Урок А. Бикчентаев "Орел умирает на лету"
материал (6 класс) по теме
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством А. Бикчентаева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
26_urok.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
26 урок 5 класс
Тема: А. Бикчентаев. «Орел умирает на лету»
Цели:
- Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством А. Бикчентаева, отрывками из его повести «Орел умирает на лету», судьбой А. Матросова (новыми фактами о Шакирьяне Мухаметзынове);
- Развивать умение анализировать прочитанный текст;
- Воспитывать чувства патриотизма, гордости за подвиги советских людей в годы Великой Отечественной войны.
Оборудование: тетради и учебники, видеоаппаратура, видеозаписи.
Ход урока:
- Организационный момент: организационные вопросы, требования к учащимся
- Повторение изученного материала
«Литературная страница»
- Рассказ о Б. Бикбае
- Рассказ о Р. Гарипове
- Чтение стихов наизусть
- Объяснение нового материала
Рассказ учителя
Анвер Хадыевич Бикчентаев родился 4 октября 1913 г. в г.Уфе в семье служащего. Учился в медресе “Хусания” в г. Оренбурге. Затем в 1928-1930 г.г. в педагогическом техникуме. В 1931-1932 г.г. работал учителем в г.Архангельске, на Дальнем Востоке. В 1933 г. возвращается в Уфу, работает в редакции газеты “Коммуна”. После службы в армии стал сотрудником газет “Молодой коммунар”, “Водник Башкирии. В 1941-1945 г.г. участвовал в Великой Отечественной войне. Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, боевыми медалями. После войны в 1945-1947 г.г. Анвер Бикчентаев работал в газете “Советская Башкирия”.
В 1954-1956 г.г. А.Бикчентаев учится на высших курсах при литературном институте им М.Горького и одновременно заканчивает заочное отделение литературного института.
Анвер Бикчентаев пришел в литературу в 40-е годы, набрав большой журналистский опыт. В рассказах, составивших первые книги “Красные маки” (1944), “Новеллы о русском солдате” (1946), раскрывается величие подвига советских воинов. Послевоенным повестям А.Бикчентаева “Орел умирает на лету” (первая редакция – “Право на бессмертие (1950), “Клавдия Абрамова” свойственны строгая документальность изображаемых событий, правдивость изображения.
Опора на конкретные факты действительности – особенность произведений А.Бикчентаева, которые отражают мирный труд советского человека. Другая особенность творчества А.Бикчентаева – органическое единство публицистического пафоса и психологизма, романтическая приподнятость и эмоциональность красок.
Роман А.Бикчентаева “Лебеди остаются на Урале” (1956) – это тема борьбы за промышленный Башкортостан, что в известной степени противоречит проблеме развития колхозной деревни в 30-е годы. Отличается роман многоплановостью сюжета, широтой воспроизведения жизни, что, в известной степени, было ново для башкирской романистики. Новаторство А.Бикчентаева в том, что он еще в период научно-технического прогресса, в частности, в области нефтедобычи, сумел увидеть и экономические проблемы – угрожающую окружающей среде опасность. Один из главных героев романа председатель колхоза Ясави Хакимов, который всю свою жизнь трудился на земле, борется против уничтожения плодородных колхозных угодий, но остается побежденным.
Романтика труда, характерная для молодежи 60-х годов, отражены в романе “Я не сулю тебе рая” (1963). Ищущий свое место в жизни молодой герой романа, возможно, впервые в башкирской советской литературе выступает против косности, однообразия, утилитарности жизни людей, строящих коммунизм.
Роман “Весна, похожая на крик” (1981) автобиографичен, опирается на конкретные личностные факты.
Документальная основа присуща и детским повестям А.Бикчентаева “Большой оркестр” (1957), “Дочь посла” (1959), Семь атаманов и один судья(1980) и др. Особенно повесть “Большой оркестр” завоевала большую популярность, была переведена на многие языки мира, несколько раз была издана массовым тиражом на русском языке и получила высокую оценку как одно из лучших произведений советской детской литературы”.
Другая важнейшая черта книг А.Бикчентаева, особенно детских – насыщенность высокой романтикой. Писатель изображает исключительные обстоятельства, которые позволяют наиболее ярко проявится героическому характеру. В повестях “Адъютанты не умирают”, “Сколько лет тебе комиссар?”, “Прощайте, серебристые дожди”, “дочь посла” необычность явлений и высокий подъем души передаются через яркие, многоцветные краски.
