Типичные ошибки семейного воспитания, способствующие формированию отклонений в поведении
статья

 

Реферат по дисциплине «Психология девиантного поведения» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_psihologiya_diviantnogo_povedeniya_makarova_tv.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования Ленинградской области

«Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Бокситогорский институт (филиал)

Реферат

по дисциплине «Психология девиантного поведения»

по теме:

«Типичные ошибки семейного воспитания, способствующие формированию отклонений в поведении»

                                                                                                      Работу выполнил:

                                                                                                       студент 5 курса

                                                                                       заочной формы обучения

направление: Психолого-

педагогическое образование

Макарова Т. В.

                                                                                      Проверил: 

                                                                          Преподаватель Е. С. Глибина                                              

.

 

Бокситогорск 2022 г.

Содержание:

Введение___________________________________________________________3

ГЛАВА 1 «Причины семейного неблагополучия»__________________________4

  1. Типы неблагополучных семей_____________________________________4
  2. Три группы причин семейного неблагополучия_______________________6

ГЛАВА 2. «Основные типы воспитания, ведущие к отклонениям в развитии»____________________________________________________________7

2.1. Патологические  стили семейного воспитания__________________________7

2.2. Сопутствующие факторы семейного воспитания и нарушения поведения___________________________________________________________9

Заключение_________________________________________________________11

Список литературы___________________________________________________13

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ

ВВЕДЕНИЕ

Семья – главный институт воспитания: то, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни, т. к. в ней он находится все детство. Положительное воздействие семьи состоит в том, что никто кроме самых близких не относится к ребенку с большей любовью и заботой, но и в то же время никто не может нанести большего вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Дети впитывают в себя образцы поведения взрослых и переносят их на окружающих

Складывающиеся в каждой семье методы воспитания детей представляют собой определенную совокупность вариантов родительского поведения, способствующего просоциальному развитию ребенка. Центральное внимание необходимо  уделять применяемым родителями дисциплинарным мерам.

Среди конкретных причин возникновения отклонений в поведении в подростковом и юношеском возрасте, наибольшее значение имеют такие проблемы в семье как: неблагополучие, разлад в семье, педагогическая некомпетентность родителей, нарекания, брань при взаимодействии с членами семьи, наказания по пустякам, непонимание или незнание родителями трудностей детей, алкоголизм родителей, даже сам факт принадлежности к неблагополучной семье.

И.С. Кон отмечает, что на ребенка действует не только целенаправленное воспитание, которое дают ему родители, но вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности

Критерием благополучия или неблагополучия семьи может служить ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку. Порой, даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, с высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей), если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными, ибо эти нарушения, как правило, приводят к деформации личности в процессе социализации детей.

ГЛАВА 1. «ПРИЧИНЫ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ»

  1. Типы неблагополучных семей:
  1. Конфликтная семья- наиболее распространенный тип (до 60%), с преобладанием конфронтационного стиля отношений. К конфликтным супружеским союзам относят такие, в котоҏыҳ между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.
  2. Аморальная семья- семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических норм (пьянство, драки, сквернословие, наркотизм и др.).

В конфликтной и аморальной семьях положение детей оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного.

  1. Педагогически несостоятельная семья- семья с низким уровнем общей и отсутствием психолого-ᴨедагогической культуры. Для нее характерны не только ошибки и дефекты в воспитании детей, но и нежелание что-либо изменять в содержании и методах воспитания. Такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на игнорирование общественных норм и требований, на конфронтацию с миром.
  2. Асоциальная семья- семья, в которой дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и делинквентного поведения.

Причины, вызывающие семейное неблагополучие, весьма разнообразны, они взаимосвязаны и взаимозависимы, между ними существуют разноуровневые причинно-следственные связи.

1.2. Три группы причин семейного неблагополучия:

1. Кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и ее воспитательный потенциал.

Среди причин социально-экономического характера можно назвать падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей; сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития; нерешенная жилищная проблема и новые коллизии с жильем в связи с его приватизацией; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов; усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде.

2. Причины психолого - ᴨедагогического характера, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье.

3. Причины медико-психологического характера (физически или психически больные родители, неблагоприятная наследственность у детей, наличие в семье детей-инвалидов). Эта группа причин семейного неблагополучия, обусловленная генетической, физической или психической патологией, мной рассматриваться не будет в силу своей особой сᴨецифики.

Среди психолого - ᴨедагогических и медико-психологических причин семейного неблагополучия необходимо отметить в ᴨервую очередь нарастание отчуждения между детьми и родителями. Нередко родители самоустраняются от детей, не выполняют своих воспитательных функций, ориентируясь главным образом на вне семейные интересы.

Глава 2. «ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ, ВЕДУЩИЕ К ОТКЛОНЕНИЯМ В РАЗВИТИИ»

  1. Патологические  стили семейного воспитания.

Влияние семьи, семейных отношений и стиля семейного воспитания на поведение ребёнка носит системный характер. Причем семья имеет, как минимум, два уровня. Первый – это своеобразие личности и поведения каждого члена семьи по отношению к другому члену семьи и второй – это количественно-качественные характеристики межличностного взаимодействия членов семьи. Ребёнок нарушает поведение, опираясь на «родительский образец», а также в результате неблагоприятного эмоционального состояния, возникающего при неблагоприятных внутрисемейных отношениях.

Ниже представлены основные типы воспитания, ведущие к отклонениям в развитии, указывающая на конкретные последствия каждого из стилей воспитания.

Авторитарная гиперпротекция – родители уделяют подростку много времени и внимания, но мало эмоциональной поддержки, игнорируют его потребности в общении. Наказание как основной метод воспитания.

Доминирующая гиперпротекция - родители уделяют подростку много времени и внимания, стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей. Предъявляются требования, не соответствующие его возможностям. Мелочная опека, жесткий контроль за поведением.

Требовательная гиперпротекция – родители уделяют подростку много времени и внимания. Высокая форма ответственности ребёнка перед родителями. Ребёнок имеет возможность выбирать способы поведения.

Ограничивающая гиперпротекция - родители уделяют подростку много времени и внимания. Высокая форма ответственности ребёнка перед родителями. Ребёнок НЕ имеет возможности выбирать способы поведения.

Снисходительная гиперпротекция – чрезмерное навязывание родительской воли: в выборе одежды, друзей. Неустанный надзор, высокие требования и многочисленные запреты.

Потворствующая гиперпротекция – ребёнок - «кумир семьи». Родители не столько контролируют, сколько чрезмерно покровительствуют, удовлетворяют потребности ребёнка.

Потворствующая гипопротекция – отсутствие внимания к детям. «задабривание» удовлетворением потребностей.

Скрытая гипопротекция – родители сильно заняты своими делами. Высокие требования – выше возможностей ребёнка. Выполнение обязанностей ребёнком формально из-за недостатка контроля.

Гипопротекция с жестким обращением – слабое внимание родителей по отношению к воспитанию ребёнка. Потребности ребёнка не удовлетворяются. Строгое реагирование на нарушения поведения.

Скрытая гипопротекция с жестоким обращением – отличается полной самоустранённостью родителей от решения проблем воспитания, равнодушным и безразличным отношением родителей к нуждам ребёнка, его интересам и потребностям, эмоциональной холодностью. Непомерные требования и строгие наказания за невыполнение обязанностей, непослушание и неповиновение.

Жесткая гипопротекция – ребёнок предоставлен сам себе. Чрезмерная реакция на нарушения поведения. У родителей отсутствует интерес к воспитанию ребёнка и стремление к привлечению его к делам семьи. Жестокая гипопротекция – полная отстранённость родителей от процесса воспитания ребёнка. В семье атмосфера деспотизма и тирании со стороны родителей.

Эмоциональное отвержение – безразличие и холодность со стороны родителей. Ребёнок ощущает, что им тяготятся. Возможны два варианта воспитания: первый – ребёнку предъявляются некоторые требования, свобода и самостоятельность ограничиваются жесткой системой запретов и ограничений. Второй – преобладание вседозволенности, полная свобода в определении собственного регламента жизни, выбора друзей, пристрастий.

Повышенная моральная ответственность – сочетание высоких требований к ребёнку с пониженным вниманием к нему со стороны родителей. Ожидания от ребёнка значительно выше его возможностей.

