Проблема выбора будущей профессии выпускниками школы
статья (9 класс)

Шлыкова Ольга Леонидовна

Большинство выпускников школы чаще всего не имеет чёткого представления о востребованности выбираемой им профессии, о своих профессиональных наклонностях и поэтому испытывает неуверенность перед предстоящим выбором.

    Как не ошибиться в выборе своего профессионального будущего и чем необходимо руководствоваться в таком важном вопросе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_vybora_budushchey_professii.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема выбора будущей профессии выпускниками школы

       Жизненное самоопределение каждого человека обуславливает направление и характер его дальнейшего развития, препятствует или способствует самореализации, достижению вершин личностного и профессионального роста. Жизненное самоопределение связано с поиском смысла собственного существования, выбором жизненной стратегии.

    Большинство выпускников школы чаще всего не имеет чёткого представления о востребованности выбираемой им профессии, о своих профессиональных наклонностях и поэтому испытывает неуверенность перед предстоящим выбором.

    Как не ошибиться в выборе своего профессионального будущего и чем необходимо руководствоваться в таком важном вопросе?

     У каждого времени — свои герои, свои убеждения, свои идеалы. Молодежь разных поколений ориентирована на разные сферы социального пространства. Как показывает опыт, престижные профессии для одного поколения могут быть совершенно не привлекательными для следующего. Различия по полу, месту проживания, уровню образования и профессиональной подготовке, безусловно, влияют на то, хотят ли выпускники школ стать писателями и артистами или менеджерами и юристами. Однако каждый молодой человек в поисках своего места под солнцем исходит — в большей или меньшей мере — из господствующей в обществе системы ценностей.

  В 1960е годы в советском обществе, особенно среди молодежи, преобладало оптимистическое мировосприятие. Существовала уверенность в возможности приобретения образования по какойлибо специальности и дальнейшем включении в активную жизнь с полученной квалификацией. Главное — быть полезным своей Родине. Молодежь была полна энтузиазма и хочет строить Сибирскую ГЭС, укрощать атом. Страна пела песню Булата Окуджавы: «О, были б помыслы чисты! А остальное все приложится» [4,20]. Под влиянием этой общественной атмосферы ученики школ мечтали о профессии ученого, инженера, писателя, летчика, врача. Профессии, связанные с духовным производством, оцениваются как более престижные по сравнению с профессиями, связанными с материальным производством. Как для школьников крупных городов, так и для школьников сел на первые места выдвигались сферы деятельности, в которых необходимо знание математики, физики, техники и гуманитарных наук.

   Последние места на шкале привлекательности юноши и девушки, участвующие в опросах того времени, практически единодушно отводили профессиям в сфере обслуживания, строительства и сельского хозяйства.  В 1970–1980е годы идеализм постепенно выходит из моды. Первое место среди престижных профессий, по оценкам выпускников школ, по-прежнему занимают профессии, требующие высшего образования: врач, учитель, офицер, следователь, журналист (теперь к ним еще добавляется профессия экономиста) [2, 58]. Однако уже меньшее число выпускников стремится приобрести эти профессии. Вторым местом по престижности и часто первым по привлекательности наделяются профессии обслуживающего труда: парикмахер, повар, официант, фотограф, часовщик, стюардесса. С начала 1960х до начала 1980х годов самый высокий рост оценок престижности претерпела профессия продавца [2, 59]. Заветной мечтой выпускников школ становятся торговые техникумы.

    В течение всех вышеупомянутых периодов профессии промышленного производства никогда не входили в число первых десяти профессий, оцениваемых выпускниками по критерию привлекательности и престижности. Однако наиболее показательным является то, что эти профессии (с некоторыми вариациями) регулярно занимали середины таблиц и никогда не «распределялись» на их дно. Значимость рабочих профессий поддерживалась государственной идеологией. Рабочие всегда имели определенные социальноэкономические гарантии, которые для них обеспечивались государством. Особенно наиболее квалифицированные кадры рабочих, которые сосредоточивались в отраслях ВПК, горной и угольной промышленности. В целом в советском обществе социальная ценность труда была закреплена идеологически: «Трудом красив и славен человек!», «Слава труду!».

   В 1990е годы происходит изменение статуса труда в обществе, снижается его ценность. Наиболее ценным умением становится умение делать деньги: «Мы сделаем Ваш ваучер золотым!», «Играйте и выигрывайте!» Молодежь надеется на короткий путь к счастью, воспринимая жизнь как лотерею. В связи с этим происходит изменение престижа многих профессий. Важной частью мировосприятия школьников становится снижение авторитета знаний, науки. Они понимают, что труд «массовой интеллигенции» оплачивается ниже, чем труд других слоев общества. Обвальное падение интереса происходит как ко многим специальностям, требующим высшего образования, так и к профессиям всех сфер материального производства. Низким престижем также пользуются профессии работников культуры, спорта, туризма и военнослужащих. Учащихся интересуют в основном область планирования, учета и финансовой деятельности, а также профессии третичной сферы: обслуживание и торговля. Кроме того, на первые места в предпочтениях опрашиваемых выходят профессии предпринимательской сферы [2, 59].

     Эксперты сервисов «Работа.ру» и «Сберуслуги» провели среди россиян опрос на тему наиболее актуальных, на их взгляд, профессий 2021 года. Больше всего — 13% респондентов — назвали специальности в IT-сфере: 11% высказались за программистов, а по 1% — за разработчиков и системных администраторов. Еще 8% опрошенных выделили профессию врача, а медработников и инфекционистов выбрали по 3%. По 1% участников исследования назвали вирусологов и фармацевтов.

    Среди других популярных ответов россиян были профессии депутата (4%), президента (3%) и министра (2%). Кроме того, по 3% респондентов назвали как наиболее перспективных предпринимателей и строителей. Всего в опросе приняли участие более 3,5 тыс. человек старше 18 лет. Соответствующее исследование провели специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

     Выбор профессии в школьном возрасте на первый взгляд представляется одномоментным актом принятия решения. На самом деле, по мнению российского психолога Е.А. Климова, он осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь» [1,40]. Другими словами, момент выбора является завершающей точкой длительного процесса профессионального самоопределения. Начинается этот процесс уже в раннем детстве и проявляется в детских играх: ребенок играет в «доктора», который лечит людей, он ходит в белом халате и с «трубочкой», чтобы прослушивать больного; в пожарного, который заливает огонь и спасает людей из горящего дома, поэтому ему необходим специальный защитный костюм, шлем, шланг и пожарная машина; в балерину, которая танцует на сцене в красивом платье — «пачке» и умеет бегать «на пальчиках» в пуантах и т.д. Надо признать, что процесс подготовки к выбору профессии растягивается до 11 класса. При этом в настоящее время, по социологическим данным, только половина учащихся после окончания вузов устраивается на работу по специальности [8]. Психологи отмечают, что лишь у небольшой части школьников довольно рано проявляются и способности к какому-то виду деятельности, и одновременно не только интерес, но и склонность, например, к музыке, рисованию или изучению языков. Обычно у таких детей довольно рано происходит выбор профессии и далее идет уже целенаправленная подготовка к поступлению в соответствующее учебное заведение — высшее или среднее специальное. Однако это бывает не всегда, случаются несовпадения способностей и интереса к профессии [1, 24].

    Выбор профессии является для школьников первым обязательным, вынужденным выбором, которого мы не можем избежать. Причины трудности этого выбора состоят, во-первых, в том, что предпочтение одной профессии всегда есть отказ от прочих возможных альтернатив. Как быть, например, ребятам, способным к разным видам деятельности, например, у кого есть музыкальные и художественные способности, и в обоих видах деятельности они имеют успехи.  Некоторые из нас хотят не то, что могут.  Не всегда понятно, какое увлечение может стать профессией, а какое останется на правах хобби. Кроме того, требуется учесть, будет ли выбранная профессия востребована на рынке труда и что ожидает этот рынок от современного профессионала. Нужно учитывать повышенные требования к здоровью, предъявляемые некоторыми популярными профессиями. Также на выбор профессии оказывают влияние социальный статус семьи, ее традиции и экономическое положение, мнение близких друзей и значимых.

    Кроме того, необходимо научиться строить «личные профессиональные планы», хотя бы даже в виде мысленных представлений, а также вырабатывать ближайшие и отдаленные цели, осознавать возможные средства и пути их достижения, трудности на этом пути [1, 74].

   Таким образом, необходимо суметь построить свой возможный профессиональный путь. Алгоритм постановки целей и планирование их достижения в профессиональном самоопределении носит название личный профессиональный план. Он имеет три составные части, которые иногда еще называют тремя «китами выбора профессии». Называются они «Хочу-Могу-Надо» или модель профессионального выбора Е.А. Климова. В так называемом «Треугольнике Климова» три вершины треугольника – это три основных критерия правильного выбора. Первый критерий: профессия должна соответствовать интересам и склонностям человека – вершина «хочу». Это пространство профессиональных желаний, целей, интересов, стремлений. Это желание человека заниматься выбранным делом. Второй критерий: профессия должна соответствовать способностям и возможностям человека – вершина «могу». Это пространство способностей, талантов, состояния здоровья и темперамента. Это способность выполнять данную работу. Третий критерии: требования самой профессии к человеку, его физическим, интеллектуальным, биологическим качествам – вершина «надо». Это пространство запросов от рынка труда, социально-экономическая ситуация, тенденции в развитии экономики. Это востребованность конкретной профессии работодателями. Эти три компонента лежат в основе профессионального успеха, и для оптимального выбора необходимо соотносить «хочу», «могу» и «надо».  Идеальным будет такой вид деятельности, выполнение которой, во-первых, интересно исполнителю, во-вторых — не вызывает у него особых затруднений, в-третьих, полезно обществу и хорошо оплачивается.

  В настоящее время в России существует около 6 тысяч профессий, и многим из нас сориентироваться в таком разнообразии очень непросто.  При выборе профессии школьник должен учесть множество факторов. Прежде всего, осознать свои интересы и склонности.

  Кроме того, школьникам необходимо понять, что найти свое место в жизни, обрести уверенность в себе, стать профессионалом - процесс длительный.    

   

Список литературы

  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 г.
  2. Мансуров В. А., Юрченко О. В. Выбор профессии и профессиональное образование: исторический ракурс. /Социальная стратегия российской системы образования. Материалы международной научной конференции — Третьих Санкт-Петербургских социологических чтений 14–15 апреля 2011 г. - Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2011 г.
  3. Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. – Москва: Академия, 2000 г.
    Ожерельева И.Г., Сыромятников И.В. Теоретическое обоснование методологии оценки профессионального самоопределения субъекта деятельности // Инновации в образовании. №1, 2005 г.
  4. Окуджава Б. Стихотворения. – Москва: «ЭКСМО», 2014 г.
  5. Парнов Д. «Кем быть? Секреты выбора профессии» - Москва: Издательство «Книжный мир», 2014.
  6. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – Москва: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 г.
  7. Ткаченко В. В. Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 429-432.
  8. Юдина Н. В. Особенности профессионального самоопределения в юношеский период развития [Текст] // Современная психология: материалы III международной научной конференции — Казань: Бук, 2014. — С. 43-45.
  9. Центр гуманитарных технологий.  Информационно-аналитический портал http://gtmarket.ru/news/2012/10/01/5014
  10. http://www.mazm.ru/article/a-2047.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность в школьном НОУ как средство формирования мотивов саморазвития личности и ее готовности к выбору будущей профессии.

В статье рассматриваются проблема подготовки обучающихся к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и профессионального самоопределения....

Методическая разработка раздела учебной программы «Выбор будущей профессии»

Раздел учебной программы "Выбор будущей профессии" разработан для 9 класса. Данный раздел программы имеет большой образовательный потенциал и позволяет выделить компетентностное, деятельностное и мета...

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

"Формирование сознательного отношения к выбору будущей профессии в контексте личностно-ориентированного воспитания"

В настоящее время для учащихся 11 классов выбор будущей профессии сложный процесс. Поэтому, через внеклассные мероприятия, через уроки историиЮ пытаюся формировать у учащихся сознательное отношение к ...