Родительское собрание "Ответственность""
план-конспект занятия (9 класс)

Попова Ольга Ивановна

Родительское собрание "Ответственность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit_sobranie_otvetstvennost.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Как научиться быть ответственным за свои поступки.

Уроки этики поведения для детей и взрослых».

Цель и задачи:

  1. Обсудить проблемы поведения учащихся в школе и дома.
  2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельности в девятом классе.

Как научиться быть ответственным за свои поступки? Уроки этики поведения для детей и взрослых»

Что такое ответственность?

Ответственность – это способность осознания того, что качество жизни, уровень успешности и самореализации человека зависят только от него самого.

Ответственность –        это        готовность        исполнять        все        свои        обещания        и выполнять все свои обязанности наилучшим образом.

Ответственность – это умение принимать решения в сложных ситуациях не только за себя, но и за тех, кто от тебя зависит.

Ответственность – это понимание последствий, которые могут повлечь решения или действия самого человека.

Современные родители хорошо понимают, насколько важным и нужным является для ребенка формирование чувства ответственности. Ответственность бывает разной: за поступки и действия, за слова и обязанности, за принятие решений и взятие обязательств. Это качество не дается ребенку от рождения, оно развивается с годами. И насколько верно родители и педагоги смогут подойти к вопросу развития ответственности у ребенка, настолько ответственным и самостоятельным он вырастет. Некоторые дети становятся ответственными очень легко, другим для формирования этого качества требуется много времени и родительского терпения.

А что значит быть ответственным?

Быть ответственным - значит уметь самостоятельно принимать решение и осознанно его выполнять.

Ответственность – прекрасное качество, наличие которого значительно облегчает жизнь и самому ребенку, и его родителям. Сложность в том, что оно не передается на генетическом уровне. Ответственность придется воспитывать. Ответственность является решающим фактором в успешном обучении.

Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы – в установлении постоянных обязанностей для детей. На самом же деле такие обязанности, являясь важными в домашней обстановке, в быту семьи, все же могут не повлиять на формирование у ребенка чувства ответственности. Напротив, в некоторых семьях принуждение к выполнению этих обязанностей приводит к постоянным ссорам, которые плохо отражаются и на детях, и на родителях. В конце концов ребенок, вероятно, будет слушаться, но неизвестно, как принуждение повлияет на формирование характера.

Истина проста: чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи.

С чего начать воспитание ответственности в своих детях?

Скорее всего, нужно составить такую программу, которая будет комбинацией долгосрочных и краткосрочных заданий. При этом мы должны четко представлять себе, что многое зависит от наших отношений с детьми и что проявления различных черт характера детям нужно не описывать, а демонстрировать.

Первый шаг в воспитании ответственности - заинтересованность в том, что дети думают и чувствуют, а не в их внешних реакциях - подчинении нам или сопротивлении.

Как понять, что дети думают и чувствуют? Они сами дают нам ключ к пониманию этого. Их чувства отражены в словах и в интонациях, в жестах и в позах. А наша задача - прислушиваться, всматриваться, чутко реагировать.

Нашим девизом должно стать: «Я хочу понять своего ребенка. Хочу показать ему, что понимаю его. Хочу выразить свое понимание, отбросив автоматическую критику и осуждение».

Если ребенок приходит из школы хмурый, молчит, не отвечает на вопросы - ясно, что у него какие-то неприятности. Следуя нашему девизу, мы не станем начинать разговор с критических замечаний вроде:

  • Что это ты такой кислый?
  • Что это за унылая гримаса?
  • Что ты еще там натворил?
  • Что у тебя опять стряслось?

Если мы сочувствуем ребенку, нельзя делать ему такие замечания, которые вызывают у него досаду, ненависть, желание, чтобы весь мир полетел в тартарары.

Напротив, родители должны показать, что понимают его, говоря:

  • Наверное, у тебя какие-то неприятности.
  • У тебя был трудный день.
  • Тебе нелегко пришлось сегодня.
  • Наверное, ты с кем-нибудь поссорился.

Такие вопросы - признак любопытства, утверждения - признак сочувствия.

Естественно, что ребенок познает лишь те чувства, которые переживает, испытывает сам. Если только критиковать его, он никогда не научится ответственности. Все, что он сможет, - это проклинать себя и обвинять других. Он научится не доверять своим собственным суждениям, перестанет проявлять свои способности и будет подвергать сомнению намерения окружающих. В довершение ко всему он привыкнет жить в ожидании неминуемого осуждения.

Второй шаг в воспитании ответственности – завоевание доверия ребенка. Это задача трудная, но осуществить ее вполне возможно. Нужно, чтобы у нас появились (если их нет) близкие отношения с ребёнком.

Подготовить почву для перемен в характере ребенка к лучшему можно при помощи следующего.

Чутко слушать ребенка. Дети испытывают разочарование и досаду, если видят, что родителей не интересуют их мысли и чувства. Если родители слушают ребенка внимательно, это пробуждает у него чувство уверенности в себе. Значит, он будет увереннее оценивать происходящие события, поступки людей.

Если родители внимательно выслушивают ребенка, воздерживаются от язвительных замечаний и выражают свои чувства и требования, не задевая детской гордости, в душе ребенка начинают складываться иные основы поведения. Атмосфера сочувствия приближает ребенка к родителям. Он замечает их искренность, такт, внимание и, в свою очередь, подражает им. Такая перемена совершится не сразу, но в конце концов усилия родителей будут вознаграждены.

Используя эти принципы и приёмы, родители добьются пробуждения чувства ответственности у своих детей. Но одного личного примера недостаточно. Чувство ответственности развивается и крепнет лишь на основе жизненного опыта самого ребёнка, становясь важной чертой его характера.

Чувство ответственности не является врожденным. Нельзя также приобрести его автоматически в некотором определенном возрасте. Ответственность за свои слова и поступки порождается, как, например, и умение играть на фортепиано, долголетней практикой. И эта практика должна быть ежедневной.

Третий шаг. Воспитывать чувство ответственности у детей можно с самого раннего возраста. Для этого необходимо предоставить ребёнку право голоса, а в делах, которые имеют для него наибольшую значимость, и право выбора. Есть вопросы, которые ребенок может решать сам, – тут он должен иметь право выбора. Но в вопросах, касающихся благополучия ребенка, он имеет лишь право голоса, но не выбора. Мы делаем выбор за него, в то же время, помогая ему принять эту неизбежность.

Друзья ответственности

Характер ребенка, без сомнения, влияет на то, будет ли развиваться ответственность. Но характер - это не что-то "заданное" изначально, по факту рождения. Воспитательная позиция родителей развивает или подавляет развитие качеств, которые заложены природой. Итак, какие же качества влияют на то, чтобы ребенок рос ответственным?

  • Инициативность. Ребенок, опасающийся проявить собственную инициативу, никогда не станет по-настоящему ответственным взрослым. Он будет тянуть время, не принимая никакого решения, и иногда такое поведение принимают за сверхответственность, но на деле это просто боязливость. Поэтому ребенку стоит позволять проявлять инициативу в различных делах. Для развития инициативности нужно, чтобы запретов было не слишком много, но они носили характер обязательного выполнения.
  • Стремление к самостоятельному принятию решений. Например, если ребенок хочет надеть синие джинсы, а не бежевые шорты, стоит ему это позволить, пусть даже ему будет немного жарко. Пусть он поймет, что его решения не всегда верны и нужно учитывать информацию, которую он может получить от других. Пусть он сам выберет время выполнения домашних заданий и оценит его целесообразность.
  • Умение быть критичным к собственным действиям и воспринимать критику других. Критика необходима, но она должна быть доброжелательной и завершаться на позитивной ноте.
  • Умение анализировать свое поведение с точки зрения социальной правильности. Следование многим нормам усваивается с раннего возраста бессознательно. Но, в школе дети начинают задумываться, правильно ли они поступает в общении со своими сверстниками и взрослыми. Они начинают понимать, что их поведение влияет на настроение близких людей.
  • Хороший самоконтроль. Люди, способные контролировать свое поведение, проявление чувств, более ответственны, чем импульсивные и порывистые. Контроль связан с процессами возбуждения и торможения в головном мозге. Если они уравновешены, то самоконтроль хороший.

Можно выделить три уровня ответственности.

  1. Поручение посильных дел. На первом уровне ребёнок выступает в качестве помощника, помогая взрослому выполнять какую-либо работу. При

этом он учится тому, как эту работу нужно выполнять. Если дело для ребенка является новым, он нуждается в нашей поддержке и присутствии.

  1. Напоминание и контроль. На втором уровне ребенок нуждается в напоминании и контроле, хотя он знает все необходимые для выполнения задания действия. Тем не менее, на данном уровне контроль необходим.
  2. Выполнение задания самостоятельно. Третий уровень ответственности – самостоятельность. Ребенок не только сам выполняет свою работу с удовлетворительным результатом, но и больше не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень и есть цель наших усилий.

Существует множество способов, которые учат, как растить ребенка - ведь каждый ребенок абсолютно уникален. Не существует какой-либо одной магической формулы для воспитания хорошего подростка. Даже у самых лучших родителей могут быть проблемные дети, так же как хорошие дети могут выходить из неблагополучных семей. Быть всегда в курсе дел своих детей, даже когда они не будут сильно в вас нуждаться - значит учить их тем необходимым навыкам, которые помогут им быть успешными и счастливыми подростками, какими вы хотите их видеть.

Существует несколько правил, следуя которым, можно направить ребенка- подростка на верный путь.

