Родительские собрания
методическая разработка

Волкова Татьяна Викторовна

В данном разделе вы можете ознакомиться с конспектами родительских собраний, презентации по актуальным проблемам. Очень буду рада, если предложенная информация будет Вам полезна!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Роль семьи в формировании и сплочении классного коллектива»

Подготовила: педагог-психолог

МКОУ ДО «ДДТ»

Волкова Т.В.

Цель:  содействие формированию устойчивых взаимоотношений в коллективе  обучающихся и их родителей

Задачи:

  • Ознакомить родителей со ступенями сплочения детского коллектива
  • Создание эмоционально-положительного настроя  на  совместную работу (снятие барьеров в общении)
  • Развитие навыков эффективного взаимодействия между родителями

Ход собрания:

1 слайд

Здравствуйте, уважаемые родители! Давайте с вами познакомимся, называя имя, качество характера на первую букву имени (Татьяна – таинственная, терпеливая, тактичная). Как вы считаете, когда ребенок впервые оказывается в коллективе? Ответы родителей. Да, действительно там дети начинают учиться принимать, понимать других детей, уметь с ними взаимодействовать, решать конфликтные ситуации, формируется коллектив. Именно в школе проводя половину своего времени на протяжении 9 либо 11 лет для ребенка коллективом и «второй» семьей становится школа. Но иногда в меру каких-либо причин не получается у ребенка стать одним целым в коллективе.  Эта  проблема актуальна  на сегодняшний день и поэтому для  нашей встречи выбрана тема: «Роль семьи в  формировании и сплочении  коллектива».

2 слайд 

Когда-то известный драматург А. Н. Островский говорил, что «воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начинать воспитание с самого себя».

3 слайд Я предлагаю вашему вниманию 5 ступеней развития коллектива:

1 ступень. «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней – разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом – не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

4 слайд
2 ступень. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и формальный лидер детского объединения, и просто авторитетный школьник, и классный руководитель или руководитель кружка) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.
6 слайд

3 ступень. «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».
Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание – это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» – актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.
Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всей школе. Видим проявления активности всплесками, да и то не у всех
.
7 слайд


4 ступень. «Алый парус».
 Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.
Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.

 8 слайд
5 ступень. «Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив – тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего сердца дорогу другим.

          

9 слайд  

Существует несколько типов реакций родителей на сложившуюся ситуацию в классе.

1. Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в общении, но не знают, как ему помочь (иногда убеждены, что сделать это невозможно). Признаются, что в детстве также испытывали трудности в общении со сверстниками.

Необщительные, замкнутые родители не могут научить ребенка эффективному взаимодействию с окружающими. Ведь наиболее важным является тот пример, который, общаясь с другими людьми, подают детям родители.

2. Родители считают, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие: учителя, которые неправильно организуют общение в классе; дети, агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители, неправильно воспитывающие своих детей.

Кстати, иногда именно позиция родителей и становится причиной неприятия их ребенка окружающими. Ребенок привыкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением.

3. Родители, обратившиеся за помощью, осознают, что ребенку плохо в классе в силу особенностей его личности. Они готовы сотрудничать с психологом и классным руководителем и помогать ребенку. Такой тип реакции встречается чаще всего.

10 слайд   

Обращаюсь к вам, родители, назовите ассоциации к слову «Сплоченный коллектив»  (родители высказываются)

Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения.

Настоящий коллектив – тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего сердца дорогу другим.

11 слайд               Что делать, если ребенка отвергают, не принимают в классе?

        Семья обеспечивает ребенку не только определенный уровень интеллектуального развития, но и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры – лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из - под контроля. Можно обратиться за помощью  к школьному психологу. 

       Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним.

В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и так далее.

Рекомендации родителям:

Как вы, родители, можете помочь детям в сплочении детского коллектива?

  • Возможно, это будут посещения уроков, где родители выступали в роли тьютеров (наставник, преподаватель, репетитор, помощник). Вы сможете почувствовать себя в новой роли помощников и увидите детей другими глазами.
  • Организовывать родительские собрания на положительной ноте – не разбирать поведение каждого ученика, а стараться решить проблему исходя из положительного опыта родителей, где вы, родители, предложите выход из сложившейся ситуации, обсудив эту ситуацию.
  • Для того, чтобы создать комфортную психологическую обстановку в классе, необходимо формировать у детей чувство уважения друг к другу, проводить различные мероприятия, которые раскрывают особенности, интересы детей: «А ну-ка, девочки», конкурс эрудитов, Масленица, осенняя ярмарка. Также коллективные выезды на природу. Эти выезды очень важны для сплочения родителей и детей, там они вместе играют в разные игры, которые организуют родители. На таких совместных мероприятиях дети учатся распределять роли, разрешать конфликтные ситуации мирным путем, сотрудничая друг с другом. Родители проявляют свои организаторские способности.
  • Можно также осуществлять коллективные выезды в сопровождении родительского комитета в музеи, театры и проч.  Интересной формой взаимодействия школы и родителей является совместное проведение досуга, где родители становятся участниками праздников, конкурсов, соревнований, готовят различные атрибуты.
  • Очень хорошо сплачивает детский коллектив совместная проектная деятельность с родителями. Коллективным проектом может быть как праздник, так и посадка цветов на школьном дворе. Если вам небезразлично то, что происходит в классном коллективе, вы найдете возможность организовать работу должным образом для достижения желаемого результата.

Слайд  12   Предлагаю вашему вниманию упражнение «Дом». Я попрошу вас поучаствовать в этом упражнении и потом поделиться своими чувствами и эмоциями.

Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.

Время: 10 минут.

Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме - дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.

Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!Обратная связь: анкеты для родителей ( мнение родителей, предложения и т.д.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сопровождение учащихся начальной школы в развитии познавательных процессов подготовила: педагог-психолог Волкова Т.В. МКОУ ДО «Дом детского творчества», г.Жиздра

Слайд 2

Сопровождение учащихся начальной школы в развитии познавательных процессов «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л . Н. Толстой

Слайд 3

Познавательные процессы

Слайд 4

Внимание – это «дверь», через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» (К. Д. Ушинский) Упражнение «Переключись!»

Слайд 5

Кодирование

Слайд 6

Упражнения на развитие восприятия

Слайд 8

Упражнения на развитие воображения

Слайд 9

Упражнения на развитие памяти

Слайд 10

Упражнения на развитие мышления

Слайд 12

Аналогии Обобщение Метла - лопата (орудия труда) Сковорода - кастрюля (посуда) Телевизор - магнитофон (бытовая техника)

Слайд 13

Классификация Впишите данные слова в соответствующие столбцы таблицы: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки, мишка, туфли, тетрадь, волчок, карандаш, кроссовки, пистолет. Обувь Игрушки Школьные вещи ботинки кукла портфель валенки мишка тетрадь

Слайд 14

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика компьютерной и игровой зависимости Подготовила: педагог-психолог МКОУ ДО «Дом детского творчества» Волкова Татьяна Викторовна

Слайд 2

Повышенный эгоцентризм; Тяга к сопротивлению, упрямству, протесту, борьбе против воспитательных авторитетов; Амбивалентность и парадоксальность характера; Склонность преувеличивать степень сложности проблем; Деперсонализация и дереализация в восприятии себя и окружающего мира; Гипертрофированные поведенческие реакции: эмансипации, группирования, увлечения, сексуальные, детские (отказ от контактов, игр, пищи, имитация, компенсация и гиперкомпенсация); Низкая переносимость трудностей; Преобладание пассивных копинг-стратегий в преодолении стрессовых ситуаций. Факторы формирования зависимого поведения

Слайд 3

Внушаемость и подражательность Прогностическая некомпетентность Р игидность Любопытство и поисковая активность Максимализм Эгоцентризм Нетерпеливость Склонность к риску и «вкусу опасности» Страх быть покинутым Основные черты аддиктов:

Слайд 4

отрицание проблем, проекция проблем на другого человека; неспособность выразить свои эмоции, постоянное подавление эмоций; создание особой формулы мышления и поведения и подчинение всего этой формуле; дуалистическое мышление (да или нет без нюансов), перфекционизм; низкая самооценка; стремление произвести, создать впечатление; постоянная тревожность и страх; частые депрессии и т.д. Черты, характерные для созависимости:

Слайд 5

побуждение к контрпродуктивной поведенческой деятельности (равнозначно влечению); нарастающее напряжение пока деятельность не будет завершена; завершение данной деятельности немедленно, но ненадолго снимает напряжение; повторная тяга и напряжение через часы, дни или недели (равнозначно симптомам абстиненции); последующее существование определяется внешними и внутренними проявлениями (раздражительность, сниженное настроение, тоска) и пр. Общие признаки нехимических зависимостей:

Слайд 6

Сухость в глазах Головные боли по типу мигрени Боли в спине Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи Пренебрежение личной гигиеной Расстройства сна, изменение режима сна Физические симптомы компьютерной зависимости:

Слайд 7

Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером Невозможность остановиться Увеличение количества времени, проводимого за компьютером Пренебрежение семьей и друзьями Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером Ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности Проблемы с работой или учебой Психологические симптомы компьютерной зависимости:

Слайд 8

Навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту Предвкушение следующего сеанса он-лайн Увеличение времени, проводимого он-лайн Увеличение количества денег, расходуемых он-лайн Предвестники Интернет зависимости:

Слайд 9

1. Доступность информации, интерактивных зон и порнографических изображений. 2. Персональный контроль и анонимность передаваемой информации. 3. Внутренние чувства, которые на подсознательном уровне устанавливают больший уровень доверия к общению в он-лайн. Главные факторы развития влечения к Интернету:

Слайд 10

неправильное воспитание в семье, участие в играх родителей, знакомых, стремление к игре с детства (домино, карты, монополия и т.д.), вещизм, переоценка значения материальных ценностей, фиксированное внимание на финансовых возможностях, зависть к более богатым родственникам и знакомым, убеждение в том, что все проблемы можно решить с помощью денег). Факторы, предрасполагающие к гемблингу

Слайд 11

Изучение причин возникновения зависимости. Организация занятости, альтернативной зависимому поведению. Информирование об аддиктивном поведении (соответственно опыту и возрасту). Создание условий эмоциональной стабильности в семье . Профилактика зависимого поведения

Слайд 12

подкрепление должно быть индивидуально значимым; подкрепление должно применяться систематически и немедленно вслед за желательным поведением; связь между желательным поведением и используемым при этом подкреплении должна быть достаточно четкой. Позитивное подкрепление - главный метод изменения поведения.

Слайд 13

Обращение к психологу или врачу психотерапевту даст эффект только при выработанной мотивации на получение помощи

Слайд 14

Благодарю за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конфликты и пути их разрешения Подготовила: педагог-психолог Волкова Т.В. МК О У ДО « ДДТ », г.Жиздра

Слайд 2

(от лат. conflictus-столкновение) – противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе. Конфликт «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом –большая беда школы. Умение избежать конфликт –одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива» Василий Александрович Сухомлинский

Слайд 3

Причины конфликтов борьба за авторитет в классе обиды и оскорбления трудности в учебе неразделенная симпатия ущемление достоинства или амбиций одного из детей психологическая несовместимость обман, сплетни примитивный тип общения одного из детей ученик считает себя недооцененным недовольство родителя методами обучения педагога личная неприязнь к человеку

Слайд 4

Стиль входа в конфликт

Слайд 5

Основные фазы конфликта Начало Фаза подъема Пик конфликта спад

Слайд 6

Типы конфликтов по критерию результативности Конструктивный Деструктивный

Слайд 7

Пример конфликтной ситуации №1 Решение: Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Михаила с классом . Хороший результат может дать диалог учителя с Мишей и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику . Важно, чтобы Миша сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Слайд 8

Пример конфликтной ситуации № 2 Решение: Света предложила Леше стать на ее место, подумать, каково ей будет без шапки идти домой. Леша проанализировал спокойно сложившуюся ситуацию и решил отдать Свете ее шапку. Хорошо, что в этой конфликтной ситуации дети смогли решить конфликт конструктивным способом без привлечения взрослых. В этом возрасте родителям нужно объяснять детям, как вести себя в конфликтной ситуации и какой способ применить для разрешения конфликта.

Слайд 9

спокойствие анализ ситуации без превратности открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта выявление общей цели , способов решения проблемы выводы , которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем Единый алгоритм решения любого конфликта

Слайд 10

Притча «Коробочка» Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось страннику, то он был потрясен тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же, как он, бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, он видел совсем другое. Как так? - Ты просто смотрел с другой стороны, — был ответ.

Слайд 11

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Конфликты и пути их решения»

Подготовила:

Педагог-психолог Волкова Т.В.

Здравствуйте, уважаемые родители, педагоги. Тема нашего родительского собрания «Конфликты и пути их решения». Эта  тема сейчас стоит так остро и мы постараемся  разобраться в чем заключаются причины конфликтов.

1 слайд (презентация)

Ребенок  чрезвычайно  подражателен  и  усваивает  те  модели  поведения, которые в нем закладывает его семья. Если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, как бы  ни  старались  школа  и  педагоги  —  помочь  такому  ребенку  жить  по законам добра трудно. Семья  должна  учить  ребенка  не  только  законам  человеческого существования,  но  и  законам  совместного  проживания.  Ребенок  должен знать, когда можно и нужно включать и выключать музыку в доме, как вести себя  в  общественных  местах,  как  вести  разговор  с  незнакомым  человеком, как вести себя в транспорте и т. д. Практика  показывает:  большинство  родителей,  обращавшихся  за психологической помощью по поводу  трудных детей, в детстве страдали от конфликтов  с  собственными  родителями.  В  чём  же  тут  дело?

 Психологи обнаружили  ещё  одну  важную  закономерность.  Оказалось,  что  стиль  и характер  родительского  взаимодействия  с  детьми  непроизвольно записывается (“запечатлевается” - говорят специалисты) в психике ребёнка.  Это  происходит  очень  рано,  ещё  в  дошкольном  возрасте,  и,  как  правило, бессознательно.  Став взрослым,  человек  воспроизводит родительский  стиль общения со своим ребёнком как естественный. Так из поколения в поколение происходит  наследование  стиля  общения:  большинство  родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. “Что  же  тут  страшного?”  - спросите  вы.  Действительно,  если  вы  довольны своей  жизнью,  чувствуете себя  счастливым  человеком, у  вас  нет  серьёзных  проблем,  то  вам  вряд  ли  стоит  задумываться  об  этом.  Скорее  всего,  вы выросли в гармоничной семье, и вашим детям поэтому повезло. Потребность  в  любви,  в  принадлежности  другому  –  это  одна  из  самых главных  человеческих  потребностей.  Это  значит,  что  человеку  важно чувствовать, что он кому-то нужен. Как  это  проявляется  в  жизни?

 Ребёнку  необходимо,  чтобы  вы  на  него приветливо  взглянули,  ему  хочется  услышать:  “Как  здорово,  что  ты  у  нас есть!”,  “Я  люблю,  когда  ты  дома”,  “Рада  тебя  видеть”,  и  при  этом  ласково прикоснулись, погладили, обняли. Безусловно  принимать  ребёнка  –  это  значит  любить  его  не  за  то,  что  он красивый,  умный,  способный,  отличник,  помощник  (список  можно продолжать  бесконечно),  а  просто  так  – просто  за  то,  что  он  есть!  Давайте запомним: ребёнку знаки безусловного приятия особенно нужны – как пища растущему  организму.  Они  его  питают  эмоционально.  Помогая психологически развиваться. Детям очень плохо без нашей ласки, любви и внимания. Общаясь с ребёнком, мы  учим  его  владеть  своими  эмоциями.  Если  этого  не  происходит,  то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, конфликты,

2 слайд (презентация) Давайте попробуем разобраться, что такое конфликт? Назовите ассоциации к слову КОНФЛИКТ. Какой образ подсказывает вам ваше воображение?

(это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления.)

КОНФЛИКТ (от лат. conflictus-столкновение) – противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

«Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом –большая беда школы. Умение избежать конфликт –одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива»

Василий  Александрович  Сухомлинский

3 слайд (презентация)

 Конфликт у подростка проявляется  впадением из крайности в крайность. То он рассуждает и ведет себя как совершенно взрослый, умудренный опытом человек, то, вдруг, безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного ребенка. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьезным вопросам (и требует, чтобы ему позволили это делать), то оказывается абсолютно безответственным в давно обговоренных вещах (постирать свои носки и вынести мусор). Вдруг начинают меняться привычки, поведение становится абсолютно другим, манера разговаривать, мимика, жесты, поведение — все меняется. Появляются новые интересы, которым подросток отдается целиком, но вскоре быстро остывает и увлекается чем-то новым — как правило, под влиянием сверстников.

 Как и у всякого явления, у конфликтов в среде одноклассников имеются свои основания. Чаще всего, конфликты возникают между учениками одного класса и базируются на несоответствии характеров, столкновении разных мнений по тому или иному вопросу. Больше всего конфликтов приходится на подростковый период. Возраст 10-16 лет характеризуется повышенной впечатлительностью, мнительностью и тревожностью. Одно неосторожное слово может спровоцировать развитие конфликта. Подростки в этом возрасте еще не обладают достаточной терпимостью и толерантностью по отношению к окружающим. Они все видят в черно-белых тонах и любому явлению дают собственную оценку.

Каковы же основные причины возникновения конфликтов?

1)борьба за авторитет в классе

2)обиды и оскорбления

3)неразделенная симпатия

Трудности в учебе

4)ущемление достоинства или амбиций одного из детей (оскорбление человека, как личность)

5)психологическая несовместимость (например,  экстраверт (общительный, активный, веселый и интроверт, замкнутый, застенчивый, сдержанный).

6)обман, сплетни

    7)примитивный тип общения одного из детей (для него конфликтное поведение является нормой, он грубит, «задевает» других, провоцирует их на конфронтацию.)

8)ученик считает себя недооцененным

9)недовольство родителя методами обучения педагога

    10)личная неприязнь к человеку

4 слайд (презентация)

У каждого человека есть свой привычный  стиль входа в конфликт.

  • «Вулкан» - непредсказуемые вспышки, т.е. человек ни с того ни с сего вдруг вступает в конфликт.
  • «Глиняный горшок» -  медленно разогревается, т.е. человек долго обижается, копит обиды, потом вступает в конфликт.
  • «Волна» - спорный вопрос кажется решенным, но потом поднимается снова и снова, т.е. человек многократно возвращается к причине конфликта.
  • «Собиратель» - копит обиды, не показывает реакции. Никто не знает, что он обижен.
  • «Реактор» - человек резко «расходится», его потом трудно остановить.

5 слайд (презентация)

Основные фазы конфликта состоят из 4 этапов :

Начало (возникновение и развитие конфликтной ситуации, осознание конфликтной ситуации)

фаза подъема (начало открытого конфликтного взаимодействия)

пик конфликта (развитие открытого конфликта)

спад

По данным психологов возможность решения конфликта на начальной фазе  составляет 92%, на фазе подъема -45%, на пике конфликта-5 %, на спаде конфликта-20%. Все эти данные свидетельствуют о том, что его нужно решать как можно раньше, с момента зарождения, не допуская развития.

6 слайд (презентация)

  • В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как :
  • Деструктивный (итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон решением конфликта, разрушение отношений, обиды, непонимание)
  • Конструктивный (конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом). 

7 слайд (презентация)

Михаил — ученик 7 класса, не имеющий незаурядных способностей. В классе  ведет себя вызывающе, мешает вести уроки. В классе ни с кем не дружит. Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки,  высказывает недовольство учителям, что многие педагоги занижают ему оценки и предвзято к нему относятся. Мама верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям. Конфликт начинается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры  не позволяют остановить конфликт. Как разрешить конфликтную ситуацию?

 Решение:

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Михаила  с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Мишей и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Миша сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

8 слайд (презентация)

«Алексей забросил на шкаф шапку своей одноклассницы Светы и радостно посмеивался, представляя себе, как она теперь пойдет домой.  Какой путь решения конфликтной ситуации? Предложите решение.

