Программа родительского клуба
рабочая программа

карпова светлана сергеевна

Программа родительского клуба

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rod_kluba.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА

«Родители – дети - любовь»

направление: психолого-педагогическое

для родителей (законных представителей)

Срок реализации: 1 год

Составила: Карпова С.С.,  

педагог-психолог

2018-2019 уч. г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо всё время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Потребность в знаниях проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, досуговую, общественную, социальная грамотность – важный феномен сознания.

Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, сексологических, педагогических, психологических, юридических, экономических и пр. Решение семейных проблем требует от супругов зрелости  и компетентности, а значит, волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справиться с проблемой. Ощущение несостоятельности болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Деятельность педагогического коллектива образовательной организации не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации  в социуме. При взаимодействии с семьёй должны учитываться современные подходы к этой проблеме. Главная задача ФГОС, поставленная перед работниками школы, - образовывать родительскую общественность.

Среди разнообразных форм взаимодействия педагога-психолога школы с родителями одной из наиболее популярных является родительский клуб.

Результатом работы родительского клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счёт активного и творческого участия в процессе мероприятия всех участников.

Критерием эффективности деятельности специалистов школы по взаимодействию с семьями учащихся в форме встреч родительского клуба:

  • Изменение характера вопросов родителей к учителям, руководителю и психологу организации как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желания их совершенствовать.
  • Рост посещаемости родителями, встреч родительского клуба. Стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
  • Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребёнка, анализу своих достижений и ошибок; использование родителями психолого-педагогической литературы; участие родителей в смотрах, конкурсах, праздниках, организуемых руководством школы. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи школе в педагогической работе.
  • Изменение представлений родителей  о воспитании школьников.

Программа работы родительского клуба «Родители – дети – любовь» предназначена для работы педагогов-психологов, учителей, стремящихся к установлению позитивного взаимодействию с родителями учащихся, формированию взаимопонимания между членами семьи и подведению родителей к пониманию позиций ребёнка в межличностных отношениях в семье. Программа представлена в разнообразных формах проведения встреч: игротеки, дискуссионные вечера, семинары-практикумы, совместное творчество, деловые игры, практикумы. Удобство программы заключается в том, что её можно трансформировать и компоновать, парциально используя те или иные игры и упражнения, под определённую проблему и тему.

При реализации данного вида деятельности необходимо знать возрастные особенности развития детей, владеть техниками диагностики, педагогическими технологиями, грамотно анализировать и интерпретировать результаты, владеть навыками психолого-педагогического консультирования и проведения  тренинга, уметь находить общий язык с широкой аудиторией, быть корректным в общении с воспитанниками, их законными представителями, родителями, коллегами, грамотным специалистом в области возрастной и общей психологии и педагогики.

Основные принципы, определяющие концептуальные положения взаимодействия психолога и семьи учащегося по созданию единого пространства развития ребёнка.

  1. Принцип преемственности, согласованных действий.

Состояние взаимопонимания семьи и образовательного учреждения – этого единого пространства, этой объективной реальности, состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности».

  1. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и учреждения.

Принцип взаимоотношений семьи и учреждения на основе гуманности, толерантности, то есть признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого; доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.

  1. Принцип открытости.
  2. Принцип индивидуального подхода к каждой семье.

Разные семьи были и всегда будут. Эта разность зависит от многих факторов: от родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, её состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличие животных в семье, образа жизни и многого другого.

  1. Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и учреждения.

Формы выбираются в соответствии с религиозными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями учреждения и др. При выборе форм осмысливаются и вводятся в воспитательный процесс модусы – общение, понимание, диалог, сострадание, сопереживание, встреча, любовь и т.п., то есть всё то, сохраняет саму жизнь.

  1. Принцип обратной связи.

Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности учреждения.

Одной из форм взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся является организация родительского клуба «Родители-дети-любовь».

Основная задача психологической деятельности родительского клуба – способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений через повышение педагогической и родительской компетентности.

Психологическое воздействие направлено:

  1. на изменение неадекватных родительских позиций;
  2. расширение осознанности мотивов воспитания;
  3. выбор оптимального стиля воспитания;
  4. оптимизацию форм родительского воздействия в процессе воспитания;
  5. профилактику школьных трудностей.

Основным содержанием деятельности родительского клуба становится создание концентрированного эмоционального опыта взаимоотношений в семье.

При этом решаются приоритетные задачи:

  1. Объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, развития ребёнка.
  2. Изучение семьи и установление контактов с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребёнка.
  3. Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
  4. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
  5. Оптимизация детско-родительских отношений.

