Конфликты отцов и детей
методическая разработка (7, 8, 9 класс)
Родительское собрание для родителей подростковых классов (7 - 9 классы) призвано содействовать осознанию родителями подростков своей роли в управлении конфликтами дома и конструктивному разрешению возникающих недоразумений, определению стиля семейного воспитания родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikty_ottsov_i_detey.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конфликты отцов и детей: родительское собрание
(разработка Т.Н.Цыбулиной)
Участники: родители подростковых классов.
Цель: содействовать осознанию родителями подростков своей роли в управлении конфликтами дома и конструктивному разрешению возникающих недоразумений, определение стиля семейного воспитания родителей.
- Вопрос родителям: «Что такое конфликт?» (ответы родителей).
Психолог подчеркивает, что в российской традиции считать, что конфликт – это негативное явление.
- Что же является причинами конфликтов? (ответы родителей). Подведение итогов психологом:
Причинами конфликтов являются:
- Неэффективное общение
- Личностная и профессиональная установка при взаимодействии
- Недостаточное знание психофизиологических особенностей партнера (подростков)
- Неумение оказывать и принимать поддержку
- Низкий уровень саморегуляции
- Различия в целях, принципах, ценностях
- Поведенческие особенности и стереотипы поведения
- Различия в уровне знаний и жизненного опыта
- Авторитарный и попустительский стиль семейного воспитания
- Схема «Ситуация взаимодействия».
Перед людьми встает определенная проблема, в частности, один видит цифру «6», а другой – «9». Кто прав? Как разрешить этот конфликт? Есть два пути разрешения – уход в деструктивное или в конструктивное направление. (Родители высказывают мысль о том, что нужно встать на точку зрения другого человека).
- Схема «Шаги к конструктивному конфликту»:
- Принять факт, что все мы разные, а конфликт – норма жизни (упражнение «Салфетки»)
- Научиться распознавать сигналы конфликта
- Вставать в позицию другого человека
- Стараться понять истинные интересы и мотивы поведения (свои и другого человека)
- Схема «Сигналы конфликта»
- Дискомфорт
- Инциденты
- Недоразумения
- Напряжение
- Кризис
- Этапы разрешения конфликта:
- Прояснение конфликтной ситуации
- Сбор предложений
- Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого предложения
- Детализация решения
- Выполнение решения; проверка
8. Рекомендация для чтения родителей книги Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» (М., 2005), продолжение «Общаться с ребенком? Так»
В этой книге автор, профессор МГУ, описывает правильное поведение родителей в конфликтной ситуации. Приведу пример. Зачитать со страницы 138: «Первый шаг: прояснение конфликтной ситуации.
Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д.
Делает он это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка. После этого он говорит о своем желании или проблеме, используя форму «Я-сообщения». (Чуть позже мы потренируемся с вами в составлении «Я-сообщений»).
Воспользуемся … примером с просьбой о покупке хлеба.
МАМА: Леночка, пожалуйста, сбегай за хлебом. Гости сейчас придут, а у меня еще дел по горло!
ДОЧЬ: Ой, мам, мне же на секцию сейчас!
МАМА: У тебя секция, и ты не хочешь опаздывать (активное слушание)
ДОЧЬ: Да, понимаешь, у нас ведь начинается с разминки, и ее нельзя пропускать.
МАМА: Тебе нельзя опаздывать… (активное слушание). А у меня затруднительное положение… Гости вот-вот придут, а хлеба нет! («Я-сообщение».) Как же нам быть? (Переход ко второму шагу.)»
Как только взрослый начинает активно слушать ребенка, острота назревающего конфликта спадает.
Иногда конфликты возникают буквально из-за пустяков. (Описать случай на странице 139 книги Ю.Б.Гиппенрейтер).
- Рисунок «Негативное поведение» или «кувшин» наших эмоций.
На доску вывешивается рисунок.
Отчего возникает гнев? Психологи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно: гнев – чувство вторичное, и происходит он от переживаний совсем другого рода, таких как боль, страх, обида. Это второй слой «кувшина». Эти чувства называют страдательными, т.к. в них присутствует большая или меньшая доля страдания. Поэтому их нелегко высказать, о них обычно умалчивают. Отчего возникают страдательные чувства? Психологи дают определенный ответ: причина возникновения боли, страха, обиды – в неудовлетворении потребностей.
Вот примерный список таких потребностей.
Человеку нужно, чтобы
- его любили
- понимали
- признавали
- уважали
- он был кому-то нужен и близок
- у него был успех – в делах, в учебе, на работе
- он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.
