В чем заключается работа учителя логопеда в школе?
консультация

Рудакова Анна Владимировна

Логопедическая работа – это не дополнительная образовательная услуга, как ее пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_chem_zaklyuchaetsya_rabota_uchitelya_logopeda_v_shkole.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

В чем заключается работа учителя-логопеда в школе

     Логопедическая работа строится на основе логопедии (название «логопедия» состоит из двух греческих слов «логос» — слово, речь и «пайдео» — учу, воспитываю) — специальной работы, педагогической науки о предупреждении и преодолении несовершенств речи («несовершенством» речи и синонимами этого термина («недочетами», «искажениями», «изъянами», «недостатками») мы называем любое отклонение в развитии детской речи от нормальной речи взрослых — возрастное или патологическое. Для возрастных особенностей речи детей применяется и термин «своеобразие» речи. В патологических же случаях употребляются термины: «нарушение», «расстройство», «аномалия», «дефект», «патологический недостаток»).

Целью логопедической работы является создание условий, способствующих изучению, коррекции и дальнейшему развитию речевой системы детей с интеллектуальными нарушениями.

Задачи:

- диагностика и коррекция устной и письменной речи;

- развитие и коррекция высших психических функций, моторики;

- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении детьми общеобразовательных (коррекционных) программ;

- воспитание мотивации к учению, общению;

- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов школы.

Результат – коррекция системного недоразвития речи обучающихся.

    Критериями и показателями эффективности логопедической работы являются: чистое звукопроизношение, умение правильно выразить свои мысли, пересказать и составить рассказ, умение общаться со сверстниками и взрослыми, успешная учебная деятельность детей-логопатов, адаптация в окружающем социуме.

    В систему логопедической работы входит: диагностика – коррекция- предупреждение - разъяснение - отслеживание динамики изменений в речевом развитии.

     Организация коррекционного процесса строится на основании нормативно-правовой документации. Логопедическая работа – это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями обучающихся. Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной. Логопедические занятия при общеобразовательной школе проводятся для оказания помощи детям с нарушениями устной и письменной форм речи.

      Логопедическая работа – это не дополнительная образовательная услуга, как ее пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной.

Важность логопедических занятий:

     Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении программы. Это способствует формированию негативного отношения к учебе, отрицательно влияет на эмоциональное состояние школьника. Для оказания помощи этим учащимся школьные логопеды зачисляют их на специальные коррекционные занятия.

     В первую очередь зачислению в логопедический пункт подлежат учащиеся с ОВЗ, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному усвоению знаний по основным разделам школьной программы (дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием).   Одновременно в логопедическом пункте может заниматься не более 12 человек. Зачисление на занятия в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Выпуск обучающихся производится в течение всего учебного года после устранения у них речевых дефектов. Основной формой организации занятий являются групповые занятия. Занятия, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы школы. Индивидуальные занятия проводятся с обучающимися, имеющими сложные речевые дефекты.

     Продолжительность коррекционного обучения каждого конкретного ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития.

    Среди населения бытует мнение, что логопед – это специалист, который учит детей правильно произносить звуки, причем не вполне ясно, кто он: врач или учитель. На самом деле профессия логопеда совмещает в себе педагогические и медицинские знания и умения, а обучение детей (кстати, далеко не только детей, но и зачастую взрослых) правильному произношению звуков – это лишь вершина айсберга.

     Основная работа школьного учителя-логопеда – это профилактика и коррекция трудностей письма и чтения.

     Коррекционная работа, направленная на преодоление речевых и психофизических нарушений у детей, социализацию ребёнка в обществе.

     Коррекционная логопедическая работа проводится на логопедическом пункте по следующим направлениям:

• диагностическое;

• коррекционное;

• консультативное;

• методическое.

     Задачи и содержание логопедической работы вытекают из анализа структуры речевого нарушения, а также сохранных и компенсаторных возможностей детей.

     ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

     Диагностическое обследование состояния устной речи у детей дошкольного возраста, устной и письменной речи у младших школьников проводится в течение учебного года. По результатам диагностического обследования составляются индивидуальные планы коррекционной работы и перспективные направления взаимодействия учителя-логопеда, педагогов и родителей.

     КОРРЕКЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

     Коррекционная работа по специальным коррекционно-развивающим программам, направленная на устранение дефектов письменной и устной речи, проводится в форме индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.

     На индивидуальных занятиях работа ведется по следующим направлениям:

формирование правильного произношения;

воспитание артикуляционных навыков, фонетической стороны речи, слоговой структуры и фонематического восприятия

      Подгрупповая работа строится на основе комплектования групп детей, имеющих однородные речевые нарушения. Работа направлена на автоматизацию звуков, обогащению и активизацию словаря, развитию грамматического строя речи, формирование навыков словообразования, развитие слоговой структуры слов, развитие фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза, совершенствование связной речи.

     На фронтальных занятиях проводится следующая работа:

1. Закрепление правильного произношения звуков.

2. Различение на слух звуков.

3. Дифференциация правильно произносимых звуков.

4. Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности.

5. Формирование грамматического строя речи.

6. Развитие диалогической и монологической речи.

     Коррекционная работа, направленная на устранение нарушений письменной речи у младших школьников ведется по следующим направлениям: развитие графомоторных навыков, развитие пространственно-временных представлений, работа на фонетическом уровне (развитие фонематического восприятия, звукового анализа, дифференциация букв, имеющих кинестетическое сходство, дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное свойство). Коррекционная работа на лексическом уровне направлена на количественное и качественное расширение и активизацию словаря, развитие слогового и морфемного анализа и синтеза слов, развитие функций словоизменения и словообразования. Коррекционная работа на синтаксическом уровне акцентирует свое внимание на формирование синтаксических обобщений и представлений о структуре предложений.

     КОНСУЛЬТАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

     В рамках оказания практической помощи педагогам и родителям, проводятся систематические консультации, тематические собрания, открытые и совместные занятия с детьми и родителями. По результатам запросов участников образовательного процесса оформляется стендовая сменная информация.

     МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

     В рамках образовательной программы учреждения разработана программа логопедического и психологического сопровождения дошкольников, имеющих речевой диагноз «ФФН, стертая форма дизартрии» и программа для детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения письменной речи.

 

Подготовила учитель-логопед:

Рудакова А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Родительское собрание в ДОУ с участием учителя-логопеда. «Специфика работы учителя-логопеда»

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку  встречи-знакомства с родителями на первом родительском собрании в группе комбинированной направленности для детей с нарушения...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...

Примерный план взаимодействия учителя-логопеда со специалистами. Годовой план работы учителя-логопеда с родителями. Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям

Примерный план взаимодействия учителя-логопеда со специалистами. Годовой план работы учителя-логопеда с родителями. Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям....