РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕНЕТ-РЕСУРСОВ
статья по теме

 

Обзор сайтов, которые могут быть рекомендованы к использованию при конструировании ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon harakteristika_eod.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕНЕТ-РЕСУРСОВ ИЗ  КОЛЛЕКЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ «ЕДИНОЕ ОКНО ДОСТУПА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Обзор сайтов, которые могут быть рекомендованы к использованию при конструировании ДО.

На российском общеобразовательном портале Министерства образования и науки РФ http://historydoc.edu.ru  представлены аннотированные ссылки на тексты источников, размещенных в Интернете, иллюстрации, фотодокументы, видеофрагменты. Многоуровневый рубрикатор позволяет быстро найти нужную информацию по типу исторического источника, периоду, личности, территории.

Электронные библиотеки. 

Наиболее значительную часть информации можно получить на сайте Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/. Сайт предлагает электронные тексты исторических источников по Всеобщей и отечественной истории с древнейших времен до XX в., базу статистических данных по экономической истории России конца XIX – начала XX  вв., коллекцию ссылок на исторические ресурсы, веб-сайты музеев мира (художественных, исторических, этнографических и др.). Большую библиотеку античной литературы можно найти по адресу http://cyrill.newmail.ru/index2.html . В глобальной сети созданы уникальные ресурсы по истории древних цивилизаций: cайты по истории Древнеримской цивилизации (более 2 тыс. иллюстраций) http://ancientrome.ru/, Древней Месопотамии http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/ и др. Здесь можно найти не только тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео- и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.). Коллекция источников «Хронос» систематизирована по векам и странам (по истории России с IX по конец XX вв., по зарубежной истории  с древнейших времен до 1946 г. в русском переводе)  http://www.hrono.info/dokum/docum.html. Кроме того, сайт содержит биографический указатель, тематические и генеалогические таблицы. На страницах http://www.magister.msk.ru/library/history/  размещены труды по русской истории В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова, С.М. Соловьева, В.Н. Татищева, воспоминания Н. Махно, П. Врангеля и др.; работы О.В. Творогова, Р.Г. Скрынникова, И.Н. Данилевского и др. по истории древней и средневековой Руси опубликованы на странице  http://lants.tellur.ru/history/ .

Сайт проекта «1812 год» содержит более 100 полнотекстовых электронных книг http://www.museum.ru/museum/1812/Library/part01.html  предоставляет огромные возможности для организации самостоятельной познавательной, проектной деятельности учащихся. Можно предложить учащимся  подготовить сообщения, аннотации, рецензии, заочные экскурсии и т. д. по материалам и публикациям, представленным в данном проекте. При изучении истории нашей страны XX в. с успехом можно использовать материалы сайта «Из архивов русской революции», на котором открыты для доступа произведения руководителей революционного и Белого движения:  http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm .

Полезными могут быть материалы для демонстрации на уроке, например карты: http://old-rus.narod.ru/maps/ ; http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/russia.html .

Энциклопедии и справочники.

На сайте http://enc.mail.ru/  представлен список энциклопедий по истории. Универсальная энциклопедия «Кирилл и Мефодий» http://mega.km.ru  размещает справочные материалы как по истории России, так и по мировой истории. Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней» http://slovari.yandex.ru/  , Русский биографический словарь http://www.rulex.ru   дают справочную информацию о многих выдающихся деятелях российской истории и культуры XVIIXIX вв., статьи содержат портреты описываемых деятелей, а также звуковые фрагменты. Кроме того, имеются многочисленные гипертекстовые ссылки, которые позволяют перейти к информации по другим выдающимся деятелям, с которыми был связан герой страницы.

        Музейные интернет-ресурсы обладают огромнейшим потенциалом в реализации принципа наглядности. Данные о более чем 30 музеях, выставках  перечислены на страницах сайта «Музеи России» http://www.museum.ru/ . Некоторыми ресурсами обеспечивается организация виртуальных экскурсий по разным маршрутам, в том числе и в трехмерном пространстве (например ресурсы на сайтах историко-культурного музея-заповедника «Московский кремль», музея-панорамы «Бородинская битва» и др.).        Развитие исследовательских и проектных технологий в преподавании истории предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. При помощи сайтов, посвященных Отечественной войне 1812 года, восстанию декабристов, Белому движению в годы Гражданской войны  http://www.whiteforce.newmail.ru/ , истории советского периода нашей страны (например, http://www.sovmusic.ru/   –  музыкальные произведения, речи вождей СССР, плакаты и т. д.) можно организовать исследовательские и творческие проекты учащихся.

Электронные учебники, учебные пособия. 

Учебник Л. Кацвы  http://som.fio.ru/Resources/Drachlerab/2005/08/0.htm  «История России. Cоветский период (1917–1991)» содержит 78 параграфов. Учебные пособия «Отечественная история (до 1917 г.)»  историков СПбГУ Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринского М.Ф. и  «История Советской России»  Ратьковского И.С., Ходякова М.В. дают представление о главных этапах в развитии нашей страны http://www.history.pu.ru/biblioth/russhist/histruss/index.htm . В пособии к курсу истории России IX–XX вв. петербургские авторы Измозик В.С., Куликов Ю.С., Рудник С.Н. и др. обращают внимание на дискуссионные проблемы истории  http://window.edu.ru/window_catalog/files/r25319/nwpi418.pdf . По каждой теме даны вопросы для самоподготовки и списки современной литературы. Пособие http://window.edu.ru/window_catalog/files/r25318/nwpi417.pdf   дополнено обширными справочными сведениями (таблицы и схемы, отражающие систему управления государством и знакомящие с высшими органами власти; хронологический указатель и др.).

