Речевое развитие детей 3 - 4 лет.
консультация

Борисова Ольга Борисовна

Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном обучении важную роль играет развитие речи у детей 3-4 лет, которое отличается характерными особенностями. Есть определённые нормы данного показателя, на которые должны ориентироваться родители. Если они выясняют, что есть отклонения и риск отставания от сверстников, необходимо догонять упущенное. Есть множество методик, которые позволят это сделать. Итак, чем же отличается речь трёх-четырёхлетнего крохи?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_3_-_4_goda.docx29.63 КБ
Файл rechevoe_razvitie_detey_3_-_4_let.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения

Подготовила Борисова Ольга Борисовна,

учитель – логопед МКОУ ЦПМСС г. Пудож

Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном обучении важную роль играет развитие речи у детей 3-4 лет, которое отличается характерными особенностями. Есть определённые нормы данного показателя, на которые должны ориентироваться родители. Если они выясняют, что есть отклонения и риск отставания от сверстников, необходимо догонять упущенное. Есть множество методик, которые позволят это сделать. Итак, чем же отличается речь трёх-четырёхлетнего крохи?

слайд 2    Характерные особенности

Логопеды выделяют характерные особенности развития речи детей 3-4 лет, которые являются нормой для большинства из них. Родители должны о них знать, чтобы вовремя заметить, наблюдаются ли они у их чада. К ним относятся:

  • в 4 года — около 2 000 слов в активном лексиконе, норма речевого развития детей 3 лет — 1 500 слов;
  • попытки говорить чётко, правильно, даже красиво, подражая взрослым, но получается чаще всего коряво и смешно;
  • речевое развитие ребёнка 3 лет отличается ещё невнятностью, но при этом заметно, как набирает стремительно обороты и совершенствуется;
  • внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым для него словам, пытаясь их воспроизводить;
  • создание собственных словоформ;
  • попытки сочинять стихи и рифмовать слова;
  • с удовольствием произносит вслед за взрослым слоги;
  • и всё-таки речевое развитие детей 3-4 лет остаётся слабым: они не могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, неточно употребляют падежные окончания и предлоги;
  • нередки проблемы с произношением и фонетикой, так как физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит ещё недостаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как сонорные (р, л), свистящие, шипящие (с, ш);
  • путают звуки;
  • переставляют слоги в словах.

Недочёты из данного списка — особенности речевого развития детей 3-4 лет, которые не требуют коррекции. Что же в идеале считается нормой для данного показателя?

Любопытный факт. Как утверждают специалисты, в норме кроха этого возраста должен большую часть суток говорить. Молчит он только во сне.

Нормы речевого развития детей 3-4 лет

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка. Дети свободно пользуются речью, легко вступают в контакт не только со знакомыми, но и с посторонними людьми. Потребность в общении побуждает малышей к проявлению инициативы, они сами начинают разговор, задают много вопросов, их познавательные потребности увеличиваются. Детей интересуют явления природы, взаимоотношения между людьми, незнакомые предметы. Нужно поддержать этот интерес, так как он лежит в основе дальнейшего развития речи и других высших психических функций ребенка.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Словарь, которым пользуется ребенок, доходит в этом возрасте до 2000 слов. Среди них все еще преобладают существительные и глаголы, также появляются в речи местоимения, наречия, числительные. Именно в 3-4 года начинается период детского словотворчества: малыши пытаются по-своему обозначать предметы и явления, используя слова, которых нет в родном языке.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

Словоизменением основных частей речи дети уже в основном овладели. Можно сказать, что грамматические  формы продуктивных типов склонений и спряжений в этом возрасте применяются правильно. В то же время аграмматизмы встречаются потому что, дети переносят окончания продуктивных типов склонения на непродуктивные, как они это делали и на третьем году жизни. Конечно, в данном возрасте таких ошибок все меньше и меньше. По непродуктивному типу изменяются такие слова, как глаголы ехать, есть, расти, разносклоняемые существительные типа имя. Трудно детям различать окончания винительного падежа у одушевленных и неодушевленных существительных (чаще они применяют окончание, свойственное неодушевленным существительным: «Видели конь»), но бывают ошибки и в обратном перенесении: «Купи игрушечного поезда».

Дети обычно склоняют несклоняемые существительные («без пальта пойду»). Категория рода существительных в основном усваивается к трем годам. Но ошибки в согласовании прилагательных с существительными могут остаться и в рассматриваемом периоде. Чаще всего встречается смешение окончаний женского и среднего рода («красивая платье», «зеленое трава). Это связано с тем, что окончания многих прилагательных безударные, на слух воспринимаются плохо.                            

Не справляются пока дети и со склонениями числительных («кошка с два котенка»), тем более что их в речи детей очень мало, как и причастий с деепричастиями.

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ.

