Родительский всеобуч "Характер ребенка зависит от Вас"
материал

Широкова Юлия Александровна

Мы часто произносим слово «характер» и уже привыкли к нему. «Вот это характер», - говорим мы с восхищением. «Ну и характер!» - поизносим, когда негодуем. Хорошо это или плохо – иметь характер? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_vseobuch_-_harakter_rebenka_zavisit_ot_vas.docx365.38 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №88»

Родительский всеобуч

«Характер ребенка зависит от вас»

Воситание в семье

Подготовила педагог-психолог:

Широкова Ю. А, I кв.категория

г. Оренбург, 2022

Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей.

Задачи:

  1. Объединение усилий по воспитанию ребенка дома и в ДОУ.
  2. Расширение у родителей знаний о темпераменте ребёнка.
  3. Научить родителей видеть основные достоинства и недостатки каждого типа темперамента.
  4. Научить навыкам взаимодействия между родителями и детьми.
  5. Разрешение ситуаций, возникающих в ходе взаимодействия с ребенком.

Перед входом родителям предлагается вытянуть атласную ленту любого цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий). Психолог завязывает выбранную ленту на руку и предлагает сесть за стол на котором размещен круг такого же цвета.

1 . «Организационный момент, психоэмоциональный настрой»

«Здравствуйте, дорогие родители! Искренне рады видеть Вас. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Мы сегодня собрались с вами для интересной и познавательной работы, которая поможет нам лучше узнать и понять наших детей». Тема нашей встречи сегодня «Характер ребенка зависит от вас»

2. «Правила работы в группе».

  • Активность,
  • Открытость,
  • Доброжелательность,
  • Конфиденциальность,
  • Уважение к говорящему.

3. Беседа

Мы часто произносим слово «характер» и уже привыкли к нему. «Вот это характер», - говорим мы с восхищением. «Ну и характер!» - поизносим, когда негодуем. Хорошо это или плохо – иметь характер? Ответы родителей.

Каждый, опираясь на свой опыт, понимает под характером определенное сочетание индивидуальных особенностей человека.  Выделяют три группы качеств, являющихся основными свойствами характера:

  • отношение к деятельности (трудолюбие, добросовестность, настойчивость, усидчивость, самостоятельность);
  • отношение к самому себе (гордость, чувство собственного достоинства);
  • отношение к окружающим (заботливость, отзывчивость, доброта, чуткость).

 Так какие же качества показывают, что у человека есть характер? Ответы родителей.

Названные качества одинаковы по важности и воспитываются одновременно. Можно воспитать у ребенка самостоятельность и чувство собственного достоинства, но одновременно и равнодушие. Такое сочетание качеств довольно распространено. Бывает и так, что ребенок и чуткий, и добрый, но не способный довести до конца ни одного дела, не может поставить перед собой цель.

Родители часто возражают: «Не все можно воспитать: характер передается по наследству. В нашей семье двое детей-близнецов. Воспитываем мы их одинаково, а растут они совершенно разные. Что же поделаешь, родились с разными характерами».

Так ли это? Разберемся, насколько характер ребенка зависит от природных особенностей. Что в характере врожденное, а что приобретенное?

Врожденными, наследственными являются четыре свойства нервной системы ребенка. Первое – сила нервной системы или работоспособность: одни дети выносливы, способны к длительному напряжению, другие – быстро утомляются. Это можно заметить в игре, при выполнении ребенком поручения. Второе свойство – равновесие, или баланс процессов возбуждения и торможения: у одних детей может преобладать процесс возбуждения (шумные, непоседливые дети), у других – процесс торможения (спокойные дети, которых почти невозможно вывести из себя). Третья особенность – подвижность, переключаемость нервных процессов (один ребенок легко и быстро переходит от игры к режимным моментам: проснувшись, сразу включается в игру. Другому свойственно как бы застревание на каком-то переживании, очень медленное включение в состояние бодрствования из сна). Четвертая особенность – динамичность нервных процессов, т.е. способность к возникновению привычных форм поведения и быстрота их изменения. Одни дети легко привыкают к новым требованиям в детском саду, с охотой им подчиняются, другие, охотно им следуя, привыкают долго, с трудом.

Характер ребенка не предопределен этими природными особенностями нервной деятельности. Наблюдения за развитием близнецов подтверждают, что одинаковых условий для их развития даже в одной семье не может, обстоятельства как бы вынуждают их поступать по-разному. Если мама просит детей помочь ей, то первым отзывается кто-то один. Другой ребенок в это время может стоять к маме спиной и поэтому на какие-то доли секунды отозваться позже. Несколько сходных ситуаций – и уже есть основа для формирования противоположных качеств (пассивности и активности) у детей-близнецов. Различные сочетания свойств позволяют выделить неодинаковые индивидуальные особенности в поведении и деятельности ребенка.