Произведения Анвера Бикчентаева изданы в Советском Союзе, на двадцати пяти языках народов страны тиражом более трех миллионов экземпляров. Отдельные произведения переведены на английский, болгарский, венгерский, испанский, итальянский, китайский, француз кий языки и языки народов Индии. В частности повесть “Право на бессмертие” впервые в башкирской литературе была переведена и издана в Китае, Болгарии, Польше.
- Знакомство с отрывками из повести «Орел умирает на лету».
Чтение по цепочке с. 138 абз. «Саша радостно вздохнул…» до с. 141 «Вот и хорошо, что дошел…»
- Просмотр фрагментов видеофильма об А. Матросове - Шакирьяне Мухаметзянове
- Воспитательная беседа о героизме советских людей
- Домашнее задание
Исследовательская работа:
1.Попробуйте выяснить у своих родственников, какое участие в Великой Отечественной войне приняла ваша семья?
2. О каких подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны вы еще можете рассказать?
Дополнительный материал:
МАТРОСОВ Александр Матвеевич [(Мухамедьянов Шакирьян Юнусович), 5.2. 1924, д.Кунакбаево Тамьян-Катайского кантона БАССР, ныне Учалинского р-на РБ, - 27.2.1943, д.Чернушки Локнянского р-на Псковской обл., похоронен в г.Вел. Луки], Герой Сов. Союза (1943, посм.), гв. рядовой. В 1932 остался без матери у инвалида-отца. В голодном 1933 покинул родную деревню. Воспитывался в Мелекесском (ныне Димитровоград), Ивановском детдомах Ульяновской обл. (1934-35). После оконч. в Ивановском детдоме 7-летней шк. работал на вагоно-ремонтном з-де в Куйбышеве. Выехал в Саратов. За нарушение паспортного режима в окт. 1940 был направлен в Уфим. дет. труд. колонию.
Памятник А.Матросову в г.Уфе.
В сент. 1942 призван в Кр. Армию. С окт. 1942 курсант Краснохолмского военно-пехотного уч-ща (под Оренбургом). В янв. 1943 отправлен на Калининский фронт в 91-ю Тихоокеанскую добровольч. комсомольскую морскую бригаду им. И.В.Сталина (позже получившую наим. 254-й гв. стрелк. полк 56-й гв. стрелк. див.). Был ординарцем ком. роты. 27 февр. 1943 в бою за д.Чернушки закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота и обеспечил успех атаки своего подразделения. 8 сент. 1943 имя М. присвоено 254-му гв. стрелк. полку 56-й гв. стрелк. дивизии. Герой навечно зачислен в списки 1-й роты этого полка. В Уфе установлены пам. М. (1951), А.Матросову и М.Губайдуллину (1980). Его имя присвоено дет. труд. колонии, кинотеатру и ул. Уфы. Открыты мемор. музеи М.: в Уфим. высшей школе МВД России (1966), в д.Кунакбаево (пришкольный, 1993). Ему посвящены произв. лит-ры, изобразит. иск-ва, фильм. Исследователи Башкортостана установили подлинное имя М., внесли уточнения в даты жизни.
Лит.: Насиров Р. Кайзан hин, Матросов? Эфэ, 1992; Откуда ты, Матросов? Уфа, 1994; Славные сыны Башкирии: Очерки о Героях Советского Союза. Т.1. Уфа, 1965; Бикчентаев А.Г. Орел умирает на лету. Уфа, 1966.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация внеклассного урока "Наш Пушкин"(к 175 - летию со дня смерти А.С.Пушкина)
Методическая разработка внеклассного урока "Наш Пушкин" (к 175-летию со дня смерти А.С.Пушкина) предназначена для учащихся 9 классов.Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России....
конспект урока в 5 классе "Отдых летом" (с презентацией)
Тема урока: «Talking about Holidays» / Отдых летом.Учебно-методический комплекс – «Enjoy English», учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений, М.З.Биболетова, О.А.Денисенко, Н.Н.ТрубаневаО...
Всероссийский урок знаний, посвящённый празднованию 20-летия со дня принятия Конституции России
Цели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования обучающихся; формирование активной гражданской позиции и правового созн...
Урок знаний, посвященный празднованию 20-летия со дня принятия Конституции России
Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации, политико-правовой...
"И помнит мир спасенный..." (урок по литературе, посвящённый 70-летию Сталинградской битвы)
Урок по произведениям о Великой отечественной войне с использованием элементом театрализации....
КЛАССНЫЙ ЧАС В 7 «А» КЛАССЕ Тема урока : «Урок России. Мы- россияне!20-летие РФ»
Данный классный час знакомит учащихся с главными государственными символами России. Можно приурочить информацию ко Дню празднования Конституции Российской Федерации....