Малыш с каждым днем говорит все более отчетливо и понятно для окружающих. Это связано с дозреванием артикуляционного аппарата, что дает возможность ребенку правильно произносить те звуки, которые раньше у него не получались.

Сроки полного овладения нормальным звукопроизношением у разных детей различны: некоторые до 4 лет не успевают справиться с данной задачей, но есть дети, которые уже в 3 года 6 месяцев овладевают нормальным звукопроизношением. Еще не считается речевым отставанием замена звука [Р] («рука») на [Л] («лука») и замена звука [Л]  («лак») на мягкий [Л`] («ляк»). Если все сонорные звуки заменяются звуком [Й] («рука» - «йука»), то можно уже говорить о некотором отставании в появлении звуков данной группы. Свистящие и шипящие к 4 годам могут быть недостаточно отдифференцированы; наблюдается смешение [С-Ш], [З-Ж], [С`-Щ].

Есть у детей 3-4 лет трудности управления своим голосовым аппаратом: малыши подчас говорят очень громко, не замечая этого. Дети неплохо перенимают интонацию и верно подражают взрослым при пересказе сказок. Речевое дыхание в данном возрасте удлиняется, на одном выдохе ребенок может произнести небольшую фразу или произнести медленно цепочку из 4 звуков: а-у-и-о.

В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка – балка, мышка – мишка). Развитие фонематического слуха опережает произносительные возможности детей, они, не умея произносить тот или иной звук, слышат его в чужой речи, замечают ошибку в произношении другого ребенка, начинают слышать свое ошибочное произношение.

СВЯЗНАЯ  РЕЧЬ

Речь ребенка трех-четырех лет ситуативна, он еще не владеет монологической речью, поэтому пересказ сказок, небольших рассказов ему пока не доступен. Дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 4-5 слов. В этом возрасте ребенок еще не может самостоятельно рассказать о событиях, которые он видел. Трудно малышам описать содержание сюжетной картины. Чаще всего он называет предметы, людей, животных, а также перечисляет действия, которые они совершают. Пересказ небольшой сказки возможен, но это скорее рассказ наизусть. Дело в том, что у детей в этом возрасте очень хорошая память, и знакомую сказку они просто помнят. Многие дети данного возраста поражают своих родителей способностью запоминать длинные стихотворные сказки. Поощрять заучивание доступных для понимания стихотворных текстов нужно, так как многократное произнесение их вслух помогает развивать языковое чутье ребенка, обогащает его словарный запас, улучшает звукопроизношение. Другое дело, что подобная «гениальная память» в таком возрасте – обычное явление, и относиться к этой способности детей как к выдающейся не стоит (а тем более демонстрировать своего ребенка другим взрослым). Как раз неумение запомнить ту же «Муху Цокотуху» нужно рассматривать как тревожный сигнал. Если в этом виноваты родители (не читают детям), это нужно срочно исправлять, а если после многократных повторений ребенок не в состоянии декламировать наизусть детские стихи и потешки, тут надо насторожиться.

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего чада в будущем. Вот что должен уметь делать малыш в данном возрасте:

  • проговаривать собственные имя, отчество и фамилию;
  • называть имена близких родственников и друзей;
  • воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;
  • говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;
  • распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка);
  • находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;
  • называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;
  • точно повторять услышанное;
  • пересказывать мультфильм, сказку;
  • в процессе речи разговаривать громко и тихо.

Специалисты называют именно такие нормы развития речи детей 3-4 лет, по которым очень просто проверить навыки и умения своего крохи. Нет ничего страшного, если он немного коряво построит предложение или неправильно назовёт признак и действие предмета. Это очень несущественные, незначительные ошибки, легко исправляемые посредством регулярных занятий. Существуют гораздо более серьёзные отклонения в речи, которые очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.

Имейте в виду! Мальчики по своему развитию речи в большинстве случаев отстают от противоположного пола, согласно статистике, примерно на четыре месяца.

Отклонения

Дайте своему ребёнку любое задание из выше перечисленных и сравните результаты с нормой. Ошибки в трёх и более пунктах? В таком случае стоит задуматься, нет ли у вашего крохи задержки речевого развития в этом плане. Понаблюдайте за тем, как и что он говорит. Тем более что перед вами есть характеристика речевого развития детей 3-4 лет, типичные особенности. Сравните с ними индивидуальные достижения вашего малыша. Серьёзными отклонениями считаются следующие показатели:

  • ребёнок постоянно тарахтит;
  • его речь отличается быстротой, а в некоторых случаях дети, словно нарочно растягивают слова;
  • его сложно понять;
  • в речи нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми, дополнениями;
  • ему трудно воспринимать даже самые простые объяснения;
  • глотает окончания слов;
  • произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов;
  • не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми;
  • приоткрытый рот;
  • частое, повышенное слюноотделение, не продиктованное ростом зубов.

