родительское собрание "Ребенок тоже человек"
методическая разработка по теме

Дадар-оол Буяна Дмитриевна

разработка родительского собрания  для 5-7 классов Права ребенка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_rebenok_tozhe_chelovek.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

           Беседа по правовой тематике с  

                        родителями

       

 

                 

                                                                       

                                                                        Детские годы – долгие важные годы в жизни ребёнка…

                                                                    Уважайте труд познания…Уважайте собственность ребёнка...                      

                                                                    Уважайте успехи и неудачи ребёнка…Уважайте текущий час

                                                                    и сегодняшний день…Как ребёнок научится жить завтра ,

                                                                    если мы не дадим ему ,,сегодня,,?

                                                                                                                                    Януш Корчак  

Задачи собрания:

    1.  Познакомить родителей с правами и обязанностями ребёнка.

    2.  Обозначить наличие  проблемы  жестокого обращения с  

          детьми в семье и рассмотреть методы и пути предупреждения  

          насилия по отношению к  детям.

    3.  Объяснить родителям актуальность обсуждаемой проблемы.

  1.  Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных      жизненных ситуаций.
  2.  Воспитывать уважительное отношение к своему ребёнку.

Форма проведения собрания:  доклад, беседа, дискуссия.

Вопросы для обсуждения:

       -   какие права  имеет ребенок в школе и дома;

       - причины нарушений прав ребенка;

       -  жестокое обращение с детьми;

       - анализ предложенных ситуаций по теме собрания;

       -  тестирование родителей по теме собрания;

       - рассматривание рисунков и анализ детских анкет.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Подготовительная работа к собранию:

  1. Подготовка доклада на тему ,, Ребенок тоже человек: его

    права, нарушение прав ребенка, жестокое обращение с детьми,,

2. Подбор ситуаций для анализа с родителями.

  1. Подготовка теста для родителей ,,Вы и ваш ребенок,,.
  2. Подготовка советов психолога Дэвида Льюиса  ,,Об уважительном отношении к ребёнку,,
  3. Выставка рисунков детей ,, Я и мои права,,
  4. Анализ детских анкет ,,Ребенок тоже человек,,

Время проведения: 50-60 мин.


                           Ход собрания

  1. Доклад ,,Права ребенка в школе и дома,,

 Мы, учителя и родители, должны обеспечить каждому ребенку лучшее будущее. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Каждый день множество детей в мире подвергаются опасностям, которые препятствуют их росту и развитию. Дети подвергаются страданиям, будучи жертвами войн, расовой дискриминации; будучи беженцами; будучи инвалидами, жертвами жестокости и эксплуатации. Каждый день дети страдают от голода, отсутствия жилья, от эпидемий. Каждый день 40 000 детей умирают от недоедания и болезней, в том числе от СПИДа, отсутствия чистой воды, плохих санитарный условий, а также  от последствий, связанных с проблемой наркомании. Более 100 миллионов детей не имеют базового школьного образования. Детская и младенческая смертность недопустимо высока  во многих частях мира. Полмиллиона матерей умирают каждый год по причинам, связанным с рождением детей.

ООН во Всеобщей  декларации прав человека  провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Конвенция о правах ребенка открывает новую возможность для истинного всеобщего уважения к правам и благополучию детей. Рассмотрим основные -

                           Права ребёнка

                                                Право на жизнь 

                                         Каждый  ребенок имеет право на жизнь.( ст. 6)     

                                 Право  на образование( ст. 28) 

                                      Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:

  1.   на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;
  2.   на получение образования в соответствии с установленными стандартами;
  3.   на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;
  4.   на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала

           образовательного учреждения;

        5)     на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования,

              а  на конкурсной основе — среднего профессионального, высшего профессионального образования

              в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

       6)    на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

      7)    на перевод в другое образовательное учреждение, peaлизующее образовательную программу  

              соответствующего уровня ;

                                                   

                                           

                                                 Право на свободу слова .( ст. 13)                                                                                             

- на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся

                                               

                                                  Право на труд( ст. 32)

- ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возраста;

- ребёнку не должна поручаться работа , которая была бы вредна для его здоровья, образования или

   препятствовала  его физическому, умственному и нравственному развитию.            

                                         

 Право на защиту от жестокости, на ограждение от дискриминации ( ст.34,35,36)

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации, сексуального насилия, похищения детей и торговли детьми. Ребенок должен быть огражден от расовой, религиозной и других форм дискриминации.

                                      Право на здоровый рост и развитие( ст. 23)

- больному ребёнку должна быть обеспечена достойная жизнь;

- больному ребенку должен быть обеспечен надлежащий уход;

- больному ребёнку должны быть доступны все радости, все хорошее, что есть у здорового ребёнка;

- государство обязано помочь родителям неизлечимо больного ребёнка лекарствами, врачами.  

