Мастер-класс "Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с ОВЗ"
консультация

Кузнецова Татьяна Владимировна

Предложенные игры и упражнения, направлены на развитие памяти у детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с ОВЗ

Уважаемые родители!

        Дошкольный возраст – это время, когда активно развиваются все познавательные процессы. Каждый день ребенок узнает что-то новое и важное, поэтому необходимо уделять достаточно внимания развитию его памяти. С помощью простых игр и упражнений, предложенных ниже, Вы сможете помочь своему легко запоминать и воспроизводить информацию.

Приятных Вам совместных игр!

Игра «Запомни — положи»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти, умение запоминать последовательность картинок (игрушек).

Оборудование: 4 - 8 картинок с хорошо знакомыми ребенку предметами или 4 - 8 игрушек.

Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. После этого картинки (игрушки) смешиваются, а ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.

 Игра «Что пропало?»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.

Оборудование: 4 - 8 картинок с хорошо знакомыми ребенку предметами или 4 -8 игрушек.

Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из картинок (игрушек) и выравнивает нарушенный ряд предметов. Ребенок должен вспомнить, какую картинку (или предмет) убрали, и показать, где он находился.

К пяти-семи годам ребенок должен научиться не только показывать местонахождение убранного предмета, но и рассказать об этом, употребляя соответствующий предлог.  Например, «Не стало картинки с куклой».

 

         Игра «Что добавилось?»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.

Оборудование: 6 картинок с хорошо знакомыми ребенку предметами или 6 игрушек.

Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить их последовательность. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый незаметно добавляет какую-либо, не привлекающую особого внимания картинку (или игрушку). Ребенок должен назвать исходные картинки (игрушки) и определить лишнюю. К 5 годам следует добиваться от ребенка полного ответа на вопрос. Например, «Слева от куклы прибавилась машинка (книжка, кубик и т. д.)».

        Игра «Что стало по-другому?»

Цель: развитие произвольного зрительного внимания, научить запоминать заданную последовательность предметов.

Оборудование: 4-8 картинок с хорошо знакомыми ребенку предметами или 4 - 8 игрушек.

Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые картинки (игрушки). Ребенок должен восстановить исходную последовательность картинок (игрушек). К 5 годам ребенок должен сопровождать свои действия предложениями о местонахождении картинок (или игрушек). Например, «Картинка с мячиком лежала первой, за ней кукла, пирамидка» и т. д. или «Поменяли местами машинку и книжку».

        Игра «Чем отличаются?»

Цель: развитие зрительной памяти и внимания ребенка, обучение внимательному рассматриванию похожих предметов и сравнению их по деталям, называние по памяти сходства и различия между ними.

Оборудование: пары похожих сюжетных картинок, которые отличаются друг от друга заметными отличиями в деталях (цвет, форма, количество, местоположение).

Описание. Ребенку показывается сначала одна картинка, затем после ее рассмотрения - другая, после чего он должен назвать по памяти отличия между ними. При необходимости взрослый может помочь ребенку наводящими вопросами.

        Игра «Запомни и запиши цифры»

Цель: развитие зрительной и двигательной памяти, мелкой моторики.

Оборудование: карточка с 3-6 написанными на ней цифрами.

Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с цифрами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд, стараясь запомнить, как они идут по порядку. Затем карточка убирается, а ребенок должен назвать или написать увиденные цифры в заданном порядке.

        Игра «Повтори за мной действия»

Цель: развитие у ребенка зрительной и двигательной памяти, координацию движений, обучение их последовательному повторению действий за взрослым.

Описание: Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый показывает ребенку 5-6 движений, следующих сразу друг за другом, а ребенок должен запомнить их последовательность и самостоятельно повторить.

Например, руки вверх - вперед - в стороны - на пояс - присесть; руки вперед, присесть - руки вверх, встать - руки на поясе, прыжок.  

Игра «Посмотри — запомни — нарисуй»

Цель: развитие у ребенка зрительной и двигательной памяти, мелкой моторики.

Оборудование: карточка с 3-6 нарисованными на ней геометрическими фигурами, знакомыми ребенку в этом возрасте.

Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить. Затем карточка убирается, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце.

        Игра «Запомни пары»

Цель: развитие зрительной памяти и ассоциативного мышления у ребенка.

Оборудование: знакомые ребенку предметные картинки, из которых можно составить пары, подходящие друг другу по смыслу.

Описание. Картинки перемешиваются и раскладываются на столе. Взрослый произносит слова к каждому из которых ребенок подбирает соответствующую картинку и подходящую ей по смыслу парную картинку.

Например, ваза - цветы, собака - ошейник, ключ -замок, тарелка - ложка и т. д. По мере тренировки взрослый может проводить игру на слух (без картинок), называя одно слово из пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе.

 

        Игра «Ответь на вопросы»

Цель: развитие у ребенка зрительной памяти, умение внимательно рассматривать картинку и запоминать ее детали.

Оборудование: сюжетные картинки для рассматривания.

Описание. После рассматривания ребенком картинки взрослый ее убирает и задает вопросы по ее содержанию.

Инструкция взрослого при этом может быть следующей. Сначала: «Посмотри внимательно, какие подарки принесли зайке на день рождения его друзья»; затем: «Помоги зайчику вспомнить, кто что подарил».

Или сначала: «Постарайся запомнить, кто в каком домике живет», затем: «Вспомни, кто в каком домике живет».

        Игра «Запомни слова»

Цель: развитие слуховой памяти и внимания ребенка, расширение словарного запаса.

Описание. Взрослый медленно и четко называет слова, знакомые ребенку в этом возрасте и доступные ему для повторения: ребенку 5 лет - 6-7 слов. Играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слов или их перестановка не допускаются.

На начальном этапе для облегчения процесса запоминания подбираются слова, связанные по смыслу (например, лето, прогулка, купание, игра, мячик), затем абсолютно разные.

        Игра «Постучи, как я»

Цель: развитие слухового внимания и памяти ребенка, тренировака их в отстукивании заданного ритма по образцу взрослого.

Описание. Взрослый предлагает ребенку прослушать несложный ритм, который он отстучит, и попробовать повторить его за ним, сохраняя количество, частоту и силу ударов.

Список используемой литературы:

  1.  Волкова Т.Н. Развитие памяти и внимания. М: ЗАО, 2010 г.;
  2. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2001;
  3. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти у детей с функциональным нарушением зрения.

Дошкольное детство – важная ступень подготовки к школьному обучению. Все родители будущих первоклассников мечтают, чтобы их ребёнок успешно начал обучение в школе. Во многом это зависит от того, наско...

развитие памяти у детей

Человеческая память состоит из сложного комплекса процессов, позволяющих людям воспринимать, хранить и воспроизводить поученную ими информацию. Сбои в любом из этих процессов могут вызвать трудности в...

Советы родителям по тренировке памяти у детей

Советы психолога по тренировке памяти у детей....

Рекомендации родителям по развитию памяти детей

Рекомендации психолога родителям по развитию памяти детей...

Игры на развитие памяти у детей с речевыми нарушениями

дидактические игры на развитие памяти у детей с речевыми нарушениями...

Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психологического развития...

памятка для родителей "Игры для развития памяти у детей"

У малышей память непроизвольная, что значит, что ребенок не ставит перед собой задачу запомнить что-то определенное. При этом интенсивность запоминания и воспроизведения довольно высоки. Для успешност...