Актуальные вопросы этической культуры.
статья (9 класс) на тему

Школа, решая социальные задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому учащемуся определить чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_office_word.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные вопросы этической культуры. 

В современный период нового социального поворота в жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, разрушаются социальные связи и нравственные устои. Это ведет к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, вакууму духовности.

Именно поэтому школа, решая социальные задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому учащемуся определить чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.  

            Этическое воспитание - неотъемлемый компонент учебно-воспитательного процесса школы. Школа  для ребёнка адаптивная среда, нравственная атмосфера, которая даёт ценностные ориентации. Этическая система взаимодействует со всеми составными компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью.

             Для меня важно донести до воспитанников определение понятий совесть и память - составных частей человеческой души. Совесть есть величайшая путеводная звезда, указывающая путь человеку в мире, обществе, во вселенной. Не дай бог потерять эту путеводную звезду, а так же память, чувство времени, истории, пространства, потерять душу! Потерявшие душу, как известно, «мертвецы». Этикет как установленный порядок поведения не только несёт в себе внешнюю атрибутику, но и внушает понятия духовные, нравственные. Человек, если и не любит ближнего, то должен обязательно уважать, это залог выживания всех. Человек, если у него здоровая душа, не сделает другому такого, чего не пожелает себе. Это и есть совесть. Этические беседы на тему «Совесть, память, душа» дают возможность ответить на вопрос: «Чем отличаются нормы права от норм морали?».

             Вопросы воспитания, поведения, манер волновали во все времена, обращаясь к истории этикета, для себя и для ребят нахожу много интересного и поучительного.

              На Руси бразды этикета исходят из глубокой древности. Письменные правила поведения были напечатаны в книге «Правила поведения» в1204 году. Как себя  вести в жизни, поведал своим сыновьям князь Владимир Мономах (актуальны  советы и для нашего времени): «…Где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего…«Лжи блюдитесь и пьянства, ибо в них душа погибает и тело». В XVI веке появился «Домострой». Эта книга учила, как относиться к власти, Церкви, членам семьи, как воспитывать детей. О манерах поведения беру примеры из книги петровской эпохи «Юности честное зерцало»: «Никто не смеет, повеся голову и потупя глаза вниз, по улице ходить, или на людей косо взглядывать, но прямо, а не согнувшись ступать, а на людей глядеть весело и приятно…»[4,9]. Ребята с удовольствием погружаются в этикет наших предков.

       Уходя на учёбу, возвращаясь домой, мы находимся среди людей незнакомых. Словом, находясь в общественных местах, надо помнить, что мы здесь не одни, поэтому и поведение должно быть соответствующим.

Обсуждая жизненные ситуации, на внеклассных мероприятиях учу детей «вписываться» в среду окружения как можно полнее, не нарушать ритм общего движения, блюсти меру, такт. Неприлично во время разговора жевать жевательную резинку, тем более выплёвывать её на пол приклеивать к каким-либо предметам. Об этом приходится  напоминать ежедневно, ребята сами в игровой форме придумывают средства для «утилизации» жевательных резинок, готовят выставку рисунков-каррикатур «Любитель жвачек», которая не оставляет равнодушными, заставляет задуматься и увидеть себя со стороны.  

         Самая актуальная проблема культура и этикет применения сотовых телефонов. На улице, в толпе рядом с нами может возникнуть субъект, кричащий в свой «мобильник». В трамвае, автобусе часто раздаются пронзительные  звонки и тексты разговора проникают невольно в наш слух. Рассказывают, что в Японии был случай, когда подобного говоруна прямо-таки избили пассажиры, мотивируя тем, что тот игнорировал окружающих и своим разговором унижал пассажиров. Трудно  научить правильно пользоваться телефоном, так как  пример родителей, окружающих учит обратному. Классный час на эту тему получается интересным, поучительным. Учащиеся делятся на группы, каждая из которых в виде сценки представляют диалоги: разговор с другом, родителями, учителем и т.д.

Безусловно, основные правила поведения в сети Интернет должны знать учащиеся, поэтому тема Интернет-общения, не остается мной незамеченной. Когда мы используем компьютерную связь, перед нами нет лица собеседника, есть только экран монитора. Нет эмоций, нет мимики, жестов – одни слова, текст, только что набранный на клавиатуре. В этой ситуации важно не забыть, что собеседник – не скоростной компьютер, а вполне реальный человек со своими взглядами. Общение в Сети безлично и часто провоцирует людей, обменивающихся сообщениями по электронной почте, социальных сетях,  вести себя неадекватно, так  как они никогда не стали бы поступать в обычной жизни. Важно донести до учащихся, что чтение чужой электронной почты или отправление сообщения от чужого имени вполне можно сравнивать с копанием в чужих вещах. К сожалению, очень многие не понимают этого, пока не оказываются в положении жертвы. В решении и понимании данной проблемы помогают «Сократовские беседы»: умеем ли мы пользоваться глобальной сетью Интернет, для чего нужна электронная почта, культура общения в социальных сетях, нарушаются ли нормы этикета в сети и другие вопросы, связанные с проблемами и качеством общения в Интернет. Готовя и показывая сценку: «Подключайтесь к интернету» удалось показать не только позитивные стороны общения в Интернет, но и отрицательное влияние Интернета на семейные  отношения, качество общения в реальной жизни.

Уверена, уделяя внимание вопросам этического воспитания: будь то урок, беседа, классный час или перемена, мне удаётся в большинстве своём заставить учащихся задуматься о жизненных ценностях и нормах морали.      

Список литературы:

1. Современный этикет. Соловьёв Э.Я. Москва,2001г.

2.Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. Сборник советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни. СПб,1889г.

3.Энциклопедия этикета (Составитель Максименко О.Н.) Москва 2002г.

4. Золотая книга этикета (Автор-сост. В.Ф. Андреев) Второе издание, исправленное и дополненное. –М.: Вече, 2005. -400с.