Родительское собрание "Воспитание толерантности в семье"
консультация (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Семчугова Лиана Викторовна

Родительское собрание посвящено вопросам толерантности, уважительных отношений в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_tolerantnosti_v_seme.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание толерантности в семье»

Цели:

1. Содействовать формированию у родителей убеждённости и потребности строить взаимоотношения с детьми на основе принципов толерантности.

2. Способствовать сознанию родителями школьников, что интолерантное поведение часто является причиной возникновения конфликтных ситуаций.

Ход собрания

  1. Включение в тему

Здравствуйте, дорогие родители! Давайте наше собрание начнём с беседы. При входе в зал каждый из вас получил человечка. Они не одинаковые. Но всё-таки, что-то общее у них есть. Назовите (голова, руки, ноги). А чем они отличаются? (Волосы, одежда, обувь, цвет кожи) Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. Что же говорить об остальных людях?!

У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то своё, неповторимое.

Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Вот об этом мы сегодня и поговорим.

Тема нашего сегодняшнего собрания «Воспитание толерантности в семье».

Данная тема выбрана не случайно. Процесс воспитания детей очень сложен и быть выдержанными, терпимыми, терпеливыми и понимающими не всегда просто. Следует помнить, что терпимость – это социально–психологическая черта человека, показатель внутренней силы.

  • Если мы с вами не будем с детьми общаться терпеливо и конструктивно, то никто не будет.
  • Если мы их этому не научим, то никто не научит.

От нас с вами – учителей и родителей – зависит, насколько дети будут успешны в коллективе и окружающем социуме. Они будут везде приняты хорошо, если научатся правильно общаться и спокойно принимать окружающих людей: без унижения и недовольства, а с доверием, вниманием и конструктивной критикой.

Что же такое толерантность?

Чтобы выяснить, предлагаю совершить небольшой лингвистический экскурс:

- в английском языке это слово обозначает – готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь;

- во французском – уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов;

- по-китайски это значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»;

- на арабском «толерантность» значит – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим;

- толерантность по-русски – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться, принимать существование кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Наукой убедительно доказано, что толерантными не рождаются, это качество воспитывается. Очевидно, то, каким станет человек, миновав детство, зависит от его индивидуальных возможностей, задатков, семьи и того опыта, который ребёнок получит в семье, от знаний и опыта, полученных в образовательных учреждениях, от его друзей и среды, т.е. в целом общества.

Первое испытание родителей на толерантность – принятие пола ребёнка, когда вместо, скажем, долгожданного наследника, на свет появляется дочь. И если ребёнок не будет получать достаточно любви и внимания, у него может сформироваться враждебное отношение к миру, которое будет серьёзно осложнять ему жизнь.

Послушайте одно детское стихотворение:

Мишка косолапый

По лесу идёт

Шишки собирает,

Песенки поёт.

Вдруг упала шишка

Прямо Мишке в лоб…

Оступился Мишка

И об землю – хлоп!

Засвистел на ветке

Пересмешник-дрозд:

- Мишка косолапый

Наступил на хвост!

А за ним вдогонку

Пятеро зайчат:

- Мишка косолапый!

- Из кустов кричат.

Подхватил дразнилку

Весь лесной народ:

- Мишка косолапый

По лесу идёт!

Бросился к берлоге

Маленький медведь:

- Чем такие ноги,

Лучше умереть.

Спрятался за шкапом

И ревёт ревмя:

- Мишкой косолапым

Дразнят все меня.

Мама удивилась:

- Глупенький сынок,

Я всегда гордилась

Формой твоих ног.

Я ведь косолапа,

И папа косолап,

И косолапил славно

Дедушка Потап!

Мишка косолапый

Стал ужасно горд.

Вымыл с мылом лапы,

Съел медовый торт.

Вышел из берлоги

И как заорёт:

- МИШКА КОСОЛАПЫЙ

ПО ЛЕСУ ИДЁТ!

Это весёлое детское стихотворение можно взять эпиграфом к нашему разговору, потому что в нём отражена одна из мудрейших заповедей воспитания: «Всё начинается с семьи».

