Образовательный проект «Логопедическая школа для родителей»
проект

Архипова Надежда Андреевна

Целью данного проекта является  вовлечение семьи ребенка с ОВЗ в совместную образовательную, коррекционно-развивающую и воспитательную деятельность, направленную на овладение ребенком теми  коммуникативными качествами, которые будут ему необходимы для полноценного общения с окружающим его миром, в соответствии с его физическими, психическими и возрастными особенностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskaya_shkola_dlya_roditeley.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

  

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального

                   образования г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»

Образовательный проект

«Логопедическая школа для родителей»

как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда

с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья 

(из опыта работы)

Подготовила:
учитель – логопед
Архипова Надежда Андреевна
высшая квалификационная категория

Нягань 2021г.

          Все мы, практикующие педагоги, с сожалением можем отметить тот факт, что в последнее время неуклонно растет количество детей с различными задержками в развитии. Причин для появления на свет таких «особых» детей в современном мире предостаточно: это и неблагополучная экологическая обстановка, и физическое и психическое нездоровье будущих родителей, внутриутробные патологии плода, различные патологии в родах, а также серьезные заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни, когда мозг его особенно активно развивается.

        Когда ребенок с особыми образовательными потребностями приходит в детский сад, зачастую, именно учитель-логопед становится для него главным педагогом, близким другом и проводником в окружающий его мир детей и взрослых. Научить средствам общения, развить умение выстраивать диалог с окружающими его людьми, обрести уверенность в себе – это важнее всего, на мой взгляд, в работе учителя-логопеда с «особыми» детьми.

    Исходя из опыта работы, могу сказать, что хороший, стойкий положительный результат коррекционной работы возможен только благодаря грамотно выстроенной совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. И здесь моей основной задачей как специалиста является организация и координирование такой системы работы с педагогами ДОУ и семьей ребенка, в ходе которой все участники образовательного процесса будут активно задействованы и максимально заинтересованы в успехе!

   Общаясь на протяжении нескольких лет с родителями детей с ОВЗ, я отметила то, что, зачастую, они неохотно посещают и участвуют со своими детьми в коллективных мероприятиях и проектах, реализуемых в ДОУ, предпочитая индивидуальные формы  взаимодействия с учителем-логопедом. Но все мы знаем: речь ребенка активно развивается лишь  в процессе общения, и чем разнообразнее будут формы этого общения, тем успешнее будет проходить процесс коррекции речи и психического развития ребенка, в целом. Так же мы можем наблюдать то, что далеко не все родители знают и задумываются над тем, насколько ценны для развития ребенка именно первые годы жизни, когда при грамотном комплексном медико-педагогическом воздействии и осознании родителями проблем в развитии ребенка, реально возможно их компенсировать и дать возможность малышу нормально жить и развиваться. Поэтому я увидела необходимость в создании и реализации такого образовательного проекта,  как  «Логопедическая школа для родителей» рассматривая его, как эффективную форму взаимодействия учителя-логопеда с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 

Целью данного проекта является  вовлечение семьи ребенка с ОВЗ в совместную образовательную, коррекционно-развивающую и воспитательную деятельность, направленную на овладение ребенком теми  коммуникативными качествами, которые будут ему необходимы для полноценного общения с окружающим его миром, в соответствии с его физическими, психическими и возрастными особенностями.

Этот проект реализуется ежегодно на протяжении многих лет работы,  изначально он был ориентирован на взаимодействие со всеми родителями детей, посещающих ДОУ.

    Однако, в последние годы, наряду с традиционными ежегодными темами встреч, мастер-классами для родителей такими, как «Профилактика нарушений звукопроизношения в среднем дошкольном возрасте. Осуществление взаимодействия детского сада и семьи» или «Домашний логопед: игровые приемы автоматизации звуков у детей» (Приложение 1), я включаю в годовое планирование и темы встреч, непосредственно направленные на оказание логопедической помощи семьям, воспитывающих «особых» детей.

С этой целью наиболее эффективным, на мой взгляд, является сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с родителями.

По моим наблюдениям, многие мамы, воспитывающие детей с особенностями развития, замыкаются по поводу развития своего ребенка, стесняются этой проблемы или, что хуже всего, могут не признать и не соглашаться с тем фактом, что проблема, действительно, существует и ее надо решать как можно быстрее, не упуская драгоценного времени.

В такой ситуации учителю-логопеду нужно быть тонким психологом и тактично, при этом аргументированно, разъяснить маме суть проблемы и возможные  пути ее решения. Конечно, далеко не все зависит от учителя-логопеда, но мы, как специалисты, можем грамотно повлиять на отношение родителей к существующим проблемам в развитии их детей.

Безусловно, во многом, результат коррекционной работы зависит и от слаженности в работе всего педагогического коллектива. Здесь учитель-логопед также выступает координатором, куратором, так как, обладая специальными знаниями в области дефектологии, специальной педагогики психологии, он способен ознакомить педагогов со спецификой работы с детьми с особенностями развития с помощью проведения семинаров, мастер-классов и деловых игр.

    Мероприятия, проходящие в «Логопедической школе для родителей» планируются заранее, но в течение года этот план подвергается коррекции, так как проект является открытым, личностно-ориентированным  и призван оказывать реальную и действительно необходимую помощь родителям ребенка с ОВЗ.

Как это работает и каковы секреты успешного взаимного общения учителя-логопеда с семьями, воспитывающими «особых» детей?

     Во-первых, мы должны помочь маме преодолеть неуверенность в своих силах, педагогических способностях и показать ей то, что, при желании, именно мама и может стать для ребенка лучшим педагогом: дефектологом, психологом, логопедом… но, если она, действительно будет заинтересована сделать все возможное для развития своего ребенка. На каждом индивидуальном занятии я делаю фото и видеосъемку фрагментов занятия и отправляю их родителям. Если что-то становится им непонятно, даю разъяснения и рекомендации.

     Во-вторых, нам нужно постараться сделать родителей своими союзниками, чтобы вместе, помогая друг другу и ребенку, прийти к хорошему результату коррекционной работы. Поэтому приглашаем маму на открытые индивидуальные практические занятия, наглядно демонстрируя, как нужно правильно заниматься с ребенком дома, как заинтересовать малыша и удержать его внимание. Очень часто помощником логопеда становятся старшие дети в семье или папы, которые, как известно, ближе к ребенку в плане интереса к игре и не настолько обременены домашними заботами. Также я предлагаю родителям изготавливать из подручного материала интересные развивающие пособия для ребенка, используя оригинальные идеи из сети Интернет.

    В-третьих, мы будем показывать и рассказывать семье о каждом малейшем  успехе ребенка и научим родителей отмечать успехи малыша, хвалить его и мотивировать к дальнейшим достижениям. Оказывается, далеко не все родители знают о том, насколько важна похвала для ребенка.

    В-четвертых, мы можем ненавязчиво познакомить на наших встречах родителей детей с ОВЗ для того, чтобы они имели возможность в неформальной обстановке обсудить проблемы воспитания и поделиться друг с другом особыми приемами или просто высказаться на интересующие их темы.

    В-пятых, когда мы видим, что и мама и ребенок уже обрели некоторую уверенность и готовность общаться с детьми и родителями в группе, мы постепенно привлекаем их к участию в микрогрупповых, общегрупповых, а, затем, и в общесадовских мероприятиях.

Например, Паша К., ребенок со II уровнем общего недоразвития речи, с помощью мамы участвовал в защите детско-родительского проекта «Наша авторская скороговорка» и с трудом преодолевая стеснение, все-таки произнес сочиненную родителями скороговорку.

   А по окончании подготовительной к школе группы Паша, перейдя на  III уровень развития речи, стал более уверенным, согласился поучаствовать в онлайн-олимпиаде и занял призовое место. Ребенок поборол страх публичных выступлений и с удовольствием принял участие в логопедическом квесте, стал активнее общаться со сверстниками и взрослыми. Видя успехи своего ребенка и получая поддержку и помощь учителя-логопеда, родители становятся активными участниками коррекционно-логопедического процесса. Они принимают участие в мероприятиях, проектной деятельности в ДОУ.

    По моему опыту, долгожданным результатом такого планомерного сближения и сотрудничества с семьей, воспитывающей «особого» ребенка, как правило, становятся доверительные отношения родителей и ребенка с учителем-логопедом, которые способствуют успешной коррекции речи ребенка и овладение им необходимыми коммуникативными навыками.

Приложение 1.

План деятельности «Логопедической школы для родителей»

на 20__-20__ учебный год

Индивидуальное консультирование по запросам родителей – по средам с 17.00 до 18.00

№ п/п

Месяц

Мероприятие

Тема, цель

Взаимодействие с коллегами

1.

Сентябрь

Родительское собрание для родителей старших дошкольников, детей с ОВЗ.

Индивидуальные консультации для родителей детей с ОВЗ.

«Итоги логопедической диагностики,  индивидуальная коррекционная программа»

 Цель. Рекомендации для  родителей по проведению домашних логопедических занятий

Согласование времени проведения с воспитателями

2.

Октябрь

Мастер-класс  для родителей детей средней группы, детей с ОВЗ.

 

 

 

 

Буклеты для родителей

 

Семинар-практикум для родителей детей старшей группы, детей с ОВЗ.

Оформление родительского уголка.

«Профилактика нарушений звукопроизношения у детей 4-5 лет через взаимодействие детского сада и семьи»

Цель. Ознакомление родителей с игровыми приемами профилактики нарушений речи

«Речь детей 4-5 лет»

«Как проводить артикуляционную гимнастику в домашних условиях»

«Артикуляционные и дыхательные упражнения»

Согласование времени проведения с воспитателями

3.

Ноябрь

Семинар-практикум в подготовительной к школе группе

 

Мастер-класс для родителей детей второй младшей группы, детей с ОВЗ.

 

Создание буклетов для родителей

 

Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ

«Особенности коррекционной логопедической работы с детьми 6-7 лет»

 

«Как развивать речь ребенка от 2-х до 4-х лет. Тактики стимулирования речи»

 

«Что делать, если ребенок не говорит»

 

«Игры для развития речевого слуха»

 

Согласование времени проведения с воспитателями

4.

Декабрь

Конкурс чтецов в подготовительной к школе группе (совместно с 1 классом)

Оформление родительского уголка

 

Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ

«Зимушка-зима»

Цель: приобщение детей и родителей к русской поэзии

 

 

«Учим вместе. Новогодние деньки»

«Особый ребенок в ДОУ»

Согласование с воспитателями, учителем и Зам. зав по ВМР времени проведения мероприятия, совместная речевая подготовка детей

5.

Январь

Мастер-класс для родителей детей подготовительной группы и детей с ОВЗ.

 

 

 

 

 

 

Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ

Оформление родительского уголка

«Домашний логопед: игровые приемы автоматизации звуков у детей»

Цель. Ознакомление родителей с игровыми приемами автоматизации звуков

«Заикание появилось. Что делать?»

Цель: Ознакомление родителей с симптомами заикания и приемами его устранения

«Развиваем дыхание»

Цель:

Ознакомление родителей с игровыми приемами развития дыхания

Согласование времени проведения с воспитателями родителями

6.

Февраль

Участие детей с ОВЗ в дистанционном конкурсе

Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ

«Жить интересно»

 «Как правильно научить ребенка читать»

 

 

7.

Март

Мастер-класс в подготовительной группе

 

Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ

«Как подготовить руку ребенка к письму?»

Цель. Ознакомление родителей с эффективными приемами подготовки руки к письму

«Предшкольная подготовка детей. Готовим руку к письму»

Совместно с воспитателями подготовительной к школе группы

8.

Апрель

Открытое интегрированное развлечение

Открытый показ НОД в средней группе

«Путешествие к звездам»

«Весенние сюрпризы Смешариков»

Цель: демонстрация родителям речевых достижений детей

Совместно с инструктором по ФИЗО, воспитателями

Совместно с музыкальным руководителем

9.

Май

Совместное развлечение детей и родителей старшей группы, детей с ОВЗ

Итоговое мероприятие в подготовительной к школе группе, с участием детей с ОВЗ.

Беседа с родителями

«День Рождения звука»

Цель: демонстрация родителям речевых достижений детей

Логопедический квест «Путешествие в Королевство Правильной Речи»

Цель: демонстрация родителям итогов речевых достижений детей

Итоги логопедического обследования детей

Совместно с воспитателями старшей группы

 

 

 

 

Совместно с воспитателями подготовительной к школе группы

10.

Июнь

Совместные досуги для родителей и детей

-младшие дошкольники

-старшие дошкольники

 

«День защиты детей» 

«Оранжевое лето»

«День России»

«Невероятное путешествие по неведомым дорожкам»

 

В течение года

Совместное с родителями проведение открытых индивидуальных занятий с детьми

Цель: повышение уровня родительской компетенции в вопросах речевого развития детей с ОВЗ

Согласование времени проведения с родителями

 Список литературы

  1. Бачина О.В. Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи.М., 2009
  2. Чиркина Г.В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей. М., 2004

Свидетельство публикации в СМИ» Серия А № 0006086

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»

Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...

Проект. Логопедическая неделя.

Сценарий "Логопедической недели" ориентирован на детей с выраженным недоразвитием интеллекта...

ДОКЛАД К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ (для родителей начальной школы) ТЕМА: «СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

Государство заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. Для решения этой задачи необходимо повысить эффективность...

Памятка учащимся и родителям об организации образовательного процесса в школе в актированные дни

Памяткаучащемуся и родителю об организации образовательногопроцесса в школе в актированные дни...

Проект логопедического занятия.

Логопедическое занятие спроектированное в соответствии с основными направлениями сопровождения....

Методические материалы. Проект логопедической недели- план мероприятий в школе.

Методическая разработка для учителя-логопеда школы.Наряду с традиционными формами проведения занятий, логопедическая работа проходит и во внеурочной деятельности. Одной из новых форм работы являе...