Требовательное обращение – недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей подростка в материально-бытовой и духовной сферах. Непомерно высокие требования.  Жесткое обращение – ограничение свободы и самостоятельности ребёнка («всё нельзя»). Жестокое обращение – вся методика воспитания построена на системе наказаний, часто телесных.

2.2.Сопутствующие факторы семейного воспитания и нарушения поведения.

Неустойчивость стиля поведения. Резкая смена стиля воспитания – от очень строгого стиля к либеральному. Неустойчивость эмоциональных отношений в семье. Формирование таких черт, как упрямство, склонность противопоставлять себя любому авторитету.

Расширение сферы родительских чувств. (Потворствующая или доминирующая протекция). Родители (родитель) хотят, чтобы ребёнок удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые должны быть удовлетворены в психологических отношениях супругов. Стремление отдать ребёнку – чаще противоположного пола – «все чувства», «всю любовь».

Предпочтение во взрослеющем ребёнке детских качеств. Этот вид нарушения обусловлен потворствующей гиперпротекцеией. У родителей наблюдается стремление игнорировать взросление детей, стимулировать сохранение у них детских качеств (наивность, игривость). Сниженный уровень требований к ребёнку, что способствует развитию психического инфантилизма.

Воспитательная неуверенность родителя. Этот вид нарушения обусловлен потворствующей гиперпротекцеией либо пониженным уровнем требований. Перераспределение власти в семье между родителем и ребёнком в пользу последнего. Уступчивость родителя практически во всех вопросах.

Фобия утраты ребёнка. Обусловлен потворствующей или доминирующей гиперпротекцеией. Повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличение представления о хрупкости и болезненности ребёнка. Мелочная опека. Стремление удовлетворять любые пожелания ребёнка.

Неразвитость родительских чувств. Этот вид нарушения обусловлен нарушениями воспитания: гипопротекцией, эмоциональным отвержением, жестоким обращением, повышенной моральной ответственностью. Отсутствие каких-либо сильных мотивов (чувство долга, симпатия, любовь к ребёнку, потребность «реализовать себя» в детях) при воспитании ребёнка. Возможные причины: отклонения характера, выраженная шизоидность,  молодые родители, эмансипационные устремления матери.

Проекция на ребёнка своих нежелательных качеств. Чаще всего составляет основу эмоционального отвержения, жестокого обращения. «Борьба» с нежелательными качествами в ком-то другом помогает родителю верить, что у него самого этого качества нет.

Вытеснение конфликта между родителями в сферу воспитания. Как правило, является первопричиной противоречивого типа воспитания, соединяющего в себе потворствующую гиперпротекцию одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого. Каждого интересует не столько то, как воспитывать ребёнка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах.

Предпочтения мужских или женских качеств в ребёнке. Этот вид нарушения обусловлен нарушениями воспитания: потворствующей гиперпротекцией или эмоциональным отвержением. Нередко отношение к ребёнку определяется не действительными особенностями ребёнка, а теми чертами, которые родитель приписывает его полу[15].

Крайние формы отвержения и безразличия, обнаруживаемые в стилях дисциплинирования, в известной степени распространяются на взаимодействия между всеми членами делинквентных семей. Конфликт между родителями, выражающийся в спорах, постоянных ссорах, враждебных позициях, жестокое физическое обращение родителей со своими детьми, а также непрочный брак или распад семьи оставляют в ранней жизни делинквентов заметный след.

Опыт физического насилия в детстве не всегда является предвестником делинквентности вообще и совершения насильственных преступлений в частности. Более значимо не жестокое обращение как таковое, а отвержение со стороны родителей. В результате наблюдения выявлено, что серьезные преступления в юном возрасте совершали 50% детей, которые были отвергнуты, 20% детей, которых родители физически наказывали или игнорировали, и 11% детей, которых любили.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Озлобленный или подавленный ребёнок – это идеальный материал для пополнения асоциальных групп, в которых девиантное поведение становится нормативным – получает социально-групповое одобрение и поддержку. Поэтому, педагогическое сопровождение семейного воспитания подростков является актуальным на сегодняшний день.  Работа с родителями должна стать основой для профилактики подростковых проблем. На наш взгляд, работа психолога в таких условиях должна предусматривать следующие направления: просвещение по вопросам возрастных особенностей подростков и типичных подростковых реакций; развитие гуманистического воспитания в семьях взамен нормативно-управленческого; формирование системы ценностей, в которой достойное место занимал бы человек.

