Готовность к обучению в школе
материал

Ищенко Любовь Владиславовна

Предварительный просмотр:

Памятка родителям будущих первоклассников:

  • Ребёнок должен иметь навыки самостоятельного обслуживания: ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться, мыть руки, ходить в туалет.
  • Научите ребенка убирать своё рабочее место, складывать свои принадлежности и бережно относиться к вещам.
  • Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.
  • Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Ребенок может накрывать на стол, чистить свою одежду и обувь, кормить домашних животных, поливать цветы.

Памятка родителям первоклассников:

  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Обсудите те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и поддержка способны заметно повысить достижения.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек, имеющий больший авторитет, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  • Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.                                 



Предварительный просмотр:

Поступление в школу – важный этап в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.

Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований: ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

                                           Обучение в школе - это совершенно новая деятельность для ребенка. Для того чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными заданиями. На первых порах ребенку необходимо ощущение собственной успешности. Оно значительно облегчает трудности адаптации и способствует повышению учебной мотивации. Вот почему в первое время ему особенно важно поощрение.

Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим не ребенка самого по себе, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности. Когда мы говорим ребенку: "Ты сегодня очень аккуратно написал буквы!", или "Мне очень нравится хвостик у этой цифры!", ребенок получает информацию о том, что нужно делать, чтобы быть хорошим школьником, и понимает - для него это возможно. Если же мы говорим: "Умница, отлично!", - то не очень понятно, за что ребенка хвалят, и ему трудно сориентироваться в том, какое поведение является одобряемым.  

Для многих детей оценка - это цена не его работы, а его самого: "Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший". Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим.

Иногда нужно сказать ребенку, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности. Так, при подготовке домашнего задания можно спросить: "Как ты считаешь, что у тебя получилось хорошо? А что - не очень?".

Если ребенок болезненно переживает из-за оценок, можно помочь ему, используя "зато", то есть постараться найти в работе какое-то достоинство. Хорошо, если это не просто утешение взрослого, а совместное с ребенком обсуждение задания. Например, это может выглядеть так: "Задачу ты решил неправильно. А что тебе удалось? Да, зато у тебя получилось очень красивые цифры".                                         

Памятка родителям первоклассников



Предварительный просмотр:

ЗАМЕТКИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Адаптация первоклассника к обучению в школе

Здоровье ребенка, а также его развитие и формирование психики во многом определяется окружающей средой. Для ребенка начиная с 7 лет такой средой является школа.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого, ведь начиная учиться, школьник вступает в новые условия по сравнению с теми, что были прежде.

Адаптация к обучению в школе - это не просто привыкание к новым условиям, это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Чтобы перестройка всех сфер развития прошла успешно, ребенок должен быть готов к обучению в школе.

Такая готовность определяется тремя компонентами:

  • Личностная готовность. Это принятие школьником своей новой социальной позиции, принятие положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Личностная готовность выражается в отношении к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (красивый портфель, новые учебники, яркие карандаши), а возможностью получать интересные знания, а это предполагает развитие познавательных интересов.
  • Интеллектуальная готовность. Понимается как наличие кругозора, запаса знаний. Интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает:
  • дифференцированное восприятие;
  • аналитическое мышление;
  • логическое запоминание;
  • интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
  • овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
  • развитие тонких движений рук и зрительно-двигательных координаций.
  • Социально – психологическая готовность. Включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителям.

Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут стать причиной дезадаптации ребёнка. Тяжелая или затяжная адаптация грозит истощением организма из-за частых переутомлений и эмоциональных перегрузок. Поэтому необходимо, чтобы адаптация ребенка к школе прошла как можно безболезненнее.

Признаки, которые могут свидетельствовать о том, что есть трудности в процессе адаптации ребенка к обучению в школе:

•        ребенок не хочет рассказывать родителям о школьных делах;

•        ребенок стал нервным, раздражительным, бурно проявляет свои негативные эмоции, хотя ранее это было ему не свойственно;

•        ребенок старается избежать школы, хитрит, чтобы не идти в школу;

•        в школе ребенок активно нарушает дисциплину в классе, ссорится с одноклассниками, т.е. демонстрирует «протест»;

•        в школе ребенок пассивен, не играет с одноклассниками, не внимателен, часто находится в подавленном настроении – это проявление «пассивного протеста»;

•        ребенок тревожен, часто плачет, боится.

В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Индивидуальное поведение формируется только в коллективе. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Имеются две формы общения: «Ребенок – Взрослый», и «Ребенок – Ребенок». В сфере «Ребенок – Взрослый» помимо отношений «Ребенок – Родитель» возникают новые отношения «Ребенок – Учитель», поднимающие первоклассника на уровень общественных требований к его поведению. Учитель, неукоснительно предъявляющий требования, оценивает поведение школьника, создает условия для социализации. Стиль общения учителя с учениками определяет их поведение в классе во время урока, в игровой комнате и в других местах, отведенных для занятий.

Родителям необходимо объяснить своему ребенку, что нужно внимательно слушать учителя, особенно на уроке, что нужно отвечать на его вопросы, стараться не отвлекать его внимание и выполнять требования учителя.

В период адаптации дети часто начинают вести себя «как маленькие»: капризничают, упрямятся. К этому нужно отнестись с пониманием: ведь в этот период ребенок хочет убедиться, что он по-прежнему в безопасности, что мама и папа всегда рядом с ним.

Семейные неурядицы – враг успешной адаптации ребенка к школе, а   комфортная психологическая обстановка в семье, напротив, поможет ребенку легче адаптироваться к обучению в школе.

Процесс адаптации проходит значительно лучше, если родители активно участвуют в нем. Можно помогать ребенку собирать вещи с вечера, стараться провожать первоклассника в школу, по дороге из школы интересоваться как прошел его день.

Важно в период адаптации не нужно перегружать чадо дополнительными заданиями: записаться в спортивную секцию или на кружок можно и позднее, а в начале учебного года важно спокойно привыкать к новому роду деятельности. Также не стоит резко менять ритм жизни первоклассника, мотивируя это тем, что «Ты уже взрослый, все можешь сам». Важно помнить, что первокласснику нужна помощь и поддержка.

Главное, необходимо помнить, что ребенок в период адаптации к обучению в школе как никогда нуждается в любви, ласке, заботе родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к обучению в школе

Даны основные аспекты готовности ребенка к обучению в школе....

Формирование психологической готовности к обучению в школе

Презентация к выступлению перед родителями...

психологическая готовность к обучению в школе

слайдовая презентация к собранию родителей будущих первоклассников...

Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов дошкольников

Презентация педагога дополнительного образования по теме самообразования: «Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов дошкольник...

Развитие грамматической стороны речи детей дошкольного возраста, как основной фактор готовности к обучению в школе

Одним из важнейших условий полноценного речевого и общего психического развития ребёнка является своевременное формирование грамматического строя речи....

Родительское собрание: Речевая готовность к обучению в школе

Презентация "Речевая готовность к обучению в школе" предназначена для родителей будущих первоклассников....