Статья
статья

Статья на тему воспитания. Проблема нынешнего мира- единственный ребенок в семье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция  для родителей

«Если ребенок в семье -  единственный»

Цели и задачи:

- формировать потребность у родителей в психологических знаниях;

- оказать помощь родителям в психолого-педагогическом самообразовании;

- укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях.

   

            Не самое простое испытание – быть единственным ребенком в семье, объектом любви своих родителей. В обществе сложилась не лучшая репутация у детей, растущих без братьев и сестер – эгоистичные, избалованные, не приспособлены к жизни. По - разному к этой проблеме относились и психологи. Одни утверждали, что единственный ребенок в семье испытывает трудности в общении, «застревает» в своем психическом развитии. Однако, некоторые специалисты в психологии утверждали, что единственные дети в семье имеют чуть больше преимуществ в учебе, мотивации и самооценке, чем те ровесники, у которых есть братья и сестры. Родители единственных детей могут активнее развивать их способности, водить в секции, кружки, студии, больше путешествовать, нанимать репетиторов для более углубленного изучения предметов.  Если проанализировать количество успешных учеников, обучающихся в выпускном 9-м классе нашей школы, то картина следующая – из 6 учеников, обучающихся на «хорошо» и «отлично» 4 – единственные дети в семье.

        Единственный ребенок наслаждается любовью родителей, которую не надо ни с кем делить, привыкает к особым привилегиям. Как же сделать так, чтобы это не сослужило дурную службу в будущей взрослой жизни? Как не создать вокруг единственного ребенка «культ»? Когда я вспоминаю истории из своего детства, то обязательно они связаны со старшим братом – «Это было тогда, когда Алексей был в 10-м классе и приносил мне на перемене конфеты. А это, когда он катал меня на моем новом велосипеде. А это, когда он  уехал учиться». Моя подруга Ольга, которая сейчас живет в Норвегии, говорит: «А у меня были только родители. Каждый из нас решал,  чем ему заняться». Возможно поэтому, как говорит сама Ольга, она лишена истинного чувства братства.

       Большинство детей, которые растут в семье одни, имеют чувство надежности и защищенности мира. Они не всегда решаются на ответственные поступки вне круга семьи, потому что всегда есть опасность не оказаться героем, каким его видят всегда родители. Если такое поведение будет сохраняться во взрослой жизни, то это может стать серьезной проблемой на эмоциональном уровне. В школе такие дети могут проказничать, шалить, поддерживая свой образ.

     Некоторые родители единственных детей стремятся к роли ближайших друзей и подруг. Даже внешне они выглядят почти ровесниками, гордятся этим. Носят с подростком одинаковые вещи, болтают как лучшие подруги. Родители уверены, что это хорошо – быть лучшим другом своему ребенку. Только у ребенка не спрашивают – такую ли модель дружбы он хотел бы получить? Те ли это отношения, которые они хотят? Ребенку очень важно видеть в родителях образец взрослого поведения, отношения к жизни. Если родители ведут себя как ровесники, играют роль друзей, то выполнять роль родителей некому. Крупный психолог Даниил Эльконин,  называл это «идеальной формой» -таким я пока не являюсь, но я к этому стремлюсь. А если уже сейчас чувствую, что мы с родителями одинаковые, то некуда мне расти». Это значит, в отношениях со своим единственным ребенком важно найти равновесие.

        Несмотря на то, что единственных детей обвиняют в инфантильности, эгоизме, им приходится рано созревать психологически. Они рано учатся анализировать поступки других людей, начинают проявлять интерес к интеллектуальной деятельности, постоянно участвуя в жизни взрослых людей.

      Единственные дети  гармонично чувствуют себя наедине с собой, умеют себя «развлекать», легко просят о помощи, когда она им необходима. В детстве эти дети очень напоминают маленьких взрослых. Можно с уверенностью сказать, что в данной ситуации равное количество  плюсов и минусов. Ситуация усугубляется в семьях, где мама одна воспитывает единственного ребенка. Иногда матери делают своих детей доверенным лицом, поверяя им проблемы свои. Но, к сожалению, это непосильная ноша для ребенка, в этом случае эта неразделенная ответственность будет яростно отвергаться. Ребенок, повзрослев, будет защищаться от людей, либо наоборот постоянно обо всех заботиться. Важно, чтобы мама жила своей жизнью, наполняла ее интересами, другими людьми, не замыкалась исключительно на ребенке и не «посвящала ему всю свою жизнь».

     Как вести себя родителям, чьи дети являются центром их семьи?

  • Избегать сверхопеки

У ребенка, окруженного заботой, формируется чувство защищенности. Но если опека чрезмерна, то вне семьи возникает страх, что у него ничего не получится.

  • Не перекладывать на него свои переживания

Единственный ребенок стремиться влиться в мир взрослых, тем самым компенсируя свое одиночество. Не стоит его вовлекать в свои проблемы, делать доверенным лицом. Пусть живет своей детской жизнью.

  • Расширять его контакты

Соперничество в школе может стать для единственного ребенка некомфортным фактором, поскольку  сравнить себя с братьями и сестрами он не может. Родителям необходимо помочь ребенку налаживать отношения.

Используемая литература:

  1. Януш Корчак « Как любить ребенка» У.Фактория 2005 год
  2. Алфред Адлер «Воспитание детей. Взаимодействие полов» 1998 г.
  3. Дарья Михеева «Если  ребенок единственный» Психология 2006 год

     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....