Адаптация пятиклассников к школе
презентация к уроку

Байкова Анна Геннадьевна

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon adaptatsiya_pyatiklassnikov_k_shkole_.ppt1.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"

Слайд 2

Появление чувства взрослости Ведущее личностное новообразование – становление нового уровня самосознания. «Я – концепции» (образ себя) Стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономность, потребность в освобождении от опеки и контроля Постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников Потребность в постоянной поддержке и принятии Время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической. Возрастные особенности младшего подростка:

Слайд 3

Имеют достаточный уровень интеллектуального развития Умеет работать самостоятельно Умеет планировать свои действия Умеет контролировать свои действия и оценивать результат своей работы Умеет строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми Способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью Кто не делает трагедии из школьной оценки. Успешно адаптируются пятиклассники-

Слайд 4

сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах) качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Критерии готовности к обучению в средней школе:

Слайд 5

Новое здание и разные кабинеты Новый классный руководитель и учителя – предметники Разные требования, стиль и методика обучения на уроках Большой поток информации Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы Новый коллектив сверстников Новые правила и нормы поведения. Новые условия обучения и воспитания:

Слайд 6

Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников. Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение). Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка. Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе. Возможные реакции:

Слайд 7

1.Тебе нравиться в школе или не очень? 2. Утром, когда просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? 3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома. Ты бы пошел в школу или остался бы дома? 4.Тебе нравиться, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? 6.Ты хотел бы чтобы в школе остались одни перемены? 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? 8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? 9. У тебя в классе много друзей? 10.Тебе нравятся твои одноклассники? Опрос детей «Школьная адаптация»

Слайд 8

Показатели школьной адаптации учащихся 5 «Б» класс

Слайд 9

Результаты адаптации детей к школе Уровни адаптации 5-Б (=25) высокий 7 (28%) средний 9 (36%) поверхностный 6 (24%) ниже среднего 3 (12%) Низкий (дезадаптация) 0

Слайд 10

Предпочитаемые уроки МХК Математика Английский язык 25 выборов 12 выборов 10 выборов

Слайд 11

Что нравиться в гимназии больше всего ? Уроки и учителя Наш класс Спортзал 20 выборов 15 выборов 13 выборов

Слайд 12

Нужна ли помощь в подготовке домашнего задания Да Нет По-разному 1 выбор 12 выборов 12 выборов

Слайд 13

удовлетворенность ребенка процессом обучения ребенок легко справляется с программой степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем . Признаки успешной адаптации:

Слайд 14

Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности Уверенность в себе Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем Потребность и возможность в самовыражении, Принятие и одобрение значимыми людьми Актуализация творческой позиции Осознание значимости происходящего для себя и других Потребность в социальном признании Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье). Составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:

Слайд 15

Обычно Опасно Снижается первоначальный интерес к школе, занятиям Полное отсутствие интереса к учёбе, вялость и безынициативность Иногда говорит, что учиться надоело (особенно в конце недели), но интересуется всем остальным Ничего не интересно, безразличие даже к играм, если они требуют хоть какого-то напряжения Радуется, когда не надо делать уроки Делает уроки только «из-под палки» Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки Нежелание ходить в школу и учиться - постоянное и открытое: в виде протеста или симптомов болезни Иногда недоволен учителем или опасается по его поводу Не любит или боится учителя Вывод: беспокоиться нужно, когда нежелание учиться стало устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе Когда уместна тревога?

Слайд 16

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом. Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и тд.) сообщите об этом классному руководителю. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня. Помогите ребенку выучить имена новых учителей. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно. Чем можно помочь?

Слайд 17

Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка. Чем можно помочь?

Слайд 18

Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни. Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями. Чем можно помочь?

Слайд 19

Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя: Слова поддержки: Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо. Ты делаешь это очень хорошо. У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать? Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему. Слова разочарования: Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше. Эта идея никогда не сможет быть реализована. Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Слайд 20

Не сравнивайте ребенка с окружающими. Доверяйте ребенку. Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше. Старайтесь делать ребенку меньше замечаний. Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте ребенка, наказывая его. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!». Помогите ему найти дело по душе. Способы преодоления тревожности:

Слайд 21

Желаю успеха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 5 классе "Трудности адаптации пятиклассников в школе"

Данное родительское собрание проводится в октябре месяце, где подводятся первые итоги адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения. ...

Презентация к родительскому собранию в 5 классе Трудности адаптации пятиклассников в школе

Данная презентация предназначена для родительского собрания на тему "Трудности адаптации пятиклассников в школе"...

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к школе"

При переходе ребят из начального звена в среднее всегда возникают трудности с адаптацией. И всегда первое родительское собрание посвящено этой проблеме....

Адаптация пятиклассника к школе

Процесс адаптации пятиклассников будет протекать значительно легче при специально организованной классным руководителем психолого-педагогической работе, в которой обязательной должны быть задействован...

Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассника к школе""

Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, кото...

Родительское собрание" Трудности адаптации пятиклассников к школе".

Цель родительского собрания - познакомить  родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе и предложить практические советы по адаптации ребенка к школе....