Есть учебные книги с гиперссылками, иллюстрациями –  

http://de.ifmo.ru/--books/0048/history.html  – учебник Ю.Ушакова по истории России до 1991 г.

Лекции в Интернете. Иллюстрированные  лекции историков И. Данилевского, А. Юрганова, Д. Харитоновича и др. можно прослушать в режиме on-line: http://www.lectures.edu.ru/ . Аудиоархив ведущих преподавателей и ученых Санкт-Петербурга по широкому спектру гуманитарных дисциплин находится по адресу:  http://www.sonoteka.spb.ru/ . На сайте http://www.youtube.com/watch?v=FLyjK8UKt_8  представлен озвученный мультипликационный фильм по книге историка Н.М. Карамзина  «История государства Российского», фрагменты которого могут быть использованы в классах основной школы по ряду тем.

Веб-квесты. Перспективным направлением использования Интернет в преподавании школьных курсов и во внеклассной работе является технология Веб-квеста (от англ. «поиск»). Такая форма образовательного сайта позволяет давать ученикам задание по освоению школьниками изученных понятий в преломлении к реальной жизненной ситуации. В основу положена методика телекоммуникационного проекта и ролевой игры. Следуя разработанному сценарию, по гиперссылкам ведется поиск информации в Интернете при консультационной помощи педагога. Веб-квесты, как и учебные проекты, могут охватывать отдельную проблему, тему, школьный предмет или быть межпредметными. Их цель – создание условий для мотивации учащихся, более глубокого понимания, исследования проблем окружающего мира и рассмотрение путей их решения; использование технологий Интернет для публикации исследования и контакта с представителями власти, государственными и общественными организациями. Веб-квест включает в себя вступление (формулировка темы, представление главных ролей участников, план работы), основное задание и планируемый результат, список информационных ресурсов, описание этапов работы и советы, итоги исследования. В одном из ресурсов http://www.edc.samara.ru/~grp/quest.html приведен примерный сценарий организации работы по созданию такого сайта, приведена методика проведения ролевой игры по правам человека с использованием ресурсов сети Интернет. По адресу http://www.edc.samara.ru/~grp/trans.html названы темы международных интернет-проектов, к которым можно присоединиться:  «Борьба против детского труда», «Борьба против расизма», «Демократия в школе», «Права ребенка», «Против запугивания людей» и др.

В Интернете представлены готовые учебные презентации. Их можно найти, например на сайте сетевого объединения методистов Федерации интернет-образования  http://center.fio.ru/som/. Можно использовать комплекс презентаций (в т. ч. flash-фильмы, анимированные карты) к историко-обществоведческим курсам 5–11 классов, подготовленные учителем и учащимися московской школы № 46, http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm .

Контролирующие средства, тренажеры. По сравнению с началом 2000-х гг. тестирование в глобальной сети в подавляющем большинстве случаев предлагается за оплату, при необходимой регистрации. Сайт http://www.test4u.ru дает возможность пройти онлайновое тестирование по истории и обществознанию (пробные тесты – бесплатно).

Ряд образовательных порталов, сайтов носит комплексный характер, и поэтому они могут быть использованы на всех этапах изучения обществоведческого курса. Например, учебное пособие по обществознанию для 10–11-х классов  «Бог. Человек. Общество», размещенное по  адресу  http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm.  

Значительную помощь преподавателю обществознания окажут ресурсы специализированного информационно-образовательного портала «Гуманитарные науки» http://auditorium.ru/aud/about/index.php  , в рамках которого  публикуются учебники и учебные пособия, хрестоматии, монографии, диссертации и журналы, проводятся конференции и работают интернет-гостиные. Наиболее значительные ресурсы по   разделу  «Экономика»  представлены на федеральном образовательном портале   «Экономика, социология, менеджмент»    http://www.ecsocman.edu.ru/. Здесь учитель  найдет самые разнообразные источники информации: книги, статьи, учебные, компьютерные программы и др.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию проектной деятельности в региональном компоненте

Современная система профессионального образования призвана готовить специалистов для будущего, которое в большей степени не является определенно-предсказуемым. Обучение сегодня имеет вероятностный хар...

Методические рекомендации по использованию метода проектов в преподавании информатики

Метод проектов активно вводится в школьный курс «Информатика и информационно- коммуникационные технологии и  является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овла...

Методические рекомендации по использованию материалов ООР «Аудиохрестоматия. РФ. Мировая литература голосами мастеров сцены»

Сегодня, на мой взгляд, необходимо использовать аудиозаписи чтения произведений мастеров слова. Ребенку вдруг раскрываются возможности известного артиста. Он видел его по телевизору и запомнил...

Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках экономики

В работе раскрывается сущность метода  игровых технологий, целесообразность использования их в системе начального профессионального образования, технология и методика проведения дидактических и и...

Методические рекомендации по использованию дидактических материалов для интерактивной доски

Дидактический материал, разработанный с помощью программного обеспечения ACTIVIspire 1.4 для интерактивной доски ActivBoard серии 500Pro, (можно использовать для других видов досок) представляет собой...

Методические рекомендации по использованию презентаций в учебной деятельности . Разработки уроков с использованием ИКТ

Информационные технологии способствуют развитию и распространению электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе. ЭОР легко копируются на различные электронные носители: л...

Рекомендации по использованию ИКТ-технологий в образовательном процессе. Практикум по анализу урока с использованием ИКТ-технологий

Выступление на районном семинаре "Управление процессом информатизации в образовательном учреждении" с практическим занятием по анализу урока с применением ИКТ-технологий...