                                   

                                      Право на заботу государства( ст. 20, 21)

- государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей;

- обеспечить ребенку одежду, еду, жилье;

- способствовать усыновлению, опекунству.

Кроме того ребенку должно принадлежать      право на   - жилище;( ст. 16)

                                                                                - развлечение;( ст. 31)

                                                                               - медицинское обслуживание.( ст. 24)

 

 Попробуем выделить основные

           Нарушения прав ребенка в школе и дома.

1. Игнорирование прав и свобод ребенка

 Проявления:

-  неприятие детства как особой субкультуры наряду со взрослой;

-  пренебрежение основополагающим понятием прав человека ,,достоинство человека,,;

-  полное игнорирование детской индивидуальности;

-  пренебрежение равенством возможностей учащихся и равным ко всем отношением;

-  не соблюдаются гарантии на бесплатное образование;

- распространен авторитарный стиль педагогической деятельности.

 2. Нанесение вреда здоровью ребенка

Проявления:

-  несоответствие расписания нормам валеологии;

 -  сверхнормативное увеличение учебного плана, проведение более двух контрольных, проверочных работ в  

    день;  большие объемы домашних заданий (у ребенка формируется страх ошибки , ребенок боится

    предъявить неправильный ответ).

-  принуждение к тяжелому физическому труду дома;

-  принуждение к воровству и попрошайничеству, склонение к сектанству;

-  лишение жилища , пищи , медицинских услуг;

3.  Применение наказаний, ущемляющих человеческое достоинство

К их числу относятся:

-  физическое насилие;

-   психологическое, психическое насилие;

-   система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетворительное поведение ребенка;

-   перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных представителей и ребенка.

                          Жестокое обращение с детьми

Насилие — любой вид жестокого обращения с детьми ,допускаемого родителями, опекунами, педагогами, воспитателями, нарушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающий его полноценному развитию. Жестокость в отношении детей формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Выделяется  виды насилия над детьми — физическое, сексуальное, психическое(психологическое), пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие — любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Распознавание :

- внешний вид ребенка и характер травм;

- внешние повреждения( отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги);

- повреждение внутренних органов или костей, которые не могли быть следствием несчастного случая.

- боязнь физического контакта со взрослыми;

- стремление скрыть причину травм;

- плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

- негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

- попытки самоубийства.

Сексуальное насилие(развращение) – вовлечение ребенка без его согласия в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Распознавание:

- повреждение области половых органов;

- заболевания, передающиеся половым путем, беременность;

- ночные кошмары и страхи;

- депрессия;

- стремление полностью закрыть свое тело;

- несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

- проституция.

Психологическое (эмоциональное) насилие — периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

К этой форме насилия относится:

-  открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

-  оскорбление или унижение его человеческого достоинства;

-  угрозы в адрес ребенка;

-  преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

-  предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

-  ложь и невыполнение взрослым обещаний;

-  однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

Распознавание:

- задержка физического и умственного развития;

- нервный тик, энурез;

- постоянно печальный вид;

- различные соматические заболевания;

- беспокойство, тревожность, нарушение сна;

- агрессивность;

- склонность к уединению, неумение общаться;

- плохая успеваемость.

Пренебрежение интересами ребенка — это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего возраста 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

         

         

 Психологическое пренебрежение — это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

Распознавание:

- утомленный , сонный вид;

- санитарно- гигиеническая запущенность;

- отставание в физическом развитии;

- частые заболевания;

- постоянное чувство голода, кража пищи;

- задержка речевого и моторного развития;

- низкая самооценка, успеваемость;

- агрессивность и чрезмерная импульсивность;

- антиобщественное поведение , вплоть до вандализма.

 2.АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ.

При рассматривании предложенных ситуаций родители должны дать не просто решение, а мотивировать его, привести примеры из жизни.

 

 СИТУАЦИЯ 1.

   Настроение ребенка сменилось угрюмостью и нежеланием идти в школу.  Спустя какое то время родители узнали, что по дороге в школу взрослые мальчишки забирают у него деньги, которые родители дали ему на завтрак.

   

СИТУАЦИЯ 2. 

  Ребенка дразнят, обзывают обидными прозвищами и во дворе и в школе. Он отказывается идти в школу.

Родители идут к детям разбираться. На некоторое время все успокаивается, а затем издевательства повторяются и становятся еще более изощренными.

СИТУАЦИЯ 3.

 Случайно родители девочки, ученицы 4 класса, обнаружили на ее теле синяки. Долго выясняли причину.  Услышанное повергло в шок. Подростки несколько раз загоняли ее и других девочек в подвал и подвергали оральному сексу. За сопротивление били и приказывали молчать, грозя рассказать всем.

