РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 7 И 9 КЛАССОВ
статья по теме

Удот Алексей Алексеевич

 

В статье рассматриваются результаты исследования познавательного интереса у школьников, полученные в результате анкетирования учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_poznav._interes.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 7 И 9 КЛАССОВ

И.А. Михайлова, А.А. Удот

В статье рассматриваются результаты исследования познавательного интереса у школьников, полученные в результате анкетирования учащихся.

Ключевые слова: познавательный интерес, стадии познавательного интереса, задачи по математике.

Познавательный интерес - интерес к учебно-познавательной деятельности  -является мощным двигателем в обучении. Наличием познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности ученика, усиливается эффект воспитания, развития, обучения.

Для наглядного представления состояния и уровня познавательного интереса мы разработали и предложили учащимся 7-х и 9-х классов МОУ гимназии №10 г. Шахты Ростовской области опросный лист по теме исследования. В опросе приняли участие 52 ученика 7-х классов и 55 учеников 9-х классов.

Проанализируем полученные результаты.

  1. У меня годовая оценка по математике…

«Отлично»

«Хорошо»

«Удовлетворительно»

7 класс

5

30

18

9 класс

8

25

21

Анализируя  результаты, видим, что уровень качества знаний по математике в 7-х классах составляет 67%, а в 9-х классах – 60%. Разницу можно объяснить сложностью, объемностью учебного материала 8 класса. Очевидно, что уровень познавательного интереса оказывает положительное влияние на успеваемость учащихся. Чем выше уровень познавательного интереса – тем выше результаты учебной деятельности.

2) Определи свой интерес к математике. Выбери один из вариантов

а) интерес к математике поверхностный, не систематический, нравятся отдельные фрагменты уроков, учебного материала;

б) стремление к более глубокому, основательному изучению математики, к пониманию закономерности материала, его связи с ранее изученным;

в) привлекает сама учебная деятельность, нравится самостоятельно открывать что-то новое, ранее неизвестное, искать закономерности;

г) стремление к осуществлению самостоятельной, творческой, поисковой деятельности по математике.

Каждый вариант ответа от а до г скрывает в себе одну из стадий развития познавательного интереса.

Любопытство

Любознательность

Познавательный интерес

Творческий интерес

7 класс

19

15

10

8

9 класс

15

14

16

10

Как видно из таблицы, большее количество учащихся 9-х классов определили для себя более высокие стадии развития познавательного интереса. Это объясняется тем, что они уже сознательно заканчивают основную школу. Некоторые из них (5 чел) посещают школу для одаренных детей «Эрудит», 4 человека составляют основу сборной команды 9-11 классов гимназии для участия в математических боях. Учащиеся 7-х классов только приступили к изучению систематического курса алгебры и поэтому многие еще находятся на начальных стадиях развития познавательного интереса. Переход к более высокой стадии осуществляется целенаправленно, последовательно. Для этого нужны специально организованные учителем предпосылки и условия.

3)Сколько времени у Вас занимает выполнение домашнего задания по математике?

Более 2 часов

1 – 2 часа

Менее 1 часа

7 класс

8

24

20

9 класс

10

27

18

Большинству учащихся 7-х и 9-х классов требуется небольшое количество времени на выполнение домашнего задания, хотя материал 9 класса осложнен дополнительно подготовкой к сдаче экзамена. Если учащиеся тратят на выполнение домашнего задания менее 1 часа, это говорит о том, что они рационально и обдуманно подходят к его выполнению, владеют навыками самоконтроля и самопроверки.

4)Читаете ли Вы дополнительную литературу по математике?

Не читаю

Не читаю, но хотел бы

Очень редко

Систематически, мало

Постоянно, много

7 класс

2

10

30

10

2

9 класс

1

12

28

15

0

Первая проблема, к которой пришли в результате опроса. Очень мало учащихся постоянно читают дополнительную литературу по математике. Это связано с небольшим количеством литературы в школьной библиотеке, нежеланием посещать городские библиотеки. Немаловажное значение имеют библиотеки кабинетов математики и учителей, которые должны помочь в решении данной проблемы. Важно отметить, что для формирования познавательного интереса к математике работа с дополнительной литературой – одна из самых эффективных и действенных.

5) Нравится ли Вам проводить самостоятельные исследования по математике, делать какие-либо выводы?

Да

Нет

Не задумывался

7 класс

34

5

13

9 класс

31

9

15

В этом вопросе учащиеся практически одинаково сошлись в мнении, что им нравится проводить исследования по математике. Однако еще есть резерв тех учащихся, которым предстоит попробовать себя в исследовательской деятельности и, может быть, их мнение станет другим. Для ученика наиболее ценным будет тот материал, который он пропустил через себя путем глубокого изучения, исследования и т.д. Умение и желание заниматься исследованием также необходимо для развития и формирования познавательного интереса.

