Совместная деятельность с родителями по нравственно - патриотическому воспитанию
консультация
Консультации
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Самым важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого и своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных связей.
По словам А.С. Макаренко, именно в семье и под руководством родителей растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через душу и мысль родителей должно приходить к детям.
При всех сложностях родители должны стать непременными участниками работы по нравственному воспитанию детей, помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций.
Очень большое значение в этом плане имеют семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников истории и культуры.
Важно иметь в виду, что многие подлинные вещи, которые собраны детьми совместно с их родителями, представляют большую ценность не только как исторический источник о жизни и событиях прошлого, но и как мемориальный и реликвенный материал. Причем реликвия может быть чисто семейной, например, ордена и медали за трудовые и боевые подвиги членов рода, дипломы и грамоты, извещения о гибели на фронте деда или прадеда.
Можно отметить, что в настоящее время наблюдается значительное усиление интереса людей к своей родословной - семейной генеалогии, естественное желание знать прошлое семьи, свои национальные, сословные, профессиональные, религиозные и географические корни, жизненный путь и судьбы членов рода в разных поколениях.
Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
-корни каждого - в историях и традициях семьи своего народа, прошлого края и страны;
-семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
-счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района.
Итоги таких выставок могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме.
Как воспитать маленького патриота?
Город любимый, город родной,
Город стоит над Протвою-рекой,
Словно желая доброго дня,
Солнечный свет озаряет тебя!
Ели, березы, клен, тополя,
Как же прекрасна природа твоя!
Обнинск любимый, Обнинск родной,
Город стоит над Протвою-рекой……
Е. С. Горбачева.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, находящегося в рамках конкретной среды, в какой воспитывается ребенок.
Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Формирование любви к Родине начинается с песни мамы, с картинки в книжке, с того уголка, где дети живут.
В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?
1.Дети с любопытством рассматривают открытки, фотографии родного города, делятся впечатлениями. Предоставьте им такую возможность.
2.Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему построить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.
3.Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» Игра учит детей наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось, желательно, под спокойную музыку русских композиторов,
которая будет успокаивать малыша и сопутствовать его творчеству…
1)Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших.
2)Приобщайте детей к народным праздникам, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
3)Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Возрождение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения - это шаг к возрождению России.
Нравственно - патриотическое воспитание детей
Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, побуждение нравственных чувств, воспитание духовности. Это русская культура, которая, во-первых, предлагает, проверенную веками народную методику воспитания и образования, во-вторых, конкретный воспитательный и образовательный материал, пропитанный духовностью и нравственностью.
В детском саду и в семье необходимо вести работу по нравственно – патриотическому воспитанию: изучать русскую культуру, семейные традиции, быт русского народа, знакомить с русской народной музыкой. Основная цель – развитие интереса у дошкольников, формирование представлений о предках, нравственно – патриотические качества. Для осуществления этой цели помогут народные сказки, песни и игры, которые взращивают из мальчиков мужчин, а из девочек – женщин. Народная мудрость учит видеть творчество даже в примитивных работах, в ежедневном труде и быте. Работа с природным и бросовым материалом стимулирует творчество, помогает осмыслить свои трудовые действия, прививает привычку систематического труда.
Дети с большим удовольствие поют русские народные песни, такие как «В сыром бору тропина», «На горе – то калина», «Во поле березка стояла» рус нар музыка и другие, водят хороводы, танцуют, играют в народные игры такие как «Плетень», «Шалуны – балуны» рус нар музыка и другие.
Детям доставляют огромную радость народные праздники, на которых они знакомятся с народной музыкой, историей, обычаями, бытом, костюмами и устным народным творчеством. Народное воспитание применительно уже в раннем возрасте, так как дети в этом возрасте намного восприимчивей, у них быстрей будет развиваться интеллектуальная сторона, заложенная самой природой.
Детей знакомим с колыбельными песенками, потешками, которые помогают обучать языку, знакомят с окружающим миром.
«Баюшки баю… Баю милую,
Баю славную, баю дитятку»
Сколько нежных ласковых слов находит мать баюкая свое дитя. Сколько нежности в ее пении, обращенной к ребенку. Колыбельная несет в себе народную мудрость, красоту, это частица фольклора «Народное знание», «Народная мудрость». Можно сказать, что народная педагогика, вбирающая в себя обычаи, традиции, использующая искусство своего народа, берет начало в колыбельной песне.
Но самое важное воспитательное значение оказывает сама материнская нежность, любовь, составляющая стихию колыбельных. У ребенка рождаются, ответное чувство привязанности к матери, близким.
В семье в воспитании малыша участвуют не только взрослые, но и братья и сестры. Младшие перенимают от старших игровые навыки и правила поведения в семье и в обществе, совместно познают окружающую действительность, приобщаются к традициям семьи. Наш путь – это совместное общение родителей и детского сада, попытка реализовывать традиции и семейные ценности.
Игры и упражнения, направленные на улучшение детско-родительские взаимоотношений.
«Узнай по голосу»
В игре ребенок должен узнать тембр близких ему людей.
«Узнай и назови»
В игре родитель предлагает ребенку на слух узнать знакомое произведение
«Угадай название песенки»
Родитель ставит знакомую ребенку песню и предлагает вспомнить ее название.
Игровая ситуация обеспечивает атмосферу радости, интересной деятельности, взаимовыручки.
«Сделай комплимент»
Сделать комплимент сидящему рядом участнику, при этом нельзя повторять слова.
«Войди в круг»
Родители становятся в круг и представляют, что они дети, один остается за кругом. Его задача – убедить детей впустить его в круг. Для этого нужно подобрать верный тон общения и нужные слова.
«Угадай, чьи это руки»
Один находится в кругу с закрытыми глазами, остальные подходят к нему и кладут руки на его ладони. Нужно угадать, чьи это руки.
«Семейные заповеди»
Составить список семейных: правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи.
«Шпаргалка для родителей»
Если вам не нравятся черты характера вашего ребенка
Для начала вспомните свое детство. Вашим родителям все нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Не повторили вы ошибок своих родителей?
Как решить проблему:
- действуйте осторожно, не тревожа ребенка, пока сами не разберетесь в причинах своей тревоги.
- обдумайте, какие черты вам не нравятся, понаблюдайте за ребенком – в каких ситуациях они проявляются, может вы провоцировали своими действиями их проявление.
- некоторые черты характера компенсируются другими особенностями ребенка.
- постарайтесь увидеть лучшее в своем ребенке, осознайте значимость и ценность личности ребенка. Дайте возможность малышу видеть и чувствовать это. Развивайте сильные стороны характера, это придаст уверенности, желание измениться в лучшую сторону.
Если вы не уверены в возможностях ребенка:
Иногда родителям кажется, что дети знакомых более развиты, более самостоятельны. Иногда вызывает сомнения успешности ребенка в занятиях, в играх со сверстниками. Пугает перспектива обучения в школе.
Как предотвратить эту проблему:
- определите, чем вызваны ваши сомнения, спросите у членов семьи, воспитателя.
- чаще разговаривайте с воспитателем о текущей ситуации в развитии, особенностях, потребностях вашего ребенка. Это поможет раньше выявить проблему, если она действительно есть.
- ваше состояние передается вашему ребенку быстрее, чем прозвучит слово, и ваша неуверенность может стать причиной его неуспеха.
- не надо ребенку внушать «У тебя все равно не получится», «Ты не сумеешь».
- никогда не позволяйте себе и другим упражняться в диагнозах вашему ребенку. Все дети развиваются в своем темпе, по своей траектории.
- если вы видите, что ребенок чем-то от других, найдите его сильные стороны, посмотрите, что можно исправить.
Памятка для родителей.
Как воспитать маленького патриота
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения к семье, к матери, к отцу, бабушке и дедушке.
Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения: со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, страной, ее столицей и символами.
Дети знают и большим удовольствием поют песни о своем родном городе Обнинске «Мой город» муз. Е. С. Горбачевой, о родном крае «Калужский край» муз Е. С. Горбачевой, «Моя Россия» муз. Г. Струве, «Детский сад – волшебная страна» муз.О. Шапоренко, «Ах, как хорошо в садике живется» муз.С. Г. Насауленко, «Земля – наш общий дом» Н. Б. Караваевой и другие. Дорогие родители – пойте вместе с детьми! Совместная деятельность, а тем более пение знакомых, любимых детьми песен будет формировать у ребенка чувства и представления детей, стимулирующие их нравственно – эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости. Так же давайте ребенку возможность, создавая дома условия для восприятия классической музыки таких композиторов как П. И. Чайковского, Н. А. Римского – Корсакова, С. Прокофьева, М. И. Глинки и других. Дети очень любят слушать классическую музыку и большим удовольствием беседуют о ней. Любовь к музыке помогает прививать в душе ребенка:Любовь к родному городу, к своей стране, к своим близким.
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другим людям, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, ощущение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, это является основой более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота нужно начать с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
- Гуляя по улицам города, обращайте внимание на красоту родного города.
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных учреждений: детского сада, магазина и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
- Вместе с ребенком участвуйте в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Читайте ему книги о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Музыка в патриотическом воспитании дошкольников
