержанию АОП.

3 вопрос.

     К сожалению, работы логопеда и воспитателя в условиях комбинированной группа как правило бывает недостаточно для успешной коррекции всех речевых недостатков детей с ОНР и подготовки к школьному обучению.
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

      Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.
     Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

- тетради забираются домой и  возвращаются к занятию;
- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, помогать ребенку в их выполнении, контролировать его;

-  задания по коррекции звукопроизношения выполняются у зеркала, родители контролируют правильность выполнения заданий, помогают по необходимости.

    Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

     Только в тесном сотрудничестве семьи  и педагогов, можно достичь хорошего, качественного результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

4 вопрос

Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика к шипящим звукам».

       К каждой группе звуков (свистящие, шипящие, соноры) разработан комплекс артикуляционных упражнений, который поможет ребенку сформировать правильный артикуляционный уклад.

Сегодня я познакомлю вас с комплексом артикуляционной гимнастики для шипящих звуков (Ш, Ж), так как произношение шипящие звуки нарушено у многих детей. Это могут быть замены на парные свистящие звуки или искаженное произношение (звук произносится с языком в нижнем положении).

       При произношении этих звуков язык принимает форму чашечки, кончик языка находится за верхними зубами. Зубки стоят «заборчиком», а губы округлены. Воздушная струя теплая (демонстрация правильной артикуляции с контролем воздушной струи ладонью).

       Артикуляционная гимнастика проводится с ребенком перед зеркалом. Ребенок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией. Упражнения важно выполнять сидя, ноги ребенка стоят на полу.
      На тренинге родители повторяют за логопедом основные артикуляционные упражнения, контролируя свое произношение в зеркале.

Упражнения «Заборчик», «Рупор», «Фокусник», «Бульдог», «Чашечка», «Трубочка».

      Артикуляционные упражнения не всегда у ребенка получается выполнять верно с первого раза, иногда для этого может потребоваться несколько недель. Не стоит отчаиваться и прекращать занятия. Подбадривайте ребенка, хвалите даже за незначительные достижения.

5 вопрос

Рефлексия (смайлики с эмоциями родители прикрепляют к планшету).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

Коррекция речевых нарушений у детей и рекомендации по их преодолению.

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ, учителям начальных классов, логопедам и дефектологам. Рассмотрены причины речевых нарушений как в устной, так и в письменной речи, задачи школьного лого...

Коррекция речевых нарушений с применением миофункциональных трейнеров

В этой статье описаны некоторые речевые нарушения, и даны рекомендации по их коррекции с применением миофункциональных трейнеров....

Условия реализации междисциплинарного подхода к диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста

В национальных проектах Правительства РФ большое внимание уделяется качеству образования детей и подростков и состоянию их здоровья. Учитывая важность проблемы, Российская академия наук и Российская а...

Коррекция речевых нарушений у дошкольников.

Этот материал идет как приложение к программе спортивного оздоравливания детей с нарушением речи....