Родительский всеобуч.
консультация

Байкова Анна Геннадьевна

Как разрешить противоречия, чтобы выигрывали все? Нужно научиться находить альтернативы, не случайно мы живем в мире постоянных компромиссов и переговоров. Нахождение альтернативы означает возможность разрешить конфликт между родителями и ребенком таким образом, чтобы каждый почувствовал себя лучше и понял суть противоречия. Оно включает в себя достижение взаимного согласия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Родительский всеобуч62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский всеобуч:

«Конфликты между родителями и детьми: причины и способы преодоления»

Как разрешить противоречия, чтобы выигрывали все? Нужно научиться находить альтернативы, не случайно мы живем в мире постоянных компромиссов и переговоров. Нахождение альтернативы означает возможность разрешить конфликт между родителями и ребенком таким образом, чтобы каждый почувствовал себя лучше и понял суть противоречия. Оно включает в себя достижение взаимного согласия.

        Следует воздержаться от «дачи» советов типа: «Сделай это», «Я думаю, что ты должен…» Такие советы бесполезны по следующим причинам:

  • Совет делает ребенка только более зависимым от родителей. Он не способствует тому, чтобы ребенок научился решать проблемы и приобрел независимость.
  • Часто ребенок скептически воспринимает советы взрослого и не любит, когда ему указывают, что и как делать. Напротив, он стремится включиться в обсуждение проблемы.
  • Возникает вопрос, кто виноват в том случае, если родительский совет не работает – ребенок или родитель?

Научить ребенка находить альтернативу означает помочь ему в выборе наилучшего способа действия и принятии им ответственности за выполнение решения.

        Существуют определенные этапы поиска альтернативы:

  1. Определение противоречия или проблемы
  2. Выборка альтернативных решений
  3. Обдумывание и оценка альтернативных решений
  4. Выбор альтернативы и реализация решения
  5. Определение того момента в будущем, когда можно будет оценить прогресс

Противоречия успешно разрешаются в том случае, когда каждый понимает, что именно включают в себя все этапы процесса. Используя все указанные этапы решения детско-родительского конфликта, родитель сможет избегать многих проблем, связанных с конфликтом.

Этап 1. Определение противоречия или проблемы.

  1. Родитель должен быть уверен, что выбранный для поиска альтернативы момент удачен как для него самого, так и для ребенка. Ребенок, как и все, обижается, если его обрывают или отвергают.
  2. Родитель не должен бояться сказать: «То, что случилось, является проблемой, и я хочу, чтобы ты помог решить ее». Нужно придерживаться следующих целей и правил:
  • Скажите все, как есть. Если Вы как родитель чувствуете себя сильным в этом пункте, имеет смысл, чтобы именно Вы обратились к ребенку с вопросом.
  • Избегайте обвинений, которые лишь вынуждают ребенка защищаться и уменьшают шансы на разрешение противоречия.
  • Используя совместные действия, родителю следует дать ребенку понять, что они должны объединиться в поиске того решения, при котором никто не будет ущемлен и которое требует «встречи» родителя и ребенка. Важно, чтобы ребенок поверил в то, что родитель искренне желает его помощи и с уважением относится к его идеям.

Первый этап поиска альтернатив должен быть успешно завершен прежде, чем будет сделаны попытки реализовать остальные четыре этапа.

Этап 2. Поиск и выборка альтернативных решений.

Эта стадия потребует от ребенка и родителя анализа различных решений. Для того чтобы начать «мозговой штурм», родитель может предложить:

«Что именно мы должны проанализировать? Какие у тебя идеи по поводу нашей проблемы?» или «Две головы лучше одной. Я готов держать пари, что у нас с тобой появятся хорошие идеи».