В порядке ранней профилактики, следует всемерно активизировать деятельность университетов педагогических знаний, родительских лекториев, родительских комитетов, комиссий содействия семье и школе на предприятиях, усилить социальный контроль общественных организаций и трудовых коллективов за воспитанием детей в семье. Важно повысить ответственность родителей за исполнение своих обязанностей: заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. В работе с неблагополучными семьями и лицами, уклоняющимися от воспитания своих детей, шире применять меры общественного и правового воздействия.

В течение длительного времени в нашей стране складывалось убеждение, что родители педагогически некомпетентны, и не существовало способов повышения их педагогической культуры. В основе новой философии лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие воспитательные институты призваны дополнить их воспитательную деятельность, то есть признание родительского авторитета. Отсюда следует, что от уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность семейного воспитания. В целях повышения педагогической культуры родителей и формирования их педагогических ценностей, необходимо помогать родителям грамотно организовывать  процесс семейного воспитания, привлекать родителей к самоанализу своей воспитательной деятельности, побуждать у них интерес к прочтению педагогической литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Типичные ошибки семейного воспитания, способствующие формированию девиантного поведения в подростковом и юношеском возрасте. Марина Шульга Пинск, Беларусь
  2. 1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.,1985
  3. 2. Антология педагогической мысли России второй половины 19 – начала 20 века. – М.,1990.
  4. 3. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. – М.,1988.
  5. 4. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций. – М., 1999. С.88- 100, 126 – 138, 147 – 154, 168 – 175, 270 – 293, 306- 313.
  6. 5. Галагузова М. А. Социальная педагогика: Курс лекций. – М., 2000. С. 166- 192, 281-292, 294-307.
  7. 6. Гоголева А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. – Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2004. – 464с.
  8. 7. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. №6
  9. 8. Гребенщиков И. В. Основы семейной жизни. – М., 1991.
  10. 9. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьёй.- М.: Пед. Общество России, 2003.- 192с.- (школа в микросоциуме).
  11. 10. Перспективы: Сборник научных очерков. – М.: Флинта, 1998.- 224с. 11. Козлов А.А. Наркоманическая личность / А.А. Козлов // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.- 2000.- N 7- (http//www.narkotiki.ru)
  12. 12. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. – М., 1989.
  13. 13. Курек Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте.- СПб.: Алетейя, 2001.-225с.
  14. 14. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М., 1951.—С. 215—216.
  15. 15. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. – М.,2003. С.59, 74, 77, 82, 85-86,120-121, 158 и др.
  16. 16. Макаренко А.С. Из лекции «Общие условия семейного воспитания», Педагогические соч.: В 8 т.—М., 1984.—Т. 4.—С. 60—62.
  17. 17. Макаренко А.С., Из лекций о воспитании детей. Дисциплина, Педагогические соч.: В 8 т.— М., 1984.— Т 4.—С. 80—86.
  18. 18. Макаренко А.С. Книга для родителей. – М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типичные ошибки в воспитании подростков

Материал предназначен для проведения родительского собрания...

Ошибки семейного воспитания

Материалы для беседы педагога с родителями...

Ошибки семейного воспитания

Материал может быть использован на родительском собрании...

Родительский лекторий. Досадные ошибки семейного воспитания

В презентации рассматриваются  проблемы воспитания в подростковом возрасте; раскрываются типичные ошибки допускаемые родителями в общении со своими детьми. Материал  формирует понимание...

Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.

В статье уделяется внимание вопросу о роли семьи в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья,  о принципах семейного воспитания, о сотрудничестве детей и родителей. Затрагивается во...

Типичные ошибки в воспитании детей.

Каждый взрослый, занимающийся воспитанием детей, использует те знания и опыт, которые были получены им в детстве. У каждого есть собственные представления о том, как воспитывать и как должен выглядеть...