Информация для родителей по теме "Подростковый возраст"
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Шишкова Алина

В жизни каждого ребенка наступает очень сложный период, в котором настроение постоянно меняется, появляются проблемы в общение с родителями, в школе. Этот сложный период называется подростковым возрастом. И в большинство родителей не знают, как вести общение с подростком. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrostkovyy_vozrast.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Информация для родителей

Тема: «Подростковый возраст»

Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Сегодня мы попытаемся вместе найти причины появления различных проблем в поведении учащихся.

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка, то есть с некоторыми физиологическими изменениями. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, подростковый кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Этот возраст действительно резко отличается от прочих этапов жизни ребенка. Говоря о подростках, можно рассматривать самые разные проблемы: общение со сверстниками, осознание себя и своего жизненного пути, интересы и увлечения подростков. Сегодня мы поговорим о психологических особенностях этого возраста и о том, как на эти особенности можно опираться при построении контакта с ребенком.

Так как подростковый возраст характеризуется физическим созреванием и психическим взрослением, это может выражается в следующих чертах характера:

  • повышенная чувственность;
  • плаксивость (особенно у девочек);
  • противоречивость в мыслях и поступках;
  • бунтарский дух поведения.

Далее, я перечислю характерные черты личности подростка:

  • эмоциональная неустойчивость;
  • застенчивость;
  • агрессивность;
  • юношеский максимализм;
  • отсутствие чувства адекватной реальности;
  • повышенная тревожность;
  • стремление к самостоятельности, не подкреплённое  соответствующими физическими и психологическими способностями.

Так мы переходим к особенностям личности ребенка в подростковый период, на которые необходимо обратить внимание:

  1. Чувство взрослости. Ребенок претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Подросток желает оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того, у него проявляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет так же, как предыдущую.
  2. Самостоятельность выражается в стремлении к независимости от взрослых, освобождению от их опеки, контроля и в разнообразных увлечениях - неучебных занятиях. Ребенок сам выбирает себе занятия по душе, тем самым удовлетворяя и потребность в самостоятельности, и познавательную потребность.
  3. Эмоциональное общение со сверстниками. Близкий друг для подростка, обычно его ровесник, - это своеобразный психотерапевт, который умеет выслушать и посочувствовать, понимающий и принимающий его переживания, помогающий преодолеть неуверенность в своих силах, поверить в себя. В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но сам круг общения не ограничивается близкими друзьями. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании.
  4. Отношения со взрослыми, прежде всего с родителями (этого раздела мы коснемся более подробно). Влияние родителей уже ограничено - им не охватываются все сферы жизни ребенка. Взгляды подростка на жизнь в первую очередь зависят от позиции родителей. В то же время, нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, подростки испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться - принять чувство взрослости своего ребенка.

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т. д. Наиболее благоприятный стиль семейного воспитания - демократичный, когда родители не ущемляют права ребенка, но одновременно требуют выполнения обязанностей, а контроль основан на теплых чувствах и разумной заботе.

Гиперопека, как и вседозволенность, равнодушие или диктат препятствуют успешному развитию личности подростка.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, можно разделить все предъявляемые к нему требования на три условные группы:

  1. Требования, выполнение которых не обсуждается. Это те требования, которые имеют непосредственное отношение к обеспечению безопасности: возвращаться домой к определенному времени, звонить, если задерживаешься, а также некоторые требования, касающиеся обязанностей ребенка по дому и в школе.
  2. Требования, выполнения которых родители должны обсуждать с подростком. Например, сколько времени проводить за компьютером или как планировать свободное время.
  3. К этой группе относится то, что ребенок решает самостоятельно, но вы готовы оказать ему помощь поддержкой или советом, если потребуется.

Постепенно некоторые требования могут переходить из одной группы в другую: скажем, когда вы уверенны в том, что ваш ребенок способен самостоятельно планировать выполнение уроков, контроль можно передать ему.

Если родители подростка непостоянны в своих реакциях на его поведение и учение: то хвалят и жалеют, то, наоборот, ругают и сурово наказывают, не обращая на него внимания, ребенок становится тревожным, озлобленным – он не знает, что делать!

Если подростку кажется, что с ним считаются, его мнение имеет значение для взрослых, это, с одной стороны, помогает поддерживать его самооценку, а с другой – облегчает контакт с ним [2].

Психическая организация подростка очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки; и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. Подростки часто бывают ранимыми и в то же время грубыми, тонко переживающими и одновременно несдержанными. Такая нестабильность чувств, если на это не обращать внимание, может привести к очень серьезным последствиям.

Рекомендации родителям по взаимодействию с подростком

  1. Умейте слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.
  3. Умейте говорить с ребенком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность.
  4. Наказывайте, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление.
  5. Признавайте свои ошибки, просите прощения за неправильные действия и поступки, будьте справедливым в оценке себя и других.

Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникать те или иные трудности во взаимодействии с ним. Сегодня мы с вами рассмотрели некоторые пути установления контакта с подростками, но в зависимости от индивидуальных особенностей у детей могут возникать различные трудности при прохождении подросткового возраста. А это можно обсудить в рамках индивидуальной беседы.

Используемая литература. 

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001.- 464с.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России. – 1999. – 442с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей "Травматизм на уроках физкультуры"

Информация для родителей "Травматизм на уроках физкультуры"...

Важная информация для родителей.

Текущие оценки на момент окончания первой четверти для родителей 10 класса....

информация для родителей

Информация для родителей....

информация для родителей "Режим дня школьника"

Установление для школьника определенного режима, т. е. рационального распределения обязанностей на протяжении дня, правильного чередования занятий и отдыха, обеспечивает здоровье и нормальное развитие...

Информация для родителей по ФГОС НОО: Уважаемые родители!

Что такое Федеральный государственный стандарт  общего образования? Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО? Что является отОтличительной особенностью нового стандарта является его де...