Игры для формирования слоговой структуры
консультация

Кокина Ирина Александровна

Формирование у детей грамматически правильной речи – одна из самых важных задач в работе по обучению ребёнка родному языку. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопрос, договориться со сверстниками о совместной игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slogovaya_struktura_slova.docx13.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры для развития слоговой структуры слова»

Формирование у детей грамматически правильной речи – одна из самых важных задач в работе по обучению ребёнка родному языку. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопрос, договориться со сверстниками о совместной игре. И, наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

Дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно.

Что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку справиться с этим нарушением? Просто поиграть!

Работа над ритмом

Ребенку предлагаются различные способы воспроизведения ритма:  

- хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике
(сколько точек на карточке);

- сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять
карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);

Игра «Отхлопай слово»

Оказывается, любое слово можно отхлопать. Например, слово кошка (хлопок на каждый слог). Мы его произносим по частям. Попробуйте сами отхлопать слово самолет (3 хлопка, т.к. 3 слога).  Молодцы, у вас все получилось.

Игра «Прошагай словечко».  Вы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово сани (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? Совершенно верно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов сделали? Как вы думаете, это короткое слово или длинное? Верно – короткое.  Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово.  Сколько шагов у вас получилось?  (3 шага). Это длинное слово или короткое?

Игра «Сколько слогов в слове»

Мы слова отхлопывали, прошагивали, то есть делили слова на части.  Эти части называются слогами. Каждое слово состоит из какого-то количества слогов.  Например, из 1 слога (1 хлопок - дом), из 2 слогов (2 хлопка - кукла), из 3 слогов (3 хлопка - бегемот), бывают даже из 4 слогов (4 хлопка - карандаши) и 5 слогов (5 хлопков – велосипедист) это очень длинные слова. Запомните правило – сколько в слове гласных, столько и слогов (хлопков, шагов). Я подскажу маленькую хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.

Игра «Разложи игрушки» Разложить игрушки по количеству слогов в коробочку.  В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых 1 слог, во вторую – 2 слога, в третью – 3 слога.  Как проверить? Прохлопать, прошагать, проверить ладонью.

Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).

Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.

 Деление слов на слоги:

  -произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни);

сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.

  - ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует взрослый).

Игра «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом — кот, двухэтажный лиса (разложить картинки на нужный «этаж» дома).

 «Путаница»

Ход: Жили-были слова, однажды они веселились, играли, танцевали, и не заметили, как перепутались. Помогите словам распутаться. Слова: босака (собака), лавосы (волосы), лекосо (колесо)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ОНР по формированию слоговой структуры слов

Данный конспект индивидуального логопедического занятия по формированию слоговой структуры слов рассчитан на работу с детьми 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР. Занятие проводится в игровой форм...

Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР

Перспективное планирование   учителя-логопеда на учебный год и практический материал по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников...

Конспект логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова

Тема: Формирование и развитие слогового анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.Лексическая тема: дикие животные....

Формирование слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и...

Формирование слоговой структуры слова у детей 4 – 5 лет

Материал предназеачен для начинающих логопедов, воспитателей ДОУ и родителей....

Консультация для воспитателей "Игры на формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР"

Описание игр для развития слоговой которые могут использовать воспитатели в работе с детьми с ОНР....

игра "Четвертый лишний" в рамках формирования слоговой структуры слова

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР на материале выделения лишней картинки по принципу разного количества слогов....