Особенности нервной деятельности могут и затруднить, и помочь воспитать определенные свойства характера. Так, у очень чувствительного ребенка уравновешенного. У возбудимых детей труднее воспитать усидчивость, чем у детей медлительных. В воспитании детей с различными индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности высшей  нервной деятельности, изменяя при этом нежелательные их проявления.

         Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, меланхолический, флегматический, холерический. Однако следует помнить, что темперамент любого человека нельзя целиком «уложить» в рамки какого-то одного типа. У большинства людей наблюдается смешение признаков, свойственных темпераменту разных типов: у холерика могут быть черты меланхолика и флегматика, у сангвиника — холерика и флегматика и т.п. Отнести темперамент человека к тому или иному типу можно только по преобладающим чертам.

4. Упражнение ««Разговор цыпленка с червяком»

Участники разделены на  группы. Каждая группа получает рисунок «Разговор цыпленка с червяком». Необходимо определить тип темперамента цыпленка и объяснить свой выбор (рис. 1–4).   Обсуждение.  В дальнейшем каждая группа работает с особенностями того типа темперамента, который был выявлен у цыпленка.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_551eb26004f82/sieminar-praktikum-dlia-roditieliei-effiektivnoie-vzaimootnoshieniie-s-uchietom-tiempieramienta-riebienka_2.pnghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_551eb26004f82/sieminar-praktikum-dlia-roditieliei-effiektivnoie-vzaimootnoshieniie-s-uchietom-tiempieramienta-riebienka_1.png

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_551eb26004f82/sieminar-praktikum-dlia-roditieliei-effiektivnoie-vzaimootnoshieniie-s-uchietom-tiempieramienta-riebienka_4.pnghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_551eb26004f82/sieminar-praktikum-dlia-roditieliei-effiektivnoie-vzaimootnoshieniie-s-uchietom-tiempieramienta-riebienka_3.png

  1. Физминутка:

Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

  1. Упражнение «Плюсы и минусы темперамента»

Каждой группе необходимо найти в определенном типе темперамента положительные и отрицательные стороны, записать их в два столбика на листе А4.

Обсуждение.

Положительные стороны

Проблемы

ХОЛЕРИКИ

Энергичность, увлеченность, пытливость, трудоспособность, целеустремленность, возможность влиять на других, не выносят состояния бездействия, не страшатся перегрузок

Горячность, невыдержанность, нетерпеливость, конфликтность, затруднения в переключении внимания, склонность к бурным эмоциональным вспышкам, смене настроения; демонстрируют свое отношение к антипатичным людям; вызывающе ведут себя, если что-то угрожает их независимости; занимают внутреннюю позицию превосходства; привычка упрямиться.

САНГВИНИКИ

Мобильность, оптимизм, трудоспособность, легко устанавливают деловой и эмоциональный контакт, не остаются без ближайшего друга, часто (мальчики) входят в состав нескольких групп одновременно, не прибегают к упрямству, приспособляемость в коллективе

Легкомыслие, поверхностность, внушаемы более, чем остальные; бахвалятся приобщенностью к взрослой жизни, не переносят эмоциональных перегрузок; случается, что в состоянии эмоционального дискомфорта обнаруживают аффективность; бравируют недостатками; изменчивость настроения

МЕЛАНХОЛИКИ

Высокая чувствительность, мягкость, доброжелательность (не всегда), склонность к самоанализу, уделяют много времени восприятию самих себя, не любят заискивания, авансирования успеха

Не в меру эмоционально ранимы; неуверенность в себе, мнительность, неустойчивость внимания, заниженная самооценка; подозрительны, вследствие чего обрекают себя на психологическое одиночество, с трудом осваиваются в новых коллективах; в ситуации, чреватой утратой независимости, ведут себя открыто вызывающе, в противном случае маскируют стойкое упрямство (девочки); значительно раньше других обретают сексуальность, трусливы, не верят в свои силы

ФЛЕГМАТИКИ

Не участвуют в конфликтах, уравновешенны, в меру самолюбивы и самокритичны,

с трудом заводят, но легко поддерживают знакомство, устойчивость, постоянство, надежность, терпеливость

Позже всех созревают физиологически, не берут на себя миссию лидера, медлительность, некоммуникативность, социальный инфантилизм, попадают под влияние более инициативных людей, лень

  1. Упражнение  «Ситуации»

Приглашаются четыре родителя которые получают задание, в котором представлена ситуация с непослушным ребенком. Необходимо определить тип темперамента ребенка и выбрать из предложенных приемов наиболее приемлемые воздействия. Проводится обсуждение в течение 10–15 минут. Затем каждый родитель  зачитывает предложенную ситуацию и разбирает ее. При необходимости ведущий оказывает помощь в выборе наиболее эффективных способов воздействия на ребенка с определенным преобладающим типом темперамента.

Какие из нижеперечисленных приемов можно рекомендовать по отношению к герою ситуации и почему?

1. Наказать (лишить чего-либо, другое).

2. Разъяснить правила поведения дома.

3. Дать ответственное поручение.

4. Провести беседу.

5. Представить поведение в смешном виде.

6. Чаще поощрять за хорошие поступки.

