Родительское собрание "Одаренность и ее признаки"
методическая разработка (5 класс)

Багинская Елена Владимировна

Разработка родительского собрания  "Одаренность и ее признаки" в рамках программы сопровождения одаренных детей "Путь к успеху" 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon sv-vo_o_publikatsii.pdf824.02 КБ
Файл roditelskoe_sobranie_-_odaryonnost_i_eyo_priznaki.docx38.41 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Образовательный вебинар для родителей «Одарённость и её признаки»

Цель: сформировать у родителей научно-обоснованное представление о феномене детской одарённости. 

Целевая аудитория: родители обучающихся

Сопроводительные материал: презентация

Время проведения: 40-45 минут

Форма проведения: онлайн, в режиме видеоконференции

Подготовлено: педагог-психолог МОБУ ДО «ЦПМСС «Доверие» Багинская Е.В.

Ход мероприятия:

Вступительная часть

Здравствуйте! Рады вас приветствовать на вебинаре для родителей. Наши встречи проходят в рамках программы развития одаренности и поддержки одаренных детей и их родителей. Вебинар продлится 40 минут.

Сейчас попросим отметить в чате от 0 до 5 актуальность темы одаренности.

Сегодня мы обсудим что такое одарённость в целом, кратко затронем, что такое детская одарённость, и более подробно поговорим о признаках одарённости.

Эта тема выглядит тяжёлой и внушительной.

Вопросы для обсуждения: А что такое на ваш взгляд одарённость?

Сколько таких людей вы встречали в жизни?

Основная часть

  1. Что такое одаренность

С точки зрения психологии существует несколько различных подходов к понятию одарённости.

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в том или ином виде деятельности по сравнению с другими людьми.

Давайте разберем определение по частям:

- что означает системность? Одарённость – не отдельное качество, а совокупность, взаимодействия различных качеств человека.

- одарённость требует развития. изначально это только предпосылки к успешности. У некоторых детей эти предпосылки могут развиваться легко, стать заметными сразу, у других – оставаться скрытыми и неочевидными.

- одарённость может проявляться в одном виде деятельности, а другие человек может игнорировать.

- высокие результаты в интересующем виде деятельности, которые могут даваться без внешних усилий.

Обычно взрослые считают, что одарённые дети – это круглые отличники или победители олимпиад. Но одарённость может быть в самых разных видах деятельности: в творчестве, спорте, технике, умении вести за собой. И эти области иногда игнорируются или вызывают досаду, раздражение. Например, ребёнок с моторной одарённостью постоянно норовит куда-то бежать, на что-то залезть, откуда-то спрыгнуть – и родителям приходите его ловить, удерживать, призывать к порядку.

Вопрос для обсуждения: Можете ли вы припомнить детей, которые зациклены на одном увлечении, проявляющие его к месту и не к месту; добивающихся идеальных результатов в одном увлечении, но безразличные к любым другим успехам; пытающихся сделать всё по-своему, вопреки инструкциям?

  1. Детская одаренность

Сейчас давайте разберём, кто такой одарённый ребёнок

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности по сравнению со своим сверстниками.

По сравнению с предыдущим определением, обратите внимание на то, что здесь говорится о предпосылках к достижениям, а также на то, что мы сравниваем успешность ребёнка с детьми его возраста, а не со взрослыми.

Существует два полярных подхода к пониманию одаренности у детей: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко».

Вопросы для обсуждения: Отметьте какой точки зрения придерживаетесь вы, какая вам кажется более правильной

На практике оказывается, что верно не одна из крайних точек зрения, а что-то среднее между ними.  Как, например, в истории про слепых, которые пытались представить, как выглядит слон, судя лишь по одной его части.

Явная одаренность встречается действительно редко, как уникальное явление. А предпосылки для развития способностей есть практически у каждого ребенка.  

3. Признаки одаренности

А сейчас мы перейдём к признакам одарённости, которые можно увидеть в его деятельности, наблюдая за ним.

Под деятельностью мы сейчас будем понимать процесс реализации увлечения ребёнка на практике.

Их можно разделить на две группы:

Инструментальные признаки - способы выполнения деятельности;

Мотивационные – отношение к деятельности.

К инструментальным признакам относятся:

1. Наличие специфических стратегий, которые обеспечивают особую продуктивность. То есть ребёнок начинает выполнять работу по-своему, добиваясь за счёт этого более высоких результатов.

Формирование этих стратегий можно разделить на несколько этапов:

1) быстрое освоение навыков, информации и высокая успешность в деятельности – с трёх лет, дошкольный возраст;

2) использование и изобретение новых способов деятельности в условиях заданной ситуации – старший дошкольный, младший школьный;

3) выдвижение новых целей за счёт более глубокого овладения предметом – средние классы.

2. Сформированность индивидуального стиля деятельности, наличие самодостаточной системы саморегуляции.

3. Особый тип организации знаний:

        - высокая структурированность - всё раскладывает по полочкам;

        - способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей - всё включает в систему;

        - свёрнутость знаний – способность развернуть их в нужный момент, склонность переходить от одиночного факта к общей форме.

4. Более сформированные, чем у сверстников, представления о своих собственных способностях к познанию, благодаря чему ребёнок сразу схватывает и усваивает информацию, особенно соответствующую его интересам – знает, как ему учиться.

5. Своеобразный тип обучаемости.

        Может проявляться как в высокой скорости и лёгкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений, высокий уровень способности к самообучению.

Мотивационные признаки:

1. Доминирование познавательной потребности: ненасытная любознательность и готовность по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований.

 2. Знания отличаются избирательностью. Ярко выраженный интерес к определенным занятиям, чрезвычайно высокая увлеченность и погруженность в данный предмет имеют своим следствием упорство и трудолюбие.

3. Проявление интереса к парадоксальной, противоречивой и не определённой информации. В более старших возрастах этот признак предполагает преодоление уже сформированных штампов и стереотипов. Для дошкольника этот признак характеризует нормальное развитие.

4. Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Вопросы для обсуждения: случалось ли Вам отмечать подобные признаки в поведении у Вашего ребёнка.

Заключительная часть:

Поведение одарённого ребёнка совсем необязательно должно соответствовать одновременно всем выше перечисленным признакам.

Проявления одарённости могут быть разнообразны и противоречивы, поскольку во многом зависят от направления способностей.

Наличие хотя бы одного из признаков должно привлечь Ваше внимание.

Остались ли у вас какие-то вопросы?

Практическое задание: Понаблюдайте за вашим ребёнком и постарайтесь обратить внимание, какие признаки талантливости, одарённости проявляются у него (Приложение 1). Если есть возможность понаблюдать за несколькими детьми разного возраста – попробуйте оценить эти признаки с учётом возраста.

Список использованных источников:

1. Одаренность: рабочая концепция. Материалы 1 Международной конференции (Самара, 1-3 октября 2000 г) / Под. ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 2002.

2. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность: природа и диагностика. — М.: АНО «ЦНПРО», 2013. — 208 с.

3. Богоявленская М.Е. Природа «проблем» одаренных (Методическое пособие) – Электронный ресурс: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=86.

4. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

5. Теплов Б.М. Способности и одаренность − М.: Институт практической психологии, 1996.

6. Яковлев Е.В., Яковлева Н. О. Одарённость как педагогический феномен - Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2011. - № 2 (19). - С. 5-17.

7. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.

Приложение 1

Памятка для родителей: Признаки одарённости

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ:

Наличие специфических стратегий: ребёнок выполняет работу по-своему, добиваясь за счёт этого более высоких результатов

- быстрое освоение навыков, информации и высокая успешность в деятельности

3-6 лет

- использование и изобретение новых способов деятельности

6-11 лет

- выдвижение новых целей за счёт более глубокого овладения предметом

с 12 лет

Особый тип организации знаний:

- высокая структурированность

всё раскладывает по полочкам

- способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей

всё включает в систему

- свёрнутость знаний

способность развернуть их в нужный момент, склонность переходить от одиночного факта к общей форме

МОТИВАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Признаки и симптомы возможного употребления ПАВ"

Убедить родителей в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы курения, раннего алкоголизма и употребления ПАВ детьми; Познакомить родителей со статистикой последствий употребления ПАВ; О...

Родительский всеобуч. Психологическое насилие:Признаки того, что ваш ребенок подвергается запугиванию со стороны окружающих.

В современном мире дети подвергаются многим опасностям. Одна из серьёзных опасностей - психологическое насилие.Иногда ребёнок может стать объектом запугивания со стороны окружающих. Что должно насторо...

Программа родительского всеобуча в среднем звене общеобразовательной школы по поддержке и развитию детей, имеющих признаки одаренности

Создание условий для взаимного сотрудничества родителей и педагогов по поддержке и развитию детей, имеющих признаки одаренности....

Отличительные признаки живых организмов, сравнение признаков тел неживой природы с признаками живых организмов

видеофрагмент на тему: "Отличительные признаки живых и неживых организмов"...

Методический доклад "Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности."

                         Работа с одаренными детьми –  сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий ...