Формы работы с родителями детей, склонных к девиантному поведению.
методическая разработка (8 класс)

Сторчакова Ирина Петровна

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением (отклоняющегося от нормы). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы работы с родителями детей, склонных к девиантному поведению.

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением (отклоняющегося от нормы). Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций детей и подростков, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемии разводов.

Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика нередко виноват учитель. В аморальности ребенка часто винят улицу. Семья самоустраняется от процесса воспитания.

Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности учащихся, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере

Как помочь такому ребенку? Что посоветовать  его родителям? Как правильно организовать воспитательную работу с ним?

   В ходе организации воспитательной работы с трудным ребенком, на сегодняшний день, я делаю  акцент на подавление в учащихся стремления к негативному поведению и модифицирования условий среды, вызывающей девиантное поведение. Воспитательно-профилактическая работа классного руководителя может быть построена на постоянной поддержке и стимулировании позитивного поведения ребенка и сведение к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения. Лечебная терапия применяется в ответ на патологические формы отклоняющегося от норм поведения.

В организации воспитательной работы с трудными детьми большую роль играет индивидуальная работа с родителями. Успешная работа с семьями учащихся обязательно предполагает личные контакты родителей с учителем, индивидуальную работу с семьями. Не все можно и нужно широко обсуждать на родительском собрании, но о многом можно поговорить в беседе с глазу на  глаз. Между учителем и родителями должны установиться добрые, доверительные отношения.

Хорошо, когда каждый из родителей чувствует в учителе человека, который так же, как и он, заинтересован в том, чтобы ребенок вырос добрым, умным, знающим, чтобы раскрылись все его возможности. 

Индивидуальные беседы учителя с родителями трудных детей, консультации помогают установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащиеся, добиться большего взаимопонимания  в поиске путей совместного влияния на ребенка.

Чтобы мои беседы  достигали цели, мое слово воспринималось как руководство в воспитании детей, надо не только вовремя дать нужный совет родителям и подсказать, как его выполнить, не только найти правильную форму общения во время беседы, но и заранее продумать ее проведение, предусмотреть для беседы время и место.

Практика показывает, что беседовать с родителями надо, не торопясь. Лучше это делать после уроков, когда в классе нет детей, когда вся обстановка располагает к беседе. И разговор начинать с положительных моментов. Рассказывая родителям о ситуации, послужившей причиной их вызова в школу, попросить родителей посоветовать, что, по их мнению, должен сделать учитель, как лучше поступить, а затем дать совет родителям. В такой беседе естественно возникает вопрос о повторной встрече для того, чтобы выяснить, как помогают принятые совместно меры, снова наметить пути дальнейшей работы. Так постепенно, действуя все время вместе с родителями, следует снимать отрицательные моменты в поведении или учебе ребенка.

Классный руководитель обязан помочь родителям раскрыть возможности их трудного ребенка, его положительные черты, убедить в необходимости опираться именно на них. При этом учитель старается не злоупотреблять многочисленными указаниями, а говорить просто, доступно, убедительно, всегда с чувством заботы о ребенке. Замечания, задевающие самолюбие, постоянные  жалобы на ребенка, сосредоточивания внимания на его недостатках – этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей, а значит и отдалить выполнение желаемой цели.

Кроме бесед с родителями в школе, большое значение имеют беседы на дому. Последнее,  могут проходить либо в присутствии ребенка, либо без него. Чаще всего учитель приходить в семью ребенка, чтобы выяснить какие – либо вопросы, возникающие при первом знакомстве с семьей или при изучении ребенка в школе. Но иногда посещение связано с потребностью воспитательного воздействия на родителей.

В индивидуальной работе с родителями классному руководителю большую помощь может оказать дневник, в котором записывается краткое содержание беседы, наблюдения, выводы. Материал этого дневника  используется в повседневной работе с с  трудными  детьми.

Формы работы с семьей в школе:

Посещение семьи – эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы и т.д.

Переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах и неудачах их детей, о состоянии здоровья. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.

Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Общешкольные родительские собрания. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Открытые уроки обычно организуются учителями предметниками или классным руководителем с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Открытые уроки проводятся в удобное для родителей время чаще всего во время традиционных праздников школы.

Индивидуальные консультации. Во время консультаций родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка. Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

1. Психолого-педагогическое

Определение социального статуса семьи.

Изучение семьи через взаимодействие с КДН и ЗП, ОДН, образовательными и социальными учреждениями по месту жительства семьи.

Диагностика по изучению микроклимата семьи, детско-родительских отношений, типов семейного воспитания (тестирование, анкетирование, опросники и т.п.).

Посещение семей совместно с территориальными КДН и ЗП, ОДН, центрами помощи семье и детям.

2. Организационное.

Проведение родительских собраний.

Посещение родителями учебной и внеучебной деятельности.

Участие родителей в традиционных мероприятиях школы.

3. Информационно-просветительское.

Индивидуальные беседы и консультации с родителями по юридическим и социальным вопросам.

Разъяснение нормативно-правовых актов и документов в области образования, положений школы и т.п.

Информирование об успеваемости.

Уведомление об изменениях касающихся поведения, здоровья воспитанников (через письма).

Связь с родителями через телефонные переговоры, письма и личные беседы по поводу адаптации и реабилитации детей в школе.
Выпуск информационных буклетов для родителей.
Организация лекториев для родителей.
Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.

4. Работа с определенными категориями семей.

Составление банка данных семей: многодетные, неполные, асоциальные, опекаемые.

Посещение семей.

Налаживание детско-родительских отношений через письма родителям.

Я стараюсь создавать благоприятные условия социализации личности, влиять на отношения между детьми, побуждать их к самовоспитанию, способствовать установлению в классе благоприятного психологического климата. Поэтому в соей работе я часто использую технологии активизации общения, развития коммуникативных навыков, формирование ценностных ориентаций.

Моя непосредственная деятельность состоит из следующих компонентов:

Ведение учета:

1. Сбор сведений об учащейся и заполнение индивидуальной карты.
Занятость в общественных организациях, кружках, секциях, клубах в учебных заведениях и по месту жительства
Посещение уроков. Составление программы наблюдения урока ученика. Диагностической карты. Составление характеристики на ребенка по форме.
Наблюдение за ребенком, фиксирование способов общения, оформление документации.
Профилактическая работа: беседы авторитетных лиц с ребенком, консультирование с приглашением врачей, психологов, инспекторов ПДН из районного центра.

организация практических мероприятий, направленных на профилактику отклонений в поведении: диспуты (простые или с просмотром видеофильмов), тренинги, систематическая диагностика особенностей личности ребенка, включающая:

проблемные классные часы:

«Смысл жизни»
Цели и задачи: помочь учащимся разобраться в своих собственных взглядах и убеждениях; разобраться вместе с учащимися в ситуациях, когда взгляды и убеждения могут влиять на их жизнь и взаимоотношения с другими людьми.

«Познай себя»
Цели и задачи: рассмотреть вместе с учащимися различные человеческие качества, необходимые для самоуважения, самоутверждения и достойных отношений с окружающими; акцентировать внимание учащихся на их собственных человеческих качествах.

«Свобода и ответственность»
Цели и задачи: определить различия между свободой и вседозволенностью.
«Как противостоять давлению среды»
Цели и задачи: обдумать способы своего поведения в случае, если оказывается отрицательное влияние; рассмотреть разные способы противостояния отрицательному давлению среды; проанализировать, как давление среды, взаимоотношения с друзьями влияют на наше решение относительно курения, употребления алкоголя, наркотиков.

диагностика личности ребенка:

«Недописанный тезис» (ценности и убеждения)
Цель: определение ценностей и убеждений ребенка, которые повлияли на развитие и становление личности ребенка.

 «Недостатки – продолжение достоинств»
Цель: эта методика позволит по-новому взглянуть на подростка. Выявить наиболее развитые качества ребенка.
В работе с ребенком я никогда не забываю о принципе опоры на положительные качества человека, ибо при осуществлении значимой интересной деятельности у подростка возникают положительные переживания, которые я использую в дальнейшей своей работе.

«Социометрия»
Цель: определение места подростка в труппе сверстников.

Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)
Цель: позволяет выявить преобладание у девочки направленности личности на внешние стимулы, что свидетельствует о её убеждённости в том, что её неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. 