7. Сблизить с товарищами.

8. Предложите свой вариант.

Ситуация 1

Боря — типичный непоседа. Ни минуты не сидит спокойно. Постоянно меняет позу, вертит что-то в руках, постоянно болтает. Исключение составляют занятия с конструктором, во время которых он сосредоточен, деловит и настойчив. Говорит он очень быстро — «проглатывает» слова. Быстрая походка вприпрыжку. Требованиям родителей часто не подчиняется. Легко увлекается каким-либо делом (хорошим или плохим), но быстро охладевает к нему. На замечания не реагирует. Слывет среди товарищей человеком, которому все нипочем.

Ситуация 2

Саша выделяется своей порывистостью. Увлекшись рассказом мамы или папы, легко приходит в состояние крайнего возбуждения и прерывает рассказ различными восклицаниями и вопросами. На любой вопрос отвечает, не подумав, и потому часто невпопад. В досаде и раздражении легко выходит из себя, вступает в драку. Бывали случаи, когда он устраивал драку на прогулке. Никогда не сидит на месте, бегает или борется с кем-нибудь. Требования родителей игнорирует.

Ситуация 3

Коля обычно сидит спокойно, редко реагирует на воздействия окружающих. Часто занимается посторонними делами во время выполнения домашнего задания. На замечания родителей не реагирует. По его лицу трудно понять, что он думает и чувствует в данный момент. Кажется, его трудно рассердить или рассмешить, но когда он сердится, совершенно теряет контроль над собой: были случаи, когда он оскорблял товарищей и родителей. Обычно спокоен, но, если кто-то его сильно беспокоит, может сделать невзначай какую-нибудь пакость. Ребята побаиваются его. Замечания взрослых игнорирует.

Ситуация 4

Дима — болезненно чувствительный, обидчивый мальчик. Когда ему запретили гулять на улице, Дима обиделся и долго размышлял, почему так сделали, и весь день сидел расстроенный и подавленный. В школе на уроках часто занимается посторонними делами. В играх с другими мешает товарищу, способен на каверзный поступок: может ущипнуть соседа, когда тот не играет с ним. Если кто-нибудь делает ему замечание, он краснеет и долго оправдывается. Часто примыкает к драчунам, хотя сам в драке участия не принимает, подзадоривает других. При появлении взрослого сразу же убегает.

  1. Упражнение «Губка»

Материал для демонстрации: цветная гуашь, две прозрачные емкости, губка.

Что изображено на картинке? (на слайде показана губка). Какие основные характеристики имеет этот предмет? Беседа с родителями. 

Родителям демонстрируются  два чистых сосуда с водой. Ведущий зачитывает родительские установки, которые чаще всего используются в жизни. Данные установки ассоциируются с определенным цветом, которым мы закрашиваем воду в сосуде. И поместим туда губку. Что делает губка когда находится среди большого количества воды? (Ответы родителей). Подводим родителей к выводу, о том что дети как губка впитывают все то, чем родители их наделяют.  

"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".

"Будь собой, у каждого  в жизни будут друзья!".

"Горе ты моё!"

"Счастье ты моё, радость моя!"

"Вот дурашка, всё готов раздать…".

"Поплачь, будет легче…".

"Не твоего ума дело!".

"Молодец, что делишься с другими!".

"Ты совсем, как твой папа (мама)…".

"А ты как думаешь?".

"Ничего не умеешь делать, неумейка!".

"Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".

"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике).

"Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".

"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!".

"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".

"Уйди с глаз моих, встань в угол!"

"Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".

"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!"

"Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".

Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!".

"Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"

"Всегда ты не вовремя подожди…".

"Давай немного оставим папе (маме) ит.д."

"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!".

"Давай, я тебе помогу!"

  1. Рефлексия. Прощание. Упражнение “Весенний сад”.

На доске изображено дерево. Участники встречи на разноцветных стиках оставляют отзыв о мероприятии, который в дальнейшем закрепляют на доске с деревом.

До скорой встречи, будем рады видеть Вас вновь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Ребенок тоже человек"

разработка родительского собрания  для 5-7 классов Права ребенка...

Родительское собрание "Ребенок и компьютер. Опасная грань"

Выступление педагога-психолога на общешкольном родительском собрании. При подготовке к родительскому собранию в школе был проведен социологический опрос среди родителей учащихся 1-3 классов, учащихся ...

Родительское собрание "Ребенок в интернете"

Родительское собрание "Ребенок в интернете"...

Методическая разработка (подготовительная группа) по теме: Характер ребенка зависит от взрослых

Характер ребенка зависит от взрослых.Мы часто произносим слово “характер” и уже привыкли к нему. ”Вот это характер”, - говорим мы с восхищением. “Ну и характер!” - ...

Выступление на родительском собрании "Как зависит эффективность урока от учащегося"

Цель проведения собрания: способствовать пополнению арсенала знаний родителей об учебной мотивации учащихся.Задачи: привлечение внимания родителей к учебной деятельности ребенка, сплочение коллектива ...