Решение:

Света предложила Леше стать на ее место, подумать, каково ей будет без шапки идти домой. Леша проанализировал спокойно сложившуюся ситуацию и решил отдать Свете ее шапку.

Хорошо, что в этой конфликтной ситуации дети смогли решить конфликт конструктивным способом на начальной фазе,  без привлечения взрослых. В этом возрасте родителям нужно объяснять детям, как вести себя в конфликтной ситуации и какой способ применить для разрешения конфликта.

 9 слайд (презентация)

Показ видеоролика «Мост» Я представлю вашему вниманию видеоролик. Посмотрите его внимательно.

1.Скажите пожалуйста после того как вы просмотрели этот ролик какие чувства он у вас вызвал?

2.Какие способы конфликта представлены в ролике?

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности (без преувеличения)
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

И пускай главные герои мультфильма - это животные, нам людям не мешало бы помнить о том: как это много, и как это бесконечно мало — уметь уступить другому.

10 слайд (презентация)

Хочу закончить свое выступление притчей: «Коробочка»

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни.

Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу.

Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.

Когда это удалось страннику, то он был потрясен тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на

отдых под крепостной стеной

   Рядом пристроился такой же, как он, бродяга.Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, он видел совсем другое. Как так?– Ты просто смотрел с другой стороны, был ответ.  

 

Как действовать в ситуации конфликта между детьми педагогу?

Психологи выделяют прямые и косвенные методы погашения конфликтов. Прямые методы погашения конфликтов

1. Примирение – на основе компромисса, который не ущемлял бы личного достоинства обеих сторон: педагог поочерёдно приглашает к себе враждующих и просит каждого изложить суть и причины столкновения, при этом пресекаются попытки очернить другого, выслушиваются только факты, а не эмоции. Затем педагог принимает решение. Конфликтующие высказывают свои претензии друг другу в классе. Решение принимается на основе выступления детей и объявляется от лица группы.

2. Если конфликт не утихает, педагог прибегает к санкциям в отношении конфликтующих.

3. Если и это не помогает – как вынужденная мера представляется необходимость развести конфликтующих по разным группам. Прямые методы позволяют зачастую снять внешнее напряжение, сгладить ситуацию, но при этом могут загнать конфликт «вглубь», а не разрешить его. Поэтому предпочтительнее использовать другие методы.

Косвенные методы погашения конфликтов. Прежде всего надо дать конфликтующим возможность выговориться, «выпустить пар».

Задача педагога – не оценивать, не делать замечания, а внимательно слушать до тех пор, пока не выйдут все отрицательные эмоции и конфликтующие не будут готовы принять спокойно и разумно доводы педагога и друг друга. Педагог повторяет, уточняет высказанное обеими сторонами, пытается помочь им определить суть разногласий, сформулировать проблему, которую надо решить. После этого следует предложение конфликтующим найти выход: «Что будем делать?» Посредник выслушивает предложения обеих сторон, подталкивает их к достижению компромисса или совместному решению проблемы.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка. При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Способы решения конфликтов между учениками:

1.Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

2.Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Способы решения конфликта с родителями ученика:

 1.При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю  и родителю проще найти истинную причину конфликта  и  оценить правильность действий  с обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

2.Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

3.После разрешения конфликта, сделанные выводы   помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Обратная связь. Рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Волшебный песок» Подготовила: педагог-психолог МКОУ ДО «ДДТ», г.Жиздры Волкова Т.В. Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Родительское собрание

Слайд 2

История песочной терапии Принцип «Терапия песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления , заложенные в человеческой психике» « Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно» К. Г. Юнг .

Слайд 3

Цель песочной терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Ребенок выбирает мосты между внутренними и внешними мирами.

Слайд 4

Проблемы детей, нуждающихся в песочной терапии Проблемы в детско-родительских отношениях 4 Повышенный уровень тревожности 1 Гиперактивность 2 3 Наличие страхов и переживаний и др . 5 Задержка психо-речевого развития

Слайд 5

Оборудование для игр с песком Песочница представляет собой деревянный ящик. Его размеры: длина 70 см, ширина 50 см, глубина 8-10 см. Именно это пространство комфортно для восприятия глаз, т.е. весь "песочный мир" видно одним взглядом, не перемещая глаз. Внутренняя часть песочницы окрашивается в голубой или синий цвет. Это обязательное условие, такие цвета помогают легче моделировать. Синие бортики песочницы символизируются с небом, а сдвинув песок на дне, можно легко сделать голубое озеро или речку.

Слайд 6

Игровые принадлежности Фигурки людей, животных, птиц, сказочных персонажей. Фигурки должны быть из разных материалов: дерева, глины, пластмассы и металла. Коллекция фигурок должна быть представлена большими и мелкими объектами, красочными и бесцветными, красивыми и безобразными. Хорошо использовать и натуральные природные материалы, например, ракушки, веточки, камешки и т.д.

Слайд 7

Игры с песком Игры на поверхности песка. Этот этап очень важен для развития мелкой моторики ребёнка. В играх с сухим песком на поверхности прежде всего надо использовать его сыпучесть – пересыпаем из ладошки в ладошку, трогаем песок руками, ощущем сухой и мокрый песок, теплый и холодный. • Поскользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями, как машинки, как санки, как змейки. •Сделать те же движения ребрами ладоней. •Набрать песок в ладошки и высыпать его тонкой струйкой, проговаривать ощущения, испытываемые при этом. Сделать это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.

Слайд 8

Игра «Песочные прятки» Цель: развитие зрительной памяти, тактильных ощущений. Ход игры: взрослый предлагает ребёнку поиграть в прятки с маленькими игрушками. Затем игрушки нужно спрятать, используя воронку для песка, совок или просто засыпая игрушки песком из ладоней. Далее педагог просит ребёнка помочь «водящему» в игре и вспомнить, где спрятана, например, лошадка, или кто спрятан в этом холмике и т.д. Если ребёнок неверно находит место, где спрятана игрушка, её необходимо перепрятать.

Слайд 9

Игра «Подбери пару» Цель : развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, умения устанавливать закономерности. Ход игры: В данной игре ребенку предлагается найти связь между парами картинок (мама – детеныш, предмет – форма, животное – чем питается). Ребенку предлагается соединить песочной дорожкой пары картинок.

Слайд 10

Игра «Найди картинки» Цель : развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, памяти. Ход игры: ребёнку предлагается запомнить, где лежат картинки, заранее расположенные под стеклом, затем спрятать их, засыпав песком (ладошками или специальной трубочкой). Далее ребёнку нужно вспомнить, где лежала картинка, например, с зайкой.

Слайд 11

К группе познавательных игр отнесены игры: «История на песке», «Песочное путешествие по странам и континентам», «Вселенная на песке» и др. В игре «На дне морском» ребёнок-«аквалангист» попадает в подводный мир, знакомится с его обитателями. Ещё один пример: в игре «Необычное путешествие» «попадает» в Австралию, «перелетает» из города в город, узнаёт, какие животные и птицы там обитают, какова растительность.

Слайд 12

В группу художественных игр , решающих задачи творческого развития детей включены игры: «Песочные фантазии», «Дорисуй песочную картину», «Исправь песочную картину», «Рисование по очереди», «Сделай маленькую пуговицу большой», «Нарисуй гигантского мышонка»; «Нарисуй два разных домика (разных бабочек, рыбок, ягодок и пр.)», «Изобрази приятную мелодию», «Нарисуй хорошее настроение» и др. В этих играх ребёнок сам выбирает подсветку зависимости от своего настроения и предпочтений, проигрываемых сюжетов (жёлтую, когда действие разворачивается на суше, голубую – в воде, зелёную – в лесу, парке и т. д.).

Слайд 13

Список литературы Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: адаптированный перевод с англ. / М. Зейц . – М: ИНТ, 2010 – 94 с. Зехова М. С. Улыбки на песке: игры с использованием приёмов песочной анимации / М. С. Зехова // Детский сад: теория и практика. – 2016 – № 5 (65). – С. 98–103. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева . – СПб.: Речь, 2015 – 256 с. Рубашкина Т. А. Волшебная сказка «В гостях у песочной феи»: организация игр с песком в детском саду / Т. А. Рубашкина // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2012 – № 2 – С. 193–197.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как распознать депрессию и суицидальную настроенность у несовершеннолетних? Подготовила: педагог-психолог МКОУ ДО «ДДТ» МР «Жиздринский район» Волкова Т.В. Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» МР «Жиздринский район»

Слайд 2

Это актуально! Около 11 % подростков страдают депрессивными расстройствами в возрасте до 18 лет. Девочки чаще, чем мальчики, склонны к депрессии

Слайд 3

Депрессия - серьезное эмоциональное или психическое расстройство, которое требует особого внимания!

Слайд 4

Признаки депрессии деструктивное (разрушительное, отклоняющееся) поведение; 4 часто грустное настроение, периодический плач, чувство одиночества, бесполезности; 1 вялость, хроническая усталость, безнадежность и беспомощность; 2 пропуск школы или плохая успеваемость ; 3 повышенная раздражительность, гневливость (зачастую из-за мелочей), враждебность или выраженная тревога; 5 жалобы на физическую боль, например боль в желудке или головную боль; 6 социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях ; 7 значительные изменения сна и аппетита (бессонница или сонливость, потеря аппетита или неконтролируемое обжорство). 8

Слайд 5

К группе суицидального риска относятся подростки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причины и последствия аддиктивного поведения у подростков Волкова Татьяна Викторовна педагог-психолог МКОУ ДО «ДДТ» МР «Жиздринский район» Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» МР «Жиздринский район

Слайд 2

Аддиктивное поведение Адди́кция (англ. addiction — зависимость, пагубная привычка )

Слайд 3

ПРОБЛЕМА: по данным мониторинга наркоситуации в России Доля курящих среди несовершеннолетних и молодежи 11- 24 лет 61,3 % Средний возраст начала курения 11,5 лет. Употребляют алкоголь 81,8 % Среди несовершеннолетних и молодежи 11- 24 лет Средний возраст начала потребления алкоголя 13 лет. Потребляющих наркотические средства, или пробовавшие его хотя бы один раз , среди несовершеннолетних и молодежи 11- 24 лет – 44,8% Средний возраст первой пробы 14 лет.

Слайд 4

Основные виды аддиктивного (зависимого поведения)

Слайд 5

Факторы формирования зависимого поведения в подростковом возрасте

Слайд 12

Социально-психологическое тестирование обучающихся 7-11 классов Приказ Министерства просвещения РФ №59 от 20.02.2020 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных организациях» Тестирование - это способ вовремя узнать о трудностях ребенка и помочь ему справиться с ними. Целевая аудитория: несовершеннолетние от 13 до 18 лет

Слайд 13

Рекомендации родителям Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; Необходимо найти сильные стороны и качества подростка и правильно их использовать и развивать (спорт, музыка, художественная школа и тд.). Чтобы сохранить контроль над ребёнком и оказывать на него влияние, необходимо постоянно беседовать о том, что происходит в его жизни. Угроза наказания только настраивает детей против родителей и побуждает их к бунту. При общении с ребенком недопустима агрессия во всех ее проявлениях: грубость, унижение, злость. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть в жизни каждого ребенка, и они должны быть согласованы между обоими родителями. Будьте внимательны к любым резким изменениям в состоянии и поведении подростка (внезапное снижение успеваемости, утрата интереса к любимым занятиям, уход в себя и т.д).

Слайд 14

Благодарю за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика девиантного поведения в подростковой среде Волкова Т.В педагог-психолог МКОУ ДО «ДДТ» МР «Жиздринский район» Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» МР «Жиздринский район»

Слайд 2

Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать… Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые хлебными колосьями, некоторые ­ злым чертополохом. В. Солоухин «Камешки на ладони»

Слайд 3

Девиантное поведение - (лат. d eviation отклонение) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.

Слайд 4

Факторы риска

Слайд 5

Причины девиантного поведения подростков

Слайд 6

Биологические

Слайд 7

Семейные

Слайд 8

Социальные

Слайд 9

Психологические

Слайд 10

Поведенческие

Слайд 11

Морально-этические

Слайд 12

Рекомендации родителям

Слайд 13

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...

В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...

«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...

Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

         Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...

Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"

Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....