6) Какие сведения из математики у Вас вызывают наибольший интерес?

История математики

Решение задач

Геометрич. материал

Алгебраич. материал

Числа

Занимат. материал

7 кл.

5

8

4

5

16

14

9 кл.

15

16

12

2

5

5

Из данной таблице отчетливо видно, что в 7-х классах преобладает занимательный материал, т.к. ученики только что изучали курс математики 5-6 классов и ведущими там были занимательные сведения. В 9-х классах преобладает решение задач и исторические сведения. Это говорит о понимании школьниками роли задач в обучении математики.

Далее мы уделим подробнее внимание задачам по математике как одному из основных средств формирования познавательного интереса.

7) Больше всего мне нравится решать следующие задачи по математике…

Олимп. задачи

С историч. сюжетом

Задачи-шутки

С интересным сюжетом

Задачи-головоломки

7 класс

2

15

11

9

15

9 класс

5

15

5

5

25

Решение задач является одним из самых важных умений в обучении математике. Популярностью у учащихся пользуются трудные, занимательные задачи и головоломки. Отдельная часть респондентов любит решать любые задачи. Видно, что учащиеся не ищут легких путей в математике. Ведь если учащийся хочет переходить на более высокий уровень развития познавательного интереса, то ему нужно владеть не только теорией, но и применять ее в стандартных и нестандартных ситуациях.

8) С какой целью Вы решаете задачи по математике?

Заставляют в школе

Желание получить оценку

Интересен сам процесс

Люблю трудности

Хочу узнать способ решения

Хочу порадоваться от успешного решения

7

4

10

10

6

4

7

9

3

9

9

14

11

12

Приятно наблюдать, что учащиеся осознают роль решения задач и не ставят цели, связанные с получением оценки. Здесь немаловажную роль играет учитель, т.к. правильно ориентирует учащихся при решении задач.

9) Где Вы берете занимательные задачи и головоломки для решения?

В школе

В библиотеке

У друзей

В сети Интернет

Научно-популярная литература

7 класс

9

7

3

18

6

9 класс

13

14

5

19

11

В качестве одного из потенциально эффективных средств развития познавательного интереса учащихся сегодня выступают информационно-коммуникационные технологии. Использование сети Интернет в качестве источника информации оживляет образовательный процесс, делая его ярким, запоминающимся и интересным для ученика. Однако, также источником задач для учащихся остается научно-популярная печать, библиотечный фонд.

10) Нравится ли Вам искать различные способы решения для одной и той же задачи, выбирать из них наиболее простой?

Да

Нет

7 класс

35

17

9 класс

40

15

Результаты ответов учащихся на данный вопрос положительны. Находя различные решения одной и той же задачи, ученик выполняет большую и полезную работу по анализу содержания, установлению связей между объектами, характеристиками и т.д. Это способствует развитию познавательного интереса.

11) Нравится ли Вам составлять самому задачи по математике?

Да

Нет

Не пытался

7 класс

20

16

21

9 класс

19

16

20

Большинству учащихся не нравится самим составлять задачи по математике, а некоторые и не пытались. Очевидно, что процесс составления задач иногда может быть и сложнее процесса решения задачи.

По результатам анализа ответов учащихся можно сделать выводы:

1) учащиеся 7-х и 9-х классов обучаются по развивающим программам Занкова и Эльконина – Давыдова, одним из ведущих принципов которых является развитие интереса к предмету;

2) полученные данные позволяют скорректировать работу учителя математики для решения вопроса формирования познавательного интереса к изучению математики;

Мы описали лишь результаты нашего опыта, не претендуя при этом на проведение полномасштабного педагогического эксперимента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы. (Из опыта работы)

Интеграция открывает огромные возможности перед преподавателями. Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех...

Обобщение опыта работы по теме "Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики".

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики на основе использования элементов современных образовательных технологий и нетрадиционных форм обучения...

Задания по математике для развития познавательного интереса учащихся 5 класса

Задания по математике для развития познавательного интереса учащихся 5 класса...

Развитие познавательного интереса учащихся 7 класса

Данный материал позволяет составить задания для учащихся в соответствии с уровнем познавательного интереса....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

Ф.И.О. Смирнова Татьяна Андреевна, учитель начальных классов, город Санкт-Петербург  Использование дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития по...

Обобщение опыта по теме "Повышение познавательного интереса учащихся на уроках русского языка средствами электронных образовательных ресурсов (ЭОР)" (доклад и презентация, мастер-класс и презентация на районный конкурс "Учитель года")

Обобщение педагогического опыта работы по теме «Повышение познавательного интереса учащихся на уроках русского языка средствами электронных образовательных ресурсов (ЭОР)».  ...