Методика «Шкала совестливости»
Цель: определение уровня «совестливости», демонстрирующую низкую степень уважения к социальным нормам и этическим требованиям.

Методика «Анализ семейных взаимоотношений и условий воспитания учащейся в семье», применение которой, позволило получить данные по следующим аспектам:

состав семьи;

образование членов семьи;

специальность отца и матери;

отношение родителей к рождению ребёнка;

устойчивость семьи;

главные причины ссор;

главный источник конфликтов родителей и ребенка;

кто из работающих членов семьи занят воспитанием ребенка;

какие учреждения дочь посещала, в течение какого срока;

где и как ребенок отдыхает летом;

участие родителей в воспитании детей;

соотношение запретов и разрешающих действий;

характер и количество наказаний, применяемых к девочке;

как в семье организован досуг.

Выявив, благодаря диагностическому материалу интересы и склонности ребенка, направляю его на кружок по интересам.
Тема «Подростки и правонарушения. Статистика. Меры наказания».
Тренинговая игра «Кораблекрушение»
Цель: сплочение коллектива.

Ролевая игра «В синем море»
Цель: привить старшеклассникам навыки коммуникативного общения, развить способность к стратегическому мышлению.

Среди различных методов отдаю предпочтение тренинговым упражнениям и ролевым играм, как наиболее эффективным способам моделирования и усвоения социально приемлемых моделей детско-родительских отношений.
Работа с родителями также включает:

1. Посещение семьи для: 

 беседы по проблеме,

осмотра жилищно-бытовых условий,

наличия у ребенка места для отдыха и занятий.

2. Родительские собрания:

 Тема: «Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых»
Цели и задачи: обсуждение с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома; формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядом, для успешности учебной деятельности в девятом классе.Форма проведения: дискуссионный клуб.

Тема: «Таланты и поклонники»
Цель и задачи: укрепление духовной связи с учащимися; поддержка творческих успехов учащихся; формирование потребности к творчеству у родителей и подростков.
Форма проведения: вечер в кругу друзей.

Построенная таким образом работа, позволяет достаточно успешно справляться с проблемой ребенка, находящегося в социально опасном положении. Именно чуткое, внимательное, гуманное отношение к детям, а особенно к тем, кому его не хватает такого отношения в семье должно идти от каждого педагога. Знание особенностей, возможностей и недостатков каждого ребёнка, стремление включить их в активную разнообразную деятельность в классе. Только изучив и обобщив всю информацию о ребенке (его состоянии, трудностях в учебе, в отношениях со сверстниками, семейные проблемы) можно ему чем-то помочь.
Особенно важна своевременная помощь. При правильном подходе, при снятии внешних причин, при правильной медико–психолого-педагогической помощи ребёнку личностные недостатки, особенно в детском возрасте, сглаживается, дети нормально адаптируются в коллективе и не вызывают особых трудностей в воспитательном отношении.

Памятка классного руководителя

Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.

Помните, что психологическая атмосфера в детском коллективе, прежде всего, зависит от отношения к человеку, как высшей ценности.

Умейте слушать детей.

Не забывайте, что у детей могут быть конфликты, и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.

Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны, ранимы.

Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам.

При общении с детьми педагог на должен забывать об эмпатии (сочувствие, сопереживание ребенку) и педагогической рефлексии (объективной оценки себя, самоконтроль).

При работе с «трудными» подростками следует так организовывать деятельность, при которой «трудному» ребёнку был бы гарантирован успех, как следствие, уважение сверстников, то есть обеспечить «ситуацию успеха».

Помните, что преподаватель должен быть творческой личностью, «исследователем», а не простым «урокодателем», обезличенным носителем информации.

Чаще улыбайтесь детям. Школа, лишённая оптимизма, деградирует и умирает, преподаватель, не видящий перспективы своих отношений с детьми, не верящий в их способности, не может научить их даже таблице умножения.

Для более успешной работы с родителями  разработаны системы лекций, родительских собраний, консультаций, круглых столов, дискуссий, тренингов для детей и родителей по различной тематике. Данные формы могут варьироваться, видоизменяться, применяться комплексно и индивидуально в зависимости от проблем во взаимоотношениях родителей и детей с девиантным поведением.