СИТУАЦИЯ 4.

   Ребенок часто болел. Но учительница не признавала причину неподготовленности к урокам. Оценки стали плохие. Ребенок перестал вовсе учить уроки. Стал пропускать занятия, врать родителям. Связался с плохой компанией.

СИТУАЦИЯ 5.

     Родители ограничивали ребенка в материальном плане. Заходя в магазин ,он клянчил у них  купить ему хоть что–нибудь. Если этого не случалось- закатывал истерику. Вскоре у родителей стали пропадать деньги. Дошло до того, что он вытащил из сумки учителя большую сумму.

  1. ТЕСТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.

                                   ТЕСТ ,, ВЫ И ВАШ РЕБЕНОК,,  

                                                                                                       

1. Ребенок подрался с одноклассниками, и Вас срочно  вызывают в школу.

 Как Вы поступите?

А)    Сгоряча накажете ребенка.

Б)     Выясните, как прошла драка, и после этого определите меру наказания.

В)     Прежде всего переговорите с классным руководителем.

2.Помогая Вам в уборке, ребенок нечаянно разбил вазу. Ваша реакция?

А)    Самая первая – подзатыльник.

Б)     Раздраженная фраза:,, Уходи от сюда! Обойдусь без твоей помощи!,,

В)    Успокоите ребенка- ведь он сделал это нечаянно.

3.Если  Вы наказали ребенка, а потом узнали ,что поступили

 несправедливо, вы: 

А)   Промолчите, чтобы не уронить авторитет;

Б)    Извинитесь;

В)    Признаете свою ошибку, объясните, что взрослые тоже ошибаются.

4. Ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы устали,…

А)   Обрываете его:,,Дай хоть минуту отдохнуть, помолчи!,,

Б)   Ответите, не думая серьезно , лишь бы ответить.

В)   Объясните, что очень устали и попросите перенести разговор на другое время.

5.Ребенок просит помочь ему в написании сочинения. Как вы поступите?

А)   Напишите черновик, ему останется переписать сочинения

Б)    Строго скажите:,,Работай сам, иначе ничему не научишься.,,

В)    Поможете выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложите самостоятельно

6.,,Мамочка, умоляю, давай заведем рыбок,,-просит ребенок. Что вы ответите?

А)   Ни в коем случае. Это отнимет у тебя много времени.

Б)    Давай. Я помогу тебе ухаживать за аквариумом.

В)   Прежде подумай, все взвесь. Я куплю тебе рыбок, но помни, что ухаживать за ними

        придется только тебе.

7.Узнав, что друг вашего ребенка вел себя недостойно, вы…

А)   Запретите дружить с ним.

Б)   Обсудите случившееся со своим  ребенком, предоставив ему самому сделать вывод.

В)   Не обращу внимания.

8. Если у вашего ребенка не получается задача ,то вы…

А)   Будете укорять его в тупости и лени.

Б)   Постараетесь отложить дела и  поможете ему.

В)   Скажете, что сами не умеете решать такие задачи.

Подсчет результатов:

Если вы 6 раз выбрали ответ с цифрой ,,3,, - вы неплохой воспитатель, ваши отношения с ребенком прочны и интересны.

Если ,,угадали,, на половину –вам надо пересмотреть свои отношения с ребенком как можно скорее.

Если еще меньше – придется серьезно задуматься над своими отношениями с ребенком, иначе все может выйти из-под контроля.

4.Чтение и обсуждение советов психолога Дэвида Льюиса

,,Об уважительном отношении родителей к своему ребенку,,

5.Рассматривание и анализ детских рисунков ,,Я и мои права,,

6. Анализ детских анкет

                             

                        Анкета для детей ,,Ребенок тоже человек,,

  1. Что такое право?
  2. Какие права есть у тебя?
  3. Достаточно ли прав у детей?
  4. Можешь ли ты добиться , чтобы твои права уважали?

  1. Какие черты характера помогают человеку добиваться уважения своих прав?
  2. Какие права ты считаешь самыми важными для человека?
  3. Какие права ты включил бы в школьную конституцию, если бы ее составляли?

                                           Используемая литература

  1. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М.,1971
  2. Декларация прав ребенка. М.,,Юридическая литература,, ,1990
  3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания М.,,ВАКО,, ,2004
  4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.,,ВАКО,, ,2005
  5. Игошев К.Е. Миньковский Г.М.Семья, дети, школа.М. ,,Юридическая литература,, 1989
  6. Касаткина Н.А.  Формы взаимодействия учителя с родителями. В,,Учитель,, ,2003
  7. Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990
  8. Льюис Д. Ваш ребенок. М., 2000  

  

    




             психолога

                                                                                                                                                                     

                                 


    ‹‹Об уважительном отношении родителей к своему ребёнку››


 Отвечать на все вопросы ребенка терпеливо и честно.

► Показывать ребенку ,что он любим таким , какой он    

     есть,а не за его достижения.

► Помогать строить планы и принимать решения.

► Никогда не говорить ребенку, что он хуже других.

► Никогда не наказывать ребенка унижением.

► Не дразнить ребенка за неумение и ошибки.

► В занятиях ребенка находить достойное похвалы.

► Помогать ребенку быть личностью.

► Никогда не отмахиваться от неудач  ребенка,

      говоря:,,Я это тоже не умею,,

► Верить в здравый смысл ребенка и доверять ему.


                                   

                                     Дорогие мои родители!

☺   Не давайте пустых обещаний. Это подорвёт мое доверие к  

           вам.

☺   Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы,

            узнав, как великолепно я знаю, что такое ,,хорошо,, и что 

                     такое ,,плохо,,

☺   Не применяйте ко мне силу. Иначе я буду думать ,что

           считаться нужно только с силой.

 

☺   Не делайте мне замечание в присутствии других людей. На

           замечания я буду реагировать лишь на едине, без  

           посторонних.                                                                                            ☺   Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации

           Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место

           здравому смыслу.

 

☺  Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придется

          притвориться глухим, чтобы как-то защититься.

 

   Не забудьте, что я развиваюсь, а значит экспериментирую.

         Таким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.

 Не оберегайте меня от последствий моей деятельности.

         Мне необходимо учиться на собственном опыте.                                                                    

Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною,

      это- преступление. Я должен научиться делать ошибки, не

       думая при этом ,что я ни на что не годен.


Не отмахивайтесь от меня , если я задаю вам честные и

        прямые вопросы.


Никогда не считайте, что извиниться передо мной – ниже

        вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание

        своих ошибок вызывает у меня уважение к вам.


Не забывайте, что мне нужно ваше внимание и поддержка.


Относитесь ко мне , как вы относитесь к своим друзьям.

       Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.


Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания,

       которые вы мне дарите сейчас ,через годы вернуться к вам

       сторицей.


Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете.

       Это чудо


                                  Я – ваш ребёнок!  

                                                                   


                                             

                    Памятка об уважительном отношении  

                     родителей  к своему ребенку

                                                                                   

                                                                                                                         Любовью и уступками достигается всё.

                                                                                                                                                                                     Жан Поль

                                                                                     

                                                                                                              Душевная копилка ребенка работает день и ночь.

                                                                                                               Её ценность зависит от того , что мы туда бросаем.  

                                                                                                                                                                                   Януш Корчак

                                                                                                                                  

    Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти один шаг, не делайте необдуманных шагов!

   Не унижайте своего ребенка. Унижая

его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено ,что это будете Вы.

   Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают вранье ребенка, приводят к боязни и ненависти.

  Не налагайте запретов. В природе ребенка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать.

   Не опекайте своего ребенка там,

где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

   Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит.

   Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями ,разрешайте ребенку смеяться вместе с вами. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем над ним будут смеяться другие.

 Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.  

   Воспитание и общение с ребенком не должно зависеть от вашего настроения.

  Прислушайтесь к ребенку. Вникнете в его проблему. Благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.

.   Принимайте решения совместно с ребенком. Ребенок охотнее подчиниться тем правилам, которые устанавливал сам.

   Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном.

Дайте возможность своему ребенку побыть им  во время ДЕТСТВА, иначе период  детства будет продолжаться и во взрослой жизни. А это может обернуться серьезными последствиями для всех.

           

              Помните, что самое большое

        родительское счастье – видеть

             состоявшихся, умных и

               благодарных детей!

          Желаем вам успехов! 

                 

           

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек"

Конспект урока по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лощади"...

Урок-размышление "Лошадь тоже человек" (по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади..."")

Познакомить учащихся с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать, проследить, как решается автором проблема нравственного выбора;В процессе анализа и сопоставлен...

Деловая игра с педагогами «Двоечник – тоже человек»

Изменение отношения педагогов к неуспевающему школьнику через развитие профессионально-педагогического самосознания, эмпатии....

Ребёнок тоже человек!

Мастер - класс, родительское собрание...

ДВОЕЧНИК — ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК!

Деловая игра для учителей...

классный час - игра на тему "Ребенок тоже человек"

Классный час - игра на тему "Ребенок тоже человек"...

Беседа по правовой тематике: "Ребенок тоже человек"

Беседа на родительском собрании по правовой тематике: "Ребенок тоже человек"....