Авторитет
консультация

Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка — кропотливый труд отца и матери. Также стоит отметить, что авторитет не приобретается автоматически с рождением ребенка. Он нарабатывается годами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtoritet_roditeley.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция для родителей

«Авторитет родителей»

Истинный авторитет есть не что иное,

как истина, изысканная силой разума.

Иоанн С. Эриугена

Цель: расширить представления родителей о понятии «родительский авторитет» и его влиянии на развитие личности ребенка.

Задачи:

  1. Рассмотреть виды авторитета родителей и их последствия на развитие личности ребенка;
  2. Раскрыть роль настоящего авторитета родителей в воспитании детей;
  3. Создать условия для самостоятельного анализа ситуации родителями;
  4. Предложить рекомендации по формированию настоящего авторитета родителей.

Ход собрания:

  1. Упражнение «Приветствие» (создать доброжелательную атмосферу, способствовать раскрепощению участников). Педагог приглашает родителей занять свои места и произносит вступительные слова: «Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть вас за нашим круглым столом! Давайте поприветствуем, друг друга и поделимся своим настроением. Продолжите, пожалуйста, фразу «Здравствуйте! Сегодня замечательный день, потому что…»
  2. Беседа (социальный педагог) (создать условия для самостоятельного анализа ситуации родителями). Социальный педагог предлагает поделиться своими мыслями, жизненным опытом. Предлагается ответить на вопросы: «Как вы думаете, что такое родительский авторитет? Из чего он состоит? Опишите кратко семью, где родители пользуются авторитетом у своих детей». В итоге беседы социальный педагог подводит родителей к следующим выводам.

Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка — кропотливый труд отца и матери. Также стоит отметить, что авторитет не приобретается автоматически с рождением ребенка. Он нарабатывается годами.

Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу — все это слагаемые родительского авторитета.

В практике семейного воспитания распространена такая ошибка, когда родители, осознав, что поступили неправильно, не признаются в этом своим детям под предлогом «не потерять авторитет». Дети дошкольного возраста могут не замечать поведения родителей, но подрастая, ребенок все чаще подвергает оценке всё поведение родителей, что не проходит бесследно. Авторитетность родителей в глазах ребенка — это, прежде всего, желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой она не была. Так будут поступать дети в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно.

Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребенка, для них важным является осознание ребенком степени тяжести совершенного проступка по отношению к другим людям и самому себе.  Родительский авторитет – это доверие ребёнка к словам и действиям взрослых, а показатель авторитета – не беспрекословное послушание, а желание ребёнка прийти за советом. Итак, авторитет взрослых зависит от нас самих. Он заключается в содержании нашей жизни, в нашем поведении, отношении к окружающим, к воспитанию своих детей.

  1. Выступление педагога-психолога (проинформировать родителей о воздействии различных ложных видах родительского авторитета, и их последствиях). Какие же типичные ошибки мы совершаем при общении со своими детьми, и как их избежать? Существует много ложных оснований для авторитета.
  2. Просмотр видеосюжета. Видеоролик вы можете найти на сайте youtube.com, набрав в поиске название ролика: «Не бейте детей».

Обсуждение видеоролика. Примерные вопросы:

- Какие чувства вызвал этот видеоролик?

- Как вы думаете, что чувствуют дети этих родителей?

- Какой ложный авторитет, присутствует в этих семьях?

Педагог-психолог уточняет и обобщает ответы родителей.

Авторитет родителей не должен зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми. К примеру, у отца неприятности на работе, и он компенсирует нервные издержки, контролируя дневник своего чада, распекая его при этом точно так, как его самого распекали на работе. Авторитета и уважения со стороны ребенка этот факт ему не прибавит, а недоверие, неприязнь, обиду оставит надолго.

Терзают наши семьи ссоры, склоки,
Бурлящий их поток неиссякаем,
Мы не прощаем детям те пороки,
Которые им сами прививаем.

Э.А.Севрус.

Авторитет родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда. Авторитет родителей во многом зависит оттого, насколько они сами умеют прощать и просить прощение. Консультируя родителей школьников, я часто задаю вопрос: допускаете ли вы возможность попросить прощение у собственного ребенка? Лишь несколько семейных пар ответили утвердительно. В нескольких семьях утвердительно ответили мамы. Папы были застигнуты врасплох. Такие вопросы им не приходили в голову. Ребенок никогда не будет просить прощения, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье, если у членов его семьи не выработана такая привычка.

Авторитет настоящий — это авторитет, исключающий авторитаризм, вседозволенность и безразличие родителей к своему ребенку. Наверное, родители должны помнить одну простую вещь: ребенок вовсе не должен вести себя хорошо всегда, ибо так он никогда не приобретет опыт понимания, что хорошо, а что плохо. Значение родительского авторитета состоит в том, чтобы ребенок понял в результате совершенного проступка, как можно поступать и как поступать нельзя. Для этого нужен авторитет контакта и принятия. Родителям необходимо уйти от установки: «я говорю — ты делаешь». Всеми своими действиями они обязаны научить ребенка понимать, что он должен выбирать путь, по которому проживет свою жизнь. Авторитет родителей заключается лишь в том, чтобы разъяснить трудности выбранного пути и его последствия. Пусть эти законы родительской истины помогут вам, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к вам!

Закон 1

Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон 2

Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.

Закон 3

Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.

Закон 4

Не налагайте запретов. В природе ребенка — дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5

Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность ребенку самостоятельно стать большим.

Закон 6

Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон 7

Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем, если над ним будут смеяться другие люди.

Закон 8

Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон 9

Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон 10

Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители!

Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Мы желаем вам успехов! Педагог предлагает родителям памятки.

Ситуация 1.

  • Какие ошибки совершила мама?
  • Какой вид авторитета сложился в данной семье?
  • Как можно исправить ситуацию?

Заботливая мама

Л. Алешина

«Славик – мальчик одаренный. Несомненно, он будет композитором: в десять лет уже сочинил марш. Занимается в музыкальной школе при консерватории. Правда, у него плохие отметки в общеобразовательной школе, куда он ходит с большой неохотой. Но какое значение имеет математика или география для будущего композитора?» Так рассуждает мама. А вот преподаватели возмущаются мамой. Считают, что она поддерживает в сыне нездоровые тенденции: небрежение ко всему на свете, кроме музыки.
Мама убеждена, что их рассуждения идут от полного безразличия к судьбе ее талантливого сына, и занимается его развитием и воспитанием сама. Она водит сына по вечерам (особенно весной) гулять на набережную Невы, обращает его внимание на нежные тона северного неба. Даже в обычные дни накрывает на стол, как в большой праздник. Пусть мальчик привыкает к красивому: любуется хрусталем, расписным фарфором. Она воспитывает в сыне уважение к великим людям. Сын молча подходит к окну, открывает его и кричит:

– Колька! Дурак! Я сейчас выйду!

Мама в ужасе восклицает:

– Шопен никогда не разговаривал с друзьями так грубо! Тебе не по двору бегать надо, а лечь поспать. После обеда это полезно. Для нервной системы.

– Спи сама! Я хочу гулять! – Сын отталкивает мать, идет к дверям. Мать вслед ему напоминает:

– Чайковский никогда не толкал маму!

– Ты что, видела? Он умер в прошлом веке! – Славик через две ступеньки сбегает вниз по лестнице.

Оттого, что у него есть способности к музыке, мама и бабушка считают, что общепринятые приемы воспитания к Славику неприменимы. Бабушка, например, на справедливые отцовские замечания смотрит как на проявление недалекого ума. Мама при сыне говорит об отце бабушке:

– Что ты хочешь от этого идиота?

Отец теряется, отступает, зная, что его возражения вызовут истерические слезы жены и повышенное давление у тещи. Он задерживается на работе, воскресенья проводит у товарищей. А к сыну подступиться все труднее.

Ситуация 2.

  • Какие ошибки совершил отец?
  • Какой вид авторитета сложился в данной семье?
  • Как можно исправить ситуацию?

Отца уважать надо

Л. Островская

– Отца уважать надо! – постоянно слышит Шурик от папы.

Когда была произнесена эта фраза впервые, мальчик и не помнит. Пожалуй, раньше,

чем мог осмыслить ее. Уважать? Конечно, как же может быть иначе: самый сильный, самый умный, самый красивый.

Так думают все дети на свете.

...Шурик растет. Растут и его возможности критически мыслить, сопоставлять, оценивать. Теперь родительская аксиома – «отца уважать надо» – все чаще и чаще подвергается сомнению.

– Правда, что портрет Витиного папы вывешен в заводском клубе? Он ударник? А ты?

Отец недовольно морщится:

– Ну и что? В следующий раз мой портрет повесят, а его уберут, ведь не всех же сразу!.. Неугомонный ты, Шурик!

– А Витька сказал, что тот, кто водку пьет, тот не бывает ударником! Это правда?

– Ну, раз ты Витьке веришь, то зачем у меня спрашиваешь?

Сыну хочется верить папе, но факты неумолимы. Витин папа давно уже пришел с

работы и вместе с сыном отправился куда-то по делам. А Шурик все еще ждет своего папу.

Наконец отец появляется. Шурик еще издали по нетвердой его походке догадывается, что это он.

– Заждался? Вот пообедаю, пойдем в зоомагазин за кормом для рыбок. Я же обещал!

Но мальчик почти уверен, что не будет так, как папа сказал. Будет по-другому: отец, как всегда, будет во дворе с приятелями обсуждать дела минувшего дня.

Так и было.

Ребенок был прав в своих опасениях: сегодня все повторится, как вчера, а завтра будет, как сегодня.

А потом бунт сына:

– Да-а-а! Ты только все обещаешь! Вот Витин папа (с некоторых пор эталоном отношений ребенка и взрослого для Шурика стали Витя и его отец) с Витей гуляет! А ты со мной никуда не ходишь.

Упрек, конечно, справедлив. Это понять нетрудно даже отцу Шурика.

Ситуация 3.

  • Какие ошибки совершали взрослые?
  • Какой вид авторитета сложился в данной семье?
  • Как можно исправить ситуацию?

«Ты – мне, я – тебе»

Л. Островская

Беря сына вечером из детского сада, родители постоянно спрашивали его:

– Кого ты больше любишь – меня или папу?

– Тебя – больше! – отвечал сын скороговоркой.

Признание делалось второпях, с одинаковой легкостью папе и маме: мальчик

устремлялся к маминой сумке или папиному карману, где находился припасенный для него сувенир. Обе стороны – родители и сын – испытывали удовольствие.

Первые от того, что видели ребенка в настроении, улыбающимся, радостным, второй – от очередного сувенира.

Вскоре четырехлетний мальчик, прежде чем ответить на традиционный вопрос, уточнял:

– А что мне принесли?

Если сюрприз не устраивал его, то отношения между взрослым и ребенком портились и начиналось: «Не хочу одеваться!», «Не пойду домой!», «Почему ты пришла, а не папа?».

Ситуация 4

  • Какие ошибки совершали взрослые?
  • Какой вид авторитета сложился в данной семье?
  • Как можно исправить ситуацию?

В семье появился ребенок, сын. Он растёт. Все его очень любят. Всё в семье подчинено интересам ребёнка. Он постоянно слышит: «Это Костино», «Он это любит», «Пока мал, и побаловать не грех!», «Стоит ли ребёнка огорчать?». Разумеется, слова подкрепляются делами.

– Купили маленькому, хотя и дорого. Но ведь не дороже  детской радости!

– Мы больше не станем есть пирог, он так понравился нашему внуку, лучше ему оставить.

Маленький» подрос и пошёл в детский сад.

– Пожалуйста, с ним поделикатнее: он не стандартный ребёнок,, - говорит Костина мама воспитателю.

– Что Костя умеет делать самостоятельно? К чему он приучен? Убирает ли за собой игрушки? – спрашивает воспитатель.

– Мы старались не загружать его. Мал ещё…

Костина мама, папа и  обе бабушки убеждены: детство должно быть безоблачным, а обязанности, даже совсем незначительные, омрачают его. Они всегда на страже детских прав, о чём не забывают напоминать воспитателю

- Приведите, пожалуйста, Костю завтра пораньше. Он у нас дежурный.

– Стоит ли? О каких трудовых навыках может идти речь? Ведь он совсем маленький, ему пятый год!

Маленький» растёт, готовится к поступлению в школу. Наконец первое сентября! Ребёнок идёт в первый раз в первый класс!

– Пожалуйста, с ним поделикатнее. Он не стандартный мальчик…

Время идёт Костя взрослеет. Многое, что раньше казалось в его поведении забавным и необыкновенным, теперь выглядит отталкивающим, возмущает близких.

– Опять в грязных ботинках идёшь прямо в комнату. Бессовестный! Ни капли уважения к труду старших! Большой уже, а за тобой всё ещё приходится убирать, как за маленьким!

– С меня хватит, что я для вас учусь хорошо!

– И в кого он такой? Ведь всю душу в него вкладывали! А он?!

  1. Подведение итогов. Педагог предлагает родителям поделиться своими эмоциями и впечатлениями от собрания и ответить на вопросы:

- Что больше всего запомнилось, что было важным на собрании?

- Была ли полученная информация полезной?

Родители высказывают свои пожелания на будущее (какие темы их интересуют, какой помощи они ждут от педагога и какую помощь могут предложить сами)

Памятка для родителей

  • Требовательное отношение к себе — основа авторитета родителем. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом.
  • Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей перед обществом, перед самим.
  • Важно создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.
  • Благоприятная атмосфера семейных отношений создается тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзьям.
  • Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги, где ребенку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают веселыми, остроумными, интересными людьми.
  • Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.
  • Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить.
  • Духовное общение с детьми — одно из условий поддержания авторитета родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "О родительском авторитете"

« Истинный авторитет есть не что иное,   Как истина, изысканная силой разума »....

"Авторитет - основа воспитания"

Памятка родителям для правильного воспитания своего ребенка....

Презентация к родительскому собранию "Авторитет родителей".

Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей;Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться;Если дети живут среди насм...

Ребенок и родительский авторитет

Родительский лекторий. Виды авторитета. Поведение ребенка. Рекомендации....

Презентация рассказа Ф. Искандера "Авторитет".

Проблемные вопросы, рассматриваемые в рассказе:  - Правда ли, что современные дети не любят читать книги?- Теряет ли книга свой авторитет? Или всё заменили компьютеры и интернет?- Толь...

Авторитет родителей

Авторитет родителей - важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребёнка - кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о р...

РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ

РОДИТЕЛЬСКИЙ  АВТОРИТЕТ В СЕМЕЙНОМВОСПИТАНИИИ.С.Латынцева, учитель русского языка и литературы              Родительская семья счи...