1. «Знакомство с родителями учащихся с девиантным поведением».

Это первое собрание необходимо для того, чтобы познакомиться с родителями, настроить семью на необходимость общения с социальным педагогом, педагогом-психологом, администрацией лицея.

2. «Агрессия. Причины и последствия».

Формой данного мероприятия может быть круглый стол. На данном собрании анализируются причины детской агрессивности; рассматривается вопрос родительской власти, ее виды и пути влияния на ребенка; пути преодоления детской агрессивности. Может проводиться в форме тренинга для детей с девиантным поведением.

3. «Наказания и поощрения в семье».

Здесь рассматриваются вопросы значения наказания и поощрения в семье, анализируются педагогические ситуации и результаты анкетирования детей и родителей. Мероприятие может проводиться в форме дискуссии.

4. «Значение общения в развитии личностных качеств».

Целью данного круглого стола является определение значения общения для детей и родителей; рассмотрение проблемы.

5. «Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств».

Задачей социального педагога на данном собрании является ознакомление родителей  с формами трудового участия ребенка в жизни семьи, определение роли семьи в воспитании трудолюбия у ребенка.

6. «Физическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка».

Здесь рассматривается проблема физиологического взросления детей, намечаются пути воздействия на личностные качества ребенка. Формой проведения можно выбрать родительский тренинг.

7. «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка».

Тут используется такая форма проведения как обмен мнениями по теме. Затрагиваются такие вопросы как культурные традиции семьи, влияние культурных ценностей семьи на познавательное развитие ребенка.

8. «Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения».

На данном собрании рассматривается значение семьи в период полового созревания ребенка; физиология подростка; пути решения проблем, связанных с половым созреванием.

9. «Воля и пути ее формирования у учащихся».

Рассматриваются вопросы значения семьи по преодолению негативных черт характера у ребенка, роль волевых качеств личности в преодолении инстинктов. Мероприятие можно провести в форме круглого стола или дискуссии по теме.

10. «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка».

В данной лекции принимает участие представитель правоохранительных органов, знакомя родителей с вопросами по теме «Закон и ответственность».

11. «Возрастные и психологические особенности подростка».

На лекции дается анализ взросления детей классными руководителями, а также педагог-психолог  знакомит родителей с психологическими и возрастными особенностями подростка.

12. «Трудный ребенок. Какой он?».

Формой данного мероприятия может быть круглый стол. На обсуждение этой темы приглашаются классные руководители, представитель инспекции по делам несовершеннолетних, специалисты социально-психологической службы лицея.

13. «Ответственность, самооценка и самоконтроль».

Здесь формой проведения может быть дискуссия с привлечением подростков. Рассматриваются такие вопросы как: что значит быть ответственным человеком, влияет ли ответственность на формирование самоконтроля и самооценки, как сформировать в себе ответственность.

14. «Курение и статистика».

Целью данного собрания является убеждение родителей в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы курения ребенка, а также предоставление возможности познакомиться с информацией и статистикой по проблеме курения.

15. «Наркотики и статистика».

Цель данного собрания совпадает с предыдущим, только здесь говорится о наркомании.

16. «Семья – «Глаза в глаза».

Памятка для родителей по повышению мотивации обучения у подростка.

  1. Чёткое постановление цели перед учениками, чего мы хотим добиться, какими знаниями обладать.

2. Определение и оглашение сроков реализации поставленной цели (оглашение и обсуждение времени на выполнение работы, задания, изучения темы). Когда я это исправлю, выучу?

3.  По возможности, прикладная направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).

4. Чёткое и своевременное отслеживание результатов деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).

5. Предъявление посильных требований к подростку. (Зато я могу…).

6. Разработка методики поощрения (похвала при всей семье) «Хвали за дело - стимулируй мотивацию».                                                                                                                                               7. Позитивная направленность действий (обучения), регулярная поддержка.

Доброе слово и дельный совет лучше порицания.                                                                                                                                                  8. Формирования положительного стимула. Наказание положительных эмоций не вызывает.

9. Привлекательность мотиваций. Положительная направленность посредством манипуляции:

а) выучишься- поступишь в ВУЗ;

б) «ты же не хочешь огорчить родителей»;

в) «ты же хочешь, чтобы тебя уважали»;

г) «ты способен» (сдать, выучить, написать ).

10. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.

11. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению первого.

Советы по повышению комфортности обучения для родителей.

 1.      Родителям предъявлять посильные требования к ученикам.                                                                                                                                

2.       Родителям применять последовательность и систематичность в воспитании, наказании и поощрении.

3.      Усиление работы по формированию общеучебных  умений и навыков школьников.

4.      Отслеживание достижений ребёнка   (пример: ты подготовился лучше, чем обычно).

5.      Позаботьтесь заранее об индивидуальных заданиях для неуспевающих.

Рекомендации по повышению комфортности обучения.

Предложения по коррекции  физиологического состояния учеников.

 1.      Родителям следить, чтобы основная нагрузка не “падала” на поздний вечер.

2.      Учить детей организовывать свой домашний труд, планировать деятельность.

3.      Родителям контролировать физиологическое состояние своего ребёнка, помогать в организации домашнего

Памятка для учеников «Как сделать, чтобы учиться было легче»

  1. Чётко поставьте перед собой цель: чего вы хотите добиться, какими знаниями обладать.

2. Определите и проговорите сроки реализации поставленной задачи,  выполнения работы, задания, изучения темы. Когда я это исправлю, выучу?

3.  Обратите внимание, как вы можете использовать свои знания и навыки на практике ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни? ).

4. Чётко и своевременно отслеживайте свои результаты в работе(Что получилось, что не очень, сколько времени было потрачено).

5. Замечайте и проговаривайте свои достижения.

6.Помните, что вы способны  выполнить работу.

       Советы по повышению комфортности обучения.

1. Обратите внимание на то, чтобы основная работа не падала на поздний вечер.

2. Учитесь планировать свою работу и распределять нагрузку.

  

Помните!

Каждый час недосыпания против физиологической нормы снижает умственную работоспособность  на 10%. (Не забывайте вовремя ложиться спать)

Диагностические исследования

 “Мотивация обучения”

 Нравится узнавать все новое и интересное

Каждый обязан учиться

Я хочу быть грамотным, образованным человеком

Меня заставляют учиться родители

Я хочу поступить в ВУЗ или техникум

Хочу быть умным и эрудированным

Я сравниваю свои отметки с отметками одноклассников

Я хочу, чтобы меня хвалил учитель

Я хочу добиться прочных и глубоких знаний

Мне нравится получать хорошие отметки

Мне очень нравится учиться

Меня заставляет учиться классный руководитель

Для меня важна реакция одноклассников на полученную мной отметку

Я учусь для расширения интеллектуального кругозора

Я учусь чтобы избежать осуждения, наказания

  

“Комфортность”

 всегда – 4, часто – 3, иногда – 2, редко – 1, никогда – 0

 По утрам я чувствую себя бодрым

На занятия иду с радостью

На уроках мне интересное

Домашнее задание я делаю с желанием

В школе я чувствую себя свободным

Мне приятно находиться в классе

Сформулировать одной фразой:

Главная причина непонимания предмета на уроке (почему предмет непонятен, труден).

Что сделать, чтобы учиться было легче?

 Внутренний положительный мотив: направленность на знания. Вопросы: 1, 3, 6, 9, 11, 14. (сумма)

 Внешний положительный мотив: направленность на знания. Вопросы: 2, 5, 7, 8, 10, 13. (сумма).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы на уроках информатики с подростками, склонными к девиантному поведению

Одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России является проблема социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности. На протяжении последних лет постоянно растут его ма...

Нетрадиционные формы работы с родителями детей с ОВЗ

Родительское собрание с элементами игры...

Формы работы с родителями детей девиантного поведения

Формы работы с родителями детей девиантного поведения....

Методы и формы работы с родителя детей с ОВЗ

Методы и формы работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровьяУчитель истории и обществознания Загороднева Т.Г. Целью работы с родителями таких детей является: Формирован...

Направления и формы работы с родителями детей с ОВЗ

В данном материале представлены направления и формы работы с родителями детей с ОВЗ...