Для решения поставленных задач необходимо провести подготовительную работу:

  • подобрать теоретический и практический материал по теме, которая волнует родителей в большей степени;
  • составить план и целостную структуру встречи;
  • провести тестирование детей с целью обобщения результатов обследования и использования их в работе клуба;
  • провести опрос родителей учащихся для выявления интересов, запросов и пожеланий в работе клуба;
  • прорекламировать деятельность клуба и, в частности, каждую встречу.

В организации встреч участников родительского клуба используются следующие методы:

  1. индивидуальное ли групповое консультирование;
  2. привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности;
  3. анкетирование;
  4. опрос;
  5. беседы с членами семьи;
  6. наблюдение за ребенком;
  7. анализ детских рисунков и рассказов на заданную тему.

Основные принципы при организации работы с семьями в рамках родительского клуба:

  • добровольное участие в работе клуба;
  • учёт пожеланий и предложений участников клуба;
  • взаимопонимание, взаимоуважение, эмпатия, толерантность в общении между участниками,
  • творчество в работе клуба.

Этапы организации родительского клуба:

  1. Социально-педагогическая диагностика.
  2. Рефлексия трудностей в семейном воспитании.
  3. Проектирование совместных встреч.
  4. Мониторинг.
  5. Анализ.

На каждом этапе есть содержательная деятельность, которая помогает сделать эту форму конструктивной для разных субъектов взаимодействия, и работает ряд условий.

Условия организации родительского клуба:

  • Необходимо научить участников клуба самостоятельно конструировать собственное поведение при взаимодействии с ребёнком.
  • Родители должны почувствовать, что единственного способа разрешения той или иной проблемы не существует.
  • При выборе тематики встреч учитываются возрастные особенности и типичные проблемы детей, а также наиболее актуальные проблемы детско-родительских взаимоотношений и, конечно, запросы родителей.
  • Встречи участников родительского клуба проходят в помещениях школы, молодёжного центра.
  • Встречи рационально проводить один раз в квартал.
  • Участниками клуба могут быть все члены семьи учащегося. Родители учащихся, объединённые в группы согласно их запросам по образовательным темам. Формирование группы осуществляется на добровольной основе (по возрасту детей, по актуальным темам), количество участников от 5-10 человек до 20 человек и более при расширенных заседаниях. 
  • Формы проведения родительского клуба различны. Это семинары-практикумы, круглые столы, дискуссионные вечера, игротеки, совместное творчество, вечер вопросов и ответов, мини-тренинг, кинопросмотр  и др.
  • Рекомендуемое оборудование и оснащение. Это фотоаппарат или видео, проектор, компьютер, канцелярские принадлежности, наглядные пособия, раздаточный материал.
  • Содержание каждой встречи необходимо трансформировать и компоновать, парциально используя те или иные игры и упражнения, под определённую проблему и тему.

Литература

  1. Байярд Роберт Т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток. – М.: Семья и школа, 1995.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Мн.: Попурри, 1998.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, 1998.
  4. Дрейкурс Р., Золц В. Счастье вашего ребенка. Книга для родителей. – М.: Прогресс, 1986.
  5. Зимбардо Ф. Застенчивость. Что это такое и как с ней справиться. – СПб.: Питер, 1996.
  6. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии, - М.: Класс, 1998.
  7. Нельсон Д., Лот Л., Глен С. Воспитание без наказания. – ИнтерДайджест, 1997.
  8. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. – М.: Культура, 1994.
  9. Сатир В. Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту. – М.: ООО «Апрель пресс» : ЭКСМО-пресс, 2000.
  10. Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. – М.: Класс, 1995.
  11. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. – М.: Класс, 1997.
  12. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о открытиии родительского клуба. Статьи о работе нашего клуба.

Наш клуб открылся 1 сентября 2012 года называется он "Семейный очаг"...

Программа детско-родительского клуба "Радуга"

Данная программа предназначена для работы с родителями и обучающимися начальных классов...

программа родительского клуба воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья « Гармония»

Программа рассчитана на родителей детей с ограниченными возможностями здоровья....

программа родительского клуба воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья « Мы рядом, мы вместе»

Данная программа расчитана на родителей детей с ограниченными возможностями....

программа "Родительский клуб"

Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.Ребенок – это вселенная, которая развивается и растет по определенным законам. Ре...

Программа родительского клуба

Программа направлена на поддержку семей, воспитывающих детей с ОВЗ, на активное использование новых форм работы педагогов по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями....

Программа родительского клуба " Югорская семья - компетентные родители "

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности подростка. Именно семья служит проводником человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сег...