Странички для занятий с детьми. Интеллектуальное развитие детей.
консультация

Коваленко Екатерина Валерьевна

Разговор о работе над развитием речи ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители, продолжаем вести разговор о работе над развитием речи ребёнка.

Постепенно ребёнка косвенно поощряют к вступлению в диалог - после вопросов взрослый делает всё более и более длинные паузы (до 5-10 сек.). Например:

Взрослый: "Принеси тарелку. Что ты принёс? ...  Правильно, тарелку. Тарелку. Это тарелка… .  Что это? … Это тарелка. И т.п.

Однако простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребёнка не только на звучании слова, но и на  артикуляционных укладах. Взрослый добивается того, чтобы ребёнок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию. Например: Взрослый: "Где у меня рот? Где губы? Слушай и смотри на губы: та- рел - ка. Ещё раз: та - рел - ка. Давай вместе: та-рел-ка. Молодец!

Хвалите ребёнка даже в том случае, если он не повторил, а только внимательно следил глазами за движением ваших губ. Взрослый: "Ещё раз вместе: та-рел-ка. Хорошо!

Такое проговаривание должно проводится ежедневно столько раз, сколько производятся оречевляемые действия.

Этот этап. пожалуй, один из сложнейших. Обратите внимание на то, что вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий. Второе важное условие - ребёнок не должен даже догадываться, что вы с ним занимаетесь развитием речи.

Если же вы хотите добиться результата, чётко следуйте рекомендациям:

Не бойтесь перехвалить ребёнка.

Если у ребёнка не получается, никогда не ругайте его.

Через какое-то время ребёнок начинает повторять за взрослым отдельные слоги. эти попытки всемерно поощряются, в то же время взрослый учит ребёнка вслушиваться в образец и подражать ему, хотя на первых порах ребёнок не может улучшить качество речи самостоятельно. Взрослый: "Вот вилка. Это вилка… " (Пауза.) Ребёнок: "Ика".

Взрослый: "Молодец, вилка. Посмотрим, как я говорю. (Взгляд ребёнка фиксируется на губах взрослого.)  Вил - ка. (Пауза.) Хорошо".

На первых порах ребёнка не заставляют, не принуждают повторить точно слово, поскольку он  ещё к этому не способен. Наоборот, всемерно поощряется любая речевая реакция нашего молчащего подопечного.

Требования ужесточаются постепенно, незаметно для воспитанника. Одновременно ребёнку даются серии упражнений для развития артикуляционной моторики в ходе повседневной жизни или режимных моментов (умывания, еды).  Например,  во время умывания ребёнка учат полоскать рот водой с сомкнутыми губами,  полоскать горло, выпускать тонкую струйку воды через плотно сомкнутые губы, язычком проверять, чисто ли вычищены зубы и др.  Во время еды можно попросить ребёнка облизать ложку,  постепенно увеличивая расстояние  между ним и ложкой

 (естественно, в разумных пределах), вылизать блюдце, а ещё лучше пиалу, показать,  как кошка лакает языком молоко, и проч.

                                                                   Оказался ребёнок у зеркала - хороший повод  

                                                                   сделать с ним артикуляционную гимнастику:

                                                                   мы - клоуны и будем корчить смешные и

                                                                   страшные рожицы. Поиграли в лошадок-

                                                                   - поцокали язычком, поиграли в слона -

                                                                    вытянули губы вперёд как хобот, поиграли в

                                                                   тигра - показали все зубы в оскале.

Ваша фантазия подскажет вам массу других вариантов.

Если вы видите, что ребёнок успешно повторяет за вами предлагаемые ему слова, отберите для работы следующую серию из 5-10 слов. Работа ведётся аналогично.

Таким образом, постепенно наращивается активный предметный словарь. Однако эти слова необходимо закрепить в самостоятельной речи ребёнка, создавая ситуации, стимулирующие речевое общение ребёнка с окружающими его взрослыми.

Какие это ситуации?

Во-первых, используются альтернативные вопросы, типа: "Какую игрушка тебе дать, зайчика или куклу?" В ходе  ответа ребёнок обязательно должен использовать речь. такая ситуация может быть создана искусственно. Например, при накрывании стола к обеду ребёнку не кладут ложку. Взрослый задаёт вопрос: "Что тебе дать - чашку или ложку?" При такой формулировке вопроса создаётся вербальная ситуация с элементами имитации. Ребёнок должен услышать подсказку в вопросе и повторить нужное ему слово.

