Влияние социальных сетей на подростка
материал (6 класс)

Кузнецова  Елена Анатольевна

С появлением интернета многие аспекты нашей жизни постепенно перекочевали в виртуальный мир. И общение не стало исключением, скорее даже, наоборот. Потребность человека в скоростном общении  и стало основанием для появления интернета. Если старшее поколение еще не забыло об оффлайновых формах общения, то молодое поколение все больше предпочитают виртуальные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_sotsialnyh_setey.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социальные сети и подросток

Представить современных подростков без социальных сетей сегодня просто невозможно. Одноклассники, ВКонтакте, ФэйсБук настолько заполонили разумы юных школьников, что даже случайных знакомств сейчас не бывает, все встречи спланированы через Интернет. Уже в раннем детстве появляется зависимость подростков от социальных сетей. С 7-летнего возраста, когда ребенок пошел в школу, информационные технологии необходимы. Телефон – средство связи на расстоянии; Компьютер – хранение и использование информации в личных целях; Фотоаппарат – что бы запоминать моменты своей жизни; MP3-плеер – что бы слушать музыку, вдохновляться и отвлекаться от проблем (каждому свое) и многое другое. Пожалуй, самый востребованный информационный инструмент сегодня – это компьютер. Компьютер – это универсальная техника, которая с 2000 года особенно заменила почти каждому человеку скучную бумажную жизнь на интересную.  Компьютер может многое, в том числе быть виновником многих проблем и бед.

Школьники первым делом регистрируются в социальных сетях и ищут своих новоиспеченных одноклассников. Подростки «выходят на прогулки» в социальные сети, где становятся частью общества зачастую без должного контроля со стороны своих родителей. Усердно оформляя свои страницы, подростки, демонстрируют свой внутренний мир. Ведь те по сути уже являются их своеобразными визитными карточками.

Сегодня молодое поколение активно использует информационные технологии, как в личных, так и в рабочих целях. Это важно, ибо общество должно развиваться и идти в ногу со временем.

Актуальность моей лекции - влияния социальных сетей на процесс социализации подростков очевидна, так как в такой важный этап становления личности.

Цель моего исследования: оценка влияния социальных сетей на личность подростка.

В ходе подготовки были поставлены следующие задачи:

  1.  Раскрыть психологические особенности подросткового возраста.
  2. Провести опрос учащихся МБОУ СОШ №34 по разработанным вопросам.
  3. Анализировать полученные данные и сделать выводы о предпочтениях подростков.
  4. Рассмотреть  положительные и отрицательные элементы влияния социальных сетей на личность подростка.
  5. Найти альтернативы социальным сетям.

Подготовка проводилось с помощью таких методов, как:

- социологическое исследование среди учащихся 5-7 классов МБОУ СОШ № 34;

- обращение к собственному опыту общения в виртуальном пространстве;

- наблюдение в социальных сетях;

- анализ литературы по теме.

Объектом исследования: учащиеся 5-8 классов МБОУ СОШ №34. Данный возраст был выбран не случайно, так как это пик подросткового возраста, самый опасный и восприимчивый этап в становлении личности и я являюсь классным руководителем 8 класса.

Глава I. Подростковый возраст и его психологические особенности.

        В психологии и педагогике подростковый возраст – это возраст примерно от 11 до 15 лет.  Подростковый возраст иначе называют переходным возрастом от детства к взрослой жизни.

        Подростковый возраст – это особенный и очень важный для дальнейшего становления личности возраст. В это время происходит интенсивное развитие, ее второе рождение[1].

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать. Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому[2].

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативное-общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Общение является для подростков очень важным информационным каналом.  Он формирует у подростка навыки социального взаимодействия. Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.

Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Любой подросток мечтает о закадычном друге. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании.

У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться.

Подростковый возраст – это важный этап социализации личности. Социализация – процесс взаимодействия людей, в ходе которого они приобретают знания, взгляды, принципы, усваивают правила поведения, необходимые для успешной жизни в обществе, становятся личностью.

Таким образом, мы видим значимость и особенность этого возраста в становлении личности. Мы рассмотрели психологические особенности, ведущую деятельность, формы и интересы общения подростков. Но следует отметить, что в последнее время обострилась ситуация влияния Интернета на подрастающее поколение. Из всего Интернет - пространства особое влияние на молодежь оказывают социальные сети. Современные подростки все свои потребности в социализации находят именно здесь.  Некоторые считают, что это приносит пользу, другие же склонны различать в этом явлении негативные последствия.

Глава II.  Выявление влияния социальных сетей на личность подростка.

1.1 Результаты анкетирования

Среди учащихся 5-8 классов МБОУ СОШ № 34 путем анкетирования было проведено социологическое исследование, целью которого было выявить, какое влияние на их социализацию оказывают социальные сети. Возраст опрошенных подобран в рамках подросткового: 11 лет – 39 человек, 12 лет – 19 человек, 13 лет –48человек, 14 лет – 20 человек. Всего опрошенных – 126 человек.

Приведем результаты нашего исследования:

  1. Зарегистрированы ли Вы в социальных сетях?

Да – 94%;  Нет – 6%

  1. В каких именно социальных сетях вы зарегистрированы? (многие зарегистрированы сразу в нескольких)

ВКонтакте – 94%

Одноклассники – 45%

Мэйл.ру – 30%

Фэйсбук – 11%

Твиттер – 8%

  1. Для чего вы зарегистрировались в социальных сетях, чем вы занимаетесь там?

Общение с друзьями – 100%

Слушаю музыку – 90%

Смотрю видео – 69%

Играю – 54%

  1. В чем вы видите преимущества социальных сетей?

1. Быстрое общение даже на дальнем расстоянии - 60 %;

2. Проще общаться – 23%

3. Удобно, если болеешь – 17%

  1. В чем вы видите недостатки социальных сетей?

Отнимают много времени – 100%

  1. Способствуют ли социальные сети вашему самовыражению?
  2. Да – 67% ; Нет – 33%
  3. Помогают ли социальные сети в подготовке к школе?

Да – 35%

Нет – 55%

Не всегда – 10%

Выявить частоту и длительность нахождения подростков в социальных сетях нам удалось с помощью наблюдения. Из 126 выбранных мною учащихся только 22% посещают свои страницы в течение 20 минут и меньше. Остальные 88% находятся в сети от 30 минут до 3 часов и более.  Следует отметить, что чаще в «online» в вечернее и ночное время.

В результате проведенного опроса и наблюдения мы получили всю необходимую информацию, по которой можно провести наше исследование.

  1. Социальные сети глазами подростка

Посмотрим на ситуацию глазами школьников и представим, что же значат социальные сети для подростков:

  • возможность завести новые знакомства;
  • доступ к домашним видео, фото;
  • доступные приложения в виде игр, тестов, форумов;
  • отсутствие в современном обществе достаточных и развитых условий для развития подрастающего поколения, а интернет-сети есть все, чего душа пожелает;
  • полная открытость и раскованность в общении, поскольку для большинства подростков общение в сети складывается проще, чем в реальной жизни.

Созданная русским студентом Павлом Дуровым социальная сеть ВКонтакте набрала таких оборотов, которых никто не ожидал. Аудитория зарегистрированных пользователей на сегодняшний день превышает 25 млн. человек.

Не уступает по рейтингам общение в соц. сетях среди подростков таких, как «Одноклассники» и «Мой Мир». А теперь оценим положительные и отрицательные стороны влияния этих социальных сетей.

  1. Положительные стороны.

С развитием Интернет – технологий мир очень сильно изменился. Вслед за ним меняется и образ мысли, и образ жизни молодых людей. Например, общение упростилось до максимального уровня. В наше время огромное расстояние между людьми теперь не помеха для их коммуникации.  Достаточно иметь компьютер или ноутбук, подключенный к Интернету, и специальное программное обеспечение, которое дает возможность общаться, слышать и видеть друг друга.

Подростки могут сказать гораздо больше через сеть, чем в реальной жизни, и не чувствовать себя при этом неудобно: у них есть время обдумать свою мысль и выразить ее наиболее точно.

В юности многие ведут дневники, описывая там свои самые сокровенные мысли. Но сегодня большинство молодых людей предпочитает вести блог,  чтобы получить мнения других людей по различному поводу.

Сеть дает возможность неуверенному в себе подростку почувствовать себя востребованным. Он заводит новые знакомства, не опасаясь того, что возможно в дальнейшем с этим человеком не о чем будет поговорить. Вступая в группы по интересам, не боится того, что может быть отвергнутым.

Подростки выкладывают фото и видео, не боясь осуждений со стороны, и не обращая внимания на постороннюю критику. В сети они не боятся быть непонятыми, недооцененными. Все, что может быть отвергнуто обществом, принимает Интернет.

Когда человек заполняет свою личную страницу, он создает свой виртуальный образ. Вскоре эта личность развивается и живет в сети своей жизнью так, как хотелось бы прожить в реальности.

Заполняя анкеты, которые являются составляющими частями любой социальной сети,  человек наконец-то может реально задуматься над своими интересами и желаниями. Поэтому многие считают, что сетевые странички являются своеобразным зеркалом души современной молодежи и способствуют развитию личности. Самовыражаются в сети 67% школьников. Некоторые выкладывают результаты своего творчества – стихи, песни, музыку, видео. Это также происходит и через оформление их страниц: интересы, увлечения, хобби.

В сети можно почерпнуть значимую для образования позитивную, познавательную информацию. Например,  «В Контакте» является самым крупным в Рунете хранилищем аудио, видео и фотоматериалов по многим учебным предметам, которые можно слушать, просматривать и скачивать. Наверное, неслучайно выбор учеников нашей школы принадлежит именно этой сети – 94%. Там же 35% опрошенных нами используют приложения «Готовые домашние задания по всем предметам и для всех классов».  Кроме того, социальная сеть – это быстрая передача или распространение информации о школе, классе, мероприятиях и новостях учащихся.

Мы видим, что с одной стороны,  социальные сети дают подростку все то, что ему необходимо в этом возрасте: социализацию, коммуникации, самовыражение, создание своего образа, нахождение интересов и формирование взглядов, а главное – самостоятельность!

1.4. Отрицательные стороны влияния социальных сетей.

Влияние социальных сетей на подростков может быть отчасти как позитивным, так и негативным.

У подростков появляется зависимость от виртуального мира. Вечерние прогулки по городу, посещение культурных мест, кафе теперь с легкостью заменит вербальное общение к сети. Такой путь приводит к аутизму и деградации личности, как составляющей общества.

 При злоупотреблении сетью у молодых людей на подсознательном уровне развивается фобия (страх) общения с реальными людьми. Подростки стесняются знакомиться в жизни с противоположным полом, возникают трудности с речевыми оборотами. Ведь гораздо проще зайти в Интернет и написать сообщение невидимому объекту. Становится сложно заводить новых друзей.  Общение современных людей мутирует в сторону подмены истинных чувств и ощущений на виртуальные переживания.

Часто подростки в сети дают себе новое имя. Отказываясь от своего имени, не теряют ли они себя? Многие из них под влиянием этого фактора становятся двуличными, выдавая себя в сети за того, кем в реальной жизни они совершенно не являются, что потом проецируется на действительность.

Многие из наших учеников подтвердили, добавляет себе в друзья незнакомцев, что делает их потенциальными жертвами обмана.  Для интернет – мошенников социальные сети – золотая жила. Например, с помощью такой сети, как «В Контакте» можно продать что угодно и кому угодно. Для поглощения рекламной информации более благодарной аудитории не найти. Создаются соответствующие группы, рассылаются приглашения и предложения, добавляются в друзья...

Общение в социальных сетях снижает и упрощает уровень грамотности. При переписке язык упрощается, допускаются грамматические ошибки, к которым люди привыкают и впоследствии не могут избежать в живой речи. Кроме того, не используются и забываются языковые средства, которыми так богат национальный язык.

Современные технологии позволяют выйти в социальные сети даже с телефона. Поэтому многие ученики могут заходит туда даже на уроках. А это мешает образовательному процессу.

88% учащихся тратят время на пребывание в сети от 30 минут  до 3 часов  в день. В результате безразличие к  учебе, ухудшение оценок, нехватка времени для чтения художественной литературы и иного обогащения внутреннего мира.

В ходе исследования было установлено, что самые частые и долгие посещения происходят в ночное время. Отсюда следует причина недосыпания,  умственной утомляемости  подростков, которая очень опасна в этот возрастной период.

Неконтролируемое взрослыми зависание в сети может влиять на формирование моральных норм, отличающихся от принятых в обществе: пропаганда употребления алкоголя и наркотиков,  убийств, изнасилований, распространение порнографии  и т. д.

В подростковом возрасте происходит социализация личности, ей необходимо общение. Современная социальная психология давно уже столкнулась с феноменом «одиночества в толпе» — одиночества среди людей, в крупном коллективе или большой организации. Как ни странно, но способствует этому развитие телекоммуникационных и компьютерных технологий. Таким образом, происходит снижение коммуникативного потенциала подростков.

Глава I I I. Альтернативы социальным сетям.

Как мы смогли отметить, негативного влияния социальных сетей на процесс социализации учащихся   значительно больше, чем положительного. Точнее сказать, оно гораздо опаснее и вреднее. Но, на мой взгляд, это не повод отказываться раз и навсегда от их использования. Достаточно просто свести к минимуму все опасные факторы.

1. Важно, чтобы у подростка была постоянная альтернатива соцсетям: в первую очередь, дружеское общение с родителями, во вторую - спорт, рукоделье, физический труд, чтение литературы, кружки.

2. Привлечение подростков к технологии сотрудничества. Использование интернет-ресурсов для участия в конкурсах, викторинах, поискам интересной информации. Примером может служить участие учащихся моего класса в различных краевых, городских, школьных конкурсах по созданию презентаций, календарей, буклетов, видеороликов.

2. Необходимо освещение этической стороны использования сетей: какие фото и видео можно размещать, а какие нельзя.

3. Подросткам необходимо тренировать силу воли, твердость характера, вводя для себя ограничения времяпровождения в сети.

5. Важно осознавать, что социальные сети это всего лишь проект, вид развлечения и виртуального общения со знакомыми, а не часть жизни.

6. Необходимо заниматься поиском альтернативных способов времяпрепровождения.

Заключение.

Подростковый возраст (от 11 до 15 лет)  - это самый сложный, но в то же время важный этап в социализации личности. Происходит «второе рождение» личности. Ведущей деятельностью подростка является коммуникативная деятельность. Подросток ищет себя, свои интересы, взгляды, ценности, свой образ. Как было установлено нами, оказалось, что все эти задачи подросткового образа он находит в социальных сетях. В ходе исследования были выявлены такие  проблемы:   94% опрошенных учеников зарегистрировались в сети для общения. 88 % проводят там от 30 минут до 3 часов каждый день, особенно часто в ночное время. В своей работе мы дали оценку такому времяпрепровождению.

В результате анализа проведенного исследования получилось 7 пунктов положительного влияния и  11 – отрицательного.

В ситуации недостатка родительского внимания ребенок ищет пути самореализации и самоактуализации в воображаемом мире, отдавая «виртуальной жизни» все больше и больше времени.

Нельзя однозначно судить о влиянии социальных сетях на личность подростка. Конечно же, во всем есть свои минусы и плюсы. Следует лишь помнить, что все нужно делать с чувством меры, в том числе и пользоваться Интернетом.

Полученную в ходе исследования информацию, на мой взгляд, необходимо показать и распространить среди подростков нашей школы: показать на уроках обществознания, классных часах и родительских собраниях. Надеюсь,  взвесив и просмотрев положительные и отрицательные стороны влияния социальных сетей, многие сделают правильный выбор!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние социальных сетей на подростков

Материал посвящен изучению наиболее известных социальных сетей, влиянию их на подростков....

Презентация к исследовательской работе "Влияние социальных сетей на подростков".

Презентация к исследовательской работе "Влияние социальных сетей на подростков". Выполнила ученица 8 класса. Данная работа завоевала I место на школьной конференции и III место на Республика...

влияние социальных сетей на подростка

классный час. Влияние социальных сетей на подростка...

Влияние социальных сети на подростка

Влияние социальной сети на подростка...

Классный час на тему"Влияние социальных сетей на подростков".

Классный час на тему"Влияние социальных сетей на подростков"....

Статья "Влияние социальных сетей на подростков".

Выступление на МО классных руководителей на тему:"Влияние социальных сетей на подростков"....