  1. Любите их. Говорите своим детям, что любите их, каждый день. Они, возможно, будут стесняться возвращать вам эти слова на данном этапе своей жизни, но это временное явление. В один день они вспомнят, как вы всегда говорили им, что любите их. Даже, если подросток совершает плохой поступок, скажите, что любите его, но совершенное им действие вам не нравится
  2. Не бойтесь устанавливать ограничения. Вам не нужно быть лучшим другом подростка. Если вам не нравится, что ребенок уходит куда-то, займите твердую позицию. Иногда дети комплексуют по поводу того, что им приходится говорить своим друзьям, что "они не могут пойти, потому что мама не пустила" или еще что-то в этом роде. Но вскоре они поймут, что мама, говоря подобные слова, только и делает, что заботится о своем чаде.
  3. Найдите полезное дело для ребенка. Подросткам идет на пользу обучение в различных молодежных группах и организациях. Эти группы часто делают акцент на том, что надо думать о других в первую очередь. Волонтерская или добровольческая деятельность часто становятся лучшим опытом подростковой жизни и позволяют подростку понять, что не у всех людей такая хорошая жизнь, как у них самих.
  4. Прививайте чувство значимости семьи. Детям нужен «якорь», чувство принадлежности чему-либо. Подчеркните тот факт, что ваша семья - это одно целое, одна команда. Поощряйте стремление детей проводить больше времени с различными членами семьи, такими как: дедушки и бабушки, тети,

дяди и двоюродные сестры и братья. Проводите время за обеденным столом несколько раз в неделю и общайтесь друг с другом, вместо того чтобы смотреть телевизор.

  1. Помощь по дому – обязательна. Приучайте подростка к обязательной помощи по хозяйству, все обязанности должны быть поделены между всеми членами семьи. Подростки должны быть достаточно самостоятельными, чтобы стирать свои вещи, убирать в своей комнате, убирать в ванной комнате, мыть посуду и брать на себя другие домашние заботы, которые обычно выполняете вы. Если вы в раннем возрасте научите детей заботиться о себе и содержать в порядке домашнее хозяйство, значит, вы окажете своим детям (а также их будущим супругам) "добрую" услугу.
  2. Уважайте их выбор. Не высмеивайте подростка в его увлечениях, пусть даже они и странные для вас. Подростки постоянно пытаются уяснить для себя то, кем они являются и во что они верят. Не критикуйте их выбор в музыке (даже если она кажется вам слишком агрессивной), прическе, одежде и т.д. Подростки хотят, чтобы к ним относились, как к взрослым. Полное подавление их желаний и стремлений может иметь свои неприятные последствия. Позвольте им иметь право выбора, особенно если это касается временного явления - в конце концов, синие волосы отрастут. Вот, к примеру, татуировки не сойдут со временем, поэтому здесь стоит сказать свое твердое родительское "нет".
  3. Говорите с детьми о возможных будущих последствиях. Дети должны осознавать, что вы не сможете всегда опекать и заботиться о них. Постарайтесь объяснить ребенку важность образования, чтобы в будущем получить хорошую работу. Словом, объясните им, как их сегодняшние действия будут иметь огромное влияние на их будущее. Нужно в понятной форме донести до ребенка, что он вряд ли станет тем, кем мечтает, будь у него судимость или отсутствие среднего образования. Покажите им, сколько стоит, к примеру, автомобиль и дом. Затем ежемесячно просматривайте бюджет с детьми, таким образом, они увидят, насколько трудно бывает иметь семью, зарабатывать деньги, чтобы ее кормить, а ведь кроме этого, нужно еще платить за квартиру и т.д. Дети имеют тенденцию принимать все, как само собой разумеющееся. На самом же деле они должны понимать, как их родители обеспечивают их всем необходимым. Ведь недалек тот день, когда им самим придется содержать свою семью и обеспечивать ее всеми удобствами и благами.

Немаловажной проблемой является воспитание у детей этики поведения.

Этикет - своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения людей дома, на работе, в транспорте принятых в данном обществе. А правила этикета предназначены для того, чтобы показать наличие внутренней этики и красоты человека.

Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нём закладывает его семья.

Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старались школа и педагоги – помочь такому ребёнку жить по законам добра трудно.

Чтобы воспитать культуру поведения у детей родителям необходимо:

  1. Не демонстрировать своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
  2. Не грубить и не сквернословить самим. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
  3. Не говорить о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
  4. Быть тактичными по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.
  5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.
  6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка. Помните, что поведение — это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

Сегодняшний мир предоставляет множество соблазнов молодым ребятам и практически ничему их не учит, и поэтому родители до сих пор остаются самыми главными учителями детей. Ваше присутствие в жизни ребенка нужно ему сейчас больше, чем когда-либо. Необходимый баланс любви и дисциплины позволит вашему ребенку расти и развиваться в той среде, которая сделает его культурным и ответственным человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "О родительском авторитете"

« Истинный авторитет есть не что иное,   Как истина, изысканная силой разума »....

Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...

В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...

Родительское собрание "Родительская любовь и воспитание"

Очень интересное родительское собрание. Хорошо подобран материал....

Доклад на родительском собрании "Сила родительского примера"

Материал данного доклада можно применять учителям на родительских собраниях....

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Речь идёт о детях, какую роль в их воспитании играют взрослые: родители (семья) и школа, как от согласованности действий зависит эффективность процесса воспитания ребёнка....

Родительское собрание «Родительская любовь и воспитание»

помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему...

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...