Как помочь ребенку развить связную речь
консультация

Штаб Ольга Владимировна

Консультация для родителей в старшей группе компенсирующей направленности. Цель: педагогическое просвещение родителей по вопросу о развитии связной речи у дошкольников с ОНР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx81.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как помочь ребенку развить связную речь»

Речь играет важную роль в жизни каждого человека. Она является средством общения людей между собой.

Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, усвоением языковых норм, умением полно, связно, последовательно передать содержание готового текста.

Если дошкольник  в  разговоре  хорошо  раскрывает смысл, логически и последовательно рассказывая о чем-либо, то взрослые отмечают, что он говорит складно и связно. При этом не забывают отметить умственное развитие ребенка.                        

Современный ребенок к пяти годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки, составлять рассказы по картинке и серии картинок. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.                        Дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР) значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи.

У детей с ОНР отмечаются:

  • нарушение связности и последовательности изложения;
  • смысловые пропуски;
  • выраженная ситуативность и фрагментарность;
  • низкий уровень употребляемой фразовой речи.

Отрадно, что умение говорить осмысленно и понятно формируется с помощью обучения. А значит, родители и педагоги могут помочь дошкольнику с ОНР освоиться  в использовании родного языка.        

Овладение языком реализуется через две основные речевые формы: диалогическую и монологическую речь.

Основные черты диалогической речи - неполные предложения, восклицания, междометья, яркая интонационная выразительность, жест, мимика. Для  диалогической  речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение. Совершенствуя диалогическую форму речи, родителям необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни, жизни семьи.

Монологическая речь требует от дошкольника придерживаться выбранной темы и логично выстраивать свое высказывание. В монологе присутствует «связность мыслей», которая обеспечивает связность речи.

Дошкольники  с ОНР начинают  использовать монолог, как только увлекаются игрой.  

Уважаемые родители, играйте и вы с ребенком! Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами. Совместная игра, несомненно, доставит  радость и  удовольствие, поможет развивать связную речь, мышление, фантазию ваших детей.

Сказка – это увлекательная игра, которая погружает маленького читателя в удивительный мир волшебных превращений и приключений. Сказка активизирует творческое воображение ребенка, стимулирует его любознательность и тем самым облегчает процесс обучения. Как правило, взрослые просто прочитывают ребенку сказку, не задумываясь о том, что упускают уникальную возможность поиграть с малышом, научить его тем или иным навыкам, развить его способности.

Можно организовать игру-драматизацию, в которой ребенок принимает на себя роль того или иного персонажа и передает ее через слово и собственные движения, действия.        

Инсценируя сказку, взрослый побуждает ребенка принимать участие в рассказывании: Посадил дед репку. Что было дальше?  Как правило, маленький слушатель скоро перебивает и начинает передавать содержание. Успешно тренируется навык связных высказываний с применением наглядного материала. Это могут быть единичные картинки, а также серия изображений, которые отражают развитие сюжета.

Применяя картинки, следует учитывать, что старшие дошкольники увлеченно фантазируют, используют развернутые объяснения, опираясь на образы.

Когда ребенок играет с игрушками, занимается  постройкой  из конструктора, лепит, выполняет аппликацию, взрослый задает ребенку вопросы, добиваясь полных ответов, затем просит его  объединить 3-4  предложения в связный  рассказ. Таким образом, ребенок составляет рассказ по выполняемым действиям.

Играя в магазин, перед ребенком лежат овощи и фрукты, ему нужно подробно их описать, называя форму, цвет, размер, какой на ощупь, чтобы купить. Так же  можно описывать игрушки, посуду, называя цвет, форму, величину, материал, части, действия с предметом. Не замечая, ребенок учится составлять описательные рассказы.

Чаще просите ребенка рассказывать, что он видел, где бывал, что делал. Выслушивайте его рассказ до конца, помогайте, при затруднениях. Пусть ребенок повторит свой рассказ другому человеку – папе, бабушке, знакомым.

Чтобы повысить мотивацию, дополнительно заинтересовать ребенка занятиями, запишите его рассказы на диктофон, снимите видеоролик, выполните фото и оформите их в специальный альбом. Так вы добьетесь большей активности и старательности от ребенка, а после составления рассказов сможете оценить и обсудить с ребенком их положительные и отрицательные стороны.

Занимаясь, не забудьте, что динамика обучения во многом зависит от вашего настроения и состояния. Наилучшими  помощниками в занятиях будут ваша заинтересованность, настойчивость, доброжелательность, терпимость и чувство юмора. Не забудьте поощрять ребенка улыбкой и похвалой за любую, даже небольшую удачу.

Помните, развитие связной речи является необходимым условием успешного обучения ребенка в школе.Молодая мама, читает книгу своему ребенку, мальчик в гостиной их дома, лучи  солнца выходят в окно | Премиум Фото

Желаю вам удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Восполнение недостатков в формировании связной речи.

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лекс...

Использование игрового пособия "Угадай -ка" для развития связной речи детей с общим недоразвитием речи

В данной статье даётся подробное описание игрового пособия "Угадай -ка" , направленного на развитие связной речи детей с ОНР. Это игровое пособие является адаптированным и усовершенствованным вар...

Как помочь ребенку развить связную речь

Краткая справка о "Связной речи", ее развитии в норме. О способах стимулирующих развитие навыков общения....

Как помочь ребёнку развить связную речь?

Как помочь ребёнку развить связную речь?...

Развитие связной речи младших школьников.Предложение.Текст.формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.

Формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению....