Мастер-класс для родителей. В мире музыкальных инструментов Карла Орфа
материал

Саранча Елена Владимировна

художественно-эстетическое развитие

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   детский сад № 44 «Сибирячок»

(МБДОУ № 44 «Сибирячок»)

Мастер-класс для родителей

«В мире музыкальных инструментов Карла Орфа»

        

                                                                  Воспитатель:

                                                                 Саранча Е.В.

г. Сургут, 2021 г.

«В мире музыкальных инструментов Карла Орфа»

 Цель: познакомить родителей  с музыкальными инструментами Карла Орфа, показать различие инструментов и использование в практической деятельности с детьми.

Задачи:

  1. Формирование знаний о музыкальных инструментах Карла Орфа, углубление знаний в процессе игры в оркестре;
  2. Развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы, формирование эстетического вкуса;
  3. Формирование любознательности, привитие интереса  к музицированию.

Оборудование: ПК, проектор, музыкальные инструменты.

Ход мастер-класса

Музыкальное развитие дошкольников посредством обучения игре на музыкальных инструментах К. Орфа.

СЛАЙД 1. Существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик.

СЛАЙД 2. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция немецкого композитора-экспрессиониста и педагога Карла Орфа “Шульверк. Музыка для детей”.

СЛАЙД 3. Слово “Schulwerk” обозначает “обучение в действии”.

Орфовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка (“Учимся, делая и творя”, поэтому в основе данной системы лежит раскрепощение индивидуально-творческих сил ребенка, развитие природной музыкальности.

СЛАЙД 4. Обучение детей в рамках данной системы включает в себя следующие элементы:

• Речевые упражнения (игры голосовым аппаратом)

глиссандирование;

свист;

шипенье;

кряхтенье;

цоканье языком;

возгласы;

игры фонемами: ш, х, ф, у, а;

игры фонемными слогами: фук, фок, синти-бринти, бим-бом, дили-дон и т. д.

Речевые упражнения. Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.

Следующий элемент

• Поэтическое музицирование.

Поэтическое музицирование помогает детям ощутить красоту звучания поэзии и музыки. Благодаря поэтическому музицированию дети не только незаметно, с удовольствием заучивают стихи на память, но читают их с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки.

СЛАЙД 5.

• Музыкально-двигательные упражнения (звучащие жесты)

хлопки;

шлепки по бедрам;

шлепки по груди;

притопы ногами;

щелчки пальцами и т. д.

Музыкально-двигательные упражнения. Использование двигательных упражнений позволяет подготовить ребенка к спонтанному двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью элементарного движения, при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Следующий элемент

• Игры с инструментами К. Орфа.

Игры с инструментами К. Орфа. При овладении этой формой деятельности дети, во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой, во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко, в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. И самое главное - наличие во всех упражнениях элементов творчества.

Остановимся по подробнее на инструментах.

Карл Орф собрал для музыкального воспитания детей специальный комплект инструментов, называемый “Орфофский набор”.

СЛАЙД 6. Основу этого инструментария составляют:

1. штаб шпили - мелодические (звуковысотные)

o ксилофоны,

o металлофоны,

o глокеншпили (От нем. Gloke - колокольчик).

Но глокеншпиль - это не колокольчик в традиционном значении. Так называют разновидность металлофона за чудесный звонкий, чистый и очень высокий звук. Которые в свою очередь делятся на:

сопрановые и альтовые глокеншпили,

сопрановые, альтовые и басовые металлофоны,

сопрановые, альтовые и басовые ксилофоны.

К инструментам прилагается комплект палочек с головками из различных материалов, которые позволяют извлекать разнообразные по тембру, очень красочные звуки.

СЛАЙД 7. Следующая группа

2. перкуссии (шумовые различных видов).

Разнообразие шумовых колористических инструментов, используемых на Орф-уроках,трудно даже перечислить:

бубенцы и колокольчики, браслеты с ними,

пальчиковые тарелочки, треугольники,

бубны и тамбурины, деревянные коробочки,

клавесы и тон-блоки,

гуиро и маракасы,

ручные барабаны и бонго,

литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности

СЛАЙД 8.

Основной комплект был впоследствии дополнен некоторыми инструментами европейского Возрождения. Особенно подошла к нему по звучанию блок-флейта. Она и стала важнейшим мелодическим инструментом в Орфофском наборе инструментов.

Орфофские инструменты обладают особым качеством ансамблевого звучания. Оно отличается удивительной красотой, гармоничностью и как нельзя более подходит в качестве аккомпанемента к пению детей.

Ни один из инструментов в Орфофском ансамбле не рассматривается как солирующий, хотя каждый может им на время становиться. Завораживающая, чарующая красота звучания Орфофских инструментов очень притягательна для детей.Это дает возможность педагогу с первого занятия привлечь их внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных, бархатных, хрустящих.

Инструменты Орфа способствуют развитию музыкального вкуса и тонкости тембрового слуха. Интерес детей к Орфофским инструментам просто неиссякаем. Они хотят на них играть всегда. Растормаживающий и побуждающий эффект этих инструментов в музыкальной педагогике ни чем иным незаменим. Техническая легкость игры, их способность тот час же откликаться на прикосновение чудесными звуками, располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее – к простейшей импровизации. Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они могут сами извлекать из них столь красивые звуки. Создание этого инструментария, было особой задачей Орфа. Он является ключом для подхода к

элементарному музыкальному воспитанию в концепции Орфа, т. к. лишь с помощью этих инструментов, может быть реализовано творческое музицирование с группами всех степеней одаренности и достигнута взаимосвязь элементарной музыки и движения. Комплект орфофских инструментов в соединении со звучащими жестами позволяет играть в ансамбле любым составом детей или взрослых, независимо от их дарований, т. к. каждый в нем может получить задачу, соответствующую его способностям. Инструментарий Орфа позволяет музицировать всем. Это его главное педагогическое достоинство.

Последователи концепции элементарного музицирования предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

СЛАЙД 9.

• Озвучивание стихотворений, сказок;

•Игры со звуками: деревянными и металлическими;

• Музыкально-ритмические игры;

• Игры с инструментами.

Перейдем к практическому освоению навыков использования игры на музыкальных инструментах.

В ходе практической части мастер-класса предлагаю проиграть в различные игры и игровые упражнения из вышеперечисленных групп.

1. Русские народные сказки предоставляют большие возможности для их озвучивания музыкальными инструментами. И сейчас мы с вами озвучим самую незатейливую

сказку –

СЛАЙД 10.

«Курочка Ряба».

Для озвучивания данной сказки нам понадобятся следующие инструменты:

1. Штаб шпили на резонаторной коробке в звучании в октаву – дед и баба

2. гуиро – курочка «Кудах – тах – тах»

3. вертикальные тубулярные колокола – появления золотого яйца

4. колокольчик – мышка

5. металлофон – падение яйца

6. тон блок – плачь

7. многотонный барабан с шариком – простое яйцо

Жили были Дед да Баба- штаб шпили.

И была у них курочка Ряба:

«Кудах-тах, тах, кудах-тах, тах!- гуиро

Снесла курочка яичко, вертикальные тубулярные колокола, глис. в определенном

да не простое, а золотое, - равномерном ритме

Дед бил, бил, не разбил,- тон блок, удары на октаву ниже,

Баба била, била- не разбила. - тон блок, удар на кварту выше, ритм учащается

Мышка бежала, хвостиком махнула,- колокольчик

Яичко упало и разбилось…- глиссандо нисходящее на металлофоне.

Дед плачет,- двойное гуиро, равномерный ритм (восьмые)

Баба плачет,- двойное гуиро, ритм учащается (восьмые)

А курочка кудахчет:

- Кудах-тах, тах, кудах-тах, тах!- гуиро, глиссандо восьмыми

Не плачь, Дед!- штаб шпиль удары четвертями,

Не плачь, Баба- штаб шпиль, удар на октаву выше, ритм учащается

Я снесу вам яичко другое, не золотое -

А простое!- многотонный барабан с шариком

2. Следующий пример – игровое упражнение «Деревянные узоры». Прошу обратить ваше внимание на экран, рассмотрим эти деревянные узоры. СЛАЙД 11.

Какие они? (затейливые, необычные, разнообразные)

Мне понадобятся 2-3 помощника.

Сейчас я попробую придумать и сыграть свой «деревянный» узор на ксилофоне. Как вы думаете получился у меня узор? Только ли с помощью звуков я его изображала? (мне еще помогали жесты, мимика).

Предлагаю вам по очереди попробовать сыграть свой неповторимый узор и тем самым сделать вклад в общую композицию.

3. А сейчас устроить деревянные импровизации. Вашему вниманию предоставляется следующая графическая запись… СЛАЙД 12.

Рассмотрим первый элемент записи. Как вы думаете каким звуком можно его изобразить? (звук шуршащий, изменяющийся динамически)

Перейдём ко второму элементу. Каким звуком можно его изобразить? (это будут наверное какие то отдельные звуки разные может быть по динамике и длине звучания)

Рассмотрим третий элемент. Наверное это будет инструмент из которого можно извлекать звук по разному. Первый звук какой-то более резкий, второй - более точный.

Четвертый. Какой-то может постоянный звук. Разный по динамике или длине звучания.

Пятый элемент. То же какой – то шуршащий, но четко разграниченный может быть разной динамикой или длинной звучания.

Шестой. То же какой-то инструмент с разным звучанием. Схож он с третьим, но отличается от него может быть его величиной, может силой звучания.

Седьмой. То же схож со вторым – это какой –то точный звук, но разный наверное только по длине звучания.

Для озвучивания данных схем я предлагаю следующий ряд инструментов:

• Кокиро

• Ксилафон

• Гуиро

• Шейкеры

• Многотонный барабан с шариком, с молоточком

• Двойное гуиро

• Тон блок

4. Прежде чем двинуться далее вам следует знать что в стране музыкальных звуков живет дядюшка Бом, выглядит он так., СЛАЙД 13.

а звучит он долго, длина его звучания занимает 2 доли метра. Вот послушайте… Давайте попробуем протопать ногой в ритме дядюшки Бома, я задам метр.

С ним по соседству живут две веселые подружки Ди и Ли и выглядят они так …

СЛАЙД 14.

Звучат они короче и приходятся на каждую долю метра, вот послушайте… предлагаю похлопать по коленям в ритме подружек, я задам метр.

Веселые подружки очень любят петь, песенка их выглядит так… СЛАЙД 15.

И звучит она еще короче на каждую долю метра по два слога, послушайте… Прохлопаем в ладоши в ритме песенки, я задам метр.

Ну и конечно же в музыкальной стране не обойтись без тетушки Хруста, выглядит она так… СЛАЙД 16. Как вы думаете она звучит?

Там где появляется тетушка Хруст. Царит полная тишина и длится она один удар метра.

Сейчас немного по тренируемся я задам метр (темп) и буду показывать на определенного жителя. СЛАЙД 17.

5. Вы прекрасно справились с заданием и мы готовы двинуться дальше.

Предлагаю озвучить партитуру «Пение птиц» польская детская песенка, ведь за окном весна и вся природа пробуждается.

Здесь будут участвовать следующие инструменты:

ксилофон в альтовом звучании на партитуре его партии будут жить: дядюшка Бом, одна соседка Ди и песенка, будет звучать она так… Кто желает попробовать исполнить эту партию?

металлофон (хром – вкл. весь звукоряд) на партитуре его партии будет жить песенка и будет звучать она так… Кто желает попробовать исполнить эту партию?

Поскольку в названии было заявлено о птицах, то и петься в ней будет о птицах

гуиро будет сопровождать кряканье утят «Кря-кря-кря, кря-кря-кря»

бубенцы на браслете будут сопровождать песенку жаворонка «жив-жив-жив, жив-жив-жив»

многотонный барабан будут сопровождать песенку воробья «чик-чирик, чик-чирик»

Все остальные будут исполнять вместе со мной вокальную партию, звучит она так… СЛАЙД 18. какие жители живут на этой партитуре? Предлагаю вначале проговорить в этом ритме. Попробуем ее спеть. Каждый освоил свою партию и сейчас все вместе мы исполним вокально-инструментальная миниатюру «Пение птиц».

У нас получился замечательный весенний номер.

А сейчас все вместе, я задам метр.

6. Произведение партитуру которого я предлагаю озвучить следующим называется «Вечерняя ария лягушек» немецкая детская песенка.

Здесь мы будем использовать такие инструменты, как

глокеншпиль на его партитуре будут жить песенка и одна из подружек «ля-ля Ди», звучать она будет так… Кто желает попробовать ее исполнить?

ксилофон в звучании сопрано на его партитуре будут жить подружки и тетушка хруст, звучит она так… Кто желает попробовать ее исполнить?

ксилофон альтовом звучании на его партитуре будут жить обе подружки Ди, Ли и дядюшка Бом, звучать она будет так … Кто желает попробовать ее исполнить?

В этом произведении добавляется еще и вокальная партия, на вокальной партии будут жить песенка и тетушка Хруст, звучать она будет так… Кто желает попробовать ее исполнить?

Все остальные будут петь вместе со мной песню, звучать она будет так…Посмотрим на экран: СЛАЙД 19. какие жители живут на этой партитуре? Попробуем ее спеть.

А сейчас все вместе, я задам метр.

На этой веселой ноте мы заканчиваем свое занятие. СЛАЙД 20.

Вопросы для рефлексии:

1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?

2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?

3. Возник ли у вас интерес к использованию творческого музицированию?

СЛАЙД 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа "В мире музыкальных инструментов"

Формирование музыкальной культуры учащихся как части их духовной культуры, что говорит о связи содержания данной программы с музыкально-педагогической концепцией Д.Кабалевского. Программа соответствуе...

Урок " В мире музыкальных инструментов"( проектная технология)

  Подробный план презентации урока по теме "В мире музыкальных инструментов" - краткая аннотация, цели и задачи, проблемы ( темы) самостоятельных исследований, план проектов. Данная мето...

Урок " В мире музыкальных инструментов" ( проектная технология)

План презентации урока " В мире музыкальных инструментов" ( проектная технология). Данная методическая разработка реализуется в начальной школе....

Проект "В мире музыкальных инструментов".

Проект разработан и реализован в рамках предметной декады по музыке....

Знакомство с системой музыкального воспитания Карла Орфа.

Практическая консультация по музыке для родителей 1 класса общеобразовательной школы....

Мастер-класс « Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах»

Основная форма музыкальной деятельности в детском саду предусматривает не только слушание музыкальных произведений, доступных для восприятия детей, обучение их пению, движениям в играх и плясках, но и...

Мастер-класс: «Свободное музицирование на самодельных шумовых музыкальных инструментах с детьми»

Мастер-класс: «Свободное музицирование на самодельных  шумовых музыкальных инструментах с детьми»...