Необходимым условием успешной работы является использование в созданных ситуациях только того предметного словаря, который уже освоен ребёнком в ходе предварительной работы.

Во- вторых, речевое общение взрослого и ребёнка должно быть оправданным на бытовом уровне. Взрослый просит ребёнка принести ту или иную игрушку, предмет посуды, предварительно переставив его с привычного не недоступное для ребёнка место, например, на верхнюю полку шкафа. При этом важно предусмотреть, чтобы ребёнок сам не мог достать предмет и был вынужден обратиться к взрослому. Взрослый: "Что ты хочешь взять? Машину? Как надо попросить?- Дай машину...". В качестве поощрения ребёнок получает искомое.

Очень полезно рассказывать о достижениях ребёнка в его присутствии другим членам семьи. Слова "скажи", "повтори" по-прежнему остаются запретными. Если же ребёнок стеснительный по характеру, то публично похвалить его нужно, а вот демонстрацию достижений можно отложить на более поздний период работы, когда он сам начнёт проявлять активность в общении.

                                                                                                            Подготовила:

                                                                                                            учитель-дефектолог

                                                                                                            Е.В. Коваленко



Предварительный просмотр:

" МЫ ВМЕСТЕ "

Странички для занятий с детьми

Интеллектуальное развитие детей

Рассматривание сюжетных картинок и обучение рассказыванию по картинкам.

  • предварительная беседа с ребёнком с целью создания эмоционального фона восприятия картинки

      (с использованием музыки, загадок, стихов, предметных

      картинок, прогулки) ;

  • рассматривание картинки и связь изображённого на ней с жизнью ;
  • беседа по картинке (если ребёнок затрудняется рассказать о том, что изображено, то взрослый обязательно задаёт наводящие вопросы);
  • составление ребёнком рассказа по частям ;
  • повторение взрослым рассказа по картинке с целью создания целостного впечатления об изображённом по картине.

В дошкольном возрасте ребёнок знакомится с различными предметами окружающего мира: природными и созданными трудом человека

 (так называемой материальной культурой).

Он осваивает обобщенные представления (сенсорные эталоны) о цвете, форме, величине, звуках речи и др., основные временные и пространственные понятия, элементарные математические и лингвистические знания.

В процессе предметно – практической и продуктивной деятельности интеллект ребёнка развивается. Вот почему взрослым так важно организовать практическую и игровую деятельность.

Рекомендации и советы страничек "Мы вместе" активизируют познавательную деятельность у детей, способствуют развитию слуховой и зрительной памяти, развитию связной (монологической) речи, развивают логическое мышление, подводят к правильным умозаключениям на основе сравнения, сопоставления, анализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Игра на уроках грамоты,как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в и...

Значение использования пластилина на уроках художественного труда для эстетического и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста ( 1 – 3 классы )

Одной из важнейших задач сегодняшнего времени является улучшение подготовки детей к жизни, к труду, воспитание личности творческой, интеллектуально развитой. Для решения этих задач прекрасно по...

Роль семьи и школы в физическом и интеллектуальном развитии детей.

Роль семьи и школы в физическом и интеллектуальном развитии детей....

Статья: "Работа с интерактивной доской на уроках в начальной специальной школе VIII вида как метод психолого-педагогической коррекции интеллектуального развития детей."

В настоящее время у школьников начальных классов наблюдается резкое снижение положительной мотивации к учебной деятельности, что сказывается на качестве получаемых ими знаний, умений и навыков.Данные ...

Презентация на тему "Технологии интеллектуального развития детей преддошкольного возраста"

Презентация на тему "Технологии интеллектуального развития детей преддошкольного возраста"...

Обобщение педагогического опыта по теме "Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста посредством технологии посткроссинг"

 Целью педагогического опыта является создание системы по формированию основ целостного мировоззрения детей 4-7 лет посредством технологии посткроссинг....

Альбом для эмоционального и интеллектуального развития детей с умственной отсталостью «Калейдоскоп эмоций»

Альбом предназначен для эмоционального и интеллектуального развития детей с умственной отсталостью Дети знакомятся не только с названиями и характерными внешними чертами основных эмоций, но и учатся р...