Воспитательное пространство: миф или реальность?
статья (8 класс)

Сторчакова Ирина Петровна

Категория воспитательное пространство вошла в педагогику  достаточно давно, но не являлась особо значимой (в частности в теории воспитания). Куда более значимыми и востребованными, а, следовательно, исследованными, были категории воспитательная среда, а позже и

воспитательная система. Современные исследователи, определяя, категорию «воспитательное пространство» до сих пор ссылаются на категорию  воспитательная среда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnoe_prostranstv.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательное пространство: миф или реальность?

Категория воспитательное пространство вошла в педагогику  достаточно давно, но не являлась особо значимой (в частности в теории воспитания). Куда более значимыми и востребованными, а, следовательно, исследованными, были категории воспитательная среда, а позже и

воспитательная система. Современные исследователи, определяя, категорию

«воспитательное пространство» до сих пор ссылаются на категорию  воспитательная среда. «Социальная среда – есть истинный рычаг воспитательного процесса, вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом» (Л.С. Выготский). «Воспитывает не воспитатель, а среда» (А.С. Макаренко).

«Нет среды, нет воспитания» (Н.Н. Иорданский).

«Система воспитания есть организация для ребёнка определённой среды» (С.С. Моложавый).

Во всяком педагогическом воздействии можно выделить 3 момента:

1) того или тех, кто является организатором этого воздействия;

2) того или тех, кто находится под воздействием субъекта,

3) ту среду, которая создаётся в целях педагогического воздействия.

Под словом среда подразумевались более стиль общения, поведения, а так же некоторая духовная атмосфера институтов воспитания. Возможно, именно этим и обуславливается то, что термин воспитательное пространство стал актуален именно сейчас. Ю.С. Мануйлов пишет: «… Вместе с тем к концу первого десятилетия советской власти, мысль о полной педагогизации

среды на паритетных началах со школой была скорректирована в пользу последней, как социально созданного воспитательного института. К этому побудили экономические и политические обстоятельства. А.В. Луначарский констатировал: «…Жизнь так азартно дёргает ребёнка, бросает вправо и влево, бросает его подчас и назад. Это делает воздействие жизни хаотичным,  школа должна выправить те искривления, которые даёт ребёнку жизнь».

Известный авторитет педагогики среды С.Т. Шацкий, хотя и считал, что школа – отнюдь «не единственное место, где дети могут по-настоящему воспитываться», всё же относил школу к той части среды, которая «организуется так, чтобы восполнить недостатки целого».

Термин «пространство» в сферу социальной жизни пришел из физики и математики, подразумевая множество объектов, между которыми установлены отношения, определяемые характером этих объектов и расстоянием между ними. Философское представление о пространстве характеризует его как форму существования бытия. В данном случае

пространство выражает отношения между сосуществующими объектами, определяет порядок их выстроенный в единый логически последовательный ряд  и протяженности, характеризует все формы движения материи, включая социальную. Анализируя вышеизложенный материал, хотелось бы отметить несколько моментов. Во- первых в начале ХХ века широко использовалось словосочетание педагогизация среды. То что делали Шацкий, Макаренко, Сорока-Росинский было лишь в ограниченном пространстве, своего рода среда в среде, о

педагогизации среды в целом речи не было, воспитанников лишь ограничивали от неблагоприятной среды. В середине века, когда была сформирована некоторая база знаний о развитии и воспитании ребёнка, накоплен опыт организации воспитания и обогащён инструментарий педагога, термин педагогизация среды снова стал неуместен. В этом случае

всё было обусловлено уже состоявшейся культурной средой, во многом политизированной и идеологизированной, возможно, кто-то скажет, что это признак того, что педагогизация среды состоялось, но и в первом, и во втором случае речь идёт не о педагогизации среды, а об опосредовании педагогики и в частности воспитания. И в том, и в другом случае культурная

среда, а воспитательная среда, бесспорно, её часть, складывалась исторически, и воспитывать приходилось на базе культурной среды (в постреволюционный период, на базе бескультурной), которую методы организации воспитания изменить практически не могли.

Первыми кто попытался уйти от исторически сложившейся культурной среды, стали на Западе Ж.Ж. Руссо, а в России Л.Н. Толстой. В изучении опыта их работы можно подметить тенденции уйти от общественной к природной среде (естественной). Оба педагога помещают своих воспитанников в определённое пространство воспитания, где есть свои законы, но отличные от общепринятых. В данном пространстве происходит погашение негативных факторов среды, организация конструктивно, положительно влияющих элементов. Наверное, это и были первые попытки организации воспитательного пространства.

Рассматривая подходы к пониманию воспитательного пространства, отметим, что авторы в разной степени дифференцируют данное понятие с понятием «воспитывающая среда». Первая попытка систематизировать разные подходы к пониманию категории воспитательного пространства была предпринята Н.Л.Селивановой, которая разглядывает сложившиеся варианты определения воспитательного пространства.

Т.о. под понятием «педагогическое пространство» понимается педагогически целесообразно организованная среда, окружающая отдельного дитя либо множество детей (класса, школы, дома; двора, микрорайона, села, малого либо огромного города, области. При таком понимании структурной  единицей воспитательного пространства становятся образовательное,

культурное, медицинское либо какое-либо другое учреждение, принимающее роль в разработке этого пространства (точнее, не само учреждение, а его профессиональные коллективы). В этом случае главным механизмом сотворения воспитательного пространства является взаимодействие данных коллективов, объединенных единым пониманием педагогических задач, едиными принципами и подходами в воспитании. Данное понимание

представляется более близким к понятию «воспитывающая среда».

Близким к представленному пониманию воспитательного пространства является его рассмотрение как части среды, в которой господствует определенный педагогически сформированный образ жизни. В этом случае взаимодействие всех участников процесса сотворения воспитательного пространства определяется моделью (почаще всего идеальной) вида жизни школьника (хотя не лишь его).

Воспитательное пространство существует в средовом контексте, причем, несуществование воспитательного пространства неизбежно влечет за собой внесение педагогических начал среды и приобретение ею характеристик среды воспитывающей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование единого учебно-воспитательного пространства МОУСОШ № 168 в профилактике зависимостей.

С.В. Кочеткова МОУСОШ №168,педагог-организатор ОБЖ , высшая категория.   Формирование единого  учебно-воспитательного пространства  МОУСОШ № 168 в профилактике зависимос...

"Здоровьесберегающие технологии - основа воспитательного пространства школьного интерната"(доклад на педсовете).

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас как никогда актуальны  здоровьесберегающие технологии в учебно - воспитательном процессе. В докл...

План воспитательной работы в 10 «В» классе по программе «Организация гуманистического воспитательного пространства класса»

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях с...

Воспитатель ГБОУ Самарского областного лицея-интерната Равинская З.А. Организация воспитательного пространства или воспитательной среды.

Автор делится опытом работы по организации урочной и внеурочной деятельности в старших классах в условиях областного лицея-интерната....

Организация воспитательного пространства или воспитательной среды.

Опыт работы по организации воспитательного пространства и воспитательной среды обучающихся в условиях школы-интерната....

Обновление воспитательной системы с ориентацией на создание единого культурно-воспитательного пространства гимназии в малом городе

Для понимания сущности гимназического образования в условиях малого города мы обращаемся к анализу многолетнего  целостного процесса развития воспитательной системы гимназии.Мы исходим из того, ч...