Если вы замечаете у своего ребёнка подобные отклонения от номы, потребуется специальная диагностика речевого развития детей в 3-4 года, которой уже давно пользуются специалисты.

Полезная информация. Есть патологическая задержка развития речи, связанная с нарушением функций мозга или ЦНС. А есть элементарная нехватка внимания со стороны родителей или воспитателей, которые недостаточно занимаются с ребёнком. В первом случае отклонения требуют лечения, во втором — коррекции.

Диагностика

Если у вас появились какие-то сомнения, вам нужна диагностика развития речи детей 3-4 лет, которая предполагает комплексное обследование ребёнка. Ведь речь, так или иначе, связана и с умственным развитием, и со слухом, и с социализацией малыша. Большинство родителей ошибочно считают, что с подобными отклонениями нужно идти к логопеду. Тогда как этот специалист лишь учит правильно произносить звуки. Малыша должны осмотреть следующие специалисты:

  • педиатр;
  • невролог;
  • психиатр;
  • отоларинголог;
  • логопед;
  • психолог;
  • сурдолог выявляет проблемы со слухом, которые так или иначе тоже влияют на развитие связной речи детей 3-4 лет.

Если всё-таки речевое развитие детей 3 лет отстаёт от нормы, есть шансы догнать сверстников усиленными занятиями. В 4 года это тоже можно будет сделать, но уже сложнее. Для достижения подобных целей существуют различные методики.

Это интересно! Во время диагностики отоларинголог исключает недуги, которые зачастую мешают правильному становлению речи. Это хронический отит, аденоиды, тугоухость.

Методики развития

Существуют разные методики развития речи детей 3-4 лет, которые родителям будет нетрудно освоить самостоятельно. Если занятия не дадут результатов в течение 3-4 месяцев, стоит обратиться за помощью к специалистам.

  1. Постоянно расширяйте сферу общения своего малыша. Знакомьте его с новыми людьми самых разных возрастных групп.
  2. Постепенно увеличивайте его словарный запас. Учите с ним новое слово и закрепляйте его в лексиконе на протяжении нескольких дней.
  3. Обращайте внимание на то, как он проговаривает шипящие и свистящие звуки, твёрдые и мягкие. Исправляйте его, если он произносит их неправильно.
  4. Говорите с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно.
  5. Читая сказку, уделяйте внимание голосу, интонации, тембру, выразительности.
  6. При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять малыша.
  7. Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.
  8. Постоянно спрашивайте о пройденном дне, услышанной истории, просмотренном мультике.
  9. Ежедневно читайте детям скороговорки, стихи, загадки.
  10. Не забывайте упражнения, игры, методики для развития мелкой моторики, которая напрямую связана с речью. Предлагайте ему работать с мелкими деталями (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин и другими игрушками для развития мелкой моторики). Научите его завязывать шнурки.
  11. Играйте с ним в словесные игры «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет» и т. д.

О способностях и социализации маленькой личности может многое рассказать речевое развитие ребёнка 3-4 лет, которое должно соответствовать определённым нормам. При наличии отклонений родители должны предпринять ряд мер, чтобы восполнить пробелы. Сделать это возможно как самостоятельно, так и привлекая специалистов со стороны. Главное — не останавливаться и не отчаиваться. Те, кто нацелен на результат, обязательно достигнут его.

ИТОГИ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ

1.     Словарный запас достигает 2000 слов.

2.     В активной речи появляются слова второй степени обобщения.

3.     Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.

4.     Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.

5.     В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.

6.     У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов [Р], [Р`].

7.     Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.

8.     Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевое развитие детей 3 - 4 лет Подготовила Борисова Ольга Борисовна, учитель – логопед МКОУ ЦПМСС

Слайд 3

На 4-м году

Слайд 4

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС Словарь , которым пользуется ребенок, доходит в этом возрасте до 1500 - 2000 слов. Именно в 3-4 года начинается период детского словотворчества

Слайд 5

Игры для формирования обобщений

Слайд 6

Углубляем знания о животных

Слайд 7

Части предметов

Слайд 8

Слова – названия действий

Слайд 9

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ Активно овладевают навыками словоизменения и словообразования.

Слайд 10

3вукопроизношение Малыш с каждым днем говорит все более отчетливо и понятно для окружающих. Еще не считается речевым отставанием замена звука [Р] («рука») на [Л] («лука») и замена звука [Л] («лак») на мягкий [Л`] (« ляк »). Н аблюдается смешение [С-Ш], [З-Ж], [С`-Щ].

Слайд 11

Затруднения, встречающиеся у детей: * поднимание языка к нёбу ( может быть связано с укороченной подъязычной связкой или слабостью его продольных или поперечных мышц); * прогибание языка посередине или сужение по краям (обусловлено слабостью боковых мышц языка); * чередование нескольких движений ; * выполнение упражнений в сочетании с правильным дыханием.