Если ребёнок будет гордиться своей семьей, будет знать, что там его любят и поддерживают, вот тогда ему будут не страшны никакие житейские бури, он сможет выйти достойно из любой конфликтной ситуации.

При воспитании ребёнка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно всё. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или в подсознании. Воспитывать ребёнка личным примером сложнее всего.

Насколько мы терпимы к своему ребёнку после работы, как часто мы раздражаемся по любому поводу, можем позволить себе сорваться на ребёнка? Почему же он не может сорваться на другого человека?

Предлагаем вам посмотреть на себя со стороны (дети разыгрывают сценки, читают стихотворения).

        

                Демобилизация

Я в своей родной квартире,

Как на службе строевой:

Командир на командире,

Я один здесь рядовой.

Всем я должен подчиняться:

По приказу одеваться,

По приказу умываться.

Ровно заправлять постель.

По команде есть садиться.

По режиму спать ложиться,

По будильнику вставать.

Теперь вам ясно, почему

Начал огрызаться я:

Конец терпенью моему:

ДЕ-МО-БИ-ЛИ-ЗА-ЦИЯ.

Ваза

Папа вазу опрокинул:
Кто его накажет?
– Это к счастью, это к счастью, –
Всё семейство скажет.

Ну, а если бы, к несчастью,
Это сделал я!
– Ты разиня, ты растяпа! –
Скажут про меня.

О. Григорьев

Сценка «Недотёпа».

Мама

Талантливые дети.
Надежды подают:
Участвуют в концертах –
Танцуют и поют.
У многих есть возможность
Объездить целый мир –
Проводят в разных странах
Где – конкурс, где – турнир.
Лисичкина Наташа
Имеет пять наград,
А Гарик, твой приятель,–
Уже лауреат.

Сын

И только недотёпам
К успеху путь закрыт.
Моя родная мама
Мне это говорит.
Но я не возражаю,
А губы сжав, молчу.
И я на эту тему
С ней спорить не хочу.

Пускай другие дети
Надежды подают:
Картиночки рисуют,
Танцуют и поют.
На скрипочках играют,
Снимаются в кино –
Что одному даётся,
Другому не дано!

Сценка «Мать и дочь»

Мать посмотрела однажды в тетрадь дочери и начала её ругать.

Мать (тычет пальцем в тетрадь и говорит сердито):

- Ты что, дурная совсем? Не знаешь, как пишется это слово? У тебя что, мозгов нет, ослиная твоя голова?! Думать надо, когда пишешь! Будешь все каникулы учиться грамотно писать!

Дочка пытается оправдаться, но сердитая мать не даёт ей и рта раскрыть.

«Как начинается война»?

Сын. Папа, а как начинаются войны?

Папа. Вот как, сын мой. Предположим, Англия поссорилась с Америкой.

Мама. Англия с Америкой поссориться не может.

Папа. Да кто утверждает, что они поссорятся?! Я просто хотел привести теоретический пример.

Мама. Смешно. Да ведь ты втолковываешь парню какие-то бредовые идеи!

Папа. Ничего бредового я ему не внушал!

Мама. Если он будет тебя слушать, так ничего толкового из парня не выйдет (рассердилась, кинула в папу клубок)

Сын (встаёт между родителями). Спасибо, папа, спасибо, мама. Теперь я знаю, как начинаются войны.

У толерантности есть своя оборотная сторона: предрассудки, войны, конфликты. Конфликты стары как мир. В семье они происходят из–за:

- учёбы;

- друзей;

- вредных привычек;

- праздности;

- денег;

- домашних дел;

- отношения в семье.

А что является причиной конфликта в вашей семье?

Родители делятся на группы составляют выход из различных ситуаций, чтобы не остаться обиженным и не обидеть другого:

А) Ваш ребёнок изрисовал ручкой книгу, которую вы взяли почитать у своего друга (подруги).

Б) Вы с сыном (дочерью) договорились встретиться на улице возле магазина. Вы прождали его (её) полчаса, а он (она) так и не пришел (ла).

В) Мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду.

Г) Паша (с радостью): Папа, идём кататься на каток! Смотри, Ваня со своим папой уже там. Ты же мне вчера обещал.

Папа (проблемы на работе). Отстань! Ну и что, что обещал. Мне сейчас не до тебя.

