"Родителю на карандаш"
консультация

Слюсарь Ирина Викторовна

Рекомендации для занятий родителей с детьми.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Составление рассказа по мнемотаблице 

Как работать над составлением графического плана связного рассказа

Ребенку дается чистый, шестиклеточный бланк-мнемотаблица.

В ходе занятия малыш выбирает определенный предмет, рассказ о котором он составляет совместно со взрослым.

Взрослый  заполняет пустые ячейки мнемотаблицы, а ребенок рисует на собственном бланке. Получившаяся схема выступает в качестве плана речевого высказывания. В схеме используются унифицированные символы-рисунки, обозначающие различные признаки предмета, явления или процесса.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА НА ТЕМУ «ОВОЩИ»

Цвет. (Какого цвета овощ?)

Форма. (Какой он формы?)

Два помидора. (Какого они размера?)

Морковь, перец. (Какие они по вкусу?)

Грядка. (Где овощ вырос?)

Кастрюля, рука. (Что можно приготовить из данного овоща?)

МОРКОВЬ

(Примерный рассказ по таблице)

Морковь — это овощ. Она оранжевого цвета с зеленой ботвой. Морковь треугольной формы, небольшого размера. Этот овощ сладкий и сочный. Растет она на грядке, в огороде. Морковь очень полезна, в ней много витаминов. Из нее готовят салаты, ее добавляют в борщ и щи. Заяц любит морковь больше, чем все животные.


СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА НА ТЕМУ «ГРУША»

Цвет. (Какого цвета фрукт?)

Форма. (Какой фрукт формы?)

Размер. (Какого он размера?)

Лимон, груша. (Какой у него вкус: сладкий, кислый?)

Дерево, куст. (Где он вырос?)

Рука, кастрюля. (Что можно приготовить из него?)

ГРУША

(Примерный рассказ по таблице)

Груша — это фрукт. Она желтого цвета, округлая, удлиненная, расширяющаяся книзу. Этот фрукт среднего размера. На вкус груша очень сладкая и сочная. Плоды растут на деревьях, в саду.

Из груш варят вкусное варенье, компот и делают сок.


СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА НА ТЕМУ «СЕМЬЯ»

Ребенок. (Твое имя.)

Три человечка. (Имена родителей и членов семьи.)

Молоток. (Профессия папы.)

Фартук. (Профессия мамы.)

Клубок ниток. (Бабушка и дедушка.)

Рука. (Кто помогает тебе?)

МОЯ СЕМЬЯ

(Примерный рассказ по таблице)

Меня зовут Света. Моя мама — Мария Викторовна, а папа — Владимир Васильевич. У меня есть младшая сестренка Татьяна. Мама и папа у меня инженеры, они работают на заводе — делают автомобили.

Моя бабушка Зинаида Ивановна умеет печь вкусные пироги и плести ажурные салфетки. Дедушка Виктор Григорьевич разводит на своей пасеке пчел. Дедушка и бабушка проводят со мной много времени и помогают выполнять домашние задания.

Я очень люблю мою семью.


 

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА НА ТЕМУ «МЕБЕЛЬ»

Цвет. (Цвет мебели.)

Детали. (Ее части.)

Контур, знак вопроса. (Из какого материала она сделана?)

Стул, стульчик. (Какого размера мебель?)

Дом. (Где она стоит?)

Человек, кровать. (Зачем эта мебель человеку?)

ПИСЬМЕННЫЙ СТОЛ

(Примерный рассказ по таблице.)

У меня есть письменный стол. Он светло-коричневого цвета. Стол — на ножках, у него — три выдвигающихся ящика. Этот стол сделан из дуба.

Мой письменный стол большой, на нем помещаются все мои книги и краски. Он находится в детской комнате. За ним мне удобно писать, заниматься и рисовать.



Предварительный просмотр:

        Игровые упражнения для  развития речи детей старшего возраста.

Тема “ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ”.

  1. «Давай познакомимся»

Цель: уточнить и расширить словарь ребенка по теме. Оборудование: игрушка, изображающая домашнего животного в мешке (кошка, собака, корова, лошадь).

Ход. Взрослый с таинственным видом показывает ребенку мешок и говорит, что там находится тот, кто хочет с ним познакомиться. Затем достает игрушку, (например, собаку), и беседует с малышом о ней. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Кто это? Какие части тела у нее есть? Покажи хвост, уши, спинку, голову. Какого цвета шерсть у собаки? Чем питается? Как называется детеныш собаки? Как она лает? Что умеет делать? Где живет?» Если ребенок затрудняется при ответе на вопросы, взрослый ему помогает. Взрослый должен объяснить ребенку, что собака - это домашнее животное, так как она живет рядом с человеком и человек заботится о ней. Аналогично проводится беседа о кошке, корове, лошади и других животных.

 

2. "Кто как кричит?"         

Цель: научить ребенка узнавать животного по звукоподражанию, закрепить и активизировать глагольный словарь по теме.

Оборудование: мяч.

Ход: Взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-либо домашнего животного, и бросает мяч ребенку. Тот называет это животное и возвращает мяч: «Мяу-мяу» (кошка мяукает). «Гав - гав» (собака лает), "Му - му" (корова мычит). «Иго- го» (лошадь ржет), и т.д.

 3. «Помоги маме найти своих детенышей»

Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку, например, собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей.

4. «Назови  ласково».

Цель: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый бросает ребенку мяч и просит назвать ласково взрослое животное, его детеныша или части тела: корова-коровка, теленок-теленочек, голова - головушка, нога - ножка, и т.д.

5. «Один—много» с домашними животными и их детенышами:

кошка – 5 кошек, собака – 6 собак, теленок – 10 телят, и т.д.      

6. "Кто где спрятался?"

Цель: сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь. Оборудование: игрушечная  кошечка или собачка.

Ход. Взрослый прячет кошку или собачку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка?» (Под стол). «Правильно. Собачка под столом». Взрослый выделяет предлог голосом. Затем взрослый предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизирует речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал собачку?»

8. «День рождения свиньи»

Цель: закрепление в активном словаре детей существительных по теме, практическое использование существительных в родительном падеже.

Взрослый рассказывает детям о том, как свинья отпраздновала день рождения. Она тоже решила пригласить в гости животных. И всем приготовила угощение. Корове – косточку. Собаке – овес. Кошке – траву и листья. Лошади – молоко. Попробовали гости угощение, поморщились. Посидели, посидели и ушли. Недовольные ушли гости.

Затем взрослый спрашивает, что не понравилось гостям? Что любит корова? Собака? Кошка? Свинья? Лошадь? Образец ответа: «Корова любит траву».

9. «Спор животных»

Цель: закрепление в активном словаре детей существительных по теме.

Взрослый раздает детям картинки с изображениями домашних животных и говорит: «В одной стране жили волшебные животные, которые умели говорить. И вот однажды они заспорили, кто из них самый главный, кто больше всех нужен человеку. Корова сказала: «Я самая главная – я даю молоко, масло, сметану». Затем кто-то из детей по аналогии озвучит животное, изображенное на его картинке: «Нет, я, лошадь, самая главная – вожу тяжелые вещи, я тоже даю молоко» и т.д.

Затем взрослый предлагает детям рассудить спор животных. Он объясняет, что все животные нужны человеку, они ему помогают, каждое из них по-своему приносит пользу.

   Аналогичные игры можно использовать по теме “Дикие животные и их детеныши”, ““Перелетные и зимующие птицы” – проявляйте фантазию и творите!



Предварительный просмотр:

Артикуляционные упражнения

для стимуляции речевой активности

 неговорящих детей 3-4 лет.

Упражнение с котенкомАртикуляционное упражнение с игрушечным котенком

- Котенок дует на молоко (дуть на зажатый между губами широкий язык, щеки не надувать);

- Котенок лижет молоко из блюдца (делать лакательные движения широким языком, блюдце – ваша ладошка);

- Котенок облизывается (круговые движения языком по внутренней стороне губ);

- Котенок зевает: а-а-а (широко открыть рот);

- Котенок увидел мышку, удивился: о-о-о (губы круглые);

- Котенок пугает мышку: д-д-д (по подражанию);

- Котенок доволен собой (надувать-сдувать щеки).

 

Упражнение с ёжикомАртикуляционное упражнение с игрушечным ежиком

- Ежик причесывается (почесать верхними зубами нижнюю губу);

- Ежик фырчит (прикусить верхними зубами нижнюю губу : ф-ф-ф);

- Ежонок фырчит (улыбнуться, прикусить верхними зубами нижнюю губу: фь-фь-фь);

- Ежик ест яблочко (надувать поочередно щеки);

- Ежик умывается (круговые движения языком по губам);

- Ежику вкусно, улыбается: и-и-и (в улыбке обнажить сомкнутые зубы);

- Ежик устал, зевает: а-а-а (широко открыть рот).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конкурсно - развлекательное мероприятие "Весёлый карандаш"

В нашем объединении регулярно проходят конкурсы и развлечения для воспитанников. в этом году мы решили провести обряд посвящения в юные художники в форме интересного праздника "Весёлый карандаш", где ...

"Волшебная страна" - занятие творческого объединения "Весёлый карандаш"

Занятие кружка по изобразительному искусству должно быть запоминающимся событием, поэтому в начале занятия я настроила ребят на встречу с чем-то необычным, увлекательным. Продумала своё занятие как ...

Консультация для родителей "Как правильно держать карандаш"

В консультации изложен материал о закреплении навыков работы с карандашом в изобразительной деятельности для детей раннего возраста....

Как превратить ножницы, простой карандаш, шаблон в своих друзей (практические советы для родителей)

Развитие мелкой моторики рук.Принципы работы с ножницами, простым карандашом, шаблонами....

Тематический вечер с родителями «Добрая сказка на кончике карандаша» (старшая группа)

Тематический вечер с родителями    «Добрая сказка на кончике карандаша» (старшая группа)...

Консультация для родителей "Как научить ребенка правильно держать карандаш!"

Большинство детей сначала учатся держать карандаш в кулаке, захватив его всей ладонью. Неудивительно, что некоторые 3-летние малыши держат карандаш именно так. Ведь их никто и никогда не учил правильн...

Консультация для родителей "Карандаш-массажёр"

Одним из видов нетрадиционного массажа является массаж с помощью карандашей. Научить детей самомассажу рук не сложно. С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: па...