Главные вкладки

    программа родительского клуба воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья « Гармония»
    рабочая программа (5 класс) на тему

    Капац Ирина Николаевна

    Программа рассчитана на родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_roditelskogo_kluba.doc89.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа п. Коммунистический»

    Программа  клуба для  родителей, воспитывающих детей  с

    ограниченными возможностями здоровья

     « Гармония»

    Составитель: Капац Ирина Николаевна,

    учитель физики и математики

                                             

    п. Коммунистический

    2016г.

    Пояснительная записка.

                 Взаимодействие с родителями – одно из непременных условий в системе

    комплексной коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья .

    Сотрудничество с родителями очень не простой процесс, от успешности которого во

    многом зависит эффективность достижения целей обучения, воспитания и коррекции.

    Родители — это «профессия» педагогическая, но очень часто родителям не хватает

    элементарных психолого- педагогических знаний, они не знают, как себя вести в той

    или иной ситуации. Приходится иметь дело со взрослыми, находящимися на

    различных  этапах  адаптации   к роли  родителей ребенка с ограниченными возможностями и проблемами  в развитии.

            Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Не каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни.

    В такой ситуации важно оказать помощь посредством создания доброжелательной среды, психологической поддержки родителей, вовлечения их в коллективные формы взаимодействия (совместные творческие мероприятия, обмен опытом, специально организованные занятия). Исходя из практического опыта, можно утверждать, что взаимодействие с родителями более эффективно в неформальной обстановке, а именно в формате  детско-родительского клуба. Консультации и практические занятия помогают
    родителям преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка. Относиться к 
    ребенку как к «равному», понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми,
    знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их.

    Цель родительского клуба: оказание социально – психологической  и  коррекционно – педагогической помощи семьям в процессе социализации детей с ОВЗ.

    Задачи:

    • содействовать формированию адекватного восприятия родителями своего ребенка: важно отойти от понятия «болезнь» и перейти к понятию «особые законы развития»;
    • содействовать формированию в семье благоприятного микроклимата, способствующего максимальному раскрытию имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов;
    • содействовать личностному и социальному развитию родителей, формированию навыков социальной активности и конструктивности.

     Программа рассчитана на родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Приветствуется участие в родительских встречах  других членов семьи (бабушек, дедушек и др.), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка, участвуют в его воспитании.

    Срок реализации программы – 1 учебный год.

    Занятия родительского клуба проводятся  1 раз в месяц.

    Продолжительность и время проведения одного занятия – 60 минут.

    Методы и приемы:

    •дискуссия;

    • ролевая игра;

    •работа с памятками;

    •решение проблемных ситуаций;        

    •психотехнические упражнения;

    • семинары;

    • лекции.

    Основополагающими принципами коррекционной работы с детьми и их родителями являются следующие:

    • принцип единства диагностики и коррекции развития (коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля  за динамикой развития ребенка и эффективностью выполнения коррекционных программ);
    • принцип гуманистической  направленности  психологической помощи (этот принцип  основан  на признании самоценности  личности ребенка с отклонениями в развитии и создании условий для его гармоничного развития);
    • принцип индивидуального подхода (учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого подростка);
    • принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии ( с помощью реализации этого принципа повышается  педагогическая  грамотность, психологическая  компетентность и  общая культура родителей).

    Содержание программы

    Поэтапная психолого - педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ.

    1.Первичная диагностика ребенка и его семьи.

    2.Налаживание тесного контакта с родителями.

    3.Составление индивидуального маршрута каждого ребенка.

    Структура занятий:

    • обучение;
    • расширение опыта;
    • действие.

    Первое направление: обучение.

    Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления, - сформировать у родителей адекватное восприятие ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия  развития.

    Второе направление: расширение опыта.

    Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления. – обучение родителей адекватным и эффективным формам поведения в различных  социальных ситуациях и отношениях, обучение  методам и  приемам воспитания  и  развития ребенка.

    Третье  направление: действие.

    Цель мероприятий, проводимых в рамках  данного направления, - общественная самореализация родителей и  их детей, изменение отношения к ним в обществе.

    Привлеченные специалисты к работе клуба:

    мед.работник;

    педагог – психолог;

    социальный  педагог;

    логопед;

    работники доп.образования.

    Прогнозируемый результат

    Дети:

    • динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающую работу;
    • эффективное формирование нарушенных функций;
    •  развитие личности ребенка, развитие навыков общения;
    •  приобретение социального опыта.

     Родители:

    • информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ;  
    • получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;
    •  адекватности установок в отношении перспектив ребенка;
    • информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком;
    •  получение психологической поддержки по гармонизации детско- родительских отношений;
    •  увеличение количества родителей, вовлеченных в коррекционный процесс , в качестве  активных его участников.


    Календарно - тематическое планирование  занятий.

    Направления

    Тема

    Форма проведения

    Задачи

    Дата

    Результат

    Обучение

    1

    « Мы вместе, мы рядом».

    Круглый стол.

    Познакомить  родителей  и педагогов  друг  с  другом  и  с правилами работы  в клубе.

    сентябрь

    Включение  в совместную деятельность.

    2

    «Родитель – это профессия».

    Психолого – педагогическое консультирование.

    Помочь родителям осуществить анализ возрастных и специфических особенностей, присущих  детям с ОВЗ.

    октябрь

    Обучение  родителей приемам  и формам  работы по развитию у детей психических процессов.

    3

    Типы семейного воспитания детей с  ОВЗ.

    Психолого – педагогическое консультирование.

    Дискуссия.

    Деловая игра «Докажи, что я не прав».

    Сформировать у родителей представление  о существующих типах семейного воспитания  детей с ОВЗ.

    ноябрь

    Обучение  родителей эффективным способам  общения  с ребенком, адекватному выражению своих чувств.

    Расширение опыта

    ( работа в системе «ребенок –родитель – специалист»)

    4

    Бывает ли жизнь без конфликтов?

    Практико – ориентированный

     семинар.

    Обучить детей и родителей конструктивному решению конфликтов.

    декабрь

    Обучение родителей умению налаживать сотрудничество с другим ребенком, детей друг с другом и взрослых между собой.

    5.

    Сотрудни-чество.

    Психолого – педагогическое консультирование.

    Ролевая игра «Мост».

    Актуализировать конструктивное общение в детско-родительских отношениях; научить совместному творчеству детей и родителей.

    февраль

    Научение совместному творчеству детей и родителей.

    6.

    Мы предъявляем требования.

    Лекция.

    Работа с памятками.

    Решение проблемных ситуаций.

    Введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; актуализация необходимости доведения до логического завершения  предъявляемого к ребенку требования.

    март

     Обучение  гармонизации внутрисемейных  отношений.

    Действие

    7.

    «Умелые руки  не знают скуки».

    (арттерапия)

    Творческая выставка детей, родителей, педагогов.

    Повысить интерес и творческую активность детей и  их родителей.

    апрель

    Расширение  социального опыта ребенка, коррекция нарушений коммуникативной сферы.

    8

    Формирова-

    ние  навыков продуктивного взаимодействия родителей с детьми.

    Вечер «Неразлучные друзья – родители и дети».

    Расширить творческий потенциал ребенка и его родителей на развитие коммуникативных навыков.

    май

    Приобретение  опыта социального  взаимодействия, расширение круга общения.


    Список литературы

    1.Краузе М. П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: - М.: Академия, 2006.

    2.Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под. ред. Савиной Е. А., Максименко О. В. – М.: ВЛАДОС, 2008.

    3.Солодянкина О. В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007.

    4.Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», 2012 - № 8


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по лечебной физкультуре для обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья «Азбука здоровья»

    В 7 – 12 – летнем возрасте осанка имеет неустойчивый характер: в момент усиленного роста тела ребенка в длину проявляется гетерохромное (неравномерное) развитие костного, суставного - связочного аппар...

    Программа по здоровьесберегающим технологиям и здоровому образу жизни "Мое здоровье" (для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста групп продленного дня)

    Цель курса – формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации, помочь сд...

    Рабочая программа учебного курса "Русский язык" 8 кл. (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

    Используемый УМКПрограмма по русскому языку для 5-11 кл. / Автор-составитель: С.И.Львова. М.: Мнемозина, - 2009. С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. у...

    программа родительского клуба воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья « Мы рядом, мы вместе»

    Данная программа расчитана на родителей детей с ограниченными возможностями....

    Адаптированная образовательная программа обучающегося с ограниченными возможностями здоровья по немецкому языку для 2 класса

    Адаптированная образовательная программа по немецкому языку для 2 класса направлена на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с о...

    Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья "Игра как инструмент гармонизации детско-родительских отношений".

    Статья описывает, как важно положительное взаимоотношение родителей с детьми имеющими проблемы со здоровьем. Таким семьям очень важно взаимодействовать с психологами и вместе вести коррекционную работ...