Паша (настаивает). Ну, пожалуйста...

Папа (отталкивает Пашу). Какой же ты бестолковый, займись своим делом!

Мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Давайте запомним правила, которые необходимо выполнять и детям и родителям.

Чтобы не ссориться, нужно:

- Стараться понять друг друга в любой ситуации.

- Никогда не повышать голос друг на друга.

- Уметь дать совет, выслушать совет другого.

- Уметь поддержать в трудную минуту.

- Доверять друг другу.

- Уметь слышать и слушать.

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Другими словами, толерантность - это следование «золотому правилу»: относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Желая себе только хорошего, надо желать хорошего другим.

Мы должны начать с воспитания в ребёнке такта по отношению к ближайшему окружению (собственной бабушке, соседям, одноклассникам и т.д.). Школьникам, обладающим разными характерами, темпераментами, представлениями, ожиданиями, манерой поведения, нужен опыт принимать (а то и терпеть!), скажем, школьные порядки, классного руководителя, того или иного учителя, кого-то в классе... Безусловно должны осуждаться использование обидных кличек, обзывание, драки со сверстниками как способ решения проблем.

Толерантность – слово иностранное,

Но для всех понятное давно.

Будь терпимым к дальнему иль странному

Отстранённым, будто бы в кино.

Речь здесь не идёт о равнодушии,

И о чёрствости никто не говорит.

Деликатность и терпение к живущему

Рядом нам совсем не повредит.

Будь терпимым ко всему инакому:

К вере, взглядам, мыслям и одеждам…

И тогда, пожалуй, ясно всякому,

Тихая затеплится надежда,

Что мы можем жить, такие разные,

В этом мире вечного движения!

А для обретенья толерантности

Нужно просто чувство уважения.

Как сказал Бернард Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

Толерантность нужно воспитывать. Отсюда – ряд правил воспитания:

1. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.

Как? Давайте:

1. Прислушиваться к мыслям и чувствам ребёнка.

2. Делиться с ребёнком своими мыслями и чувствами.

Спросите себя, хотите ли вы, чтобы вас поучали и критиковали, в тот момент, когда вы опечалены или рассержены. В такие минуты вам хочется, чтобы вас выслушали и попытались понять и принять ваши чувства. Иногда вы хотели бы остаться наедине с собой. Возможно, ребёнок хочет того же самого.

Вот такая установка взрослого по отношению к ребёнку поможет наладить контакт: «Я беспокоюсь о тебе, и меня интересует всё, что с тобой происходит и что ты делаешь». Сообщайте о себе, своих чувствах, переживаниях по поводу случившегося, а не обвиняйте ребёнка во всех бедах.

2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

Как? (Родители предлагают свои варианты)

3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

Как? К сожалению, многие взрослые усвоили с детства, что чувства страха, гнева, печали нельзя выражать открыто. Может, поэтому мы не знаем, как справиться ребёнком, который проявляет негативные эмоции. А нужно лишь быть в любом случае дружелюбным, сдерживать свою критичность и показывать уважение и поддержку своему ребёнку.

4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

Как? Измените негативные установки на позитивные:

Вместо слов «У тебя руки-крюки» скажите: «Каждый может ошибиться! Попробуй ещё раз!»; вместо «Горе ты моё луковое» скажите: «Я тебя люблю, солнышко »; вместо «Не твоего ума дело» скажите: «Твоё мнение учту обязательно»; вместо «Мы столько сил тебе отдаём, а ты…» скажите: «Ты моя надежда и опора».

5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где требования предъявляются разумно.

Как? (Родители предлагают свои варианты)

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:

- И всё?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Желаю, чтобы в вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Воспитание в семье. Родительский авторитет"

Родительское собрание по теме "Воспитание в семье. родительский авторитет"Содержание:1. Законы жизни и семьи2. Анкетирование детей "Что значит "почитать своих родителей", "Мои права"3. Авторитет пьющи...

Родительское собрание по теме "Семья и школа: воспитание толерантности"

Родительское собрание по теме "Семья и школа: воспитание толерантности"...

Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.

Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...

родительское собрание «В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»

родительское собрание «В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»...