Для того чтобы помочь найти решение проблемы, постарайтесь держать в уме следующие ключевые моменты:

  • Позвольте ребенку первому предложить решения. Вы воспользуетесь своей возможностью позже.
  • Дайте ребенку достаточно времени для обдумывания его предложений, особенно если он еще маленький.
  • Будьте открытыми, избегайте оценок, осуждения или пренебрежения предлагаемых ребенком решений.
  • Избегайте высказываний, создающих у ребенка убеждение, что Вы не примете ни одного из предлагаемых им решений.
  • Поддерживайте ребенка, особенно в тех, случаях, когда в поиске альтернатив участвуют несколько детей.
  • Занимайтесь «мозговым штурмом»  до тех пор, пока не убедитесь, что «выжать» новые альтернативы не удастся.

Как правило, максимально количество идей людей генерируют за первые 5-10 минут.

Этап 3. Исследование, обдумывание, оценка альтернативных решений.

Этот этап включает в себя исследование и оценку тех решений, которые, как кажется, способны решить противоречия или проблему. В воображении проигрываются все возможные альтернативы, а так же последствия принятого решения.

         Очень важно на данном этапе, чтобы родитель включил ребенка в обдумывание и оценивание различных решений. Родитель может сказать: «Что мы думаем о тех решениях, к которым мы пришли?» или «Можно ли сказать, что какое-либо решение лучше других?»

Эта фраза может быть названа фразой «отсеивания». Решения отбрасывается, остаются только те, которые приемлемы для ребенка и родителя. Родитель должен честно выразить свои чувства по поводу решения.  Это можно сделать при помощи реплик типа «Меня не очень осчастливит этот вариант» или «Я не чувствую, что это отвечает моим потребностям», или «Это не кажется мне справедливым».

Этап 4. Выбор альтернативы и реализация решения.

Выбор альтернативы и реализация решения произойдет легче в том случае, если пройдены остальные стадии исследования альтернатив и между родителями и ребенком произошел открытый и честный обмен мнениями. Для того чтобы выбрать лучшую альтернативу, помните следующее:

  1. Задайте вопросы типа: «Ты думаешь, это приведет нас к решению? Всех ли удовлетворит это решение? Решает ли это нашу проблему?»
  2. Решения не конкретизируются. Ни одно из решений не должно считаться окончательным и не подлежащим изменениям. Родитель мог бы сказать ребенку: «Звучит неплохо, давай попробуем и посмотрим, решает ли это наши проблемы?» или «Мне хотелось бы это попробовать. А тебе?»
  3. Запишите решение на бумаге, особенно в том случае, если оно включает в себя ряд пунктов, чтобы ни один не был забыт.
  4. Все участвующие должны понимать, что каждый вносит свой вклад в поиск решения. Подводя итог, можно сказать: «Похоже, что мы достигла согласия» или «Я думаю, мне ясна наша готовность быть...»

        Всем участникам обсуждения должно быть ясно, что именно от них требуется и каким образом можно достичь взаимного согласия. Им следует постоянно обращаться к вопросам: «Кто?», «что?», «Где?», «Как?». Например: «Кто за что отвечает? Когда мы начнем и когда закончим? Где все это будет происходить? Как все это будет осуществляться?»

Вопросы реализации должны обсуждаться только после того, как все участники дискуссии окончательно выскажутся по поводу решения проблемы. Реализация обычно проходит легче в тех случаях, когда устранены расхождения во мнениях.

Этап 5. Выбор подходящего момента для оценки правильности принятого решения.

        Эта стадия, про которую нередко забывают, на самом деле очень важна, поскольку не все решения наилучшим образом отвечают интересам каждого – родителя или ребенка. Следовательно, как ребенку, так и родителю необходимо вернуться назад и рассмотреть, как идут дела, насколько выбранное решение удовлетворяет каждого. Ребенок зачастую соглашается на решение, которое в дальнейшем оказывается трудноосуществимым.         Необходимо сверяться друг с другом, спрашивая: «Как идет выполнение решения? Ты по-прежнему считаешь его удовлетворительным?»

        Иногда на стадии оценки появляется новая информация, требующая пересмотра первоначального решения. Оценивание является важным звеном процесса поиска альтернатив. Оно покажет, насколько удачным оказалось найденное решение, необходима ли какая-то коррекция.

        Важную роль в процессе поиска альтернатив играют установки. И родитель, и ребенок должны:

  • Хотеть услышать партнера
  • Хотеть разрешить конфликт
  • Понимать и по возможности принимать чувства партнера.
  • Верить, что другой человек тоже может найти хорошее решение
  • Смотреть на другого человека как на самостоятельную личность, с его особыми чувствами.

Формы поведения, реализующие установку на понимание, эмпатию, доверие и принятие, включают в себя:

  • Зрительный контакт
  • Язык жестов
  • Внимательное слушание партнера, не столько относящееся к тому, что он говорит, сколько поддерживающее его и побуждающее продолжать и пояснять свои мысли и чувства.

В детско-родительских отношения, как и в любых других, не все идет гладко. Порой возникают проблемы и противоречия. Нужно быть готовым к тому, что такой момент наступит и относиться к нему как к нормальному явлению, с которым родитель и ребенок умеют конструктивно работать.

        Первым вопросом, который должен решать родитель при возникновении какой-либо проблемы, является вопрос о том, чья именно это проблема.

        Иногда проблема принадлежит только ребенку или только родителю, в других случаях она разделена между обоими в зависимости от того, чего из них хочет добиться от другого, либо проблема может касаться семьи в целом.

        Что же поможет нам разобраться, является ли ребенок «владельцем» проблемы, либо здесь вообще нет проблемы взаимоотношений, либо «владельцем» является родитель?

  1. У ребенка возникает проблема вследствие того, что не удовлетворена имеющаяся у него потребность. Это не родительская проблема, так как ребенок своим поведением никоим образом не мешает родителям.
  2. Личные потребности ребенка удовлетворены, но поведение ребенка мешает родителю удовлетворить свои собственные потребности. Следовательно, у родителя возникает проблема.

        Родитель, берегись! Слишком часто родители ошибочно полагают, что все проблемы детей являются и проблемами их, родителей. Это неверно и даже ошибочно для ребенка. Помните, что ребенок имеет право находить решения проблем и сам их решать.

        Когда родитель решит, кому именно принадлежит проблема, перед ним откроются несколько путей. Например, если проблема принадлежит ребенку, родитель может выбрать, что делать:

  • Внимательно выслушать
  • Поискать альтернативы
  • Предоставить ребенку возможность самому столкнуться с последствиями его самостоятельности
  • Скомбинировать приведенное выше.

Если же проблема принадлежит родителю, он может прибегнуть к самостоятельному исследованию альтернатив.

Помните, что ответственный родитель должен уметь определять, кому принадлежит данная проблема; он испытывает удовлетворение, выбрав адекватное поведение, ведущее к возникновению взаимного доверия.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский всеобуч. Серия лекций: «Подростковый возраст – это не смертельно!»

Цели проведения данного лектория:1.Психолого-педагогическое просвещение родителей о подростковом возрасте.2.Осмысленный подход родителей к воспитанию своих детей.3.Достижение позитивных перемен ...

Родительский всеобуч

План родительского всеобуча....

Родительский всеобуч

Что несет человеку любовь? Что несет любовь человечеству? Моя любовь без дна, а доброта – Как ширь морская. Чем больше трачу, Тем становлюсь безбрежней и богаче.(В. Шекспир...

Родительский всеобуч "Сквернословие и его последствия"

Тема:                    « Сквернословие и его последствия»...

Родительский всеобуч "Сквернословие и его последствия

Материал  составлен в виде презентации для родительского всеобуча по теме  "Сквернословие и его последствия"           2...

Родительский всеобуч для родителей 5 - 6 классов Школьная форма: за и против

Родительское собрание для 5-6 классов было проведено, с цельюпознакомить родителей с историей школьной формы, с современными требованиями к школьной форме;  воспитывать у родителей и ученик...