Слайд 12

Упражнения для языка: «Домик для язычка» Попросите ребенка широко открыть рот Теперь с открытом ртом пробуем высунуть язык. Держим язык 2-3 секунды, не закрывая рот Убираем язычок, рот закрываем.

Слайд 13

Упражнение для щёк «Воздушный шарик» Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой!» Затем аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!» Звук, который при этом получится, не оставит равнодушным никого! Теперь учимся надувать левую, затем правую щеку. Это непросто, поэтому скорых результатов не ждите.

Слайд 14

Упражнения для развития мышц губ: «Улыбнись маме» - «Поцелуй маму» - Попросите малыша поцеловать вас в щечку. Упражнение и приятное, и полезное! После того как малыш научился вытягивать губки трубочкой и растягивать их в улыбке

Слайд 16

Игры на развитие длительного, плавного вдоха Упражнение «Осенние цветочки» - д ети медленно набирают воздух через нос — ах, как приятно пахнет! (Родитель следит, чтобы во время вдоха у детей не поднимались плечи.) Определяют цвет цветочка. Упражнение повторяется 3—5 раз. Упражнение «Мыльные пузыри» - дети самостоятельно надувают мыльные пузыри

Слайд 17

Упражнение «Узнай фрукт» - ставит на стол блюдо с апельсином, лимоном, яблоком. Дети рассматривают фрукты, нюхают, запоминают ароматы. Затем взрослый по очереди завязывает глаза каждому ре­бенку и предлагает узнать фрукт по запаху. Упражнение «Ветерок» - дети дуют на веточку с листочками Игра на дудочке

Слайд 18

В этот период совершенствуется речевой слух детей. Развитие фонематического слуха опережает произносительные возможности детей, они, не умея произносить тот или иной звук, начинают слышать свое ошибочное произношение. Фонематический слух

Слайд 21

Развитие фонематического слуха Игра «Угадай, что звучит?» - Используются звучащие игрушки: барабан, бубен, дудочка. Дети учатся узнавать звучание барабана среди других инструментов. Игра «Угадай, что там спрятано?» - в трех одинаковых бутылочках у взрослого горох, пуговицы, манная крупа. Он встряхивает поочередно каждой бутылочкой. Дети должны определить на слух, что в каждой бутылочке.

Слайд 22

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ Дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 4-5 слов. В этом возрасте ребенок еще не может самостоятельно рассказать о событиях, которые он видел. Трудно малышам описать содержание сюжетной картины. Чаще всего он называет предметы, людей, животных, а также перечисляет действия, которые они совершают . Пересказ небольшой сказки возможен, но это скорее рассказ наизусть. Дело в том, что у детей в этом возрасте очень хорошая память, и знакомую сказку они просто помнят.

Слайд 23

Пересказ сказки с помощью вопросов взрослого

Слайд 26

Развитие мелкой моторики «Самые вкусные игры» – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает Игра «Делаем бусы» - Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка : нанизать макароны на шнурок. Игра «Моё творчество» - Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите ему, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.

Слайд 27

Постоянно расширяйте сферу общения своего малыша. Постепенно увеличивайте его словарный запас. Обращайте внимание на то, как он проговаривает звуки. Говорите с малышом по-разному: тихо и громко, быстро и медленно. При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять малыша. Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите. Постоянно спрашивайте о пройденном дне, услышанной истории, просмотренном мультике. Ежедневно читайте детям скороговорки, стихи, загадки. У пражнения , игры, методики для развития мелкой моторики, которая напрямую связана с речью. Играйте в словесные игры «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет» и т. д.

Слайд 28

Мне 4 года! - Знаю обобщающие слова , детенышей домашних и диких животных использую существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов; слова, обозначающие действия; прилагательные, обозначающие свойства; умею пользоваться предлогами; умею правильно произносить звуки Ш и Ж, Ч и Щ. С помощью взрослого пересказываю небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные, составляю небольшие рассказы о предмете, по содержанию сюжетной картины, поддерживаю беседу: задаю много вопросов, отвечаю на поставленные вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе

В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...

Собрание для родителей будущих первоклассников. Тема: " Речевое развитие детей. Коррекция звукопроизношения"-презентация.

Тема: «Речевое развитие детей.Коррекция звукопроизношения»  Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного   уровня гот...

Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.

В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов.  В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...

Речевое развитие детей на разных речевых этапах

Презентация для молодых воспитателей....

Семинар "«Особенности речевого развития детей с РДА. Методические рекомендации по развитию речи на раннем этапе обучения»

laquo;Особенности речевого развития детей с РДА.  Методические рекомендации по развитию речина раннем этапе обучения»...