«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», так говорил ещё Аристотель. «Дело искусства – сохранять душу»,- это слова нашего современника писателя В.Распутина.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку она способна преобразовать его нравственный и духовный мир. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны ,созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.
Песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на музыкальных инструментах. Широко использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка звучит при выполнении движений на музыкальных, физкультурных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально- ритмические движения детей. Отводит их от трафарета и придаёт движениям определённую окраску.
Сила воздействия на ребёнка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми добиваюсь, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям. Систематично в своей работе использую взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства.
Народная музыка включается в непосредственно- изобразительную деятельность, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто включается и устный фольклор (сказки. потешки, пословицы, поговорки, загадки ,скороговорки),что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.
Таким образом, приобщая детей к наследию своего народа , мы воспитываем в них чувство национальной гордости.
Следующим этапом в этом направлении является использование музыки при ознакомлении с образом Родины.
Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребёнка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» - это самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме, бабушке устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простой, непосредственностью:
А для милой мамочки -
Испеку два пряничка.
Данная песня стала уже классикой для детей нашей страны. Более сложные чувства у старших дошкольников. Это гордость за свою маму:
Пускай узнает ветер, и звёзды, и моря,
Что лучше всех на свете мамочка моя!
И чувство дружелюбия: бабушка – старший друг и товарищ («Лучше друга не найти» музыка Е. Асеевой). Чувство нежной радости, ласкового спокойствия (песня Елены Асеевой «Мы сложили песенку»). Очень верно подметил русский писатель Ю.А.Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что есть в человеке, достаётся ему от матери».
Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Через восприятие музыкальных образов, я воспитываю такое отношение к образам реальной природы, которое вызывает у детей разнообразные эмоциональные переживания. чувства радости, грусти, нежности и доброты. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образов. Помимо этого для восприятия музыки предлагаю детям инструментальную музыку, характеризующую образы природы.
Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остаётся в памяти ребёнка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.
Особое значение в рамках нравственно- патриотического воспитания имеет тема «Славные защитники Отечества». Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Особенно, любимы детьми песни: «Будем в армии служить» муз Ю. Чичкова, «Три танкиста» муз. Д. Покрас, «Морской капитан» муз. М. Протасова, «Салют» муз. М. Протасова и другие. Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах.
На праздник «День Победы» к ребятам приходят убелённые сединами участники, ветераны той страшной войны. В детском саду дети показывают для ветеранов праздничные концерты, поют с ветеранами любимые песни «В землянке» муз К. Листова, «Катюша» муз. М. Блантера и другие. Такие встречи надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания. Наши дети с поздравительными концертами ежегодно выступают в Доме Ветеранов города Обнинска. Совместное решение задач нравственно - патриотического воспитания педагогами всего детского сада, даёт ощутимые результаты: музыка прочно входит в быт детей, занимает значительное место в их жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Совместная деятельность учащихся и их родителей по гражданско-патриотическому воспитанию»
В проекте рассмотрен вопрос об организации совместной деятельности учащихся 10 класса и их родителей по гражданско-патриотическому воспитанию. Обращение к этой теме не случайно. Сейчас школьники, особ...

Открытое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию с участием родителей "Семейные обычаи на Руси"
Интегрированное занятие с участием родителей "Семейные обычаи на Руси" для детей старшего дошклольного возраста....

Мастер-класс для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя семья" 2020 г.
Цель:Обозначить роль и поднять ценность семьи и семейных традиций.Совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи.Стимулировать активное участие родителей в жизни детского...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца…»
Продолжать расширять представления детей о Кубанском казачестве. Узнать о далеком прошлом казаков. Расширять представления и знания детей о казаках, как защитниках Родины....

Интерактивные формы взаимодействия с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию через музыкально – творческую деятельность»
Ознакомить родителей с вариантами оркестровых пьес с элементами самобытных музыкальных инструментов, способствующих взаимодействию взрослых и детей дошкольного возраста....

Буклеты по нравственно-патриотическому воспитанию для родителей Воспитание любви к своей малой Родине
Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результат...

Сборник консультаций для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию
Уважаемые родители и коллеги, предлагаю вашему вниманию консультации по нравствено-патриотческому воспитанию дошкольников....
