«Рекомендации родителям по методике обучения скорочтению»
консультация

Попова Марина Николаевна

Методики обучения чтению в дошкольном возрасте.
В современном мире существует большое количество различных методик, позволяющих обучить ребенка чтению. Но все эти методики сходятся в одном: процесс обучения должен проходить в форме игры, чтобы ребёнок лучше усваивал полученные знания.


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_po_obucheniyu_skorochteniyu.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24»

Ставропольского края Предгорного округа

станица Суворовская ул.Шоссейная, 1

 

Доклад на методическое объединение

учителей начальных классов

«Рекомендации  родителям

по методике обучения скорочтению»

                                                                                        

                                                                Подготовила:

                                                        Учитель –логопед

МБОУ СОШ №24

Попова М.Н.

Январь  2023 год

Многие родители задаются вопросом, в каком возрасте начинать обучение ребенка чтению. Специалисты рекомендуют начинать этот процесс в 5-6 лет. Именно в этот период у ребят развивается умение различать звуки.
Сегодня разберем популярные методики обучения чтению, а также поговорим о скорочтении.
Методики обучения чтению в дошкольном возрасте.
В современном мире существует большое количество различных методик, позволяющих обучить ребенка чтению. Но все эти методики сходятся в одном: процесс обучения должен проходить в форме игры, чтобы ребёнок лучше усваивал полученные знания.

Методика кубиков Зайцева
В этой методике используются 52 кубика, на каждом из них изображены сочетания согласной и гласной буквы, или склады. Разноцветные кубики отличаются размерами, на больших кубиках изображены твёрдые склады, а на маленьких – мягкие. Во время занятий с кубиками родитель или педагог тянет склады, напевая их, так малыш лучше запомнит сочетания.

Методика обучения чтению В. Воскобовича
В основе этой методики заложена уже знакомая нам методика кубиков Зайцева. Но помимо кубиков со складами, В. Воскобович предлагает использовать рисунки с изображением складов, слов и предложений из детских песенок. Педагогу или родителю нужно петь их и при этом показывать на картинке склады из песенки. В. Воскобович утверждает, что ребёнок шести лет может научиться читать в течение месяца, благодаря «складушкам».

Обучение чтению с помощью карточек Домана
Эта методика основывается на запоминании слов. Сначала ребёнок осваивает первые 15 карточек, на которых расположены слова от самых простых (мама, дом) до более сложных (крыша, диван). Родитель показывает малышу слова на 1-2 секунды и проговаривает их. После освоения карточек со словами можно переходить к запоминанию целых словосочетаний.

                 Методика обучения чтению Марии Монтессори
Методика Монтессори кардинально отличается от предыдущих, здесь ребёнку нужно сначала нарисовать букву, а только потом произнести её. Для этого используются таблички с буквами, контур которых ребёнок обводит пальцем, называя звук. После изучения согласных и гласных букв ребёнок переходит к освоению слов, а затем к словосочетаниям.

Методы обучения скорочтению в начальной школе.
В начальной школе ребята осваивают важный навык чтения, и уже к 3-4 классу школьника можно начать обучать скорочтению.
Но важно понимать, что, в большинстве случаев, цель этих методик – не увеличить темп чтения, а дать ребенку больше инструментов для лучшего понимания и запоминания прочитанного.
Обучение скорочтению поможет школьнику лучше и быстрее усваивать информацию, меньше тратить времени на выполнение заданий.

Разберем несколько популярных методик обучения скорочтению.

Разминка Павла Палагина
Чтобы глаза меньше уставали при чтении текстов и работы за компьютером, Павел Палагин в книге «Скорочтение на практике» советует сначала провести тренировку для глаз, которая направлена на расширение периферического зрения.
Представьте, что фокус вашего взгляда похож на луч прожектора и вы можете его расширять и сужать. Возьмите книгу, расслабьтесь и начните водить «лучом» по нескольким строчкам сначала слева направо, а затем справа налево.
Первую минуту водите по двум строкам, следующую — по трём и т.д. Нужно стараться разглядеть все слова, а понимать смысл написанного пока необязательно.
На заключительном этапе упражнения по вы должны не просто «перемещать луч» по строкам, а читать быстро с пониманием по одной строчке слева направо.

«Клиновидные таблицы»
Чтобы быстро читать, нужно научиться быстро понимать и представлять написанное, а для этого необходимо научиться видеть и воспринимать по несколько слов одновременно. Для расширения поля зрения можно использовать специальные «Клиновидные таблицы» для скорочтения.
Положите перед собой «клиновидную таблицу» и постарайтесь сконцентрироваться на центральном столбце. Затем медленно опускайте взгляд, проговаривая вслух боковые числа. Цель данной таблицы цифр — дойти до конца и увидеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца, таким образом расширив поле своего зрения.

Техника развития скорочтения «Сбор урожая»
Когда вы прочитали интересный или полезный отрывок из книги, вам хотелось бы его запомнить, но, к сожалению, информация не всегда задерживается в памяти.
Чтобы прочитанный текст действительно запомнился, нужно представить суть прочитанного и пересказать себе основные моменты.
Три шага техники быстрочтения «Сбор урожая»:
1. Стоп. Как только вы прочитали смысловой отрезок до конца, прервитесь, отведите глаза от текста и сделайте короткую паузу.
2. Суть. Представьте суть прочитанного текста в виде образа, схемы, таблицы, ситуации и т.д.
3. Проговаривание основы. Постарайтесь кратко описать смысл текста, который вы представили себе.

Подавление регрессии
Регрессия – возврат взгляда на уже прочитанную строчку, это сильно замедляет темп чтения. Необходимо бороться с этим. Вот несколько советов, которые помогут избавиться от регрессии.
Указывайте направление чтения. Возьмите линейку или карандаш, ведите ей по строчкам только вперед. Ребенок интуитивно будет следить за указателем, не возвращая взгляд назад.
Закрывайте уже прочитанный текст. Подготовьте для ученика специальную закладку или листок. Пускай ученик положит этот листок или закладку поверх текста, постепенно двигая вниз по мере чтения. Таким образом, уже прочитанный отрывок будет спрятан от глаз.
Проверяйте скорость. Замеряйте технику чтения каждый день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ЛЗ

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ЛЗ...

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ1

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ1...

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ2

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ2...

Методика обучения лыжным ходам и методика тренировки в школе

Данная работа отражает систему обучения лыжными ходами в средней школе, основанную на предварительной базовой подготовке (школа лыжника)....

Методика обучения ведения мяча. Методика обучения передачи мяча.

Конспект урока по физической культуре, проведённый в 6 классеТема: Методика обучения ведения мяча. Методика обучения передачи мяча....

Реферативная работа по методике преподавания литературы "Новые методики обучения в основной школе"

Данная работа посвящена рассмотрению инновационных методов преподавания литературы в средней школе....

Проект по методике обучения физике Методика изучения темы « Электрические явления » в 8 классе

Раздел «Электрические явления» является одним из важнейших при изучении физики  в основной школе. На него отводится треть учебных занятий в 8 классе. Закладываются основные знания, ум...