Программа родительского клуба
рабочая программа на тему

Мартынова Эльвира Михайловна

Программа направлена на поддержку семей, воспитывающих детей с ОВЗ, на активное использование новых форм работы педагогов по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_roditelskogo_kluba_.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Программа родительского клуба

«Вдохновение»

для семей, воспитывающих детей

с ограниченными возможностями здоровья.

Авторский коллектив:

педагог-психолог Мартынова Эльвира Михайловна

педагог-психолог Жестовская Дарья Александровна

учитель-логопед Зубцова Тамара Николаевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время в мире по различным причинам рождается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и количество их постоянно увеличивается.

Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка с ОВЗ может вызвать стремление родителей к изоляции от общества.

Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей с ОВЗ и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.

Поэтому считаем целесообразным развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию МБОУ «СОШ №23» с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.

В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей с ОВЗ, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей в условиях МБОУ «СОШ №23», на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Цель: повышение педагогической компетенции родителей, оптимизация взаимодействия школы и родителей, привлечение родителей к коррекционно-абилитационному и воспитательному процессу. Помощьродителям в социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи клуба:
• оказание психологической и коррекционно-педагогической помощи воспитания

и обучения ребенка, поддержки семьям в вопросах обучения и развития детей; 
• формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации; 
• формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй; 
• просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции; 
• пропаганда положительного опыта семейного воспитания. 

Целевая группа – родители, воспитывающие детей с ОВЗ в возрасте от 6 до 17 лет.

Сроки реализации:

  • 2 раза в учебную четверть (8 заседаний).
  • Продолжительность занятия – 2 часа.

Формы и методы работы:

  • Количество участников в группе не более 15 человек.
  • Методы работы: семинар, лекции, групповой тренинг, практические занятия в группах.
  • Все занятия проходят в кабинетах педагога-психолога, учителя-логопеда и сенсорной комнате, в целях создания наиболее благоприятной и доверительной атмосферы.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
  2. Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
  3. Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
  4. Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
  5. Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний.

Основные требования к реализации программы:

Цели родительского образования и просвещения в образовательном учреждении значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников в образовательном учреждении в ряду других субъектов воспитательного процесса.

Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий.

Образование и просвещение родителей детей с ОВЗ ориентировано на актуальные проблемы жизнедеятельности ребенка с множественными нарушениями, на психологическую безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) семьи и ее взаимодействия с ОУ.

Следует учитывать, что наибольший эффект достигается тогда, когда обучение соединено с решением практических задач воспитания детей с особыми потребностями с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.

Для успешной организации обучения нужны специалисты, педагоги, которые будут проводить эту работу. В реализации программы принимают участие специалисты разного профиля: педагоги-психологи, учитель-логопед, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, интеграции, развития детей с множественными нарушениями.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема мероприятия

Кол-во часов

Организационная форма

Задачи мероприятия

1.

Вводное заседание клуба.

2

Беседа с элементами тренинга.

Знакомство родителей с содержанием работы родительского клуба.

Ознакомление родителей с комнатой психологической разгрузки и оборудованием БОС (биологической обратной связи).

2.

Психофизиологические особенности учащихся с ОВЗ. Псхолого-медико-педагогического сопровожденияв ОУ.

     2

Семинар с элементами тренинга

Повышение уровня родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания детей, выработка единого взгляда образовательного учреждения и семьи на сущность процесса психолого-медико-педагогического сопровождения с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.

3.

Роль семьив развитии и воспитании ребенка с ОВЗ

2

Лекция

Познакомить родителей с типами семейного воспитания. Сформировать адекватную самооценку  роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.

4.

 Детский мир глазами взрослого.

2

Групповой тренинг (родители в роли детей)

Способствовать формированию осознанияролевых различий между внутренним миром ребенка и взрослого.Приобретение коммуникативных навыков для выстраивания благоприятного стиля семейных взаимоотношений.

5.

Родители меня не понимают

2

Семинар-практикум

Ознакомление с особенностями принимающего и непринимающего поведения родителей и детей.

6

Тренинг «Родительская эффективность»

2

Групповой тренинг

 Повышение психолого-педагогической грамотности родителей, закрепление новых навыков общения в семье, основанных на доверии и взаимопонимании.

7

Тематический практикум«Класс родительского мастерства»

«Развитие коммуникативной сферы у детей с ОВЗ»

«Формирование психических процессов у детей с ОВЗ»

2

Практическоезанятие

Формирование практических навыков развития психических процессов в обучении и воспитании детей c ОВЗ.

8

Копилка родительских советов

Аукцион

Обмен родительским опытом. Рефлексия.

На протяжении всех занятий участникам программы предоставляются информационно-методические материалы и памятки для закрепления и изучения материала самостоятельно.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Мероприятие 1. Вводное заседание клуба.Презентация программы.

  1. Разминка. Упражнение «Снежный ком».
  2. Ознакомление с целями и задачами клуба, утверждение графика работы.
  3. Понятие психолого-медико-педагогического сопровождения.
  4. Семья и образовательное учреждение – взаимодействие в воспитании и развитии ребенка.
  5. Знакомство с  сенсорной комнатой и оборудованием БОС- психофизиологический.
  6. Рефлексия.

Мероприятие 2.Семинар с элементами тренинга - Психофизиологические особенности учащихся с ОВЗ.  Псхолого-медико-педагогического сопровождения в ОУ.

  1. Классификация видов нарушений в развитии детей.
  2. Возрастные особенности обучающихся с ОВЗ.
  3. Психологическая безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) - необходимое условие нормального развития ребенка. 
  4. Рефлексия.

Мероприятие 3.Роль семьи в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ

  1. Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
  2. Основные периоды развития семьи и функции членов семьи.
  3. Упражнение («Герб нашей семьи»).
  4. Рефлексия.

Мероприятие 4тренинг Детский мир глазами взрослого.

  1. Разминка «Цветок настроения».
  2. Упражнение арт-терапия«Сквозь призму детства».
  3. Презентация «Герб нашей семьи».
  4. Рефлексия.
  5. Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир».
  6. Информативный блок.
  7. Упражнение «Пойми чувства ребенка».
  8. Упражнение «Я-сообщение».
  9. Рефлексия, обратная связь.
  10. Домашнее задание.

Мероприятие 5. Семинар-практикум «Родители меня не понимают».а

  1. Разминка «Лучи Добра».
  2. Характеристика принимающего и непринимающего поведения ребенка и взрослого.
  3. Практическая работа с детскими высказываниями, рисунками. Проигрывание проблемных ситуаций (Ребенок-Взрослый-Родитель).
  4. Рефлексия.

Мероприятие 6. Тренинг «Родительская эффективность»

  1. Разминка «Комплимент».
  2. Информационный блок.
  3. Создание проблемных ситуаций.
  4. Упражнение «Послушай»
  5. Рефлексия чувств.

Мероприятие 7. Тематический практикум«Класс родительского мастерства»

  1. Разминка. Упражнение «Никто не знает, что…».
  2. Упражнения на формирование психических процессов у детей.
  3. Упражнения на формирование учебной мотивации у детей.
  4. Рефлексия.

Мероприятие 8.  Аукцион «Копилка родительских советов».

  1. Разминка-приветствие.
  2. Аукцион.
  3. Рефлексия по работе клуба за год.
  4. Планирование дальнейшей работы.

Список использованной литературы:

  1. Агеева И.А. «Коррекционные техники в школе». Издательство «Речь». СПб. 2004.
  2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. «Справочник по групповой психокоррекции», Ростов на Дону, «Феникс», 2006.
  3. Козлов Н.И. «Психологос», изд. «Эскимо», 2016.
  4. Костромина С.Н., «Учиться на пятерки по русскому языку КАК?», изд. МОСКВА, Санкт-Петербург прайм-еврознак, 2008.
  5. Кэррол Э. Изард, «Психология эмоций», изд. «Питер», СПб. 2003.
  6. Левина Р.Е., «Нарушения речи и письма у детей», изд. АРКТУИ, Москва, 2005.
  7. Пахальян В.Э., «Групповой психологический тренинг»,СПб. 2006.
  8. Соколова Е.В., Гуляева К.Ю. «Предупреждение и коррекция поведенческих расстройств у детей», изд. НИПКи ПРО, Новосибирск, 2003.
  9. Фопель К., «Энергия паузы», М.: Генезис, 2005.
  10. Фопель К., «Создание команды», М.: Генезис, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о открытиии родительского клуба. Статьи о работе нашего клуба.

Наш клуб открылся 1 сентября 2012 года называется он "Семейный очаг"...

Программа детско-родительского клуба "Радуга"

Данная программа предназначена для работы с родителями и обучающимися начальных классов...

программа родительского клуба воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья « Гармония»

Программа рассчитана на родителей детей с ограниченными возможностями здоровья....

программа родительского клуба воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья « Мы рядом, мы вместе»

Данная программа расчитана на родителей детей с ограниченными возможностями....

программа "Родительский клуб"

Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.Ребенок – это вселенная, которая развивается и растет по определенным законам. Ре...

Программа родительского клуба

Программа родительского клуба...

Программа родительского клуба " Югорская семья - компетентные родители "

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности подростка. Именно семья служит проводником человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сег...