Взаимодействие учителя-дефектолога и родителей как условие успешного развития дошкольников с ЗПР
статья

Шурухина Лариса Геннадьевна

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

В отечественной науке и практике в последнее время уделяется большое внимание поиску оптимальных и эффективных путей в работе с родителями, которые воспитывают детей с отклонениями в развитии. Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности учителя-дефектолога ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего задержку психического развития. Работая с детьми с задержкой психического развития очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса.  

Часто найти взаимопонимание с родителями гораздо сложнее, чем с детьми, ведь не все родители готовы принять тот факт, что в их семье растёт «особенный ребенок». Они упорствуют и пытаются справиться с проблемами в одиночку, или «вообще не видят» существующих проблем развития у своего ребенка. Зачастую у родителей возникают проблемы в понимании особенностей психического и социального развития ребенка дошкольного возраста. Возможно, это говорит о недостаточной педагогической информированности родителей или невозможности грамотно использовать психолого-педагогические знания при воспитании собственного ребенка. Такое положение вещей усложняет работу учителя-дефектолога.

Ведь именно в семье раскрываются индивидуальные способности, создаются предпосылки для их формирования и актуализации. Вера родителей в возможности своего ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствуют формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивают чувство уверенности в себе, доверие к окружающему миру. Для того чтобы сделать родителей надежными союзниками в коррекционно-воспитательной работе, начинать общение с ними необходимо с объяснения им положительных особенностей их ребенка, его сильных сторон, на которых могут базироваться его успехи в дальнейшей жизни. Для этого педагогу надо быть грамотным психологом. Учителю-дефектологу нужно вместе с родителями найти эти сильные стороны и основывать на них коррекционную работу. Данная тактика общения с родителями позволяет сломать барьер непринятия родителями своего «особенного» ребенка», а иногда и помогает наладить взаимоотношения в семье и между родственниками.

Это позволяет родителям принять своего ребенка таким, какой он есть, и дает возможность ему развиваться и адаптироваться в современном обществе. В ходе общения с учителем-дефектологом родители получают необходимую информацию о нарушении у ребенка с точки зрения специалиста, а также эмоциональную поддержку.  Этим педагог располагает родителей к себе, а родители в свою очередь учатся необходимым приёмам обучения и общения со своим ребёнком.

Практика показывает, что дети, окружённые вниманием, поддержкой и любовью, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития. Объединение усилий специалистов и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции задержки психического развития и полноценного личностного развития детей.

Чтобы работа была целенаправленной, необходимо:

‒ привлекать родителей к проблемам воспитания детей в детском саду;

‒ обучать правильной организации досуга детей.

‒ учить выдержке, терпению, такту, доброжелательности, гуманности.

‒ формировать из родителей коллектив единомышленников;

Если семья настроена на сотрудничество с педагогом, то и ребенку легче заниматься, он позитивнее воспринимает задания и чувствует себя увереннее и успешнее. Ещё немаловажный компонент успешности коррекционной работы — это обратная связь. Родитель всегда может обратиться за помощью к специалисту в случае сомнений или затруднений. Регулярное выполнение заданий учителя-дефектолога не только помогает ускорить процесс коррекции, но и прививает детям ответственность, усидчивость, самоконтроль и позволяет использовать полученные знания на практике.

Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в стремлении помочь ребенку при понимании его индивидуальных особенностей и трудностей в усвоении познавательного материала лежит в основе всей коррекционной работы и создает базу для формирования азов учебной деятельности.

 Как показывает практика работы, дети с ЗПР очень часто не умеют играть. Коррекционная работа учителя-дефектолога проходит в игровой форме и в ходе этих занятий дети развиваются, познают новое и учатся играть. Слыша от ребенка, что он играет с учителем-дефектологом, а не учится, родители очень настороженно и с опаской начинают относится к работе учителя-дефектолога. Но, как известно, в дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит игровой деятельности. Именно в игре происходит развитие ребенка и более эффективное усвоение познавательного материала, формирование его коммуникативных навыков и расширение кругозора. Тем самым повышается мотивация ребенка к занятиям с учителем-дефектологом, так как во время игры создается психологически комфортная обстановка для ребенка.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-дефектологом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность совместной работы. Возникает понимание того, что создание единого пространства развития ребёнка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-дефектолога и родителей.

Данная система работы учителя-дефектолога с родителями позволяет:

‒ оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям;

‒ привлечь к коррекционно-воспитательной работе всей семьи ребенка;

‒ разъяснить и показать родителям, в чем состоит коррекционно-воспитательная работа детского сада, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях в домашних условиях;

‒ повысить уровень педагогической культуры родителей.