За любым негативным переживанием мы всегда найдем какую-либо нереализованную потребность.
Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него, тем более, если речь идет о подростке.
Подросток ждет от нас подтверждения того, что он хороший, что его любят, что он может справляться с посильными (и даже немного более сложными) делами. Все это базисные стремления ребенка и вообще всякого человека.
Как мы уже отмечали, одной из причин конфликтов может быть жесткая позиция авторитарных родителей. Давайте попробуем определить стиль вашего воспитания, который вы используете.
- Опросник для родителей С.Степанова.
Инструкция: «Уважаемые родители! Оцените с помощью вопросника собственную стратегию семейного воспитания».
Подведение итогов: в результате вы можете определить свой стиль: либо это авторитетный стиль, либо авторитарный, либо либеральный, либо индифферентный. Если стиль получился смешанным, возможно, речь идет о противоречивом воспитании, отсутствии четких принципов, поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. У вас есть возможность обдумать свой стиль взаимодействия с ребенком.
- Практикум по преобразованию «Ты – сообщений » в «Я – сообщения ».
Практикум проводится в форме групповой работы. Родители делятся на 4 группы. Каждой группе предлагается карточка с «Ты – сообщением», которое они должны преобразовать в «Я – сообщение».
- Мама говорит ребенку: «Вы все обязанности взвалили на меня» («Мне тяжело и обидно вести все хозяйство одной, поэтому мне хотелось бы распределить обязанности по дому» или «Я очень устаю на работе, мне необходима помощь в домашних делах, поэтому я предлагаю распределить обязанности по дому»)
- «Ты, что, не знаешь, я эту передачу смотрю каждый день! Переключи телевизор, быстро!» («Когда ты переключил телевизор, я расстроилась, я очень ждала эту передачу»)
- «Опять набедокурил, снова меня в школу вызывают!»
(«Я волнуюсь, меня снова вызывают в школу. Объясни мне, пожалуйста, что случилось?»)
- «Вечно ты копаешься, одевайся скорей!» («Когда ты так медленно одеваешься, я беспокоюсь, что мы можем опоздать, может быть тебе стоит завтра встать на полчаса раньше?»)
- Общий итог.
Чтобы не допустить перехода конфликта в деструктивное русло, следует постоянно поддерживать самооценку ребенка или его чувство самоценности.
Очень важно:
- Безусловно принимать его
- Активно слушать его переживания и потребности
- Бывать (читать, играть, заниматься) вместе
- Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется
- Помогать, когда просит
- Поддерживать успехи
- Делиться своими чувствами (значит доверять)
- Конструктивно разрешать конфликты
- Использовать в повседневном общении приветливые фразы:
Мне хорошо с тобой
Я рада тебя видеть
Хорошо, что ты пришел
Мне нравится, как ты…
Я по тебе соскучилась
Давай (посидим, поделаем…) вместе
Ты, конечно, справишься.
Как хорошо, что ты у нас есть
Ты мой хороший.
- Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.
И многое другое, что подскажет вам интуиция и любовь к вашему ребенку.
Удачи вам и душевного благополучия!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «КОНФЛИКТ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ– ВЕЧНАЯ ПРОБЛЕМА»
Классный час авторский, был проведен для районного семинара педагогов-психологов...
Педагогический проект "Конфликт поколений в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"
Педагогический проект "Конфликт поколений в романе "Отцы и дети" (фрагмент урока)...
Урок литературы в 10 классе на тему: "Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов - конфликт поколений или конфликт идеологий?" (По роману И.С. Тругенева "Отцы и дети".)
Цель урока: создать условия для осмысления представленного в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" конфликта двух поколений как отражения общественно-политической борьбы 60-х годов 19 века, понимания су...
Конфликт поколений и классов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Презентация на тему: Конфликт поколений и классов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»Конфликт поколений и классов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»...
классный час "Отцы и дети - как избежать конфликтов"
Цель: формирование бесконфликтных отношений в семье, классе через воспитание уважительного отношения друг к другу.Задачи:Формирование толерантного и уважительного отношения друг к другу.Обучение навык...
Конспект урока литературы в 10 классе по теме: «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
Цель урока: создать условия для эмоционального восприятия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», дать возможность глубже почувствовать собственные мысли и чувства ; Выяснить, что м...
Психолого-педагогические рекомендации родителям учащихся: преодоление конфликтных ситуаций. Конфликт «отцы и дети»? Что нужно знать.
В статье кратко раскрывается понятие конфликта: родитель-ребёнок. Для улучшения взаимопонимания и разрешения конфликтных ситуаций даются общие рекомендации. Можно использовать на родительских собрания...